Юлия Пятница
Совсем недавно выжигание по дереву — пирография — обрело вторую жизнь. Возможно, это связано с появлением новых профессиональных приборов для работы. А может, люди стали уделять больше внимания изделиям, украшенным вручную. В любом случае, техника выжигания по дереву достаточно проста для того, чтобы ее мог освоить даже новичок!
Каждый мастер работы по дереву оказывается перед проблемой выбора древесины для фона. Руководствуйтесь несколькими параметрами, чтобы подобрать оптимальный вариант фоновой заготовки.
Чем светлее ваш фон, тем лучше с ним будет контрастировать рисунок. При желании вы можете использовать и более темные сорта. Но при покрытии работы лаком изображение станет менее отчетливым.
Многие мастера предпочитают работать над фоном с наименьшей текстурой. Гладкая поверхность без прожилок и выступов дает возможность с легкостью выполнить любой рисунок.
Но если вы проявите фантазию, и примените текстуру в своей работе — результат превзойдет все ваши ожидания. К примеру, можно использовать текстурные полосы как рябь на воде.
Выжигание по дереву напрямую зависит от мощности используемого прибора. Чем мощнее прибор, тем более твердый фон вы сможете обработать.
И все же лучше отдавать предпочтение мягким сортам древесины, с которыми легко работать любым выжигателем.
Форму фоновой заготовки нужно подбирать в зависимости от того, что вы хотите сделать с работой в дальнейшем. Если заготовка будет висеть в рамке, выбирайте заготовки правильной геометрической формы. Такие можно найти среди строительных досок и ненужных частей старой мебели.
Иногда в специализированных магазинах появляются оригинальные спилы неправильной формы. Обрамляющая их кора может стать прекрасной рамкой.
Лучшие сорта для выжигания по дереву — это липа, бук, осина, кедр, вишня, кипарис и клен. У всех деревьев довольно светлая древесина, гладкий или мелкозернистый срез без прожилок.
Главное приспособление мастера, работающего по дереву, — это специализированный пирографический прибор с карандашом-пером для выжигания. Существует 2 основных разновидности таких приборов:
Приборы с твердыми перьями, как правило, имеют постоянную температуру нагрева. Несмотря на то, что к ним прилагаются дополнительные перья, такие приборы лучше выполняют фоновое выжигание из-за ширины насадки.
Проволочные перья более удобны — благодаря тонкости и возможности регулирования температуры вы сможете выполнять разные виды работ: от тонких и незаметных до широких контрастных штрихов.
И твердые, и проволочные перья представлены 3 основными формами:
Косое перо имеет скошенную прямую поверхность. С его помощью прорисовывают тонкие четкие линии. Писчее перо закруглено на конце: им также удобно рисовать линии и слова, к примеру, писать стихи на дереве. В отличие от первых двух, перо для ретуши имеет плоскую широкую поверхность и предназначено для выжигания фона или широких элементов.
Выжигание по дереву не ограничивается одной техникой. Если вы познакомитесь хотя бы с несколькими качественными работами, то обнаружите, что каждая из них отличается использованием какого-то особенного художественного приема!
Ниже вы увидите список основных методов выжигания по дереву.
Это базовый метод, с которого начинается освоение пирографии новичками. На деревянную основу наносится рисунок при помощи графитового карандаша или копировальной бумаги. После этого мастер начинает выжигать изображение по контуру, придавая ему контрастность по отношению к фону.
Негативный метод пирографии основан на выделении рисунка светлым цветом путем контрастного выжигания фона. Этот метод можно выполнить двумя техниками: путем добавления фона и добавления картинки.
При первом фон выжигается вокруг заготовленного рисунка. Второй метод предусматривает полное выжигание фона, после чего мастер вырезает на нем рисунок, образуя светлые участки.
Вы можете совместить эти техники, придав своему изделию дополнительный объем.
Мастера пользуются таким методом, чтобы, как и в случае с негативным, рисунок стал рельефным. Для этого изображение вырезается на основе по ранее перенесенному эскизу и лишь потом прижигается в определенных местах.
