Модели парусников из дерева чертежи. Как сделать своими руками корабль из фанеры? Вырезка корабля из дерева. Пошаговая инструкция изготовления модели корабля Изготовление корпуса деревянной модели парусника

27.06.2020

в зависимости от назначения модели судна корпус модели может быть цельным - монолитным, сделанным из дерева, кости, пластмассы, или полым; в этом случае к перечисленным ранее материалам прибавляется жесть, латунь, фанера, картон, бумага.

При изготовлении корпусов моделей судов применяются самые раз-" нообразные конструкции и технологические приемы. Эти способы не похожи один на другой, но все они преследуют одну цель - получить корпус, в точности соответствующий теоретическому чертежу модели судна. Поэтому каким бы методом ни руководствовался судомоделист, каким бы материалом он ни пользовался, прежде всего ему нужно иметь теоретический чертеж и, пользуясь очертаниями шпангоутов или ватерлинии, делать шаблоны.

МОНОЛИТНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Корпуса, сделанные из цельного материала, - будь то дерево, кость, пластмасса или какой-либо другой.материал, - чаще всего применяются для настольных, демонстрационных, исторических моделей.

Постройка корпуса модели начинается с обработки досок и склейки их, если корпус деревянный. Иногда для корпуса подыскивают кусок пласт,массы или кости соответствующего размера. Последовательность изготовления монолитного корпуса показана на рисунке 94. Обработав брус в форме параллелепипеда с припуском против наибольших габаритных размеров корпуса модели, необходимо произвести разметку. Приступая к разметке, моделист должен иметь перед собой точный теоретический чертеж модели. Сначала нужно провести рейсмусом или острым шилом диаметральную линию на палубе, в носовой части, по днищу и в кормовой части. Риски должны быть глубокими и точными. Потом проводятся линии шпангоутов по палубе и боку, очерчивается палуба, наносится форштевень, корма и линия борта. Разметка бруса - весьма ответственный мо.мент в работе судомоделиста, и здесь нужно помнить хорошую русскую пословицу: «семь раз отмерь, а один - отрежь». Небольшая ошибка может привести к порче заготовки, вся ранее выполненная работа пропадет даром.

Следующим этапом при изготовлении корпуса является опиловка бруса. Прежде всего обрезают нос и корму, затем опиливают по контуру ватерлинии и снимают часть палубы, если корпус делается с полубаком.

Когда корпус грубо обработан, приступают к приданию ему формы в соответствий с очертаниями шпангоутов. Шаблоны шпангоутов следует вырезать либо из фанеры, либо из плотного картона. Грубая обработка бруса вначале может быть произведена с помощью топора, затем следует воспользоваться стамесками, отделочным рубанком, напильни-камп, шкуркой. При обработке корпуса контролируйте свою работу шаблонами шпангоутов.

ПОЛЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Как показывает опыт, судомоделисты редко прибегают к изготовлению цельных, монолитных корпусов. Даже при установке на модели резинового двигателя необходимо в корпусе иметь свободное пространство для расположения крючков, резинового жгута, гребного вала. Поэтому моделисты строят главным образом полые корпуса. Существует очень много способов постройки корпусов, в книге описаны толыю наиболее распространенные.

^ Корпус из папье-маше

Правильно, грамотно построить корпус модели судна не очень просто. Поэтому руководители кружков могут на первых порах рекомендовать начинающим моделистам постройку корпусов из папье-маше. Прежде всего нужно сделать болванку. Она может быть изготовлена из дерева так, как описано выше.

Можно применить другой способ (рис. 95). По теоретическомучертежу или виду сбсжу нужно вырезать из 3-5-1миллиметровой фанеры диаметральную плоскость и шпангоуты; в шпаїнгоутах и диаметральной плоскости выпилить пазы. Собрав эту незамысловатую конструкцию, необходимо заполнить простраінство между шпангоутами каким-либо пластическим материалом. Для этой цели подойдет парафин. Сделав точно по размера.м собранного фанерного каркаса ящичек или картонную коробку, опустите в него каркас и залейте расплавленным парафином. Если парафина достать нельзя, пользуйтесь пластилином, глиной, алебастром. Когда материал затвердеет, обработайте наружную поверхность болванки. Сделать это нетрудно, так как шпангоуты, которые должны быть выпилены очень точно, будут контролировать правильность формы корпуса. После того как болванка корпуса готова, приступают к оклейке ее бумагой. Оклеивать корпус лучше всего непроклеенной, газетной бумагой. Бумагу не следует резать ножницами, лучше інарвать руками, в этом


случае кромка не имеет резкой грани и при «аклейке слои хорошо схватываются. Приготовленную бумагу заливают на несколько минут теплой водой. Болванку корпуса модели смазывают вазелином, маслом или каким-нибудь другим жиром и начинают оклеивать полосками бумаги. Для склеивания бумаги применяют клейстер из картофельной муки или декстриновый клей. Первые два слоя бумаги выкладывают без клея, последующие - на клею. Кусочки бумаги нужно накладывать очень плотно друг на друга, без пробелов, чтобы края соседних слоев покрывались новым кусочком бумаги. Накладываемые слои бумаги должны образовать гладкую поверхность без выпуклостей и впадин. Для небольших корпусов достаточно 10 слоев бумаги, это примерно 1,5-3 мм; для крупных корпусов следует увеличить толщину обшивки до 4 мм.

Оклеив болванку корпуса 3- 4 слоями, нужно дать бумаге просохнуть в течение 10-12 часов, затем положить еще 3-4 слоя и вновь высушить.

Корпус модели из папье-маше можно сделать и другим способом: из дерева изготовляют болванку и по габаритным размерам, с небольшим припуском, делают ящик из 5-миллиметровой фанеры (рис. 96). В ящик наливают разведенный гипс или алебастр. Затем, обильно смазав болванку вазелином или таво-

Рис. 96. Корпус из папье-маше (2-й вариант):

/ - опускание болванки в жидкий гипс или парафин: 2 - гипсовая форма; 3 - укладка листов бумаги; 4- готовый корпус в сечении; 5-фанер ная шпангоутная рамка в корпусе из папье-маше.

том, опускают ее в гипс и дают гипсу застынуть. Когда болванку вынут из гипса, образуется форма. Теперь остается выложить форму несколькими слоями бумаги так, как было указано выше. При этом способе изготовления корпуса наружная поверхность, прилегающая непосредственно к гипсовой форме, получается очень гладкой.

Долбленый корпус

Болванка для долбленого корпуса модели судна делается тем же способом, что и при изготовлении корпуса из папье-маше. Готовую болванку устанавливают на верстаке и приступают к выдалбливанию ее


Рис. 97. Изготовление долбленого корпуса модели судна (1-й вариант):

/ - сверловка коловоротом; 2 - долбление стамеской; з - разметка под сверловку по теоретическимшпангоутам; 4 - сечение по шпангоуту.


(рис. 97). Для облегчения и ускорения работы рекомендуется воспользоваться коловоротом с перкой и сделать ряд отверстий. Пользуясь теоретическим чертежом, можно ограничиться сверлением только по шпангоутам. Выбирать дерево изнутри корпуса следует с помощью долота и полукруглой стамески.

Есть и еще один способ изготовления долбленого корпуса модели судна (рис. 98). Брус, из которого будет делаться корпус, должен состоять из двух половинок, склеенных по диаметральной плоскости, междуполовинками нужно проложить лист бумаги. Разметку и первоначальную опилов]<у корпуса производят обычным способом. Затем нужно разъединить половинки и сделать пропилы ножовкой с внутренней стороны. Лишний материал выбирается с помощью стамески - сначала плоской, а потом полукруглой. Когда половинки корпуса обработаны, их склеивают. Через один шпангоут в корпус нужно врезать бимсы, на них будет крепиться палуба.

Изготовление долб.пеных корпусов несложно, но довольно трудоемко, корпуса получаются тяжеловатыми, однако точность изготовления мол<ет быть очень высокой. Дерево хорошо поддается обработке и отделке.

Слоеные корпуса

Юным кораблестроителям можно предложить и такой вариант изготовления корпуса модели (рис. 99). Взяв несколько досок, предвари-


Рш. 99. Изготовление слоеного корпуса модели судна:

/ - выпиливание контура ватерлинии и внутренней части; 2 - выпиленная ватерлиния; 3 - (;;сленвание ватерлиний; 4, 5, 6 - сечение склеенной болванки; Т - готовая болванка.


Рис. 100. Схема изготовления композитного корпуса модели судна (1-й и 2-й варианты):

/ - изготовление днища из доски; 2 - крепление фанерных шпангоутов и привальных брусьев; 3 - сечение композитного корпуса; обшивка тонкой фанерой; 5-установка носовой и кормовой оконечностей, шпангоута и стрингеров; 6 ~~ обшивка корпуса тонкой фанерой.

