Молл пенах вагиф. Творчество Молла Панах Вагифа: обращение к темам любви и красоты человека. Мой прадед - Салам-молла

29.06.2020

Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов Вагифа был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск).


Азербайджанский поэт и государственный деятель.

Родился около 1717 года в деревне Салахлы (ныне Казахский район Азербаджана) в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка "молла" к имени поэт

а связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата.При его участии был заключен оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатор

ом переговоров с Россией, имевших целью заручиться ее поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению которого Вагиф был убит в Шуше вместе с сыном - молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен.

Произведения поэта в рукописях

не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов Вагифа был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием стихов Вагифа усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 году

(русский перевод 1949 г.).

Своим поэтическим творчеством Вагиф открыл новую страницу в азербайджанской поэзии, приблизив ее к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а ее невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшая наград

а человеку в этом мире - любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, Вагиф поэтизирует наслаждение, создает образы вполне реальных красавиц, веселых проказниц ("Фиалка", "Двух красавиц я славлю", "Грудь упругая прекр

асна"). В поздние годы в стихах Вагифа крепнет обычный для средневековой восточной лирики мотив "превратности судьбы": бессилие человека перед лицом рока, провидения ("Видади, ты на черствые эти сердца погляди"). Философская лирика проникается горечью ("Кто совершенен, того постигают напасти судьбы"

) и ироническим отношением к миру обмана и зла ("Я правду искал, но правды снова и снова нет"). Вагиф вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к народному поэтическому творчеству, хотя своими великолепными газелями, мух

аммасами, написанными в строго классической форме, отдал дань и поэтической школе Физули. Стихи Вагифа поются поныне ашугами и певцами. Популярная народная поговорка гласит: "Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом". Жизнь Вагифа нашла художественное воплощение в драматической поэме С. Вургун

Молла Панах Вагиф (около , Салахлы - , Шуша) - азербайджанский (тюркский) поэт и государственный деятель XVIII века .

Биография

Вагиф родился в крестьянской семье в деревне Салахлы, ныне Казахский район Азербайджана . Он получил хорошее образование, выучил фарси и арабский язык и имел солидные познания в астрономии, математике, архитектуре, музыке и поэзии. Вагиф занимался преподавательской деятельностью в медресе при мечети (приставка «молла» к имени поэта связана с этой его деятельностью) в городеКазах , а затем в Карабахе . Учёность Вагифа получила известность далеко за пределами его родины. В народе сложилась поговорка: «Не всякий, кто учится, может стать Молла Панахом». Слава поэта дошла до правителя Карабаха Ибрагим-Халил хана, и тот пригласил Вагифа во дворец и назначил везиром (министром иностранных дел). На этом посту Вагиф проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонительный союз между Карабахом , Грузией , Талышским и Эриванским ханствами против Персии . Он же был инициатором переговоров с Россией , имевших целью заручиться её поддержкой.

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Молла Панах Вагиф" в других словарях:

    Молла Панах Вагиф Molla Pənah Vaqif Дата рождения: 1717 год … Википедия

    Молла Панах Вагиф Molla Pənah Vaqif Дата рождения: 1717 Место рождения: Салахлы, Гянджинское беклярбекство Дата смерти: 1796 Место смерти: Шуша, Карабахское ханство … Википедия

Родиной Вагифа называл селение Гасансу (англ.) русск. , близ Акстафы . Но в то же время он отмечал, что по некоторым сведениям родиной поэта считается селение Салахлы . Точная дата рождения поэта не установлена. По косвенным данным годом его рождения называется 1717 год ; Рзакулибек и А. Берже полагают, что Вагиф родился несколько позже . И. Джахангиров и С. Мумтаз писали, что Вагиф родился примерно в 1733 году в Гыраг Салахлы , возле Казаха .

