Недоросль 4 5 действие. Д. И. Фонвизин: Недоросль (В сокращении) — Гипермаркет знаний

18.10.2019

Комедия Фонвизина «Недоросль» одно из выдающихся и известных произведений классики русской литературы.

Благодаря краткому содержанию по действиям и характеристике по каждому герою, можно на отлично написать сочинение в 8 классе.

Краткое содержание произведение Фонвизина «Недоросль» по действиям

Важно! В 1 действии читателю открывается большой дом, где проживает семья Простаковых.

Хозяйка проявляется недовольство по поводу кафтана, который сшит Трифоном для сына Митрофана. Она отдает распоряжение привести портного и мужа.

В дом заходит Трифон, Простакова начинает обвинять его в плохо сшитом кафтане. Мужчина оправдывается, что у него нет образования.

Хозяин также выражает свое недовольство. По его мнению, кафтан больше похож на мешок. Он всегда доверяет своей супруге и ее мнению. Простакова настаивает на том, чтобы Трифон был наказан.

В дом входит брат хозяйки – Скотинин. Он назначил встречу сироте Софье, которая также проживает в доме.

Это должно было стать торжественным мероприятием, поэтому Простакова заказала у Трифона кафтан.

Скотинин уговаривает сестру, чтобы она не наказывала сегодня портного, и уверяет ее, что самостоятельно сможет разобраться с ним после торжества.

Хозяйка выражает свое недовольство, и распоряжается, чтобы ее сыночку подавали завтрак.

В скором времени должны прийти учителя. Няня говорит, что Митрофан съел пять булочек. В ночное время он плохо спал, и жаловался на боли в животе.

Сын хозяйки рассказывает, что ему снились страшные сны, и мама начала бить папу. Ему было очень жаль свою матушку, потому что во сне она перетрудилась. Простакова.

Разрешает своему большому сыночку сходить и посмотреть на голубей. Скотинин интересуется, куда запропастилась его будущая жена, и нужно ее найти.

Он ждет церемонию бракосочетания. Девушка осталась одна, родственники погибли.

Скотинин женится на Софье, потому что она имеет в своем имении крупных свиней, а ему с детского времени нравятся эти животные.

Тут в гостиную вбегает Софья с радостной новостью. Она держит в руке письмо, которое прислал ей единственный дядюшка Стародум.

Этой новости не обрадовались Простаковы, которые сразу же утверждают о том, что Софья обманывает их.

В дом приходит учитель Митрофана Правдин, и зачитывает письмо. Дядюшка Софьи разбогател в Сибири, и хочет забрать свою наследницу.

Простакова принимает решение женить Митрофана на Софье. Резко в дом прибегает слуга и сообщает, что в деревне есть солдаты.

Обратите внимание! Во 2 действии появляется офицер Милон.

Девушка жалуется, что не хочет выходить замуж за Митрофана. Скотинин очень огорчился, что его женитьба не сложилась.

Между ним и Митрофаном завязывается драка. В третьем действии Правдин видит из окна, что к дому подъезжает карета Стародума.

Он встречает своего давнего друга. Стародум рассказывает о том, как он служил в армии, и его повысили в звании.

Его рассказ перебила Софья, которая была рада увидеть своего дядюшку. Разворачивается картина, где Простакова бьет Скотинина за то, что он осмелился ударить ее любимого сына.

Стародум начинает смеяться, а Простакова обвиняет дядюшку за то, что он осмелился посмеяться над ними. Софья представляет дядюшку, и Простакова меняет тактику, начинает подлизываться.

Стародум объявляет, что забирает свою племянницу, чтобы выдать ее замуж за обеспеченного молодого человека. Дядюшка обещает своей племяннице, что она сможет сама выбрать себе жениха.

Учителя Митрофана: Цыфиркин, Кутейкин и Вральман утверждают, что мать их ученика слишком много требует от своего сына. В этом убеждена и его няня Еремеевна.