тельно их остругивают и подготавливают для склейки. Затем с теоретического чертежа на доски переносятся от 3 до 5 ватерлиний, в зависимости от толщины досок. Намечается также, сколько нужно удалить дерева изнутри. После этого вьгкружной ножовкой сначала выпиливается внутренний контур, а затем наружный по ватерлинии, обязательнос припуском 2-3 мм. Когда все доски выпилены, они склеиваются и сжимаются струбцинками. Необходимо дать доскам хоропіо высохнуть и лишь после этого приступить к обработке дерева. Обработка производится обычными столярными инструментами: стамесками, рубанками, рашпилем, напильниками, циклей.

Композитные корпуса

Основание - нижняя часть корпуса - делается из доски в точном соответствии с теоретическим чертежом, затем из фанеры выпиливаются шпангоуты, ставятся привальные брусья и к ним «пришивается» - прибивается на клею - тонкая авиационная фанера толщиною 0,5-1,0 мм. Оконечности - нос и корма - делаются из цельных кусков дерева.

Этот іметод постройки корпусов (рис. 100) получил у судомоделистов довольно широкое распространение, особенно при постройке моделей, имеющих угловатые обводы шпангоутов, - быстроходные, глиссирующие катера и подобные типы судов. Для полных моделей с значительной цилиндрической вставкой этот метод также может быть рекомендован.

Наборные корпуса

Наиболее распространенным и рациональным способом изготовления корпусов для моделей судов следует считать широко применяемый судомоделистами наборный способ. Способы постройки наборных корпусов показаны на рисунках 101, 102. Технология постройки корпуса по этому способу в некоторой степени походит на существующие методы постройки настоящих судов. Работа начинается с выпиливания шпангоутов и изготовления колобашек - носовой и кормовой оконечностей. Затем набор устанавливается на размеченном бруске - своеобразном стапеле, месте, где будет собираться корпус модели судна. Установив оконечности и шпангоуты, нужно связать их килевой балкой - кильсоном - и бортовыми брусьями - палубными стрингерами. Затем начинают прибивать заранее заготовленные рейки толщиною 3-4 мм. Под шляпки гвоздей нужно подложить кусочки картона или фанеры. Это необходимо для того, чтобы при вытаскивании гвоздей не повредить корпус модели. Сборка всех деталей осуществляется на клею. Когда клей хорошенько высохнет и прихватит рейки к шпангоутам, гвозди вытаскиваются клещами. При постройке наборных корпусов вместо реек можно применять в качестве обшивки тонкую авиационную фанеру, шпон. В этом случае рекомендуется, помимо привального бруса, установить один или два бортовых стрингера.

Для обшивки можно применить и тонкий картон или плотную чертежную бумагу. Для некоторых корпусов быстроходных глиссирующих катеров можно применить обтяжку корпуса материей на водоупорном клее типа «АК-20».



Описание способов постройки корпусов для моделей судов было бы неполным, если бы мы не рассказали об изготовлении металлических корпусов.

Металлические корпуса

Изготовление жестяных корпусов напоминает постройку настоящих кораблей; если иметь в виду, что толщина обшивки на небольших современных судах составляет 6-8-10 мм, то на модели, уменьшенной в 100 раз по сравнению с настоящим судном, обшивка по толщине должна быть равней 0,06-0,1 мм. Такую жесть трудно найти, поэтому приходится ограничиваться имеющейся жестью от консервных банок; она вполне пригодна для изготовления металлического корпуса. Начинать работу следует с изготовления по теоретическому чертежу болванки корпуса модели из дерева. Рекомендуется взять твердую породу - дуб, клен, ясень, бук, в крайнем случае березу. На болванке нужно разметить теоретические шпангоуты и прорезать пазы, куда затем будут вставляться шпангоуты. Заготовка шпангоутов очень проста. На жести чертилкой проводится риска на расстоянии 5 мм от края листа, затем еще через 5 мм следующая риска, и через 10 мм новая; по этой риске производят сгиб жести и полученную полоску отрезают. Затем, зажав попоску в тиски по отмеченную риску, нужно расправить согнутые края шпангоута-полки молотком так, как показано на рисунке 103. Заготовка шпангоута закладывается в прорезь на болванке, и с помощью киянки заготовке придается форма шпангоута. Шпангоут закрепляется скобкой, сделанной из гвоздя. Для того чтобы шпангоут не выступал на болванке, рекомендуется на ней сделать вырез на толщину жести; это обеспечит плавность обводов корпуса. Укрепив таким способом шпангоуты, нужно заготовить выкройки обшивки из бумаги и по ним вырезать части обшивки из жести. Длина каждого листа жести для обшивки должна быть такой, чтобы на днище листы правого борта на 1-2 мм перекрывали листы левого борта, а по высоте листы должны доходить до кромки палубы. Лист обшивки нужно обколотить по болванке, придав ему форму корпуса модели на данном участке, и закрепить тонкими обойными гвоздиками. После закрепления всех листов обшивки можно приступить к припаиванию листов, предварительно удалив гвозди, которыми прикреплен лист обшивки к шпангоутам. Если стык двух секций будет не очень точным, это не беда: прибавьте немного олова и заполните расстояние между двумя соседними листами. А если одна секция накрывает другую, подрежьте ту, которая еще не припаяна. Не рекомендуется паять носовую и кормовую оконечности, так как в этом случае затрудняется снятие корпуса с болванки. Для усиления носовой оконечности целесообразно впаять форштевень - металлическую пластинку толщиною 1-1,5 мм. Внутри корпуса, когда он будет снят с болванки, нужно впаять несколько бимсов - поперечных связей такого же профиля, что и шпангоуты. Листы палубного


настила следует стыковать на бимсах. В оконечностях палубные листы должны иметь загнутые кромки, которые заходят на борта с наружной стороны.

Корпус модели судна, сделанный из жести, может быть очень точным по форме, и он больше, чем какой-либо другой, приближается к корпусам настоящих судов.

Испытание корпуса модели судна

Когда корпус модели готов, его следует испытать на водонепроницаемость, осадку, остойчивость. Для этой цели строится так называемый опытовый бассейн. Лучше всего бассейн строить из кровельного железа (рис. 104). Сделанный из него ящик размерами 3 000Х700Х


Рис. 104. Бассейн из кровельного железа для испытания моделей.


Рис. 105. Бассейн из фанеры для проведения соревнований малых моделей судов.

X 500 мм заключают в станок, связанный из досок толщиною не менее 50 мм. Ножки должны иметь сечение не менее 60X60 мм. Высота бассейна примерно 750 мм. Водонепроницаемость обеспечивается шпаклевкой всех соединений и тщательной окраской бассейна изнутри и снаружи. Для спуска воды предусматривается кусок водопроводной трубы с краном. К трубе присоединяется резиновый шланг. Наполнение бассейна производится из водопровода. Не забудьте на выходном отверстии поставить сетку, чтобы исключить засорение сливной трубы.

На рисунке 105 изображен внешний вид бассейна и его основные ■размеры. Размеры бассейна могут быть изменены в зависимости от величины комнаты, где он разместится, а также имеющихся в наличии листов кровельного железа. Идея постройки бассейна из фанеры предложена куйбышевскими судомоделистами *. Упрощенный бассейн представляет собой плоский лоток длиной около 6 тысяч мм, шириной 1 тысяча мм и высотой 350 мм. Для изготовления бассейна необходимо 4 листа 3-миллиметровой фанеры и 4 доски толщиной 25-30 мм, длиною 6 500 мм.

Собрав бассейн, тщательно прошпаклюйте все пазы и места соединений. Снаружи и изнутри покройте бассейн горячей олифой, дайте просохнуть, затем покрасьте два-три раза масляной краской. На стенках бассейна с внутренней стороны нанесите отметки через 250 мм, отступя от передней стенки на 1 тысячу мм.

Бассейн при заполнении до уровня в 250 мм вмещает немного более тонны воды. Спуск воды производится через отверстие с резиновой трубкой, сделанное в задней стенке бассейна. Когда бассейн заполнен водой, отверстие закрыто изнутри пробкой.

В таком бассейне проводились соревнования малых моделей судов с резиновыми двигателями. Временный бассейн может быть сооружен из брезента. Делается ящик из досок по размерам брезента или станок. Брезент укладывается внутрь ящика, края прикрепляются рейкой с гвоздями к стенкам, после чего наливается вода. В таком временном бассейне долго воду держать не следует. Выпуск воды осуществляется с помощью резиновой трубки.

* И. Аристов, Комнатные соревнования по морскому моделизму. Журнал «Военные знания» № 1, 1954, стр. 20.


ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ

§ 8. МАТЕРИАЛЫ И ИХ ОБРАБОТКА

Для постройки моделей кораблей и судов применяется древесина различных пород. Основные требования, предъявляемые к ней: проч­ность при минимальной массе, легкость в обработке, мелкослоистость и способность устойчиво сохранять заданную первоначальную форму, К таким породам деревьев относятся липа, осина и тополь. Из них часто делают корпуса моделей кораблей и судов. В судомоделирова-нии применяют также сосну, ель, кедр, клен, красное дерево, бальзу, ольховое дерево и грушу.

Сосна, кедр и ель обладают высокими механическими свойствами, хорошо колятся и гнутся, особенно в замоченном и распаренном со­стоянии. Их используют главным образом для изготовления стрин­геров и различных реек при постройке корпусов моделей. Из этих пород можно делать и корпуса моделей. Изготовляя детали модели и особенно стрингеры, надо избегать крупнослойной древесины и под­бирать наиболее мелкослойную, с числом годичных слоев не менее 10 на 1 см. Слои должны располагаться параллельно, иначе рейки будут ломаться по скошенному слою. .

Клен обладает твердой однородной мелкослойной древесиной бе­лого цвета. Он плохо колется, однако хорошо лущится на шпон; полируется и окрашивается любыми лаками. Обычно им фанеруют (покрывают) палубы моделей торговых судов.

Красным деревом называют многие породы с древесиной от легко­коричневого до темно-красноватого цвета. Растет оно в основном в Африке, на Антильских островах и в Америке. На территории СССР встречается в Закавказье.


Древесина этого дерева ценится не только за красивый цвет и ри­сунок, но и за водостойкость. Она легко режется и обрабатывается, хорошо лакируется и полируется. В судомоделировании дерево идет на изготовление настольных парусных моделей. Особенно кра-сиво выглядит палуба, выстланная (набранная) из отдельных тонких полосок (реек).

Твердая, но хрупкая ореховая древесина имеет окраску от свет­ло-серой до коричневой, с очень красивой слоистостью. Хорошо полируется, лакируется и отделывается воском. Применяется в ос­новном как отделочный материал при изготовлении настольных мо­делей парусных судов.

Древесина груши имеет различную окраску - от светло-розовой до красной, очень плотная и однородная. Она прекрасно обрабаты­вается режущими инструментами и хорошо полируется. Применяется для инкрустации макетов парусных кораблей.

Одним из основных показателей древесины является плотность. Чем дерево мягче (рыхлее), тем она меньше, и наоборот.

Плотность некоторых пород древесины, г/см3

Береза - 0,65 Липа - 0,48

Груша - 0,73 Тополь - 0,47

Орех - 0,73 Ель - 0,47

Клен - 0,75 Ольха - 0,54

Красное Осина - 0,43

дерево - 0,54 Бальза - 0,1-0,24

Сосна - 0,51

Кроме древесины в судомоделировании применяют и многие дру­гие материалы. Так, для изготовления корпусов и надстроек моделей кораблей и судов используют пенопласты, оргстекло, полистирол, целлулоид и стеклоткань. Пенопласты хорошо поддаются обработке на деревообрабатывающих станках и ручным столярным режущим инструментом. Начинающим моделистам из них можно изготовлять корпуса кораблей, причем корпуса больших моделей желательно оклеить слоем стеклоткани на эпоксидной смоле ЭД-5.

Оргстекло и полистирол - листовые материалы. Из них можно делать различные надстройки, а также штамповать в подогретом виде корпуса небольших моделей кораблей (500-600 мм). Эти мате­риалы хорошо склеиваются дихлорэтаном или грушевой эссенцией.

Стеклоткань употребляют в судомоделировании для выклейки корпусов моделей и изготовления деталей сложной конфигурации. Судомоделисты обычно используют стеклоткань толщиной 0,25- 0,4 мм марок ТСФ (б), АСТТ (б) - 8, АСТТ (б) С, АСТТ (б) С2 и АСТТ-9.

Для многих поделок находит применение листовой металл - сталь, латунь, медь и белая жесть.

§ 9. КЛЕИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СУДОМОДЕЛИРОВАНИИ

При постройке моделей кораблей и судов применяют различные клеи: белковые, нитроцеллюлозные и смоляные.

Столярный (глютиновый) клей при обычном приготовлении (на воде) очень боится влаги. Но него можно сделать относительно водо­стойким, если сварить по следующему рецепту: разбить на мелкие куски, положить в банку и залить натуральной олифой. Когда клей разбухнет (через 12-13 ч), поставить банку в другую посуду, на­полненную водой, и подогревать, пока клей не растворится полно­стью. Употреблять его можно только в горячем виде. Сохнет он в полтора-два раза дольше, чем приготовленный на воде.

Следует помнить, что его нельзя доводить до кипения. Если он во время приготовления закипит, то почти полностью потеряет клею-щую способность.

Казеиновый клей более водостоек и применяется для склеивания текстильных и бумажных изделий. По прочности склейки различают следующие сорта этого клея: экстра (В-107), первый сорт (В-105) и обыкновенный (ОБ).


Клеевой раствор приготовляют следующим образом: на одну часть порошка добавляют 2 части, а для более густого клея - 1,7 части воды. Полученную кашицу надо помешивать до тех пор, пока она превратится в однородную массу без комков и крупинок. Клей годен для применения в течение 3-5 ч (в зависимости от состава). Его наносят на обе поверхности склеиваемых деталей, выдерживают на воздухе в течение 3-5 мин. Затем соединяют изделия и запрессовы­вают в струбцины. Полное отвердение клея при комнатной темпера­туре происходит в течение 20-24 ч.

К нитроцеллюлозным водостойким клеям относятся эмалит, АК-20, а также любые другие нитролаки: АВ-4, 754, 900 и 930. Они выпускаются готовыми к употреблению.

Нитроклеи применяются для склеивания древесины, тканей, цел­лулоида, кожи. Их можно разбавлять растворителями 646, 647 и РДВ.

При склеивании обе поверхности покрывают двумя-тремя слоями клея, давая каждый раз подсохнуть «до отлипа». После этого сма­зывают одну из поверхностей еще раз, соединяют с другой и стяги­вают изделие струбцинами.

Нитроклеи можно приготовить и самому, растворив целлулоид в ацетоне или в любом из указанных выше растворителей. Эти клеи используют как грунтовку под нитрошпаклевку плавающих моделей и для приготовления быстросохнущих шпаклевок с присадкой в них " талька (детской присыпки), мела и древесных опилок.

Поливиниловые фенольные клеи очень водоупорны и получаются путем смешивания поливиниловых и фенольных смол. Перед нане­сением такого клея детали необходимо подогревать.

Клеи БФ-1 и БФ"-2 применяют для склеивания алюминия , дерева, стали, пластмасс, керамики, фибры, кожи, ткани и бумаги. При склеи­вании деталей на подготовленные поверхности наносят тонкий слой клея и выдерживают на воздухе «до отлипа» (не менее 30 мин). За­тем покрывают вторично и вновь выдерживают 15 мин. После этого склеиваемые детали соединяют, сжимают и оставляют под давлением (при температуре 140-160°) в течение 1 ч. Если склеивание произво­дится без подогрева, то детали должны оставаться под прессом 3- 4 суток.

Клей БФ-6 служит для склеивания ткани, которую перед склеи-анием нужно замочить и хорошо отжать. Смазав клеем, ее подогре­вают с помощью утюга через влажный кусок ткани до тех пор, пока клей высохнет.

Все эти клеи продаются в магазинах в готовом виде.

Дихлорэтановым клеем пользуются для склеивания оргстекла, полистирола и полимерных материалов. Приготавливается он путем

растворения стружки оргстекла в дихлорэтане или грушевой эссен­ции. Соединяемые поверхности обильно намазывают два-три раза клеевым раствором, просушивают «до отлипа», намазывают еще раз и соединяют. Для полного просыхания при склеивании под давле­нием необходимо 4 ч, без давления 8-10 ч.

Самыми прочными и водостойкими являются клеи на основе эпок­сидных смол.

Химическая промышленность СССР выпускает большое ко­личество смол различных марок. Но наибольшее распространение среди них получили эпоксидные смолы марок ЭД-5, ЭД-6, ЭДП и Э-37.

Эпоксидные смолы ЭД-5 и ЭД-6 представляют собой низковязкую прозрачную жидкость от светло-желтого до коричневого цвета. Чтобы получить эпоксидный клей или пропиточный компаунд (на­пример, для выклейки корпусов моделей), в эпоксидную смолу необ­ходимо ввести отвердитель. В зависимости от типа введенного отвер­дителя можно получить клей горячего (с нагревом до 200° С) или холодного отверждения, который затвердевает при комнатной тем­пературе. Судомоделистов более устраивает последний. Но его можно и подогревать до 70° С, тогда процесс склеивания убыстряется, а прочность увеличивается.