С юных лет он обучался у некоего Шафи-эфенди, овладел арабским и персидским языками. Помимо этого будущий поэт интересовался астрономией, приобрёл навыки зодчего. Ввиду частых феодальных междоусобиц, которые вспыхивали на границе с Грузией, примерно в 1759 году жители ряда сёл Казаха переселились в Карабахское ханство . В их числе оказалась и семья Вагифа. Вначале он проживал в селении Тертербасар, где занимался преподаванием, вслед за этим он открывает школу в Шуше , где продолжает учить детей . В Шуше он основал махалле Саатлы, куда вместе с ним переселились 17 семей из рода Саатлы .

Примерно в 1769-1770 гг. Молла Панах оказался при дворе карабахского хана. По рассказу Рзакулибека, проживая в Шуше, Вагиф подружился со многими влиятельными людьми, в числе которых оказался Мирза Вели Бахарлы. Последний был доверенным лицом карабахского Ибрагим Халил-хана . Мирза Вели Бахарлы удивился, когда Мола Панах Вагиф заранее сообщил ему о предстоящем лунном затмении и землетрясении, о чём он поведал хану. Тот встретился с Вагифом и, оценив его познания, решил привлечь к управлению ханством. Вначале Вагифа назначили церемониймейстером, а позже он стал главным везирем, пробыв на этой должности до конца своих дней .

По словам придворного историографа Мирзы Джамала , Вагиф пользовался «большой известностью и популярностью как мудрый и опытный визирь» . Абрахам Бекназарянц, который был придворным Ага Мухаммад-шаха , называл Молла Панаха духовным вождём карабахских тюрок (азербайджанцев) . Последующие азербайджанские историки XIX века, являющиеся уроженцами Карабаха, утверждали, что Молла Панах Вагиф пользовался большим авторитетом у Ибрагим Халил-хана . Так, Мирза Адигёзал-бек называл Вагифа «главным секретарём и собеседником, ведающим всеми делами страны, прочной опорой... государства» . Карадаги говорил: «покойный Ибрагим-хан считал Молла Панаха способным к любому делу, всегда относился к нему как к самому дорогому другу и прислушивался к его советам» . По сообщению Мир Мехти Хазани , Молла Панах был

Находясь на посту везиря, Вагиф принимал участие в строительстве многих объектов в Шуше. Карадаги пишет, что «покойны Молла Панах» был руководителем всех работ, связанных как с личными постройками хана и его детей, так и с возведением городской стены и ограды. По сообщению А. Берже: «Вагиф был особенно известен как опытный инженер. Ханский дворец в Шуше, жилые здания и крепостные стены были построены им» . Популярность Молла Панаха была настолько велика, что по сей день бытует поговорка: «Не всякий грамотей может стать Молла Панахом» .

На посту везиря Вагиф проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонительный союз между Карабахом , Грузией , Талышским и Эриванским ханствами против Ирана . Он же был инициатором переговоров с Россией , имевших целью заручиться её поддержкой .

После прихода к власти в ханстве Мамедбека, последний в 1797 году казнил Вагифа вместе с его сыном Алиагой , по преданию, приказав сбросить их со скалы в пропасть . Это убийство, прежде всего, произошло по политическим мотивам. В то же время во взаимоотношениях между Мамедбеком Джеванширом и Молла Панахом были и другие эпизоды. Например, Вагиф в своё время воспрепятствовал женитьбе Мамедбека на ханской дочери, поскольку не желал его сближения с Ибрагим Халил-ханом . Историки XIX века отмечали, что Мамедбек теперь был влюблён в жену самого Вагифа .

Дом поэта был разорён, рукописи уничтожены . Долгое время могила поэта была местом поклонения, о чём писал ещё в начале XX века Фиридун-бек Кочарлинский . В январе 1982 года на могиле поэта был открыт мавзолей (арх. А. Саламзаде и Э. Кануков, скульптор А. Мустафаев) . Местность, ставшей местом сооружения мемориала, называется «Джыдыр-дюзи» (поле для скачек), которое расположено в юго-восточной части города . Во время Карабахской войны мавзолей был разрушен.

Семья

Помимо родного, Вагиф свободно владел персидским и арабским языками .

