Консультация (подготовительная группа) на тему: Консультация " Готовность ребёнка к школе". Консультация для родителей "психологическая готовность к школе"

30.09.2019

Консультация для родителей

«Психологическая

готовность к школе»

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.

Под готовностью к школе можно понимать достижение ребенком такого уровня развития, который обеспечит ему успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям и обязанностям.

В связи с этим возникают две проблемы, связанные с начало обучения: проблема функциональной готовности детей к школе и проблема адаптации к новым условиям.

Школьная зрелость - это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитие физических и психических систем организма) при котором ребенок может справиться со всеми требования обучения.

В этом контексте готовность детей - дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях.

В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Что же включает в себя психологическая готовность к школе?

Ее составными компонентами являются личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребенка к школе. Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски, учатся очень неровно. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь» , «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям.

Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. При формировании такого отношения родителям нужно учесть, что оно связано не только с расширением и углублением представлений ребенка об окружающем, оно определяется воспитательной ценностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом ее подачи школьнику.

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. Многие считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения, хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Однако главное - это наличие у ребенка более высокого уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя» , то есть во внутреннем плане.

Нравственная готовность детей к школе

В разных обстоятельствах необходимо подчёркивать готовность ребёнка к обучению, оценивать его поведение и высказывания.

В школе ребёнок учиться в коллективе, если он будет подготовлен к такому уровню общения, которое доставляет ему удовлетворение, то он будет ждать встречи с учителем и друзьями. Ребёнок должен уметь налаживать с ними контакты, принимать мнение коллектива, действовать в его интересах.

Дети дошкольного возраста хотят быть в компании сверстников, однако не всегда могут вести себя дружелюбно. Родителям надо следить за тем, чтобы дети уступали друг другу, спокойно разрешали споры, не были эгоистичны, не старались защищать только свои интересы, достаточно критически относились к собственным результатам, не требовали чрезмерного внимания к себе со стороны всех членов семьи, были чутки и приветливы. Нравственным нормам детей учат взрослые путём разъяснений и примеров, с которыми ребята сталкиваются в повседневной жизни. Очень эффективным средством в этом вопросе является художественная литература (особенно сказки, а также другие виды искусства).

Татьяна Теличенко
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движения.

Психологическая готовность ребенка к школе включает следующее:

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

Толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

Ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Важно соответствие возрасту развитие памяти, речи, мышления, ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен.

Большое значение имеет речевая готовность к школе:

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп;

Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных;

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей; не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но если речь идёт о ребёнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.

Любивая Г.Г., педагог-психолог д/с №17
г. Алексеевка Белгородской обл.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг) .

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.

Первые годы развития ребенка имеют громадное значение на все дальнейшее развитие, и от того, как поставлено дошкольное воспитание, в значительной мере зависит и организация школьного дела», - писала Н. А. Крупская. Особое значение имеет совершенствование всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшение подготовки детей дошкольного возраста к школе. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Если в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Для подготовки к новому образу жизни, к осуществлению новых форм деятельности, к успешному выполнению школьных обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития. Существенное значение для подготовки детей дошкольного возраста к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего мотивационная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради) , а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку. Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5-10 букв) . В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

Для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры) , которые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который помог бы представить условие задачки и решить её на основе данного графического изображения. Постепенно такие рисунки-чертежи становятся более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения) , хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.

Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.

Получается, что психологическая готовность к школе - это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.

Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое психологическая готовность ребенка к школе. В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе - это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько отличается от обыденных представлений.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Готовность ребенка к обучению в школе - это своеобразный итог развития всего периода дошкольного детства, это основа успешного обучения в школе.

Обычно, психологическая готовность к школе формируется у ребенка к семи годам. Ее содержание по своей сути, это определённая система требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения в школе и очень важно, чтобы ребенок был готов справиться с ними.

Поступление в школу можно считать переломным моментом в жизни ребенка и важным этапом формирования его личности. С переходом к обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста, во многом изменяется образ жизни ребенка и его родителей, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, перед ребенком стоят новые задачи, складываются новые формы деятельности. Учебная деятельность приходит на смену игре и теперь становится ведущим видом деятельности.

Для успешного «существования» ребенка в школе необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.

