50-80-е годы двадцатого столетия — это время по-этического бума, когда на арену огромной популярно-сти вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуд-жава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они зарази-ли воодушевлением всю страну, поразив ее свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали ог-ромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вско-ре стали называть эстрадной.
Самым «громким» лириком плеяды по праву счи-тается Евгений Евтушенко. Именно он поэтический лидер того периода. Одной из жемчужин его творчест-ва является стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...», наполненное поистине философским смыслом.
Судьба каждого человека сугубо индивидуальна и неповторима. Она так же таинственна и интересна, как история самой далекой и загадочной планеты. Об этом говорит в своем стихотворении Евгений Евту-шенко. Он утверждает, что удивительна личность лю-бого, даже, на первый взгляд, самого незаметного че-ловека. Будничных судеб, считает поэт, нет, в каждой жизни есть мгновения счастья и трагические потрясе-ния, скрытые от других людей. Он пишет:
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
Со смертью человека уходит все самое сокровенное в его жизни: «и первый поцелуй, и первый бой». Бес-следно уходит даже частица тех, кто оставляет после себя на земле «памятники нерукотворные». Исчезает человек — исчезает целый мир. Поэт подчеркивает, что человек от природы трагически одинок. Он живет среди людей, но когда умирает, оказывается, что даже самые близкие люди, в сущности, ничего о нем не знали.
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Криком вырывается из души поэта это проникно-венное признание. Острой болью наполнено осозна-ние им трагической обреченности человеческой жиз-ни. Стихотворение передает грусть поэта и одновре-менно его восторг перед многогранностью, необъятностью человека как личности.
Лексические повторы, синтаксический паралле-лизм, риторический вопрос и риторическое восклица-ние, многоточия помогают почувствовать глубокую задумчивость автора и всю остроту поднятой им про-блемы, возбуждают соучастие в грустном авторском размышлении.
Великой любовью к человеку исполнено стихотво-рение Евтушенко, преклонением перед ним. Жизнь предстает в стихотворении безжалостной игрой.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать...
Евтушенко внимательно относится к человеку, его внутреннему миру, судьбе. Ему интересен мир самого простого, обычного жителя земли.
Лирику Евтушенко отличает особая откровен-ность, острота, лиризм. Поэт откликается на волную-щие людей, животрепещущие вопросы. Его лириче-ский герой страстно пытается разобраться в окру-жающей его жизни и в самом себе.
«Человек — это...живая загадка»,— утверждал русский философ С. Н. Булгаков. В этом убеждает чи-тателя и Е. Евтушенко в стихотворении «Людей неин-тересных в мире нет...»
«Людей неинтересных в мире нет»
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы-как истории планет. У каждой всё особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтерестностью своей. У каждого-свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это всё неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой... Всё это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты, да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит всё равно. Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, что знаем о единственной своей? И про отца родного своего мы, зная всё, не знаем ничего. Уходят люди... Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать...
К чему призывает поэт в этом стихотворении? До каких тайников человеческого сердца он хочет достучаться?
Поэт призывает к внимательному и бережному отношению к человеку, к его духовному миру, тонкости мировосприятия, к пониманию его индивидуальной ценности. Особым упреком звучат в стихотворении слова о нашем поверхностном взгляде на человека, в том числе и на самого близкого. К сожалению, мы, зная подробности внешнего бытия своих родителей, “единственной своей”, братьев и сестер, то есть “зная все”, “не знаем ничего”. Поэт хочет пробудить способность и желание читателей видеть и понимать в человеке скрытое за внешними событиями, научиться сочувствовать, сопереживать, ценить истинное, а не только внешние проявления его личности.
Какое значение имеет сравнение человека с миром (“не люди умирают, а миры”)? Сравнение человека с миром высоко поднимает значение духовного начала в нем: воспринятых от предыдущих поколений и сформированных в индивидуальном опыте интеллектуальных, эмоциональных, нравственных ценностей; человек –
мир, планета, он имеет “тайный личный мир”, который умирает вместе со смертью самого человека, несмотря на то что людям остаются творения его рук и ума. Сравнение с мирами людей говорит об огромности тех духовных ценностей, что делают человека индивидуальной личностью и составляют его основное достояние (“самый лучший миг”, “самый страшный час”, “первый его снег”, “первый поцелуй”, “первый бой” – конечно, речь идет о переживаниях человека, его восприятии этих ситуаций, проявлении в них своих лучших качеств души и т. д.). Немаловажно утверждение Евтушенко, что даже незаметность человека – это его ценность, интерес для мира и людей, его особый, быть может, хрупкий душевный мир.
Отметьте средства художественной выразительности, использованные поэтом.
Мы уже отметили яркое сравнение человека с мирами и планетами. Стоит отметить к тому же антитезу Внешнего и внутреннего в человеке: “мы, зная все, не знаем ничего”. Эта фраза афористично завершает формирование антитезы; до того противопоставление накапливается благодаря перечислению признаков открытого людям бытия и скрытого в самых тайниках его души (книги, мосты, машины, художников холсты – страшный миг, лучший миг, первый снег, первый поцелуй).