Кроме этих методов существует также выжигание по дереву раскаленным металлом и солнечными лучами через призму. Но ввиду сложности выполнения мало кто пользуется такими техниками.
Если вы впервые сталкиваетесь с выжиганием по дереву, попробуйте выполнить несложный рисунок. Для этого выберите простой трафарет в виде контура изображения без мелких деталей и сложных узоров.
Покройте готовое изделие прозрачным лаком, чтобы закрепить результат и замедлить процесс старения. После освоения базовых техник попробуйте выполнить выжигание по дереву более трудного рисунка, как в мастер-классе данного видео.
Во время работы над рисунком не забывайте о технике безопасности. Старайтесь работать ограниченное время во избежание перегрева прибора для выжигания. И не прикасайтесь к нагревательным элементам — это чревато получением ожогов.
Показать еще
Что можно сделать из ракушек? Оказывается, разных интересных идей – великое множество. Мастера рукоделия изготавливают даже целые панно и картины, а также украшения, вазы, подсвечники, букеты, декорируют морскими дарами предметы интерьера. Хотите попробовать – вам помогут наши мастер-классы.
Выжигание по дереву смогут выполнить не только супер мастера в деле выжигания, но и новички.
Для начала лучше тренироваться с фанерой, потом можно переходить на ольху. Научившись всем хитростям, можно смело выкладывать объявления со своими услугами.
Помните!
Если вы станете мастером, то сможете заработать хорошие деньги и прекрасно проводить время.
– не только интересное занятие, но и способ сделать красивый подарок. Можно сделать табличку для бани или просто открытку из дерева. Необычно, не так ли?
Сегодня мы изготовим с Вами табличку в баню)
— выжигатель;
— дощечка, на которой будете выжигать (размер зависит от рисунка);
— рисунок (для удобства лучше взять черно-белый);
— скотч или изолента;
— ножницы;
— ручка без пасты или ключ.
1) Первым делом нужно определиться с рисунком. После придумывания определенной темы, рисунок нужно найти. Сделать это можно в любом поисковике.
Советую искать со словами «черно-белый» или «тату», тогда найденные рисунки легче переносить на дерево и легче их выжигать. Например, «для бани рисунок черно-белый » или «зодиак овен тату».
2) Распечатанный рисунок нужно прикрепить к дощечке с помощью скотча или изоленты.
3) Используя ключ или ручку без пасты, следует обвести весь рисунок, слегка выдавливая в дереве ваш рисунок. Иногда отлепляйте один из уголков, чтобы следить за тем, как идут ваши дела. Но не отлепляйте рисунок полностью!
4) После обведения всего рисунка, нужно убрать бумагу и скотч. Настало время приступить к выжиганию.
Используйте тонкую насадку. В процессе выжигания можно добавлять новые элементы к основному рисунку.
5) После окончания выжигания, можно покрыть вашу открытку из дерева лаком для сохранности. Но можно и не покрывать, тогда у нее останется приятный запах жженого дерева.
Выжигание по дереву — это отдельная область прикладного искусства, посредством которого создаются настоящие шедевры. Различного рода картины, портреты и пейзажи, несмотря на монохромность красок, поражают взгляд красотой линий и разнообразием оттенков. Начальные навыки обработки деревянной поверхности приобретаются достаточно легко, однако конечный результат во многом зависит от правильно подобранного материала.
В идеале в качестве основы для рисунка должна использоваться цельная древесина, однако в виду ее высокой стоимости и редко встречающихся заготовок необходимой толщины это не всегда представляется возможным. Наиболее оптимальным решением для начинающих мастеров является фанерная продукция, цена которой вполне демократична, а толщина имеет подходящие стандарты.
Фанера – это многослойный продукт на основе натуральной древесины, выпускается в различных модификациях. В качестве исходного материала для ее изготовления используется натуральный шпон, который формируется посредством лущения предварительно распаренных бревен. Готовые пласты шпона сушатся и склеиваются между собой посредством горячего прессования.