Чтобы получить эпоксидный клей холодного отверждения, в смолу ЭД-5 или ЭД-6 необходимо ввести один из отвердителей (8-15%): гексаметилендиамин (ГМД), пиридин, пиперидин или чаще всего полиэтиленполиамин (ПЭПА).

Эпоксидные компаунд-клеи при высокой прочности - клеевого со­единения обладают малой усадкой, химической, противогрибковой и влагостойкостью. При склеивании они не требуют применения высокого давления.

Клеи холодного отверждения следует приготовлять непосред­ственно перед их применением, так как они быстро затвердевают (при введении отвердителя 8-15% в течение 20-40 мин).

Склеиваемые детали необходимо обезжирить. На подготовленные поверхности наносят один за другим два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть «до отлипа». После этого детали запрессовывают и выдерживают в течение 24 ч при температуре 18-25°.

Если в эпоксидный клей ввести наполнитель - алюминиевый по­рошок, мел или тальк, то можно получить хорошую, прочную шпак­левку.

При выклеивании деталей из стеклоткани (корпусов модели, над­строек и т. п.) надо помнить, что смола ЭД-6 очень вязкая и ком­паунд на ее основе плохо пропитывает плотную стеклоткань. По­этому в качестве пластификатора (разбавителя) в клей вводят один из компонентов: эпоксидную смолу ДЭГ-1, этилцеллозольф, дибутил-фталат или ацетон. Чтобы стеклоткань не приклеилась к форме изде­лия, между болванкой и стеклотканью накладывают так называемый разделительный слой. Для нанесения этого слоя можно применять 10-15%-ный раствор полиэтилена в уайтспирите, воск, пасту для натирки паркетных полов и другие материалы.

Эпоксидный клей широко используется при ремонте судов, автомо­билей и тракторов. Нанесением пластырей из нескольких слоев стек­лоткани, пропитанной эпоксидным компаундом, можно обеспечить очень высокую прочность и герметичность таких исправлений.

Эпоксидные компаунды токсичны. Наиболее токсичная часть эпоксидных компаундов - отвердители.

Пары и пыль отвердителей и компаундов действуют раздражающе на слизистые оболочки носа, горла и глаз. Длительный контакт с па­рами или пылью отвердителей может привести к тяжелым пораже­ниям. Поэтому при работе с эпоксидными компаундами и отвердите-лями надо соблюдать следующие меры предосторожности:

все операции по приготовлению и применению эпоксидных ком­паундов производить в изолированном и хорошо вентилируемом по­мещении;

пыль после обработки отвержденных компаундов тщательно уби­рать мокрой ветошью;

рабочие столы перед работой с эпоксидными клеями накрывать бумагой, которую после загрязнения удалять;

при работе с клеями пользоваться резиновыми перчатками;

в течение рабочего дня периодически мыть руки и лицо теплой водой и вытираться разовыми полотенцами;

брызги смолы, компаунда и отвердителя, попавшие на кожу, не­медленно удалять марлевым тампоном, смоченным ацетоном, после чего промыть кожу мыльной водой;

не допускать к работе с эпоксидными компаундами лиц, кожа которых обладает повышенной чувствительностью.

Прием пищи на месте работы категорически запрещается.

§ 10. СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОРПУСОВ МОДЕЛЕЙ

Одной из главных операций при постройке модели корабля яв­ляется изготовление корпуса. Его можно сделать из различных материалов: целого куска дерева, склеенных досок, папье-маше, жести и стеклопластика.

Приступая к работе, судомоделист должен помнить, что правильно выполненные обводы корпуса обеспечивают хорошие мореходные ка­чества модели.

Поэтому при постройке корпуса модели надо строго придержи­ваться теоретического чертежа и соблюдать последовательность опе­раций выбранного способа.

Для настольных и небольших самоходных моделей корпус можно сделать из целого бруска дерева, который должен быть прямослойным, без трещин и сквозных сучков. Если древесина сы­рая, ее необходимо просушить (выдержать) при комнатной темпера­туре, но не у печки и не на солнце. Иначе ее может «повести» и даже «порвать».

Размеры бруска должны соответствовать наибольшим габаритам корпуса модели: длине, ширине и высоте борта.



На одной из сторон бруска карандашом по линейке проводят линию диаметральной плоскости (плоскость, делящая корпус пополам по длине). Потом брусок разбивают на шпации (расстояние между шпан­гоутами) и вычерчивают контур палубы (рис. 22, а). Обработав бру­сок топором и рубанком (по вычерченному контуру), вычерчивают форштевень и ахтерштевень модели и также обрабатывают.

После этого по теоретическому чертежу на фанере вычерчивают транец, выпиливают его лобзиком, намазывает клеем и прибивают гвоздиками к кормовой части болванки. На борта болванки каранда­шом наносят линии расположения шпангоутов. Затем по шаблонам шпангоутов (рис. 22, б), вырезанным из фанеры, корпус доводят до нужных размеров с помощью напильника и шкурки.

Перед выдалбливанием корпуса надо насверлить ряд отверстий по палубе и с помощью стамесок выбрать древесину (рис. 23). Толщина бортов должна быть не менее 6-8 мм.

Для крупных корпусов моделей, чтобы их не «повело», брусок лучше делать наборным. Можно предложить два варианта. Первый - корпус из горизонтально склеенных досок. Толщина их должна соответствовать расстоянию между ватерлиниями на теоре­тическом чертеже. На каждой доске проводят диаметральную линию, шпации и вычерчивают соответствующий контур ватерлинии (рис. 24, а). Обработав доску по контуру ватерлинии снаружи, надо выпилить древесину изнутри, оставив край шириной 6-8 мм (рис. 24, б). По­следняя доска (днищевая) изнутри не выпиливается. Обработанные доски склеивают в пакет (рис. 24, в). Теперь достаточно срезать вы­ступающие углы и довести корпус, применяя шаблоны (рис. 24, г), до нужных размеров.

Второй вариант - постройка корпуса из вертикально склеенных досок (рис. 24,д). В этом случае на обработанных досках вычерчивают батоксы с проекции теоретического чертежа «бок». Здесь также сна­чала обрабатывают каждую доску по внешнему контуру батокса и выпиливают внутреннюю часть. Две крайние доски оставляют сплош­ными. Склеенные и просушенные доски обрабатывают, как и в пре­дыдущем случае.

Применяя эти методы, можно намного упростить постройку кор­пусов модели, при этом они получаются более симметричными.

Для изготовления наборного корпуса можно предложить не­сколько способов, наиболее распространенным и рациональным яв­ляется постройка корпуса на палубном настиле.

Сначала надо изготовить доску-стапель (рис. 25). Она должна быть хорошо отфугована. На доске проводят диаметральную динию и разбивают ее на шпации согласно теоретическому чертежу. Затем с чертежа проекции «полуширота» перечерчивают палубу на фанеру толщиной 2-3 мм и выпиливают ее. На палубе следует наметить диаметральную линию и места установки шпангоутов, а затем сде­лать вырезы по бортам для закрепления в них шпангоутов.

Палубу устанавливают на стапельной доске. Чтобы придать ей продольный прогиб, под нее подкладывают деревянные брусочки. Высоту каждого брусочка определяют по теоретическому чертежу

Рис. 22. Разметка бруска дерева (а) и обработка корпуса по шаблонам

шпангоутов (б )

Рис. 23. Выдалбливание корпуса модели

https://pandia.ru/text/77/491/images/image004_125.jpg" width="338" height="142">

Рис. 25. Установка палубы на стапельной доске:

1 - линия для замера высоты брусков, 2 - палуба, 3 - настил палубы, 4 - стапельные бруски, 5 - стапельная доска

рис. 26. Последовательность изготовления наборного корпуса:

а - шпангоут, подготовленный для установки на палубе, б - килевая рама, в - установ­ка бобышек на килевой раме, г - часть собранного корпуса на стапеле

«вид сбоку». Для этого надо соединить прямой линией носовую око-нечность корпуса с кормовой. Расстояние между бортом палубы и проведенной линией на каждой шпации и будет высотой каждого брусочка. Брусочки прибивают на стапельную доску, кладут на них палубу и закрепляют ее концы гвоздиками.

Теперь можно приступить к изготовлению шпангоутов. Для этого с теоретического чертежа (проекции «корпус») с помощью кальки или копировальной бумаги шпангоуты переносят на фанеру толщиной 6-8 мм, затем выпиливают лобзиком. Края выпиленных шпангоутов обрабатывают напильниками и шкуркой. В верхней части шпан­гоутов (по бортам) оставляют шипы, которые будут вставляться в па­лубные вырезы (рис. 26, а). В нижней части шпангоутов вырезают пазы для установки килевой рамы, которую вычерчивают по теоре­тическому чертежу проекции «бок» и выпиливают из фанеры толщи­ней 6-8 мм (рис. 26, б ).