В четвертом действии Софья и Стародум беседуют о дальнейших планах. Дядя убедился, что его племянница выросла рассудительной и честной девушкой.

Он получает письмо от графа Честана. Его друг делает предложение отдать замуж девушку за его племянника Милона. В этот момент в их комнату заходит сам Милон, и девушка знакомит его с дядей.

Стародум, после непродолжительной беседы, делает выводы, что это хороший юноша, дает благословение. Приходит Скотинин, который пытается уговорить дядюшку отдать за него Софью.

Простакова приглашает Стародума, чтобы он проверил грамотность и ум ее любимого сына Митрофана. Но на простые вопросы по грамматике недоросль не может ответить.

Митрофан начинает говорить глупости, которые для ученого человека кажутся очевидными.

Стародум объявляет, что выдает свою Софью за Милона. Простакова организовывает похищение девушки, чтобы тайно выдать ее за Митрофана.

Стародум вместе с Правдиным решают, что могут подать в суд за преступление. Но Простаковы начинают выпрашивать прощение. Софья решает не наказывать их.

Простаковых отстраняют от управления домом. Все слуги получают вознаграждение и новые рабочие места.

Простакова начинает защищать своего сына, но Митрофан грубо отталкивает ее. Матушка падает в обморок, а Правдин решает отправить недоросль на службу. Митрофан не против.

Когда Простакова приходит в сознание, начинает плакать, что осталась без власти и сына. Стародум уверен, что плохие поступки нужно наказывать.

Характеристика героев: очень кратко

Ниже, очень кратко представлена характеристика героев с описанием:

Герой Краткая характеристика
Простакова Женщина плохо обращается с крестьянами, унижает всех. Любит своего сына
Простаков Он потакает жене, старается ей угодить
Митрофанушка Сын Простаковых. Юноша ленится учиться. С ним работают учителя, которые не могут добиться от него грамотности
Скотинин Брат Простаковой. Любит ухаживать за свиньями, хочет жениться на Софье, чтобы получить ее приданное
Софья Племянница Стародума. Девушка добрая и честная
Стародум Смог заработать деньги, был на войне, дядюшка Софьи
Милон Честный и трудолюбивый офицер. Хочет жениться на Софье
Правдин Чиновник, который следит за порядком в губерниях. Наказал Простаковых за плохое отношение к работающим крестьянам
Трифон Простой и добрый крестьянин, который не боялся спорить с госпожой

Денис Иванович Фонвизин в своем произведении «Недоросль» пытается донести читателям, что любое зло наказывается. Важно быть порядочным, добрым человеком.

Действующие лица

Простаков
Г-жа Простакова, его жена
Митрофан, их сын, недоросль
Еремеевна, мамка Митрофана

Стародум
Софья, племянница Стародума
Милон
Скотинин, брат г-жи Простаковой

Кутейкин,семинарист
Цыфиркин, отставной сержант
Вральман, учитель
Тришка, портной

Действие происходит в деревне Простаковых.

Действие первое

Тришка, портной-самоучка, сшил Митрофану слишком узкий кафтан. Простакова ругает Тришку, а заодно и мужа-подкаблучника, который ни в чем не разбирается, не хочет ни за что отвечать, а во всем потакает самой Простаковой. Тришка пытается оправдаться тем, что он не учился специально шить, но для Простаковой это не довод. Она указывает Тришке на самого первого портного на свете, которому не у кого было учиться шитью. Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти матери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж; впрочем, Простакова не привыкла считаться ни с чьим, кроме своего, мнением. Скотинин же заинтересован в браке с Софьей не потому, что невеста богата или нравится ему, а потому, что в ее деревнях много свиней, к которым Скотинин питает слабость. Входит Софья с письмом от своего дяди Стародума, которого Простаковы давно считали покойным. Он несколько лет жил и работал в Сибири и, как следует из письма, нажил состояние, наследницей которого объявляет Софью. Планы Простаковой меняются, она решает женить своего Митрофана на неожиданно разбогатевшей Софье. Ho и Скотинин в свете последних перемен не собирается отступаться.