Важно помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть выражен в разной степени. Все-таки тут все индивидуально.

Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья, особенности его организма должны позволять успешно осваивать образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой и крупной моторики (пальчиков, координации движения) .

Психологическая готовность ребенка к школе включает несколько составляющих:

Мотивационная готовность - по, сути, это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей без раздумий скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не умеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.

Эмоционально-волевая готовность важна для нормальной адаптации детей к условиям школы. Речь идёт даже не об соблюдении дисциплины, скорее о способности детей слушать то, то говорит учитель, вникать в суть сказанного им на занятиях. Ученику нужно уметь понять и принять задание взрослого, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Важна усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние, пусть даже и более интересные предметы и дела.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии.

Толерантность (терпимость) - ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

Сформированность нравственных представлений (соответственно возрасту, ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо;

Способность ребенка принимать поставленную педагогом задачу, а после выполнения умение адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно этот аспект готовности к школе является самым значимым. Основа интеллектуальной готовности, по их мнению, это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

Это закоренелое убеждение чаще всего и ведет родителей по ложному пути при подготовке детей к школе. Часто, оказывается, что ребенок, умеющий великолепно писать, читать и считать, при более детальной психологической диагностике, оказывается совершенно не готовым к обучению к школе.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, письма, хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка присутствовать). Все-таки важнее чтобы развитие памяти, речи, мышления соответствовали возрасту ребенка. У него обязательно должно быть стремление к получению новых знаний - любознательность.

Важное значение здесь имеет речевая готовность к школе. В нее входит:

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением, охватывающим все звуки;

Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать (узнавать и выделять) звуки родного языка;

Владение разными способами словообразования, умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных и пр;

Сформированность грамматического строя речи : умение пользоваться развернутой фразовой речью;

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но важно помнить, что время, благоприятное для коррекционной работы, уходит, и поправить речь с возрастом будет гораздо сложнее.

Если подытожить, все вышесказанное, то при подготовке дошкольников к школе важно укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

И, наконец, крайне важно помнить, что если по результатам диагностики вам сообщают, что ребенок не готов к школе, то не стоит это воспринимать как диагноз. Скорее, это информация к размышлению. Созревание школьной готовности, это всего лишь вопрос времени и небольших усилий по развитию ребенка с вашей стороны, а не приговор на всю оставшуюся жизнь. Ребенок обязательно «дорастет» до школы, просто сейчас он к этому еще не готов.

Текст взят из Интернета

Психологическая консультация

Готовность к школе

Готовность к школьному обучению определяется параметрами: социальной зрелостью, физической и психологической.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Параметры психического развития ребенка, наиболее существенно влияющие на успешность обучения в школе:

    Ребенок, готовый к школе, хочет учиться, так как у него уже есть потребность занять определенную позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), а также потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позицией школьника. Именно эта позиция, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, объясняет то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка и для окружающих взрослых.

    Достаточное развитие интеллектуальной сферы .

Важна не сумма усвоенных ребенком знаний, хотя определенный круг представлений об окружающем мире у ребенка должен быть. Большее внимание уделяется уровню развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь:

    1. Выделять существенное в явлениях окружающей действительности.

      Уметь сравнивать их, то есть видеть сходное и отличное.

      Уметь рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

    Достаточное развитие речевой сферы .

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

Параметры развития речевой сферы. Ребенок должен уметь:

    Находить в словах отдельные звуки и определять их последовательность.

    Правильно произносить слова.

    Связно и последовательно излагать материал (составлять связный рассказ по сюжетным картинкам).

    Говорить с различными интонациями (выразительно).

    Достаточное развитие произвольного поведения .

Параметры развития произвольности :

    Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

    Умение ориентироваться на заданную систему требований.

    Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

    Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Большое значение имеет достижение эмоциональной зрелости, то есть уменьшения импульсивных реакций и возможности длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Физическая зрелость определяется физическим развитием (соответствие паспортному возрасту или его опережение), а также развитием двигательной деятельности . Оценить развитие двигательной деятельности Вашего ребенка, ориентируясь на следующие показатели.