В носу и корме набора корпуса на величину одной или двух шпа­ций устанавливают бобышки из досок мягких пород дерева - липы, ольхи, тополя (рис. 26, в). Бобышки обрабатывают по профилю кор­пуса рашпилем и наждачной бумагой.

После этого собирают временно весь набор, для чего все шпан­гоуты вставляют шипами в палубные пазы и скрепляют килевой рамой.

Накладывая на шпангоуты стрингеры, размечают места их уста­новки. Их количество зависит от величины модели. Чем модель больше, тем больше стрингеров.

Закончив разметку, весь набор разбирают, чтобы выпилить в шпангоутах и бобышках пазы для укладки стрингеров (рис. 26, г). Перед окончательной сборкой в палубе выпиливают окна для до­ступа в модель, а все места стыков промазывают два-три раза нитро-клеем и просушивают. Далее с помощью гвоздиков и клея закреп­ляют все стрингеры. Сняв просохший набор корпуса со стапельной доски, обрабатывают его драчовым напильником и промазывают снаружи два-три раза нитроклеем. Теперь можно приступать к об­шивке корпуса фанерой толщиной 1,5 мм или плотным картоном.

Листы обшивки приклеивают и прибивают гвоздиками. Когда корпус хорошо просохнет, гвоздики можно вынуть или притопить керном. Обработав корпус напильником и наждачной бумагой, его надо промазать два-три раза нитроклеем, чтобы в дальнейшем к нему прочнее пристала нитрошпаклевка. Для лучшей прочности его можно оклеить одним слоем стеклоткани, применяя смолу ПН-1 или ЭД-5.

Очень просто построить корпус из папье-маше. Его вы­клеивают из газетной бумаги по болванке, изготовленной одним из рассмотренных выше способов.

Чтобы первые слои бумаги не приклеивались к болванке корпуса, ее обмазывают тавотом или вазелином . Бумагу рвут на куски раз­мером примерно 60 X 80 мм. Резать ее ножницами не рекомендуется. Первые два-три слоя накладывают на болванку без клея, прямо на жировой слой. Клей лучше всего применять из картофельного крах­мала. Кусочки бумаги накладывают так, чтобы каждый следующий перекрывал предыдущий.

Для корпусов небольших размеров (700-900мм) достаточно на­клеить 9-11 слоев бумаги, чтобы получить борта толщиной 2,5- 3 мм. Клеить надо в несколько приемов. Наложив три-четыре слоя, следует дать им просохнуть. Затем, слегка зачистив наждачной бу­магой, наклеить еще столько же. Этот процесс повторить не­сколько раз.

Сняв готовый корпус с болванки, в него вклеивают два-три шпан­гоута и накрывают палубой. Потом все зачищают наждачной бума­гой и, применяя нитроклей, оклеивают марлей или капроновым чул­ком. Затем корпус можно прошпаклевать и покрасить.

Самый простой способ изготовления металлического корпуса- пайкой на болванке небольших кусочков луженой жести толщиной 0,3-0,4мм. Для этого можно применить и тонкую латунь

Рис. 27. Изготовление корпуса из жести:

а - корпус, изготовленный пайкой из кусочков жести, б - закладка в болванку плоского шпангоута; в - способ изготовления таврового шпангоута, г - установка тавровых шпангоу­тов; д - обшивка корпуса листами жести, 1 - плоский шпангоут, 2 - тавровый шпангоут,

3 - лист обшивки

или медь. Кусочки могут быть различной величины, в зависимости ОТ сложности обводов корпуса. В носовой и кормовой частях модели ода будут меньше, чем посередине, так как средняя часть корпуса имеет менее сложные обводы (рис. 27, а).

Второй способ - пайка корпуса по плоским шпангоутам, выре­занным из жести и уложенным в пазы болванки (рис. 27, б). Приме­няют и тавровые (Т-образные) шпангоуты, так как они создают хоро­шую прочность корпусу. Изготовляют такие шпангоуты следующим способом. Посередине полоски жести шириной 20-24 мм наносят риску и по ней полоску сгибают пополам. Затем, отступя 5 мм от края согнутой частя полоски, проводят вторую риску, по которой заготовку в тисках разгибают на две стороны и выравнивают киян­кой (рис. 27, в). Перед установкой шпангоутов на болванке делают пропилы. Для этого несколько ножовочных полотен складывают в пакет, по толщине равный ширине шпангоутов, причем среднее полотно должно выступать на 5-6 мм. Пропилы должны быть такими, чтобы шпангоуты были вровень с болванкой, это

обеспечивает плавность обводов корпуса. Верхние их края прибивают к болванке мелкими гвоздиками (рис. 27, г).

Установив все шпангоуты на свои места, можно приступить к пайке
корпуса из полосок жести. Для каждого листа обшивки делают вы­
кройку из бумаги Вырезав по ней лист из жести, его надо уложить
на свое, место и «прихватить» припоем в трех-четырех местах к шпан­
гоутам, причем края листа должны только наполовину перекрывать
шпангоут (рис. 27, д).

Установив первый лист обшивки, вырезают поочередно все осталь­ные и также «прихватывают» к шпангоутам. Таким образом набирают весь корпус модели. После этого его надо обколотить киянкой, а за­тем как следует пропаять все стыки.

Перед снятием с болванки корпус тщательно обрабатывают напиль­ником и шкуркой.

Теперь можно пропаять форштевень и ахтерштевень, а также установить в корпусе необходимое количество переборок, дейдвудов и гельмпортов. Вырезав необходимое количество окон для доступа к механизмам модели, палубу устанавливают на место и припаивают. Закончив пайку, надо обязательно промыть корпус раствором питье­вой соды или теплой мыльной водой, чтобы удалить остатки кислоты. Перед грунтованием корпус рекомендуется протереть ацетоном или растворителем.

Для выклейки корпуса из стеклопластика приме­няют болванки из дерева, сделанные одним из ранее описанных спо­собов. Готовую болванку тщательно обрабатывают наждачной бума­гой, зашпаклевывают все ямки и трещины, а затем наносят на нее разделительный слой. Для этого можно использовать разогретый парафин, разжиженный керосином, или мастику для натирки паркет­ных полов. Надо проследить, чтобы поверхность болванки была хо­рошо покрыта разделительным слоем, иначе к ней может прилипнуть стеклоткань и снять ее будет невозможно. Выклеивают корпус поли­эфирной смолой ПН-1 или эпоксидными смолами ЭД-5 и ЭД-6. Для смолы ПН-1 отвердительными компонентами являются нафтанат ко­бальта, которого добавляют к смоле 8%, и ускоритель - гипериз (его добавляют 3%). Нафтанат кобальта вводят в смолу первым. При пользовании эпоксидными смолами пластификатором являет­ся дибутилфталат - 8%, а отвердителем - полиэтиленополиамин (его добавляют 10%).

Эпоксидные смолы немного гуще полиэфирных, и их рекомен­дуется разжижать толуолом или ацетоном, которых добавляется 8- 10%. На болванку наклеивают 3-6 слоев стеклоткани, в зависимо­сти от ее толщины.

Делают это следующим образом. Промазав болванку смолой, накладывают первый слой ткани и тщательно разравнивают. Затем промазывают снова и накладывают второй слой ткани. Каждый слой надо хорошо прогладить, чтобы между ними не оставался воздух. Правильно разведенная смола затвердевает в течении 10-12 ч, так что на следующий день, не снимая корпуса с болванки, можно обработать его напильниками и шкуркой, а затем покрыть шпаклев-

кой, изготовленной на основе той же смолы. Для этого в нее надо добавить наполнитель - тальк. После обработки шкурками кор­пус снимают с болванки. А чтобы усилить прочность, вставляют 4 - 5 переборок. Затем той же смолой приклеивают палубу, предвари­тельно сделав в ней вырезы для доступа к механизмам.

§ 11 ОКРАСКА МОДЕЛЕЙ

Для окраски моделей кораблей и судов чаще всего применяют масляные, эмалевые и нитроэмалевые краски.

Чтобы качество окраски было хорошим, необходимо соблюдать все стадия технологического процесса, состоящего из подготовки поверхности, грунтования, местного и сплошного шпаклевания, шли­фования шкурками, нанесения краски и шлифования ее тонкими шкурками, полирования пастами.

При подготовке поверхности деревянной модели к окраске корпус обрабатывают рубанком, напильником и шкуркой, а также устраняют дефекты (задиры, трещины, выпавшие сучки). Металлические модели обрабатывают напильниками, шкурками и обез­жиривают содовым раствором или мыльной водой. Грунтование корпуса под масляные краски для лучшего прилегания последующих слоев производят специальным грунтом № 000а, а если его нет, можно использовать натуральную олифу или жидкую масляную краску (лучше - свинцовый сурик). Для нитрокрасок можно применять грунт № 000, клей АК-20, эмалит и нитролаки.