Действие второе

Милон, офицер, размещает в деревне своих солдат на постой. Он встречает Правдина, который направлен в округ, чтобы препятствовать злодеяниям, творимым помещиками над крестьянами. Милон рассказывает другу, что уже полгода не виделся со своей возлюбленной (Софьей), которую, по его сведениям, родственники увезли из Москвы и обращаются с девушкой жестоко. Появляется Софья, бросается к Милону, жалуется ему на тяжелую жизнь в доме Простаковых, говорит, что ее сватают за Митрофана. Вошедший Скотинин также заявляет свои «права» на Софью, но Правдин вовремя упоминает о намерениях Митрофана, и гнев Скотинина оборачивается не против истинного соперника (Милона), а против племянника. Он накидывается на Митрофана с кулаками, даже подоспевшая Еремеевна не успевает ничего сделать. Правдин оттаскивает Скотинина. Простакова резко меняет свое отношение к Софье, становится ласковой, предлагает осмотреть комнату, приготовленную для Стародума. Простакова знакомит Милона и Правдина с «учителями» Митрофана - Цыфиркиным и Кутейкиным. Оба жалуются на непроходимую тупость Митрофана, на невежество самой Простаковой (которая обучает сына для видимости и потому, что так модно), на немца Вральмана, который и сам ничему не учит Митрофана, и русским учителям не дает провести ни одного урока толком. Митрофан намекает матери, что утопится, едва та просит прочесть что-нибудь. Причина гнева Митрофана - Скотинин. Простакова, узнав, что брат поднял руку на «дитя», вначале накидывается на Еремеевну (не сумевшую защитить вверенного ее попечению шестнадцатилетнего Митрофана), а затем обрушивается на истинного обидчика. Кутейкин, Цыфиркин и Еремеевна, подсчитав все прибыли на службе у Простаковых («по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день»), отправляются «выпить чарку».

Действие третье

Правдин первым успевает встретить Стародума и выразить свое почтение. Стародум рассказывает, что отошел от двора потому, что не мог мириться с ханжеством, низостью, трусостью, себялюбием придворных. «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». Приобретя некоторое состояние, Стародум целью своей жизни определяет устройство счастья племянницы Софьи. Он рад вновь увидеть ее после долгой разлуки. Софья всячески выказывает дяде преданность, почтение и охотно слушает его философские беседы и наставления. Стародум в восторге от того, что Софья полностью разделяет его взгляды на жизнь. Некторое недоумение вызывает у Софьи замечание Стародума о его намерении выдать племянницу за известного и рекомендованного ему достойного молодого человека. Впрочем, Стародум не собирается неволить племянницу и спрашивает прежде ее согласия. Окружающие принимают веселый вид и наперебой убеждают Софью в выгодности для нее брака - то с Митрофанушкой, то со Скотининым. Простакова хочет заставить сына «блеснуть» знаниями перед Стародумом, чтобы произвести на того благоприятное впечатление. «He хочу учиться, хочу жениться», - категорически заявляет Митрофан. Учителя по очереди пытаются преподать свои уроки, но это ни к чему не приводит: задачи, предлагаемые Цыфиркиным, Митрофан решать отказывается, т. к. в них нет смысла (задачи касаются предполагаемого повышения жалованья Цыфиркину и дележа найденных на дороге денег). Едва Кутейкин приступает к своей части «учебного процесса», появляется Вральман, который громко ужасается обилию наук, изучаемых «измученным» Митрофанушкой. Простакова немедленно соглашается, что Митрофану нечего иметь дело с умниками, а лучше вращаться в своем кругу. Ей жаль «перетрудившегося» сына, она уводит Митрофана. Кутейкин и Цыфиркин накидываются на Вральмана, едва не принимаются бить его за то, что он и сам не работает, и им не дает ничему научить недотепу-Митрофана. Вральман спасается бегством.