Супругой поэта была Гызханум . По имеющимся скудным сведениям у Вагифа были две дочери и сын Алиага, писавший стихи под псевдонимом Алим. Дочери были выданы замуж за сыновей другого азербайджанского поэта Молла Вели Видади .

Творчество

После смерти Вагифа рукописи его стихов были уничтожены или расхищены. Тем не менее ряд стихов сохранились в памяти ашугов , а некоторые люди даже собирали и переписывали его произведения в особые тетради - джунги . В Республиканской рукописной фонде Азербайджана и Музее истории азербайджанской литературы содержатся десятки джунгов, а также рукописных альманахов - тезкире со стихами поэта.

Первый сборник со стихами поэта («Вагиф и его современники»), куда вошло 70 его поэтических произведений, был издан в 1856 году в Темир-Хан-Шуре историографом Мирза Юсуфом Нерсесовым (Карабаги) . Помощь в составлении ему оказал поэт Мирзаджан Мадатов, который и посоветовал собрать поэтический сборник . Первым переводом Вагифа на другой язык является газель, опубликованная в 1849 году в журнале «Рубон» в переводе поэтом Тадеушом Лада-Заблоцким на польский язык .

Ашуг Али называл Вагифа «ханом поэтов» , а крупный азербайджанский литературовед дореволюционного периода Ф. Кочарлинский - «национальным поэтом» .

Поэтическое творчество Вагифа, открывшее новую страницу в азербайджанской поэзии, было близко к народу. Лирика поэта жизнерадостна; Вагиф трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшую награду человеку Вагиф видел в земной, почти языческой любви. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, Вагиф поэтизирует наслаждение, создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц («Фиалка», «Двух красавиц я славлю», «Грудь упругая прекрасна») .

В поздние годы в стихах Вагифа чувствуется мотив превратности судьбы (бессилие человека перед лицом рока, провидения), обычный для средневековой восточной лирики («Видади, ты на чёрствые эти сердца погляди»). Горечью пропитана философская лирика («Кто совершенен, того постигают напасти судьбы»), проникнутая также ироническим отношением к миру обмана и зла («Я правду искал, но правды снова и снова нет») .

Примечания

  1. Карягды, Джалал Магеррам оглы // Художники народов СССР: биобиблиографический словарь. - Искусство , 1995. - С. 282 .

    Оригинальный текст (рус.)

    Среди его монументально-декоративных работ статуи - «Колхозник» (железобетон, 1939, Самур-Дивичинский канал, АэССР), «Поэт, государственный деятель XVIII в. Молла Панах Вагиф» (цемент, 1940, лоджия Музея азербайджанской литературы, Баку) и «Колхозница»…

  2. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118966960 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  3. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  4. Faceted Application of Subject Terminology
  5. Вагиф, Молла Панах // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  6. , с. 13.
  7. , с. 7-8, прим. 1.
  8. , с. 12-13.
  9. Mymtaz S., Çəhəngirov İ. Molla Pənah (Vaqif). - Azərnəşr, 1933. - С. 3.
  10. , с. 18.
  11. , с. 14-15.
  12. , с. 22.
  13. , с. 36.

Вагиф Молла Панах (около 1717, деревня Салахлы, ныне Казахский район, ≈ 1797, г. Шуша), азербайджанский поэт и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем (приставка «молла» к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем везиром (министром иностранных дел) карабахского правителя. На этом посту проявил незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонительный союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эриванским ханствами против Ирана. Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться её поддержкой. В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком Джеванширом, по повелению которого В. был убит вместе с сыном ≈ молодым поэтом Али-беком, дом его разгромлен. Произведения поэта в рукописях не сохранились и были собраны впоследствии по отдельным записям или из уст певцов. Первый сборник стихов В. был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием стихов В. усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание было издано в 1945 (русский перевод 1949). Своим поэтическим творчеством В. открыл новую страницу в азербайджанской поэзии, приблизив её к народу. Его лирика жизнерадостна; он трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой разума, находя философский смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом мире ≈ любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших возвышенно-жертвенную любовь к идеальной красавице, В. поэтизирует наслаждение, создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц («Фиалка», «Двух красавиц я славлю», «Грудь упругая прекрасна»). В поздние годы в стихах В. крепнет обычный для средневековой восточной лирики мотив «превратности судьбы»: бессилие человека перед лицом рока, провидения («Видади, ты на чёрствые эти сердца погляди»). Философская лирика проникается горечью («Кто совершенен, того постигают напасти судьбы») и ироническим отношением к миру обмана и зла («Я правду искал, но правды снова и снова нет»). В. вместе с Видади, старшим современником и другом, утвердил в азербайджанской поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к народному поэтическому творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами, написанными в строго классической форме, отдал дань и поэтической школе Физули. Стихи В. поются поныне ашугами и певцами. Популярная народная поговорка гласит: «Не всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом». Жизнь В. нашла художественное воплощение в драматической поэме С. Вургуна «Вагиф».