Грунт наносят на поверхность два-три раза. Каждый слой после высыхания обрабатывают мелкой наждачной шкуркой.

Шпаклевание предназначено для выравнивания поверх-ности. Местное шпаклевание (заполнение ямок, царапин) производят густой шпаклевкой. После просыхания ее зачищают шкуркой и про­изводят общее шпаклевание модели жидкой шпаклевкой в несколько слоев.

Состав шпаклевки под масляные краски:

1. Тальк или мел - 350 г, олифа- 125 г, краска (лучше свин­цовый сурик или свинцовые белила) - 25 г;

2. Мел - 350 г, лак масляный - 100 г; железный сурик - 40 г.

Густую шпаклевку наносят шпателем, ножом или кусочком упру­гой резины толщиной 6-8 мм, а жидкую - мягкой кистью, флей­цем или распылителем.

Под нитрокраски применяют шпаклевку АШ-30, АШ-24 и АШ-32.

Нитрошпаклевку можно приготовить, замешав тальк (детскую присыпку) на нитроклее АК-20, эмалите или любом другом нитро-лаке.

Шлифовавание необходимо для устранения шероховатости после шпаклевки или окраски.

В начале работы (после местного шпаклевания) применяют шкур­ки № 48-80; после первых слоев сплошного шпаклевания - № 80-

120; последние слои шпаклевки шлифуют шкурками № 000-

Для экономии шкурки рекомендуется производить мокрое шлифо­вание. При пользовании водостойкой шкуркой поверхность обильно смачивают водой. Если водостойкой шкурки нет, то шлифуют обыч­ной, смоченной в керосине. После каждого шлифования с керосином перед нанесением покрытия поверхность тщательно промывают содо­вой или мыльной водой и сушат.

Качество окраски модели во многом зависит от практи­ческих навыков судомоделиста, от умения подготовить поверхность и от марок применяемых красок.

Обычна окраску производят краскораспылителями марок КР (КР-10, КР-11, КР-12). Компрессоры можно применять любые, даю­щие давление до 3 ати, в том числе и малогабаритные С-511 и С-21.

Положение краскораспылителя должно быть таким, чтобы струя от него направлялась перпендикулярно к окрашиваемой поверхности, расстояние до которой должно быть в пределах 250-300 мм. Пере­двигать пистолет надо равномерно, с постоянной скоростью. При слишком быстром движении краска будет ложиться тонким слоем, при медленном - толстым, вследствие чего могут появиться подтеки. Наносить краску нужно последовательными параллельными поло­сами. Каждая полоса должна перекрывать соседнюю на 10-20 мм.

Необходимо следить за правильным соотношением давления воз­духа и густоты краски, поступающей из краскораспылителя. Дав­ление воздуха должно составлять 2-3 атм. Чем больше давление, тем гуще должна быть краска, и наоборот. Это определяется опытным путем на пробной поверхности. Мелкие детали можно красить про­стейшим пульверизатором. Для этой цели нитрокраска разводится довольно жидко.

При окраске кистями немаловажное значение имеет сорт волоса кисти. Лучшими считаются кисти из беличьего, хорькового, барсучьего и медвежьего меха.

Перед началом работы новые кисти нужно оклетневать (обвязать) у основания ниткой или тонким шпагатом. Под густые краски сво­бодная от обвязки часть делается короче, под жидкие - длиннее.

Во время окраски кисть держат под углом 45-55° к поверхности и наносят покрытие легкими и свободными движениями. При этом нужно следить, чтобы краска ложилась равномерным тонким слоем и не образовывала потеков.

При окраске модели нитрокрасками надо помнить, что сохнут они очень быстро. Поэтому проводить дважды по одному месту кистью не следует. Мазки надо делать короткими, в одном направлении. Если на поверхность попала большая капля - ее нужно немедленно рас­тереть.

Нитрокраски разводят растворителями РДВ, № 000, 647, 648 и 649. Разводить их ацетоном нельзя, так как краска от него пере­сыхает и трескается.

Покрытие обычно производят масляными красками в 2-3, а нит­рокрасками в 10-15 слоев,

Рис. 28. Грузовая марка:
а - для сухогрузов и танкеров; б - для пассажирских судов

Первый слой окраски помогает обнаружить оставшиеся дефекты на подготовленной поверхности. Их необходимо устранить повторной шпаклевкой и шлифованием.

Перед нанесением каждого последующего слоя предшествующий должен быть хорошо просушен. Время просушки для масляных кра-сок должно быть не менее 24 ч.

При окраске модели полирование является заключитель-ным этапом. Его производят специальной полировочной пастой для легковых автомобилей или пастой ГОИ. Пасту накладывают на мяг-кую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями доводят поверхность до зеркально го блеска. Затем ее протирают k поли-ровочной водой, керосином или жидким маслом. Окраска модели не должна отличаться от окраски настоящих су-дов подобного типа. Можно рекомендовать следующие основные пра-вила при выборе колера (цвета).

Надводную часть военных кораблей окрашивают в различные оттенки шарового (серого) цвета. Для получения его в белила добав-ляют 5- 7% черной краски.

Надводную часть пассажирских судов (корпус и надстройки) кра-сят в белый цвет. Корпус грузовых и грузо-пассажирских судов по-крывают черной краской, а надстройки - белой. Дымовые трубы у судов с белым корпусом - белые, с черным - черные.

Подводную часть окрашивают зеленой или красной краской. Ва-терлинию рекомендуется отбивать полоской целлулоида.

Теперь уместно напомнить о грузовой марке и как ее нужно изображать на бортах модели торгового судна.

Если грузовая марка не будет нанесена на модели судна, то на соревнованиях во время стендовой оценки модели можно получить штрафные баллы.

Грузовая марка - это круг или фигура, напоминающая гребенку (рис. 28, а и б). Через центр круга проведена горизонтальная линия,


продолжение которой на «гребенке» обозначено буквой Л (летняя марка). Это так называемая основная марка.

При плавании зимой судно в целях безопасности плавания и ус-пешной борьбы со штормом не должно быть перегружено Оно должно иметь меньшую осадку и больший надводный борт, т. е. больший запас плавучести Это учтено на грузовой марке и отмечено буквой

3 (зимняя марка).

Особенно негостеприимна зимой Северная Атлантика, судно, пла-вающее там, должно быть наиболее облегчено Допустимая осадка для такого плавания отмечается линией ЗСА (зимняя марка для Северной Атлантики).

Несколько линий «гребенки» наносится над основной - летней маркой. При плавании в тропиках погода обычно благоприятствует рейсу, нет опасности обледенения. Судно здесь может взять больше груза, иметь большую осадку и меньший надводный борт. Это и отмечено линией Т (тропическая осадка).

Чем больше плотность воды, тем больше ее выталкивающая сила Когда судно из моря входит в реку, его осадка увеличивается. По­этому на «гребенке» нанесены еще две линии - П (пресная марка) и ТП (тропическая пресная марка).

Согласно международным правилам, которые обязательны для всех морских держав мира, форма грузовой марки везде одинакова Единственное отличие - в буквах. На советских торговых судах ставят буквы Р и С (марка регистра Союза ССР).

Грузовые марки иностранных торговых судов, обозначаются буквами английского алфавита . Например L и R обозначают англий­ское общество Регистр Ллойда, А и В-Американское бюро судоход­ства и т. д.

На судах, которые перевозят лес, а также то груз, то пассажиров,

наносят дополнительные марки.

На лесовозах на грузовой марке в сторону кормы от круга де­лается дополнительный рисунок с прибавлением ко всем буквенным наименованиям буквы Л (L) - лесной надводный борт.

Грузовую марку наваривают в виде стальных полос на борт судна на мидельшпангоут с каждого борта и красят в цвет, отличный от цвета надводного борта. Например, если борт черный, то марку красят белой краской, если борт шарового цвета, то марку красят зеленым или черным цветом.

На военных кораблях грузовые марки не наносятся. На них у штевней на обоих бортах имеются так называемые марки углуб­ления, или, как еще их называют, марки осадки. Их ни в коем слу­чае нельзя путать с грузовой маркой, так как они служат только для измерения фактической носовой и кормовой осадки на данный^

Марки углубления наносят и на больших судах, на обоих бортах

у миделя, дополнительно к грузовой марке

Обычно марки углубления с одного борта обозначают в метриче­ской системе, с другого - б футах. В первом случае высота цифр и расстояние между ними равняется 1 дм, во втором 0,5 фута.

В моделировании фанера является самым востребованным материалом. Это связано с высокими показателями качества, а также простотой работы. Фанерные листы очень легко режутся, достаточно просто обрабатываются. Использовав подходящую схему (чертеж), можно сделать корабли из фанеры своими руками.