Действие четвертое

Стародум беседует с Софьей о благонравии и добродетельности, дает своей послушной племяннице наставления: «Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце... счастлив ли тот, кому нечего желать, а лишь есть чего бояться... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище... Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца». Стародум обращается к вопросам семьи и брака, сетует на то, что многие браки заключаются по расчету, а не по велению сердца, надеется, что Софья выберет себе в мужья человека, к которому будет питать «дружбу, которая на любовь походила бы». Стародуму приносят письмо из Москвы от его друга, где тот рекомендует Стародуму Милона как прекрасного жениха для Софьи. Стародум интересуется, занято ли сердце племянницы. Едва та собирается ему во всем признаться, как появляется Правдин и представляет Милона Стародуму. Тот задает Милону вопрос о его происхождении и радуется, что Милон - тот самый молодой человек, о котором ему пишет друг из Москвы. Когда же выясняется, что Милон еще и тот, кому давно отдано сердце Софьи, что в нем души не чаяла ее покойная мать, Стародум приходит в веселое расположение духа, благословляет племянницу, хвалит ее за достойный выбор. В разгар объяснения входит Скотинин, принимается разглагольствовать о своей любви к свиньям. На предложение руки и сердца Софье Стародум дает ему решительный отказ, мотивируя это тем, что дворянке неприлично выходить замуж за Скотинина и жить по-свински. Появляется Простакова с семейством, начинает расхваливать Митрофана, демонстрировать его «глубокие» познания во всех науках. Митрофан квалифицирует «дверь» как прилагательное, потому что она «к стене приложена»; впрочем, дверь в чулан, которая еще не повешена, удостаивается имени «существительное». На просьбы развеселившихся свидетелей этой сцены рассказать что-нибудь из истории Митрофан признается, как он обучается этой науке: они с Вральманом зовут скотницу Хавронью, и та рассказывает им «истории». Названия же «география» Митрофан вообще не понимает. Когда Правдин растолковывает Простаковой, что знания по географии необходимы тогда, например, когда отправляешься в путешествие, Простакова искренне отметает необходимость в географии для дворян, поскольку дворянина возят извозчики. Стародум и Простаковой отказывает в ее сватовстве. Правдину приносят пакет от наместника, в котором содержится предписание отнять имение Простаковых, если за ними будут замечены противозаконные действия. Простакова вне себя от злости. Узнав, что поутру Софья с дядей выезжают в Москву, она решает насильно обвенчать девушку с Митрофанушкой.

Действие пятое

Софью силой волокут в карету, чтобы везти в церковь. Милон освобождает свою невесту. Еремеевна все рассказывает Стародуму и Правдину, который решает положить конец беззакониям, творящимся в доме Простаковой. Узнав, что ее план провалился, Простакова падает на колени, начинает униженно умолять Стародума и Правдина простить ей грех. Софья и Стародум просят Правдина не наказывать из-за них никого. Едва Правдин отпускает ее, Простакова начинает срывать зло на своих слугах, которые «не устерегли» Софью. Так она трактует указ о вольности дворянства. Правдин же именем правительства объявляет, что отнимает «в опеку» дом и деревни Простаковых «за бесчеловечие». Скотинин поспешно ретируется, обещая на будущее не бить своих крепостных и знакомым посоветовать то же самое. Простакова умоляет Правдина как-нибудь отменить указ, но тот непреклонен. Он призывает учителей Митрофана. Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Цыфиркин отказывается от платы, поскольку ничему не сумел научить Митрофана, а Кутейкин требует денег. Все одобрительно относятся к поступку Цыфиркина, хвалят его за честность, дарят деньги, a Kyтейкина стыдят и прогоняют. Вральман просит Стародума взять его к себе, клянется, что не забыл обращения с лошадьми, поскольку общение с господами Скотиниными казалось ему похожим на лошадиное. Простакова восклицает, что у нее осталась единственная радость - Митрофанушка, но тот отталкивает ее. Простакова от огорчения падает в обморок. Правдин называет Митрофана грубияном, стыдит его за то, что безумная любовь матери к нему довела ее до того положения, в котором она теперь находится. Правдин решает определить Митрофана служить. Простакова приходит в себя, в отчаянии кричит, что лишилась всего - и власти, и сына. Стародум произносит: «Вот злонравия достойные плоды».