Выжигание на фанере — захватывающее занятиеВ зависимости от типа древесины и клеевого состава, напрямую зависят и основные качественные характеристики фанерной продукции. Для выжигания своими руками подойдет далеко не каждый тип фанеры – некоторые аналоги совершенно не пригодны для этого процесса, ввиду природных или технических особенностей материала.
Ниже приведена инструкция о том, как правильно подобрать фанеру для выжигания поможет вам сделать правильный выбор.
Большое влияние на технические характеристики оказывает тип древесины, из которого будет изготовлена фанера. В качестве исходного материала для изготовления шпона используются два типа деловой древесины – лиственная и хвойная. Лиственные аналоги чаще всего изготавливаются из березы, а хвойные из ели и лиственницы.
Обратите внимание!
В редких случаях фанеру также изготавливают из ценных пород дерева – красное дерево, дуб, венге и т.п.
Однако продукция данного типа имеет высокую стоимость и встречается достаточно редко.
В связи с этим ее свойства в данной статье рассмотрены не будут.
Для выжигания используют фанеру из твердых лиственных пород, так как их структура больше всего подходит для данного процесса. на ее широкое распространение, низкую стоимость и мягкую структуру использовать в качестве материала для выжигания нежелательно. Это объясняется высоким содержанием природных смол в хвойной древесине – под воздействием высокой температуры она начинает выделяться на поверхности заготовки.
Березовая фанера не обладает вышеперечисленными недостатками и вполне может использоваться в качестве заготовки. Однако ее древесина обладает достаточно высокой прочностью, что в данном случае не является существенным препятствием, но, все же, доставляет некоторые неудобства. Идеальным вариантом считаются фанерные листы из липовой древесины – мягкой и податливой.
От состава клея зависят качественные характеристики конечного продукта, которые изначально не свойственны натуральной древесине — влагостойкость и прочность. Однако состав клея в большинстве случаев имеет химическую структуру, что в той или иной степени негативно сказывается на экологичности фанеры. ГОСТ контролирует допустимое содержание токсичных веществ, но его стандарты не рассчитаны на повышенный нагрев.
В качестве ингредиента для клеевого состава в той или иной степени используется формальдегид, фенол и другие токсичные вещества. При нормальных условиях эксплуатации выделение ядовитых паров вышеперечисленных веществ минимально, но при выжигании — существенно нагревается, структура клея нарушается и происходит мощный выброс токсичных испарений.
Наиболее распространены несколько видов фанерной продукции:
Обратите внимание!
При работе с фанерой вдыхать пары не рекомендуется в независимости от ее типа, так как клеевой состав изготавливается с присутствием посторонних добавок.
Помещение должно хорошо вентилироваться и не должно быть закрытым.
Фанерная продукция подразделяется по сортам, посредством которых происходит классификация готовой продукции. Распределение осуществляется исходя из визуальных данных — наличия внешних и структурных дефектов. В зависимости от сорта, листы будут обладать теми или иными характеристиками и внешними данными – соответственно, для процедуры выжигания подойдет далеко не каждый.
Самый элитный сорт фанеры – на поверхности листа практически отсутствуют какие-либо природные и приобретенные в процессе изготовления дефекты. Допустимы лишь незначительные изменения структуры древесины, которые носят случайный характер и не влияют на общие характеристики листа. Это самый оптимальный сорт для выжигания рисунка.
Допускается присутствие в незначительном количестве трещин и покоробленных областей, однако их длина не должна превышать 20 мм. Основная площадь поверхности листа неповрежденная, без каких-либо внешних или структурных недостатков. Этот сорт также подходит для использования в качестве заготовок для выжигания.
Все остальные сорта использовать нежелательно, так как присутствие червоточин, сучков, вставок и других природных или приобретенных дефектов негативно отразится на процессе выжигания. При использовании низкосортных аналогов вам придется выбирать неповрежденные места, что не всегда представляется возможным.
Немаловажное значение в процессе выжигания играет перенос эскиза на заготовку – в большинстве случаев рисунок располагается на бумаге и перед тем, как начать формирование контура необходимо копировать его на поверхность будущего изделия. Наиболее распространенным способом перенести рисунки для выжигания на фанере является копировальная бумага.