Наименование качественных особенностей

Конкретные проявления

    Координация

    Ритмичность

    Пластичность

    Импульсивность

    Обилие или бедность

В привычных движениях (еда, ходьба, одевание и т.п.) нет лишних, добавочных движений или всякая деятельность сопровождается ненужными, побочными движениями. В подвижных играх ловок, увертлив и наоборот. При рисовании карандаш держит правильно, штрихи определены, уверены.

Может ли при ходьбе под музыку приспособиться к ее темпу, ритму. Может ли воспроизвести простой музыкальный ритм.

В играх, при беге, ходьбе, во всяких ручных работах движения плавные, мягкие или напротив, жесткие, угловатые, тяжеловесные.

На всякое внешнее впечатление реагирует порывисто, не обращая внимание на окружающих (так, что может разлить чай, толкнуть соседа и пр.) или движения всегда спокойные, уравновешенные.

Даже там, где нужно быть неподвижным, например, во время «тишины» в саду, не может воздержаться от движений или же, стесняемый в движениях, остается малоподвижным, предпочитая занятия сидя или стоя.

Психологическая консультация

Поступление в школу – ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому необходимо организовывать развивающие занятия с детьми.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение.

КАК РАЗВИВАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Упражнение РАСКРАСЬ ФИГУРЫ

Ребенку показывают рисунок с геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать все

очень аккуратно, время не имеет значение. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

Упражнение НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Предложите ребенку найти предмет (рисунок) среди 6-7 его копий.

Упражнение КОПИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец. Например, такой…

МОТОРИКА

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска цветными карандашами (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа ножницами, пришивание пуговиц, вышивание выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

! Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

КАК РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ

Упражнение УЗНАЙ «КТО Я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это» (руку от бумаги не отрывать).

Упражнение САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ

Игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг – облака. Инструкция: «Смотри, какие разные облака – одно совсем черное и самолета за ним почти не видно, а другое светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим…, различные фигуры (круг, треугольник, квадрат).

Упражнение Я САМЫЙ МЕТКИЙ

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в линии.

    Попади мячом и сбей палочку.

    Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

    Нырни в воду и всплыви точно в спасательный круг.

    Спустись по бурной речке.

    Попади мячом в баскетбольную корзину.

    Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).

РЕЧЕВАЯ СФЕРА

При помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усваивать систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь, тем легче ребенку будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ

    Необходимо вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать , так как связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, игре. Слушать нужно с интересом, направляя рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

    Научить ребенка , прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи . Хорошая возможность для этого – чтение или рассказывание сказок.

    Затем необходимо научить ребенка . Делать это можно на материале сказок.

    Постепенно ребенок подводится к .

Для этого можно использовать:

    Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.

    Пересказ мультфильма.

    Рассказ о событиях прошедшего дня.

    Заканчивание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?).

    Составление рассказа по данному концу (что было до этого?).

Необходимо использовать следующие приемы:

    Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы…).

    Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

    Подбор признаков к определенному предмету. Например:

    Какие основные «черты характера» у этих животных? (волк, заяц, лиса, собака)

    Что бывает круглым, овальным, треугольным, квадратным?

    Подбор возможных действий к предмету:

    • Что может делать это животное? Собака (лает, играет, кусается, служит, ласкается).

      Кто как ест?

Собака кость…

Кошка молоко…

Курица зерно…

Корова траву…

    Подбор предметов к заданному действию.

    Хороший – добрый, приветливый, ласковый, приятный.

    Подбор антонимов (слов с противоположным значением).

Развивайте понимание ребенком переносных значений слов , что характеризует словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны.

Что значат выражения: золотые руки, железное сердце, теплая встреча, горькая правда, шелковые волосы?

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Важно умение различать звуки речи на слух.

Упражнения

    Хлопни в ладоши, если в слове есть этот звук (можно также показать букву, которая обозначает данный звук).

    Разложи картинки, в названиях которых содержатся звуки «з» или «ж» под соответствующими буквами.

    • Выбирайте для упражнений слова со смешиваемыми звуками: с-т; т-ц; с-ш; ш-ч; ч-щ; щ-ть; с-ц; з-ж; ш-щ; ч-ть;

Необходимо владеть звуковым анализом слов.

    Определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

МЫШЛЕНИЕ

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Упражнение ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ

Найди лишний предмет. Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Упражнение РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Раздели фигуры на как можно большее число групп:

Упражнение СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Для сравнения предлагаются пары слов:

    Муха и бабочка;

    Дом и избушка;

    Стол и стулья;

    Вода и молоко;

    Пианино и скрипка;

    Щекотать и гладить;

    Топор и молоток;

    Книга и тетрадь;

    Шалость и драка;

    Город и деревня;

Ребенок 6-7 лет должен: выделять черты сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным.

Упражнение ОКАНЧИВАНИЕ СЛОВ

Инструкция: «Отгадай, что я хочу сказать! По…»

Слоги: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).

Упражнение КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, «карандаш» - может рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку, скалку для раскатывания теста, балку в строительстве.

ПАМЯТЬ

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Память

зрительная слуховая эмоциональная

Зрительная – связана с восприятием и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. Этим способом он усваивает 70% информации.

Эмоциональная – память на эмоциональные переживания.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

Упражнение Я – ФОТОАППАРАТ

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека…. Например, ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Упражнение ЗАПОМНИ СЛОВА

Слова: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил в любом порядке. Хороший показатель кратковременной памяти 5-6 слов. Назовите слова, которые ребенок не назвал и повторяйте 5 раз. К пятому повторению ребенок называет 9-10 слов. Если через час ребенок повторяет 7-8 слов – память считается хорошей.

Упражнение КАРТИНКИ

Проводится аналогично, только показывают картинки.

Упражнение ЗАПОМНИ ФРАЗЫ

Фразы:

    Осенью идут дожди.

    Дети любят играть.

    В саду растут яблони и груши.

    В небе летит самолет.

    Мальчик помогает своей бабушке.

При повторении главное – передать смысл фразы. Если не смог ребенок повторить с первого раза фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с заданием со 2-й или 3-й попытки.

ВНИМАНИЕ

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ

    Называйте ребенку различные слова. Ребенок хлопает в ладоши, когда встречается слово, обозначающее, например, животное.

    Если ребенок владеет обратным счетом, можно предложить ему повторять его и при этом выполнять за Вами простые физические упражнения (наклоны, повороты…). Фиксируйте время и количество ошибок. Усложняйте упражнения, увеличивая скорость или усложняя выполняемые движения.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА

Самая главная цель родителей в первые месяцы школьного обучения - дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. И ребе­нок в силу своих возрастных осо­бенностей уже вполне способен принять и понять эту ответствен­ность.

1. С самого начала не стоит де­лать уроки с ребенком или за него. Достаточно пару раз посидеть с ним рядом, и он к этому привыкнет на все ближайшие го­ды. И не стоит потом удивляться, придя вечером с работы, что чадо за уроки и не принималось, моти­вируя это тем, что взрослых не бы­ло дома. Или тому, что ребенок прослушал объяснения учителя на уроке. А зачем? Папа вечером все объяснит заново. Или тому, что в один прекрасный момент услыши­те такие аргументы, как "а ты мне этого не объяснял" или "а ты сама неправильно решила". Вы сами да­ли в его руки железное алиби всех его неудач в школе. Не надо под­даваться на уговоры о помощи и тем более, самим навязывать свою помощь. Это заставляет ребенка поверить, что он сам абсолютно беспомощен. Попробуйте сразу объяснить ему, что у вас есть рабо­та, в которой вы разбираетесь, а у него - учеба. И каждый отвечает за свое дело.

3. Постарайтесь не делать ре­бенку критических замечаний, ког­да он делает уроки, выяснять отно­шения и комментировать его действия. Фразы типа "Если бы ты хорошо слушал в школе, то смог бы решить эту задачу" или "Если бы ты не отвлекался все время, то давно бы сделал уроки" сосредо­точенности и вниманию не способ­ствуют. Зато они постепенно уби­вают в ребенке уверенность в сво­их силах, сбивают его и явно за­медляют процесс приготовления домашних заданий. Если уж быть до конца честными перед собой, то таким образом вы "спускаете собственные пары", срываете зло на свою же беспомощность.