Фанера - это универсальный материал, который легко режется и обрабатывается различными способами, поэтому именно с фанерных выкроек рекомендуется начинать свое знакомство с моделированием.

Конструирование корабля самостоятельно – довольно интересное занятие. Но для того чтобы приступить к выполнению сложных моделей, необходимо потренироваться на более легких.

Материалы и инструменты

Для создания узоров из лепнины на борту корабля нужно приготовить самостоятельно состав, из которого можно формировать рельефы. Для раствора необходимо подготовить следующие инструменты и материалы:

  • пыль древесная;
  • клей ПВА (в среднем на одну модель корабля может уйти около полулитра клея);
  • пластилин для создания мелких неровностей и узоров;

Материалы и инструменты, которые используются во время моделирования корабля:

Березовая фанера обеспечит минимальное количество сколов при распиливании.

  • фанера необходимой толщины;
  • суперклей;
  • бумага наждачная для обработки поверхности;
  • нить капроновая;
  • лобзик для вырезания деталей;
  • строительный нож;
  • древесина для мачты. Лучше использовать сосну, так как она значительно легче обрабатывается;
  • краска;
  • кисти небольших размеров;
  • палочки китайские;
  • ткань для парусов;
  • нить;
  • карандаш линейка.

Древесина для моделирования должна использоваться мягкая, не волокнистая. Самым популярным вариантом является кедр, липа, орех. Все деревянные заготовки должны быть идеально ровными, без сучков и повреждений. Ее можно использовать в качестве дополнительного элемента для создания декоративных частей. Также древесина может быть использована для создания основных элементов модели, таких как палуба, корпус.

Фанера в моделировании является самым востребованным материалом. В таком направлении, как моделирование, чаще всего используют березовую или бальзовую фанеру. Это связано с тем, что данные породы дерева практически не дают сколов во время распиливания. Чтобы сделать кораблик из фанеры, необходимо использовать листы толщиной в пределах 0,8-2 мм.

Простая схема модели корабля из фанеры.

Шпон – листовой материал, очень тонкий, изготавливается из древесины ценных пород. В большинстве случаев шпон используется как облицовочный материал. Им оклеивают изделия, которые изготовлены из недорогого материала.

Крепежные элементы будут выполнять не только основную задачу скреплять детали, но и выполнять декоративную роль. Для создания модели кораблика необходимо подготовить тонкие цепочки (можно использовать несколько размеров), шнурки, нити, медные или латунные гвоздики. Для того чтобы перенести чертеж с листа на фанеру, лучше всего использовать кальку и карандаш. Так рисунок получится детализированным. Для скрепления деталей фанеры необходимо использовать клей. Мелкую деталировку можно изготовить методом металлического литья, использовать полимерную глину либо самостоятельно приготовить раствор из древесной пыли и клея ПВА. После полного высыхания такая масса очень прочна, и ее можно окрасить в необходимый цвет.

Вернуться к оглавлению

Подготовительные работы

Если корабль из фанеры моделируется впервые, рекомендуется приобрести наборы, в которых все детали уже вырезаны и обработаны. Но его стоимость порой может быть достаточно высокой. Поэтому при большом желании и старании опыт можно получить в процессе проведения работы по сборке своего корабля.Моделирование, как и другая разновидность работы, обязательно начинается с подготовительного этапа. Первое, с чего необходимо начать работу, это какой корабль будет моделироваться. Для начала стоит просмотреть различные чертежи и готовые работы, это значительно облегчит выбор модели.

Изучив полностью чертеж, стоит проверить наличие всех необходимых материалов и инструментов для выполнения работы. Моделировать корабли – дело ювелирное. Оно требует много времени и усидчивости.

На подготовительном этапе необходимо сделать бумажные или картонные шаблоны всех деталей. После этого они все переносятся на фанеру. На этом подготовительный этап работы можно считать завершенным.

Вернуться к оглавлению

Изготовление деталей

Для того чтобы изготовить все детали, выпилить их из фанерного листа, необходимо использовать соответствующий инструмент. Для работы можно использовать ручной лобзик, но, если есть возможность, лучше использовать электрический модельный вариант. Использование второго варианта значительно сократит время на изготовление всех элементов. Особенно это касается самых мелких деталей.

Выпиленные заготовки обрабатывают напильником, удаляя сколы и заусенцы.

Для того чтобы выпилить деталь, в фанере делается отверстие, в которое располагается пилка лобзика. Вырезать все детали стоит очень осторожно, соблюдая при этом все контурные границы, поскольку неточно вырезанные детали потом могут испортить внешний вид всего корабля. Каждая выпиленная заготовка обязательно должна быть обработана напильником с торцов. В процессе такой зачистки необходимо снять небольшую часть фаски, где образовались сколы и заусенцы. При выпиливании этот момент избежать невозможно.

Собирать корабль нужно тогда, когда все детали вырезаны, и обработаны торцы. Это позволит заниматься сборочными работами, не отвлекаясь при этом на вырезание недостающих деталей.

Я покупал далеко не все журналы, т.к. отливки имитирующие бочки, бутылки, канатик и прочая муть не стоят тех денег, что за них просят, а заказать аналогичные элементы, но лучшего качества и дешевле не составит труда. Для показа внутрянки корабля, как рассчитывают авторы сей модели, у корабля явно не хватает шпангоутов. Так что если внутрянка не верна, то лучше ее скрыть...

Выкладываю результат трудов за сегодняшний день. Надо сказать это просто шикарный конструктор. Сходимость деталей на 6 баллов по 5 бальной шкале! Весь скелет собрал на сухую, а затем швы пролил космофеном не разбирая. Хотя и без него все отлично держалось.






Доделываю колонны, бимсы и палубы. Начинаю обшивку. На данный момент это почти все, что вышло по журналам относительно корпуса. После обточки носовых и кормовых шпангоутов приклею оставшиеся элементы обшивки.







Все элементы ровные, обрабатывать нечего, внутрянка видна не будет, красить соответственно ничего не надо, внутренние палубы настилом покрывать не нужно - поэтому и быстро.
Теперь я вижу, что корпус гораздо шире, чем надо, плюс профиль всех шпангоутов не такой пузатый, как должен быть. Ну да ладно. Теперь о стройке. Обшил борта черновой обшивкой. Одного номера с кормовой частью обшивки я достать не смог, так что пришлось деталь делать из остатков рамок для деталей. В последнем номере получил, как мне казалось обшивку всего правого борта - лоханулся. Это была обшивка внутренней части левого борта. Сверив их, я понял, что можно применить эти детали в качестве обшивки правого борта с небольшими корректировками. Положил верхнюю орудийную палубу и палубу бака и установкой на него рустерной решетки. Отверстие под нее не резал - подсветки не будет. Начал делать черновую обшивку кормы.








Закончил черновую обшивку корпуса и обнаружил огромный косяк производителя:
1) почему-то пушечные порты ближе к корме и к баку имеют не прямоугольные формы, а ромбовидные (как, интересно, такие порты закрыть крышкой в реальности? Т.к. петли будут расположены косо, то сами крышки портов окажутся не перпендикулярно боку, а под углом к нему!!). Ну ладно, исправлять не буду.
2) Если посмотреть на чертежи (даже те, что выложены на этой странице), то не трудно заметить, что переборка с дверью в каюту располагается почти сразу за окончанием 2 пушечного порта нижней орудийной палубы, а по версии журнала - перед началом 3 пушечного порта.


Изменение по пункту 2 - зря наклепал. После установки кормовых топовых деталей, оказалось, что первые высокие шпангоуты, которые я подумал, нужны для переборки с дверью, оказались стойками для удержания высоких бортов. Черновую обшивку пока не шкурил.



Полностью закончил черновую обшивку. Сейчас режу шпон для чистовой обшивки.




Начинаю чистовую обшивку. Нарезал "доски" из шпона ясеня 5х60 мм. Сначала забиваю промежутки между пушечными портами, затем закрываю все остальное пространство.




Небольшой ЛИКБЕЗ относительно фотографирования модели (может быть, кому-то понадобится). Я выполнил 3 снимка с одним и тем же ракурсом, но с разным фокусным расстоянием (разное использование зума). Обратите внимание на то, как меняется восприятие модели. Без зума - 15 мм модель сильно вытягивается, искажая пропорции, при умеренном зуме - 35 мм модель сокращается по длине и выглядит наиболее похожей на то, что мы видим. При большом зуме - 85 мм модель продолжает "сплющиваться" и выглядит короче, чем есть на самом деле. Вывод - хотите "элегантно" вытянуть модель (или женские ножки) - снимайте в широкоформатном режиме (10-25 мм), хотите реальности - 30-40 мм ваш выбор. Хотите снять модель на фоне Луны - 500 мм вам хватит точно. Эти фокусные расстояния приведены с учетом не полнокадровой матрицы (Canon 50d) и иже с ним, при полной матрице (Canon 5d и аналоги) эти цифры надо умножить на 1,6.