Самый простой и доступный способ переноса рисунка на поверхность фанеры – копировальная бумага, которую можно приобрести в любом магазине канцтоваров.
Это дешевое и в тоже время достаточно эффективное решение – процесс копирования рисунка осуществляется таким же образом, как и при переносе изображения на листок бумаги.
Примечание!
К сожалению, копирование калькой подходит только в том случае, если рисунки для выжигания по фанере изначально имеют необходимый размер – для увеличения или уменьшения масштаба данный способ не подходит.
Правильно подобранный материал сделает выжигание по фанере максимально эффективным. Это особенно актуально на начальном этапе приобретения необходимых навыков, когда любой побочный фактор может оказать непосредственное влияние на конечный результат. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме.
Похожие материалы
Выжигание по дереву или пирография, является одним из древнейших искусств. Одни из первых предметов, украшенных выжиганием, были найдены в Перу. Они датируются VII в до н.э. Древние умельцы получали изображения раскаленными на огне прутьями. В настоящее время любителей украсить свой быт становится все больше, а на смену прутикам пришли специальные приборы, с помощью которых на дерево наносятся линии разной толщины и насыщенности цвета.
Выжечь несложную картинку можно даже обычным паяльником. Но для постоянных занятий лучше купить выжигатель по дереву. Он удобно лежит в руке, имеет оптимальную температуру нагрева и сменные насадки, которые значительно расширяют художественные возможности мастера.
Существуют два вида выжигателей – с проволочным или с твердым пером. Оба вида работают от сети 220 V, но образцы с твердым пером не имеют регулировки нагрева. При выборе следует обращать внимание на мощность прибора.
Если выжигатель имеет мощность менее 20 Вт, работа с ним будет достаточно медленной. Такие приборы рассчитаны на детей, или только постигающих азы выжигания.
Более мощные аппараты позволяют работать быстрее, но подходят тем, кто уже уверен в своих действиях.
Данные модели отличаются простотой в работе и невысокой ценой. Выжигателем такого типа легко наносить простые изображения с минимумом деталей. Их чаще всего покупают для детей или новичков. Из недостатков прибора отмечают:
Последняя особенность затрудняет нанесение тонких длинных линий и требует перерывов в работе для отдыха. При длительном использовании прибор может перегреться и выйти из строя. Поэтому для выжигания большого сложного рисунка лучше подобрать аппарат другого типа.
Образцы аппаратов с проволочным пером обладают большими преимуществами:
Стоят такие модели заметно дороже, поэтому обычно их выбирают для профессиональных работ по дереву.
Для пробы лучше приобрести недорогую модель с твердым пером. Если занятие увлечет всерьез, в продаже есть широкий выбор приборов для выжигания по дереву с проволочным пером.
Для работы выбирают древесину липы, тополя, ясеня, клена, осины, сосны. Эти породы мягкие и хорошо поддаются обработке.
Чем мягче древесина, тем легче и комфортнее с ней работать.
Перед работой доску необходимо тщательно обработать. Чем ровнее ее поверхность, тем аккуратнее выглядит рисунок. Оструганную доску шлифуют мелкой наждачной бумагой, проводя вдоль волокон. Это устранит мелкие неровности и сколы. В заключение ее протирают влажной ветошью от стружки и пыли, чтобы было легче перенести рисунок.
Картинки для выжигания по дереву для новичков должны иметь ясные контуры и небольшое количество деталей. Простые изображения сложнее испортить, всегда есть возможность поиграть с толщиной линии или добавить дополнительную в случае ошибки.
Темы для выжигания могут быть любыми:
Самым сложным рисунком для выжигания по дереву является фотография. Здесь потребуется высокое мастерство исполнителя и комплект насадок для передачи всех нюансов.
Рисунки для выжигания можно скачать из сети или сделать самостоятельно. Для этого на рисунок накладывают лист кальки и аккуратно обводят все линии, стараясь передать их толщину.
Самые простые картинки дети могут нарисовать сами. В этом случае выжигать становится гораздо интереснее.