4. Удобное время для занятий лучше выбрать вместе с ребенком. Пусть он активно и сознательно поучаствует в этом процессе на равных с вами. Уверяю вас, что ничто так не дисциплинирует, как равноправное участие в установ­лении правил. Режим, таким обра­зом, не будет навязан ребенку, а согласован с ним, как со взрос­лым. Не стоит навязывать жесткую схему: "Сначала уроки, потом - все остальное". Нужно ли вам, чтобы уроки воспринимались, как нака­зание? Например, в теплое время года сразу после школы лучше по­гулять, а уж потом садиться за стол. Зимой, наоборот, лучше сна­чала позаниматься, а потом са­диться за компьютер или телеви­зор.

Если же у ребенка возникают действительно серьезные пробле­мы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители прояв­ляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказывают­ся заниматься, отказываются оп­равдывать их надежды. Это своего рода протест против давления, проявление чувства независимос­ти. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызва­но причинами, не имеющими ниче­го общего с умственными способ­ностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом слу­чае бывает очень тяжело разоб­раться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его от­метками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас рабо­тает детский психолог, и разреше­ние подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

1. Свое имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др. и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т.д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов. 1 8. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы".

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треуголь­ники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, ри­совать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на гео­метрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за кон­туры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 1 0 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы принимаете ребенка.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

7. Проводить больше времени с ребенком.

8. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

9. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

10. Принимать индивидуальность ребенка.

11. Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему.

12. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Слова разочарования.

Ты мог бы сделать намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Когда я выражаю удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством:

отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);

прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);

совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);

выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Поступление в школу – ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Поэтому необходимо организовывать развивающие занятия с детьми.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ

Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо сидеть положенное время и только на одном месте. Нужно выполнять многие правила на уроке: вставать, когда хочешь ответить или о чем-то спросить, поднимать руку и не выкрикивать ответ. А первокласснику очень хочется, чтобы спросили именно его, когда он знает ответ. Надо внимательно слушать учителя и выполнять все указания. Писать можно только то и только там, где указала учительница. И каждое такое правило требует, чтобы ребенок подчинял ему свои действия, мысли, желания, умел сдерживать и контролировать свое поведение.

очень аккуратно, время не имеет значение. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается. Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур.

Упражнение НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ

Предложите ребенку найти предмет (рисунок) среди 6-7 его копий.

Упражнение КОПИРОВАНИЕ ОБРАЗЦА

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец. Например, такой…

МОТОРИКА

Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска цветными карандашами (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа ножницами, пришивание пуговиц, вышивание выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. А когда наступит лето, используйте для тренировки сбор ягод, выпалывание сорняков и другие виды работ, в которых участвуют мелкие мышцы рук.

Дополнительные, специальные занятия особенно нужны детям с плохим развитием речи, так как существует тесная связь между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики. Поэтому тренировка пальцев рук является средством повышения его интеллекта, развития речи и подготовки его к письму.

КАК РАЗВИВАТЬ МОТОРИКУ

Упражнение УЗНАЙ «КТО Я»

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано. «В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это» (руку от бумаги не отрывать).

Упражнение САМОЛЕТЫ ЗА ОБЛАКАМИ

Игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг – облака. Инструкция: «Смотри, какие разные облака – одно совсем черное и самолета за ним почти не видно, а другое светлое и самолет хорошо виден». Темные и светлые облака вокруг самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим…, различные фигуры (круг, треугольник, квадрат).

Упражнение Я САМЫЙ МЕТКИЙ

Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в линии.

    Попади мячом и сбей палочку.

    Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.

    Нырни в воду и всплыви точно в спасательный круг.

    Спустись по бурной речке.

    Попади мячом в баскетбольную корзину.

    Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).

РЕЧЕВАЯ СФЕРА

При помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усваивать систему знаний. Чем лучше будет развита устная речь, тем легче ребенку будет овладеть чтением и письмом, тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ

    Необходимо вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать , так как связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, игре. Слушать нужно с интересом, направляя рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

    Научить ребенка понимать связные высказывания , прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи . Хорошая возможность для этого – чтение или рассказывание сказок.

    Затем необходимонаучить ребенка давать на вопрос полный ответ . Делать это можно на материале сказок.

    Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа .

Для этого можно использовать:

    Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа.

    Пересказ мультфильма.

    Рассказ о событиях прошедшего дня.

    Заканчивание начатого взрослым рассказа (что будет дальше?).

    Составление рассказа по данному концу (что было до этого?).

Для обогащения словарного запаса необходимо использовать следующие приемы:

    Называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы…).

    Нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

    Подбор признаков к определенному предмету. Например:

    Какие основные «черты характера» у этих животных? (волк, заяц, лиса, собака)

    Что бывает круглым, овальным, треугольным, квадратным?

    Подбор возможных действий к предмету:

    • Что может делать это животное? Собака (лает, играет, кусается, служит, ласкается).

Психологическая консультация

Педагог-психолог

Мельникова

Римма Ивановна

    Кто как ест?

Собака кость…

Кошка молоко…

Курица зерно…

Корова траву…

    Подбор предметов к заданному действию.

    Подбор синонимов (слов, близких по значению). Назвать похожие признаки предметов. Хороший – добрый, приветливый, ласковый, приятный.

    Подбор антонимов (слов с противоположным значением).

Развивайте понимание ребенком переносных значений слов , что характеризует словарный запас не только с количественной, но и с качественной стороны.

Что значат выражения: золотые руки, железное сердце, теплая встреча, горькая правда, шелковые волосы?

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Важно умение различать звуки речи на слух.

Упражнения

    Хлопни в ладоши, если в слове есть этот звук (можно также показать букву, которая обозначает данный звук).

    Разложи картинки, в названиях которых содержатся звуки «з» или «ж» под соответствующими буквами.

    • Выбирайте для упражнений слова со смешиваемыми звуками: с-т; т-ц; с-ш; ш-ч; ч-щ; щ-ть; с-ц; з-ж; ш-щ; ч-ть;

Необходимо владеть звуковым анализом слов.

    Определение места звука в слове (в начале, середине, конце).

МЫШЛЕНИЕ

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ

Упражнение ЛИШНИЙ ПРЕДМЕТ

Найди лишний предмет. Как одним словом можно назвать остальные предметы?

Упражнение СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Для сравнения предлагаются пары слов:

    Муха и бабочка;

    Дом и избушка;

    Стол и стулья;

    Вода и молоко;

    Пианино и скрипка;

    Щекотать и гладить;

    Топор и молоток;

    Книга и тетрадь;

    Шалость и драка;

    Город и деревня;

Ребенок 6-7 лет должен: выделять черты сходства и различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным.

Упражнение ОКАНЧИВАНИЕ СЛОВ

Инструкция: «Отгадай, что я хочу сказать! По…»

Слоги: по, на, за, ми, му, до, че, пры, ку, зо.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).

Упражнение КАК ЭТО МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, «карандаш» - может рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку, скалку для раскатывания теста, балку в строительстве.

ПАМЯТЬ

Память – способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Память

зрительная слуховая эмоциональная

Зрительная – связана с восприятием и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет большое значение в развитии ребенка. Этим способом он усваивает 70% информации.

Эмоциональная – память на эмоциональные переживания.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

Упражнение Я – ФОТОАППАРАТ

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека…. Например, ребенок в течение нескольких секунд рассматривает предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Упражнение ЗАПОМНИ СЛОВА

Слова: стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросите его повторить слова, которые он запомнил в любом порядке. Хороший показатель кратковременной памяти 5-6 слов. Назовите слова, которые ребенок не назвал и повторяйте 5 раз. К пятому повторению ребенок называет 9-10 слов. Если через час ребенок повторяет 7-8 слов – память считается хорошей.

Упражнение КАРТИНКИ

Проводится аналогично, только показывают картинки.

Упражнение ЗАПОМНИ ФРАЗЫ

Фразы:

    Осенью идут дожди.

    Дети любят играть.

    В саду растут яблони и груши.

    В небе летит самолет.

    Мальчик помогает своей бабушке.

При повторении главное – передать смысл фразы. Если не смог ребенок повторить с первого раза фразы, прочитайте их еще раз. Ребенок 6-7 лет обычно справляется с заданием со 2-й или 3-й попытки.

ВНИМАНИЕ

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИЕ

    Называйте ребенку различные слова. Ребенок хлопает в ладоши, когда встречается слово, обозначающее, например, животное.

    Если ребенок владеет обратным счетом, можно предложить ему повторять его и при этом выполнять за Вами простые физические упражнения (наклоны, повороты…). Фиксируйте время и количество ошибок. Усложняйте упражнения, увеличивая скорость или усложняя выполняемые движения.