Выходит Стародум. Глянув на книгу Софьи и увидев, что её автор – Фенелон , он хвалит её за хороший выбор чтения. Стародум признаёт Фенелона высоконравственным писателем, но не жалует «нынешних мудрецов» – философов-просветителей , ибо они «искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель».

Денис Иванович Фонвизин

Стародум и Софья заводят беседу о нравственности и морали. Стародум советует, чтобы Софья, вступая во взрослую жизнь, искала себе достойных друзей и шла прямой и честной дорогой, невзирая на злословие и зависть. Софья спрашивает: правда ли, что счастье состоит в знатности и богатстве? Стародум отвечает: степень знатности надо рассчитывать по числу дел, которые человек совершил для отечества, а богатство – по величине средств, отдаваемых зажиточным гражданином на помощь неимущим. Стародум убеждает племянницу: без добродетели не бывает прочного счастья. Человека, который заботится лишь о собственных выгодах, всегда терзает мысль, как бы не «сверзиться» с вершины довольства. Среди людских качеств важен ум, но он ценен, лишь если соединён с благонравием. Стародум излагает Софье и свои мысли насчёт обязанностей дворянина. По его мнению, дворянское звание пристало лишь тем, кто оправдывает его важными и полезными делами. Прочие же дворянами быть недостойны. В человеческой жизни очень важны и семейные добродетели. Муж и жена должны состоять в сердечной дружбе друг с другом и не предаваться порочному поведению, которое рушит семью, лишает детей отца и матери.

Софья восхищается советами Стародума, которые совпадают с её собственным душевным настроением.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление III

Подошедший камердинер подаёт Стародуму письмо, присланное ему из Москвы графом Честаном. Стародум просит, чтобы Софья сходила за его очками.

Явление IV

Оставшись один, Стародум замечает вслух, что граф в письме, вероятно, возобновляет своё прежнее предложение: выдать Софью за своего племянника Милона.

Явление V

Софья приносит очки. Стародум читает письмо Честана. Граф действительно пишет о Милоне, извещая, что тот сейчас ведёт в Москву солдатскую команду.

Явление VI

Правдин подводит к Стародуму офицера, которого тот раньше уже мельком здесь видел, и представляет его: «Милон». Удивлённый и обрадованный Стародум говорит Милону, что много слышал о достоинствах его характера из рассказов графа Честана. Милон отвечает очень скромно, однако Стародуму, известно: этот юноша уже бывал в боях и проявил себя отважным офицером. Дальнейший разговор ещё сильнее убеждает его в благородстве Милона.

Замечая симпатию собеседника, Милон просит у Стародума руки Софьи, которая подтверждает, что их любовь друг к другу взаимна. Стародум тут же восхищённо соединяет их руки, давая согласие на брак.

Явление VII

Подходит Скотинин. Ничего не зная о произошедшей только что сцене, он вновь начинает просить у Стародума руки Софьи. Стародум отказывает, говоря, что не желает отдавать племянницу за малознакомого человека. Скотинин расписывает достоинства своего рода, уверяя, что он древнее самого Адама . Все начинают смеяться, ибо, согласно Библии, до Адама бог создал «зверей земных» и, значит, род Скотинина вправду идёт от скотины.

Озадаченный Скотинин начинает подозревать, что Милон – его соперник, но рассчитывает легко взять верх над ним.

Явление VIII

Входят господин и госпожа Простаковы с Митрофаном. Родители начинают расхваливать Митрофана перед Стародумом как завидного жениха для Софьи. Они особенно упирают на то, что их сын «обучен всем наукам».