═ Соч.: Эсэрлэри, Бакы, 1960; Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1968 (араб. шрифт): в рус. пер. ≈ Лирика, М., 1968

═ Лит.: Aзэpбajчaн эдэбиjjаты тарихи, ч. 1, Бакы, 1960: Дадашзадэ А., Молла Панаh Вагиф, Бакы, 1966; его же, Певец жизни (Раздумья о Вагифе), Б., 1968.

  • - Молла Панах - азерб. гос. деятель, поэт. Род. в крест. семье. Был учителем. Поэтич. и педагогич. деятельность принесли В. широкую известность. Был назначен визирем Карабах...

    Советская историческая энциклопедия

  • - тюркский поэт XVIII в. Род. в Казакском уезде Азербайджана...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. Мулла...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Молла Панах, азербайджанский поэт и государственный деятель. Родился в крестьянской семье. Знал арабский и персидский языки. Учился у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни...
  • - азербайджанский поэт. Был писарем и учителем. Служил у грузинского правителя Ираклия II. Реалистическая лирика поэта близка к ашугской поэзии. В. критиковал междоусобные войны и феодальные жестокости...

    Большая Советская энциклопедия

  • - азербайджанский еженедельный иллюстрированный сатирический журнал. Основан Дж. Мамедкулизаде в 1906 в Тбилиси. Выходил до марта 1912. Возобновлен в январе 1913, снова закрыт в октябре 1914...

    Большая Советская энциклопедия

  • - азербайджанский поэт-лирик. В стихах выражал недовольство феодальными порядками. Последователь Физули...
  • - "" - азербайджанский еженедельный иллюстрированный сатирический журнал, основан Дж. Мамедкулизаде. Издавался в 1906-14, 1917 в Тбилиси, в 1921 в Тебризе...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Сады́хов Вагиф Эмирович, джазовый пианист, композитор, руководитель ансамбля...

    Большой энциклопедический словарь

"Вагиф Молла Панах" в книгах

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

При панах было лучше, чем в БССР

«Молла Насреддин»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Вагиф Молла Панах

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Видади Молла Вели

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

МОЛЛА НАСРЕДДИН

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

МОЛЛА НАСРЕДДИН Азербайджанский сатирический журнал. Выходил с 4 апреля 1906 г. в Тбилиси, в 1922–1931 гг. - в Баку на азербайджанском языке. Организатором, идейным руководителем и бессменным редактором был азербайджанский писатель и общественный деятель Дж.

Гусейнов Вагиф Алиовсатович

Из книги КГБ был, есть и будет. ФСБ РФ при Барсукове (1995-1996) автора Стригин Евгений Михайлович

Гусейнов Вагиф Алиовсатович Биографическая справка: Вагиф Алиавсатович Гусейнов родился в городе Куба Азербайджана.В 60-е годы во время службы в Советской Армии стал заниматься журналистикой и продолжил её в азербайжанский СМИ. Был корреспондентом Азербайджанского

Мой прадед - Салам-молла

Из книги Быть чеченцем: Мир и война глазами школьников автора Коллектив авторов

Мой прадед - Салам-молла Аминат Саламова, г. Грозный, школа № 7, 10-й классКаждый человек имеет свою фамилию и историю ее происхождения. Я - чеченка, и фамилия моя - Саламова. Возможно, для всероссийского конкурса не совсем удачная национальность. Фамилия моя происходит от

Молла Панах Вагиф (1717—1797) — один из крупнейших лириков в азербайжданской поэзии. Оптимизм, многокрасочность, богатство образов, отточенное художественное мастерство, живой и выразительный язык — вот наиболее существенные особенности творчества Вагифа.