Переносят изображение на доску через копировальную бумагу. Ее закрепляют на дереве чернильной стороной вниз, поверх накладывают кальку с рисунком и переводят все линии, стараясь в процессе не сдвигать листы.
Чтобы первая работа увенчалась успехом, соблюдайте следующие тонкости:
Научившись вести точные ровные линии, поэкспериментируйте с тенями. Используя данную технику, можно добиться объемного изображения. Для отображения теней используют разные насадки.
Картинка на дереве не обязательно должна оставаться одноцветной. Для раскрашивания используют акварельные краски (или карандаши) и кисточки.
Насадки необходимо периодически очищать от нагара. Для этого используют специальную шлифовальную колодку или ремень и оксид алюминия.
Готовое изделие покрывают лаком или клеем ПВА.
Научите детей правилам безопасности при обращении с выжигателем и всегда следуйте им сами:
Выжигание по дереву – это увлекательное и полезное занятие. Оно позволит отвлечься после тяжелого рабочего дня, научить детей усидчивости и аккуратности и украсить ваш дом неповторимыми работами.
Шпон (фанеровка). Различные сорта шпона
В принципе выжигать можно по поверхности любых материалов, которые могут быть обожжены или обуглены, например кожа, кость, пробка и т.п., ни один из них не дает таких широких возможностей для пирографии, как дерево. К тому же из всего вышеперечисленного именно дерево является наиболее распространенным в быту и доступным материалом.
Древесина может быть отнесена к одной из двух больших категорий: мягкая (у хвойных) и твердая (у лиственных). Первая используется для изготовления бумаги и древесностружечных плит (ДСП), а последняя представляет интерес для плотников, столяров и, что нам особенно важно, пиромастеров.
Какие же требования предъявляются к материалу для выжигания? На светлой древесине ваша работа будет выглядеть наиболее выигрышно, на ней особенно четко будут просматриваться детали рисунка и штриховка. Однако для выжигания подходит не любая светлая древесина, поскольку некоторые сорта ее содержат значительную долю волокнистой ткани.
Шпон - это определенной толщины продольный срез специально подготовленной древесины. Обычно шпон имеет толщину 0,5-0,8 мм, встречается шпон толщиной и 1 мм.
Для удобства при работе шпон можно наклеить на кусок дешевой ДСП и таким образом получить более твердую поверхность для выжигания. Есть и другой вариант - закрепить лист шпона на оргалите, используя клей ПВА и утюг. Для этого промажьте клеем всю поверхность шпона с задней стороны и подсушите, пока клей не станет матовым. Наложите шпон на оргалит и от края не спеша прогладьте его утюгом по всей поверхности. Следите, чтобы при этом не оставалось пузырей. Теперь обработайте шпон мелкой шкуркой и удалите остатки древесной пыли (для этого можно использовать тряпочку и пылесос).
Сосна. Сосна стоит недорого и хорошо обжигается, но разные участки ее имеют неодинаковую твердость, из-за чего по ней трудно провести непрерывную линию. Кому-то удается с успехом использовать и сосну, и другие сорта волокнистой древесины, однако все же лучше выжигать на такой древесине изображения с небольшим количеством деталей. | |
Дуб. Дуб, к сожалению, является другим примером древесины, малопригодной для выжигания. Хотя дубовая древесина и светлая, и очень износостойкая, ее волокнистая ткань настолько тверда, что практически не поддается обжиганию. Однако вышесказанное не означает, что вам не следует экспериментировать с этим не совсем идеальным материалом. | |
Липа. Липа как материал для выжигания занимает лидирующее место в России. 90% деревянных сувениров изготавливаются именно из липы. Древесина ее светлая и мягкая, податливая, обладает гладким волокном, однородной по плотности структурой. Эти свойства делают липу идеальной для выжигания и резьбы. При выжигании по ее древесине на проволочной насадке практически не остается угольных наслоений, гак как липа не смолянистое дерево. | |