Правдин и Стародум решают сделать краткий экзамен познаниям Митрофана. Правдин осведомляется, знаком ли недоросль с грамматикой, и, услышав, что да, спрашивает: слово «дверь» – существительное или прилагательное? Митрофан отвечает, что та дверь, которая уже висит на петлях, – «прилагательна, ибо приложена к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Стародум смеётся: «Так у тебя и слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?» – Митрофан подтверждает: «Да».

Он рассказывает, что «так же силён и в истории», ибо постоянно слушает различные истории от немца Вральмана и скотницы Хавроньи. Правдин интересуется: а как насчёт географии? Оказывается, что ни Митрофан, ни его родители даже не слышали названия такой науки. Правдин объясняет: это – описание земли, «сгодилось бы, ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь». Простаковой такая наука кажется несерьёзной: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Дворянин только скажи: повези меня туда, – они и свезут, куда изволишь. Вот мой батюшка был воеводой 15 лет. Так он даже грамоте не знал, зато после каждого просителя что-нибудь клал себе в железный сундук, да так и помер, на нём лежучи».

Скотинин вспоминает их общего дядю, Вавилу Фалалеича. Тот о грамоте и не слыхивал, но голова у него была сильная: раз он во хмелю разогнался на борзом иноходце через каменные ворота и хватил лбом об их притолоку, так что его аж пригнуло из седла к земле затылком. «Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?» Стародум смеётся: «Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы».

Правдина извещают, что ему доставили какой-то пакет, и он идёт за ним. Милон уходит давать приказания солдатам.

Явление IX

Стародум говорит, что не отдаст Софью ни за Скотинина, ни за Митрофана, потому что она уже сговорена в замужество и завтра утром он увезёт её из имения.

Стародум уводит Софью. Скотинин и госпожа Простакова в злобе бегают по сцене, задумывая что-то недоброе.


Это краткое содержание произведения Фонвизина «Недоросль». Оно разбито на действия и подходит для читательского дневника.

ДЕЙСТВИЕ 1

Семья Простаковых ругает Тришку, которому поручили сшить кафтан для Митрофана. Тришка не справился с работой, хоть и предупреждал всех о своем неумении. Его выгоняют.

Все заботятся о Митрофане, а он позволяет себе много есть и гулять.

Простаковы хотят отдать сироту Софью за Скотина. Скотин рад, так как у девушки есть много скота. Вдруг приходит письмо от родственника Софьи, что рушит все планы. Кроме Софьи никто его не может прочитать, так как люди вокруг неграмотные.

В письмо речь шла о большом наследстве, так что уже и Простаковы хотят ее сосватать своему сыну.

ДЕЙСТВИЕ 2

Все начинается с разговора друзей Милона и Правдина. Милон – возлюбленный Софьи. Приехал увидеться с ней. Их встреча была радостной, но Софья сообщила, что ее хотят выдать за 16-летнего глупого Митрофана. Скотин тоже переживает, что может остаться без богатой жены.

Скотин и Митрофан встречаются и начинают драку, так как оба хотят взять Софью в жены.

Их успокаивает Правдин. Тем временем Простаковы льстят Милону, заговаривают зубы. Правдин знакомиться с учителями Митрофана.

ДЕЙСТВИЕ 3

Приехал Стародум, дядя Софьи. Правдин рассказал ему все, что происходило с Софьей. Стародум решил повременить и не горячиться.

Семья Простаковых и Скотин стали льстиво приветствовать Стародума. Стародум говорит о том, что забирает Софью в Москву выдать замуж. Софья соглашается, хотя еще не знает, что ее сужен Милон.

Простакова пытается убедить его не делать этого, якобы Митрофан намного лучше. Правдин всех уводит, а учителя рассказывают Стародуму, что Митрофан глуп и ленив.

Простакова заставляла занимать Митрофана перед Стародумом. Но и мать, и сын были неграмотными. Они пришли к выводы, что эти науки не нужны.

ДЕЙСТВИЕ 4

Дядя ведет беседы с Софьей, говорит с ней о семье, чести. Также он узнает, что Софья будет женой Милона. Ему нравится юноша. Он благословляет пару.