После долгого отсутствия я наконец-то могу выложить плоды моей вялотекущей работы. Общий вид.


В продолжение немного деталей. Бочки штурвал - заказывал на Верфи.










Пришел черед шлюпки. Я решил заказать ее на верфи (и правильно сделал). Моделька просто шикарная. Очень детальная и отлично собирается. Но вод одна проблема закралась - шлюпка оказалась гораздо меньше того, что надо. Придется заказывать новую – поболее, а эту отправлю на Месть Королевы Анны (она меньше и по размеру шлюпка туда отлично встает).




Корабли в сравнении!!!


Сегодня я работаю Папой Карло и вытачиваю крышу балкона.
Первым делом склеил пирог из линеек, набрав нужную высоту, затем проксоновским электролобзиком срезаю все лишнее четко по контуру балкона. Лобзик берет эту толщину (16 мм) без проблем.


Теперь дремелем начинаю снимать все лишнее, формирую крышу. На фотографиях она пока не приклеена. Теперь осталось нарезать шпон полосками и приклеить поверх, имитируя черепицу. На всю обрезку-обточку ушло всего 1,5 часа!!


Продолжаю работу над корпусом.




Детали:




Элементы балкона.



Фонари были заказаны на Верфи.




Чтобы начать окраску осталось только доработать вантпуттенсы, носовую мачту и сделать обгадинг днища
Перед покраской хотел доделать корпус, да закончились гвозди и всякая мелочевка. Пока ждал посылку из Питера, думал с ума сойду от безделья. Прошлая шлюпка оказалась маленькой, так что заказал новую. Эта как раз под размер пришлась. Решил набить гвоздей в бархоуты и сделать цепи на пере руля. Знаю, что на оригинале цепей не было, но так как это довольно умный и необходимый атрибут, решил его сделать (да и красивее смотрится). Вантпуттенсы, как и обещал - цепные. Их проще сделать ровными и на одном уровне, чем любые другие. Хоть и не правильно, но ровно и аккуратно. Мачта пока просто воткнута в палубу.


Наверное, каждый из нас в детстве читал книги о пиратах. Это были морские разбойники, которые бороздили по морям и океанам, нападали на торговые суда, а всю добычу спускали в портовых тавернах. Эти книги были переполнены интригой, особым романтизмом и ощущением приключений. У некоторых людей, интересующихся тематикой пиратства, детское увлечение переросло в постоянное хобби, которое выражается в изготовлении деревянных моделей парусных кораблей. Это необычайно интересное занятие, а готовые модели выступают отличным элементом украшения интерьера. Например, можно сделать миниатюрную копию знаменитого пиратского фрегата, на котором плавал известный пират Френсис Дрейк, вошедший в историю, как один из самых знаменитых корсаров всех времен и народов.

Кто такой Фрэнсис Дрейк?

В средневековье было огромное количество пиратов, однако, лишь немногим удалось сохранить память о себе. Одним из известных корсаров был англичанин Фрэнсис Дрейк, получивший прозвище «Железный пират». Свою пиратскую карьеру он начал в очень юном возрасте с должности корабельного священника, после чего служил матросом, а уже в 16 лет стал капитаном корабля. За свою жизнь он побывал в большом количестве морских походов и смог победить в не меньшем количестве сражений, в том числе и с английским королевским флотом, поэтому среди пиратов считался очень успешным, опытным и грозным капитаном.

Под командованием Дрейка находилось несколько кораблей, среди которых флагманом был галеон с тремя палубами и пятью мачтами, который назывался «Golden Hind», что в переводе означает «Золотая лань». Это название капитан выбрал лично, поскольку корабль был настолько быстрым, что мог нагнать любое торговое судно и скрыться от погони военных кораблей. Именно благодаря своей высокой скорости и отличной маневренности, судно и получило свою популярность.

Немного о моделировании

Создание миниатюрных моделей кораблей происходит поэтапно. Каждый этап направлен на создание отдельных элементов парусных кораблей, которые впоследствии объединяются в единую конструкцию. Этот процесс очень кропотлив и требует от создателя не только предельной концентрации и усидчивости, но и проявления фантазии, поскольку очень часто приходится изменять используемые материалы или заменять их на другие, более подходящие под конкретную модель. Помимо этого, чтобы модель получилась более реалистичной и как можно лучше копировала оригинал, следует быть внимательными с размерами оригиналов, на поиск и перенесение на макет которых уходит много времени.

Изготовление деревянной модели судна: что для этого потребуется?

Для создания моделей парусных кораблей можно использовать различные техники, однако, наиболее распространенной является изготовление сборных деталей, вырезанных из дерева. Процесс этот достаточно сложный и требует наличия определенного набора инструментов. Для того чтобы изготовить модель корабля из сборных деталей потребуется нож, молоток, зубило, дрель с набором сверл, деревянный брусок, кусок тонкой материи для парусов, веревка, деревянный шпиль необходимой длины, клей по дереву, а при изготовлении моделей больших размеров будет нелишним запастись и пилой.

Вырезка корабля из дерева

На первом этапе моделирования изготавливаются заготовки, из которых в дальнейшем будет собираться модель. Для этого потребуется зубило и молоток, при помощи которых нужно убрать старые болты, а также наждачная бумага или напильник, чтобы сделать брусок идеально гладким. Далее, следует очистить брусок от коры. Чтобы работа прошла быстро, а во время ее выполнения не получить травму, необходимо держать его по направлению к рубанку.

Когда заготовка для будущего корабля будет готова, можно приступать к следующему этапу моделирования. На брусок нужно нанести эскиз с разметкой будущего корабля, после чего вырезать из него корпус корабля. Стоит отметить, что для этого потребуется хорошо наточенный нож, лезвие которого должно быть под углом 10 градусов по отношению к бруску. Несмотря на то что эта часть работа одна из самых легких в моделировании, тем не менее она является и самой ответственной, поскольку при ее выполнении вы не имеете права на ошибку. Поэтому не спеша снимайте древесину небольшими слоями, стараясь сохранить заготовку симметричной.

Резьба носовой части и бортов судна

Когда предварительный макет корпуса корабля будет готов, можно переходить к ювелирной части работы. На заготовке нужно нарисовать боковые части корпуса, а также носовую и кормовую часть. Делается это аналогичным способом, который описан выше. Сперва все рисуется карандашом, после чего вырезается ножом. При этом необходимо стараться делать все части ровными и гладкими, чтобы макет максимально точно походил на корабль. При изготовлении носовой части, одна из сторон бруска немного подпиливается, после чего ей придается форма спила.

Подготовка модели и установка корабельных снастей

Корабль «Золотая лань» имел три мачты, поэтому на модели нужно просверлить три отверстия под них, диаметр которых должен быть немного больше, чем толщина шпилей. Расстояние между отверстиями должно быть одинаковым и достаточным для того, чтобы брусок не треснул во время сверления. Если вдруг трещина и появилась, то лучше не клеить ее, а переделать модель заново, поскольку трещины испортят весь внешний вид корабля. Чтобы мачты надежно стояли и не падали, их лучше посадить на столярный клей.

Поднять паруса!

На завершающей стадии происходит установка парусов. Поскольку у нашей модели галеона всего три мачты, то потребуется всего шесть парусов - по одному большому и одному маленькому на каждую из них. Для их изготовления понадобится тонкая материя, из которой нужно вырезать паруса по заданным размерам. Паруса должны быть трапецеидальной формы. Перед их установкой на мачту нужно сделать зарубки на шпилях, после чего паруса сажаются на клей. Приклеивать следует оба края строго посередине парусов. Чтобы процесс прошел максимально комфортно, а результат вас не разочаровал, установку парусов лучше начинать с задней мачты, продвигаясь постепенно к носовой.

Для украшения паруса можно использовать флаг или верхний парус, который называется летучим. С флагом все понятно и никаких проблем с его изготовлением ни у кого не возникнет, поэтому описывать процесс его пошива нет никакого смысла. А вот летучий парус заслуживает отдельного внимания. Для его изготовления нужно вырезать из ткани ромб, по своей форме напоминающий воздушного змея. Далее, на деталь приклеиваются две перпендикулярные нити, которые соединяют противоположные углы декоративного элемента, а к одному из углов прикрепляется нитка, при помощи которой летящий парус фиксируется с обратной стороны основного паруса. Стоит отметить, что летучий парус может быть изготовлен как только для кормовой мачты, так и для всех остальных. Здесь все зависит от ваших пожеланий и усидчивости.

Когда модель корабля будет завершена, ее можно покрасить в коричневый цвет и вскрыть лаком, после чего его можно будет хоть использовать для украшения интерьера, хоть спускать на воду.