Вяз. Вяз традиционно используется для изготовления кухонной утвари: деревянных ложек, лопаточек, разделочных досок. По счастливому совпадению он же представляет собой прекрасный материал для выжигания - отчасти благодаря светлой древесине, но главным образом из-за слабого различия в твердости волокнистых и прочих тканей. | |
Тис. Тис имеет очень твердую древесину, что, однако, не является недостатком. На выжигание по такой древесине уходит много времени, но зато на ней можно выполнить рисунок с мелкими деталями. Древесина тиса большей частью довольно темная, но ближе к коре встречаются и светлые участки. Тис хорошо поддается обработке на токарном станке, а после шлифовки мелкой шкуркой его поверхность становится очень гладкой, приятной на ощупь. Если вы покупаете целый лист шпона, осмотрите внимательно товар: возможно, вам встретится лист с интересным естественным рисунком. | |
Каштан. Конский каштан похож по цвету на вяз, имеет малую долю волокнистой ткани. Древесина его мягче, чем древесина вяза, но это свойство конского каштана может оказаться полезным: на нем легче выжигаются глубокие желобки, используемые в некоторых видах штриховки. | |
Клен. Представьте себе полоску песчаного пляжа, обнажившуюся во время отлива. Галька и ракушки погружены в мокрый песок, и на нем виден волнообразный рельеф, оставленный отступившей водой. Такую же картину вы увидите, если посмотрите на древесину клена. Некоторые образцы шпона настолько красивы сами по себе, что их следовало бы поместить в рамку и выставлять как произведение искусства. Поверхность хорошо обжигается, но не стоит выжигать на крупной «гальке», поскольку здесь эффект непредсказуем - каждый такой участок обжигается по-своему. | |
Груша. Древесина груши обычно довольно темная, с помощью мелкой шкурки можно сделать ее очень гладкой. Как и у конского каштана, участки волокнистой ткани почти не сопротивляются обжигу, но тем не менее работать приходится долго, чтобы добиться желаемого контраста с темной древесиной. |
Кроме вышеперечисленных существует еще несколько хорошо подходящих для выжигания сортов древесины, например самшит, английский или канадский клен, платан. По своим свойствам эта древесина близка к древесине вяза. Стоит отметить, что не бывает двух кусков древесины с совершенно одинаковыми свойствами. Поэкспериментировав с различными образцами древесины самостоятельно, вы приобретете для себя весьма ценный опыт.
Этот материал в ближайшем магазине не купишь, однако у крупных поставщиков можно найти плиты размером 2,44 х 1,22 м. Если вы покупаете целую плиту, продавец может разрезать ее на небольшие куски, с которыми проще работать. Также этот материал можно найти на фабриках, где производится мебель. Обрезки ДСП там являются отходами производства.
По виду не отличается от вяза, и после обработки мелкой шкуркой ее поверхность становится очень гладкой, идеально подходящей для выжигания. Существенное различие между вязом и ДСП с березовой облицовкой состоит в том, что последняя мягче и дешевле. Она не годится для изготовления объемных заготовок, например ложек, но идеальна для выжигания рисунков на плоскости.
Благодаря тому, что с березовой облицовкой по свойствам близка к вязу, она может использоваться для проверки степени нагрева насадки пирографа непосредственно перед выжиганием по вязу. Подходящим по размеру листом такой ДСП также можно накрыть поверхность стола, за которым вы работаете, во избежание ее повреждения.
Фанера - прекрасный материал для выжигания. Купить фанеру можно на строительном рынке. Там же вам ее могут разрезать на куски нужных размеров. гораздо легче и дешевле, чем ДСП, и к тому же, в отличие от последней, не включает в свой состав вредные смолы и клеи.
Березовая фанера
Чаще всего она изготавливается из березы, но можно также найти фанеру из сосны, сложнее - из бука. Березовая фанера поддается обжигу тяжелее, нежели фанера из сосны, однако она имеет более равномерную структуру. Фанера из бука считается весьма хорошим материалом для выжигания, она также поддается обжигу с некоторым трудом, но зато однородна по структуре. Толщина фанеры обычно равна 0,3-2 см.