Стихотворения Вагифа еще при его жизни пользовались огромной популярностью в народе. Они заучивались наизусть, записывались в рукописные антологии и тетради.

Вагиф прожил полную драматизма жизнь. Простой учитель, он, благодаря незаурядным способностям, стал везиром Карабахского ханства и оставался на этом посту до конца жизни. Вагиф пользовался большим влиянием при дворе Ибрагим-хана и оказывал воздействие на внешнюю политику ханства.

Дальновидный государственный деятель и дипломат, Вагиф был сторонником сближения с Россией и Грузией, принимал активное участие в отражении иранского нашествия. Когда войско Ага-Мухаммед-шаха заняло главный город Карабахского ханства — Шушу, Вагиф был брошен в темницу, и его ожидала казнь.

Убийство шаха спасло ему жизнь, но ненадолго: временно захвативший власть в ханстве Мамед-бек, племянник Ибрагим-хана, видевший в Вагифе стойкого сторонника своего дяди, казнил поэта.

Главная тема поэзии Вагифа — любовь и душевная красота человека. Эта традиционная для поэзии Ближнего Востока тема получила в творчестве Вагифа своеобразное решение. В Средние века романтическое отношение поэтов к любви, к любимой чаще всего было связано с суфийской традицией. Любовь для лирического героя была некоей высшей сферой, отдаленной от повседневной жизни.

Вагиф же воспевал любовь земную. Для него любовь — вовсе не искус, не служение мистическому идеалу. Его возлюбленная — не кумир, а реальное существо.

Герой Вагифа — человек живых страстей, и реальная встреча с возлюбленной для него важнее рассуждений о возвышенном, об идеальном счастье, что было характерно для Насими (XIV в.) или Физули (XVI в.). Вагиф призывает свою подругу наслаждаться радостями жизни:

О было б место, где совсем одни

Могли мы говорить с тобой вдвоем

И, за руки друг друга взяв, шутить

И целый день пробыть с тобой вдвоем.

(Перевод В. Державина)

Столь земных, жизненных стихов до Вагифа в азербайжданской поэзии было очень немного. Поэт, воспевая реальную женщину, описывает ее красоту с характерной для него пластичностью и конкретностью:

Как идет блеску плеч темнота волос!

Возле гибкого стана — струение кос.

Ярче мрамора грудь, ярче белых роз,

Есть ли руки на свете нежней твоих!

(Перевод М. Петровых)

Вагиф замечательный мастер словесного портрета. Несколькими штрихами он умело создавал поэтический образ реальных женщин со всеми их национальными особенностями и приметами. Такое описание внешнего облика, одежды, обилие этнографически-бытовых деталей, местного колорита отличает лирику Вагифа от поэзии его предшественников:

Окутан весь стан ее красным платком,

Подол золотым изукрашен шитьем,

Мы, деву увидев в наряде таком,

Мгновенно сгореть в восхищенье должны.

Знай, карими очи обязаны быть

У девы, чьи брови — как черная нить,

И грозди монет ее кудри увить

Как царственное украшенье должны.

(Перевод Н. Чуковского)

В ряде стихотворений поэт выражает недовольство затворничеством женщин-мусульманок, вынужденных подчиняться религиозным предписаниям. Поэт, которого так волновало и вдохновляло любое проявление земной красоты, считает нелепым прятать под чадрой самое прекрасное творение природы — женскую красоту.

«Зубы твои, губы безупречны, в волосах, в подбородке — ни капли недостатка, брови, очи, лицо, фигура — совершенны, зачем же скрываться, к чему этот покров, этот стыд?» — восклицает он. Поэт был сторонником взаимного понимания и уважения в любви: «...С возлюбленным дели суровый путь, в минуты горя друга не забудь!»