Скотин пытается влезть в беседу, чтобы показать себя. Но все выходит нелепо. Простакова снова попыталась похвалить сына, но вопросы Правдина загнали его в тупик. Стародум сообщает, что завтра они уже уезжают. Скотин и Митрофан продумывают план перехвата.

ДЕЙСТВИЕ 5

Простакова приказала забрать Мофью силой. Милон смог уберечь невесту. Это был незаконный поступок, так что теперь они имеют право на суд. Но Софья всех прощает.

Правдин сообщает Простаковой, что ее злые поступки не будут оправданы. Отныне все ее имущество переходит Правдину.

Дальше Правдин разбирается с учителями. Он раскрывает обман Вральмана. Цыфиркин награжден за свою честность, так как отказался от денег. Он понимал, что не смог ничему научить Митрофана. Кутейкин хотел денег, а в итоге остался ни с чем.

Митрофан решает пойти на службу. Простакова в шоке от происходящего, а Софья с дядей и женихом уезжают в Москву.

Обновлено: 2017-08-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Действие 1

Денис Иванович Фонвизин

Действие 2

Офицером пришедшей в деревню части оказывается не кто иной, как Милон. Встретив здесь Софью, он вне себя от радости.

Милону знаком и Правдин. Выясняется, что тот – правительственный чиновник, посланный на объезд губернии с целью обуздывать произвол дворян. Правдин уже решил донести властям на самодурство Простаковых. Софья жалуется, что Простаковы грубо обходятся с нею и с нетерпением ждёт приезда дяди. Знавший прежде Стародума Правдин хвалит его прямой и честный характер.

Скотинин приходит уговаривать Софью выйти за себя. Он сулит, что на десять тысяч её дохода «выкупит свиней со бела света». Услышав от Правдина, что Простакова теперь хочет выдать Софью за Митрофана, Скотинин приходит в ярость. Митрофан и его няня Еремеевна как раз проходят мимо. Скотинин бросается на племянника с кулаками. Митрофан прячется за Еремеевну. Та дерётся со Скотининым и прогоняет его угрозой «выцарапать ему бельмы».

Появляются господин и госпожа Простаковы. Узнав, что Скотинин бросался на Митрофана, госпожа Простакова ругает Еремеевну: почему она «не впилась братцу в харю и не раздернула ему рыла по уши»? Простакова обещает и лично «переведаться» со Скотининым.

Приходят учителя Митрофана по «арихметике» и грамматике: отставной солдат Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Ленивый недоросль отказывается идти на урок с ними, говоря, что не может прийти в себя после нападения дяди. У Митрофана есть и третий учитель – немец Вральман, который преподаёт ему «французский язык и все прочие науки». Вральман получает от Простаковых большое жалование, однако пользы от него мало: он лишь потворствует безделью недоросля.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Действие 3

В имение Простаковых приезжает Стародум – человек, воспитанный отцом в обычаях мужественной эпохи Петра Великого . В молодости он успел послужить и в армии, и при дворе, но, невзирая на свои таланты, нигде не снискал почестей и чинов, так как руководствовался всегда не корыстью, а совестью. Покинув суетный двор, Стародум уехал в Сибирь и честным трудом разбогател в этой суровой земле.

Софья и Правдин встречают Стародума с большой радостью. Тот говорит, что приехал вырвать племянницу из рук недостойных родственников.

Вблизи поднимается крик. Это госпожа Простакова затеяла драку со своим братом за обиду Митрофана. Простакова вцепляется ногтями в «зашеину» Скотинина и норовит «добраться до его рожи», но дерущихся разнимает Правдин, который представляет приехавшего Стародума. Увидев богатого гостя, Простакова сразу меняет тон и зовёт девок готовить угощение. Господин Простаков и Скотинин лезут обнимать Стародума, а Митрофанушка даже целует ему руку и называет «вторым отцом».

Стародум объявляет, что собирается выдать Софью замуж. Скотинин начинает предлагать в мужья себя, похваляясь: «каков я, право таких мало, да и свиной завод у меня неплох». Но Простакова расписывает достоинства Митрофана, особенно напирая на то, что он получает образование у специально нанятых учителей.