(1
оценок, среднее: 5.00
из 5)
Стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…», написанное в 1961 году, посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому (1908–1979), известному в советские годы журналисту, публицисту, автору исследования романа Фадеева «Черная металлургия». Кроме того, он занимал должность ответственного редактора в знаменитом литературно-художественном журнале «Юность». В своих воспоминаниях Евтушенко отмечал, что Преображенский благоговейно любил стихи. Именно за счет его стараний в печать вышла знаменитая поэма Евгения Александровича «Братская ГЭС» (1965).
«Людей неинтересных в мире нет…» - образец философской лирики Евтушенко. В нем поэт рассуждает на вечные темы: жизнь и смерть, смысл пребывания человека на земле. В произведении провозглашается факт неповторимости каждого представителя рода людского, даже самого обычного, невзрачного, ничем не выделяющегося из толпы, не обладающего какими-то выдающимися способностями. Человеческие судьбы сравнимы по загадочности с историями дальних планет. Евтушенко утверждает, что у всех есть тайный личный мир, наполненный лучшими мгновениями и страшными часами. Никто не способен узнать нас так хорошо, как мы сами себя знаем. Лирический герой произведения восхищен многогранностью, необъятностью личности каждого человека. Умирает индивидуум, а вместе с ним умирает его первый снег, первый поцелуй, первый бой. И ничего с этой несправедливостью нельзя поделать. Уходят люди, забирая с собой свои тайные миры, которые никогда не возродить. От такой невозвратности лирическому герою хочется кричать. Конечно, от людей творческих остаются книги и холсты, от рабочих - машины и мосты. Что-то остается, но что-то обязательно и навсегда покидает землю. Из этого Евтушенко выводит вечный закон существования, безжалостный и непреложный, - «не люди умирают, а миры».
Основные средства художественной выразительности в стихотворении - риторические вопросы и восклицания, многоточия, лексические повторы. При помощи них Евгений Александрович заостряет внимание читателей на наиболее важных мыслях. Например:
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Стихотворение написано простым языком - в нем нет мудреных слов, сложносочиненных метафор. Лирика Евтушенко способна проникнуть в сердце практически любого человека, недаром у нее в свое время были миллионы поклонников, да и сейчас она не потеряла актуальности.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого - свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди… Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать.
Лирика Е. Евтушенко невероятно многообразна и посвящена самым различным темам. Большое место в ней занимают философские размышления. Одним из таких стихотворений является «Людей неинтересных в мире нет…» (1961 г.), посвященное известному журналисту С. Н. Преображенскому. В этом произведении Евтушенко размышляет над смыслом человеческой жизни и ее значимостью.
В советское время провозглашался приоритет общества над личностью. Отдельный человек заслуживал внимания, только если он действовал на благо всего общества или совершал общественно значимый поступок. Евтушенко выступает против такого одностороннего взгляда.
«Людей неинтересных в мире нет…» — так начинается размышление поэта. Судьбу каждого человека он сравнивает с судьбой планеты. Этим он подчеркивает ее масштабность и уникальность. Даже тот, кто прожил незаметно всю жизнь, ничем не выделяясь и не совершив ничего великого, заслуживает внимания именно за свою незаметность. Даже неинтересные люди разительно отличаются друг от друга.
Человек со своим чувствами и переживаниями представляет собой отдельный неповторимый мир, живущий по своим законам. Этот мир наполнен событиями, радостями и огорчениями, поражениями и победами. В нем есть свои торжественные и траурные даты. В отличие от общечеловеческого мира все эти события неизвестны окружающим. Поэтому смерть любого, даже самого незначительного человека, — огромная трагедия. Умирает не только он один, умирает целый мир.
Евтушенко не отрицает вклада известных людей. Даже в общепринятом смысле человек обязан оставить после себя дерево, дом и сына. Люди работают и наполняют мир продуктами своей деятельности. Замыслы человека обретают физическое воплощение. Но что может сказать о человеке построенный им мост или собранный автомобиль? Даже выдающиеся произведения искусства смогут под определенным углом осветить лишь одну из сторон многогранной человеческой личности. Большая и самая ценная часть внутреннего мира человека умирает вместе с ним.
Евтушенко переходит к философскому вопросу о познаваемости человека. О каждом складывается определенное мнение, которому очень далеко до истины. «Грешный и земной» человек остается в памяти по своим делам и поступкам. Но никто не знает, насколько они соответствовали его внутреннему миру. Поэт утверждает, что никто по-настоящему не понимает даже самых близких людей, даже «отца родного своего».
Евтушенко приводит в отчаяние мысль, что человечество открывает для себя космос, но спокойно воспринимает гибель целых неизведанных миров на своей планете. Их уже никогда не вернуть. У поэта только один выход: «от этой невозвратности кричать».