Лирика Вагифа была полностью обращена к земным делам, к земным радостям; ее отличает глубоко оптимистичный настрой. И эти качества завоевали ему особое место в азербайджанской поэзии Позднего Средневековья.

Интересно проследить диалог двух поэтов — Вагифа и Видади. Они обмениваются мыслями и спорят о вечных вопросах бытия, жизни, смерти, любви, призвания человека.

Диалог полон дружеских шуток, лукавства, поэтической игры, но за ними — вопрос вопросов: может ли человек, знающий о бренности всего сущего и взирающий на человеческие страдания, оптимистически смотреть на мир? Видади дает отрицательный ответ, Вагиф — положительный.

Как бы ни был ничтожен и суетен или трагичен и жесток сей бренный мир, он ближе и дороже нам, чем будущий Эдем, где мы будем уже не люди — да и будем ли мы вообще?..

Если сердца живого не кончился бой,

Все султаны и ханы ничто пред тобой,

Наслаждайся своей беспечальной судьбой!.

Почему ж огорчился ты, я не пойму, и заплакал?..

(Перевод Л. Длигача)

Вагиф утверждает, что истинное счастье возможно только на земле, среди людей, вопреки любым испытаниям: «Свадьбою, праздником считаю я страдания мира сего // умный выдержит все это».

Художник, вдохновенно воспевавший радости жизни, хорошо знал и страдания людей. Трагические события в конце жизненного пути (кратковременный приход к власти в Карабахском ханстве враждебных ему сил, предательство близких людей) чрезвычайно обострили социальное мироощущение поэта. Мухаммас «Я правду искал...» — гражданский манифест Вагифа.

Здесь поэт уже не певец радости бытия, а обвинитель своего века, своей среды:

Я правду искал, но правды снова и снова нет.

Все подло, лживо и криво — на свете прямого нет.

Ненасытна алчность — и владык, и тех, кто рвется владычить:

Всякий чего-то ищет, погонею поглощен,

Ищут себе престолов, венцов, диадем, корон,

Шах округляет земли — за ними в погоне он...

Но все это суета, и счастье на земле не нашел никто из них:

Все вместе и каждый порознь, нищий, царь и лакей —

Каждый из них несчастлив в земной юдоли своей.

Их всех сожрала повседневность, оторванность от людей...

Я мир такой отвергаю, он в горле стал поперек,

Он злу и добру достойного места не приберег,

В нем благородство тщетно: потворствует подлым рок,

Щедрости нет у богатых — у щедрых пуст кошелек.

И ничего в нем, кроме насилия злого, нет.

(Перевод К. Симонова)

Художественно-изобразительные средства лирики Вагифа многообразны. Поэт часто использует синтаксические параллелизмы, повторы одного и того же слова или словосочетания. Эти повторы либо усиливают его основную мысль, либо придают ей новые оттенки. Поэзия Вагифа богата образными сопоставлениями, сравнениями.

Глубоко проникнув в тайную тайных классической тюрко-и персоязычной поэзии, в специфику ее художественно-изобразительных средств и приемов, Вагиф соединил их с оригинальными открытиями и находками ашугского творчества.

При этом он шел зачастую от фольклора, от народного языка и добивался совершенно нового звучания стиха. Благодаря Вагифу, народная стихотворная форма — гошма — стала широко применяться в письменной поэзии и сыграла большую роль в демократизации литературы, в ее приближении к реалистическому восприятию жизни.

Герой поэзии Вагифа — конкретный человек своего века, с индивидуальными чертами. Историко-бытовая, этнографическая достоверность — характерные особенности лирики Вагифа. В целом творчество Вагифа как бы отразило наиболее характерные переходные симптомы литературного процесса на рубеже двух исторических эпох: конца Позднего Средневековья и начала Нового времени и открыло широкие горизонты для грядущих поэтических исканий.

История всемирной литературы: в 9 томах / Под редакцией И.С. Брагинского и других - М., 1983-1984 гг.