Заготовки для выжигания можно приобретать в магазинах, где продается недорогая кухонная утварь. В таких магазинах обычно есть целые отделы, где выставлено множество изделий из дерева. Большей частью они серийно изготавливаются из бука. Бук существенно тверже вяза, у него более темная древесина со слегка розоватым оттенком. Все эти разделочные доски, ложки, подставки для яиц и т. п., разумеется, не делаются в расчете на пирографию, но, осмотрев те, что имеются в продаже, вы можете выбрать себе заготовки с наиболее подходящей для работы поверхностью. Помните, однако, что, если заготовка собрана из двух и более частей, лучше не выжигать по стыкам между ними.
Подходящие заготовки для выжигания
Может быть, среди ваших знакомых есть любитель работать по дереву на токарном станке. В таком случае к нему можно обратиться с просьбой выточить для вас необходимые заготовки. Такую просьбу могут выполнить и некоторые профессиональные токари по дереву, работающие на магазины кухонной утвари или изготовителей мебели. Кстати, не уходите от токаря по дереву или иного мастера, работающего с древесиной, не обследовав его коробку с отходами производства.
Всегда обращайте внимание на любые деревянные вещи, увиденные вами в продаже, среди них может попасться подходящая или даже интересная для вас. Никогда не знаешь заранее, где она встретится. Даже если такая вещь покрыта лаком или расписана, ее можно ошкурить и использовать как уникальную заготовку для пирографии.
Перед тем как начать работу, надо сделать поверхность древесины гладкой. Делается это с помощью мелкой шкурки. Хотя высококачественные заготовки часто достаточно гладки и не нуждаются в ошкуривании, этой процедурой не стоит пренебрегать, так как именно на этой стадии работы обнаруживаются древесины. Изучив, таким образом, материал, вы примете более верное решение в таком вопросе, как расположение рисунка на древесине.
Сложите шкурку в два или несколько раз, чтобы ее удобнее было держать, или оберните ею небольшой кусок фанеры. Обрабатывайте шкуркой поверхность древесины по волокну, слегка надавливая рукой. Будьте внимательны, ошкуривание поперек волокон сделает поверхность шероховатой. Старайтесь при каждом движении проходить шкуркой по всей длине заготовки.
Ошкуриванием лучше заниматься в нежилом помещении, поскольку древесная пыль, накопившись со временем в большом количестве, может вызвать воспалительные реакции у находящихся с ней в контакте.
Более того, пыль с поверхности дерева, по которому вы выжигаете, будет собираться на насадке в виде угольного отложения. Такое отложение будет понижать ее температуру. Через некоторое время, сделавшись достаточно большим, кусочек угля отломится от насадки, вследствие чего ее температура увеличится. Таким образом, древесная пыль создает большие неудобства при работе, особенно если вы работаете над мелкими деталями при низкой температуре насадки. Именно поэтому после ошкуривания, прежде всего, протрите дочиста поверхность заготовки. Для этой цели лучше всего использовать кусок плиса или вельвета.
Перед началом работы убедитесь в том, что у вас под рукой есть небольшой кусок древесины той же породы, что и та, по которой вы собираетесь выжигать. Не переставайте проверять температуру насадки на этом куске до тех пор, пока не убедитесь, что достигнут именно тот эффект, который вам нужен.
Вырежьте ножницами квадратик наждачной бумаги со стороной примерно 13 мм и прикрепите его к верхней части заготовки. Это избавит вас от необходимости искать шкурку всякий раз, как вам потребуется счистить угольный налет с насадки при выжигании мелких деталей.
В отличие от страниц альбома для рисунков поверхность древесины очень неоднородна, на ней видны темные пятна и полосы, от совсем маленьких до довольно крупных. Однако творческая фантазия подскажет вам, как даже большие пятна от сучков удачно включить в рисунок.
Часто, особенно при изображении природы, естественная неоднородность древесины даже делает работу эффектнее, темные полосы выглядят как веточки, травинки и т. п. Иногда бывает и так, что какое-нибудь интересное пятно или полоса наводят на мысль и занимают свое немаловажное место в целостной картине, а быть может, даже предопределяют ее. Так что не забывайте уделять внимание естественной неоднородности древесины при наметке рисунка, и она, скорее всего, сослужит вам хорошую службу.