Стародум уходит отдохнуть, а Простакова приказывает спешно звать Цыфиркина и Кутейкина и начинать с Митрофаном занятия. Она советует сыну отвечать учителям как можно громче, чтобы Стародум услышал урок и убедился в его усердии. Митрофан отбивается, крича: «Не хочу учиться, хочу жениться!», но его всё же усаживают перед учителями.

Однако во время урока Митрофанушка не может разделить триста на три, сложить десять и десять. Приходит третий учитель, немец Вральман, и начинает говорит, что «злодеи» Кутейкин и Цыфиркин хотят совсем «уморить ребёнка» учёбой, без которой и в Петербурге вполне можно обойтись. Простакова уводит сына отдыхать, а Кутейкин с Цыфиркиным бросаются бить ненавистного им, глупого немца.

Герои «Недоросля» Фонвизина

Действие 4

Отдохнув с дороги, Стародум беседует с Софьей, советуя ей придерживаться в жизни трудолюбия и благонравия, всегда блюсти семейные добродетели. Софья принимает поучения дяди с благодарностью.

Стародуму приходит письмо из Москвы от графа Честана. Тот возобновляет сделанное им ещё раньше предложение о браке Софьи со своим племянником Милоном, юношей, который, несмотря на свою молодость, уже проявил большую храбрость в сражениях. Стародум неожиданно узнаёт, что Милон – это офицер, которого он уже видел в имении Простаковых. Милон очень нравится Стародуму. Софья рассказывает, что она уже давно связана с этим молодым человеком глубоким взаимным чувством. Стародум соединяет руки Софьи и Милона, давая согласие на их брак.

Но сватовство к Софье возобновляют Скотинин и Митрофан. Простаковы уверяют, что их сын «обучен всем наукам». Правдин и Стародум устраивают Митрофанушке небольшой экзамен. На вопрос по грамматике тот позорно отвечает, что слово «дверь» – прилагательное, ибо «она приложена к месту». Выясняется, что о науке географии Митрофан даже не слыхал. На объяснение: география – это описание земли, «сгодилось бы, ежели б случилось куда-нибудь ехать», Простакова замечает: «А извозчики на что? Они и сами куда надо довезут!»

Стародум говорит, что Софья уже сговорена в замужество и завтра утром он увезёт её из имения. Скотинин и Простаковы в досаде задумывают недоброе.

Действие 5

Правдин получает пакет с указом наместника взять под правительственную опеку дом и деревни недостойных дворян Простаковых. Стародум горячо одобряет это распоряжение, радуясь, что нынешняя русская царица Екатерина сознаёт : «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Тем временем люди Простаковых по приказу своих господ пробуют насильно посадить Софью в карету и увезти её на венчание с Митрофаном. Милон, обнажив шпагу, защищает свою невесту, а подбежавший Правдин грозит, что представит семейство Простаковых «перед суд, как нарушителей гражданского спокойства». Софья и Стародум, сжалившись над своими обидчиками, просят не доводить дело до суда, однако госпожа Простакова тут же бросается наказывать слуг, упустивших Софью. Правдин тогда объявляет, что по указанию верховной власти Простаковы лишаются имений.

Скотинин спешит побыстрее уехать в собственное поместье. Правдин приказывает привести учителей Митрофана для выплаты им недоданного жалования. Стародум, увидев Вральмана, узнаёт в нём немца, который раньше служил у него кучером. На вопрос, как же он взялся учительствовать, Вральман отвечает: три месяца не мог найти в Москве кучерского места, и «пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель».

Плачущая госпожа Простакова ищет утешения у сына, но Митрофан грубо отталкивает её: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Правдин приказывает Митрофану немедленно идти на службу. Простакова рыдает: она потеряла и поместья, и сына. Стародум, указывая на неё, подводит моральный итог пьесы словами: «Вот злонравия достойные плоды!»