Когда родился иисус сколько было волхвов. Кто такие волхвы, принесшие дары Христу? Что значили дары волхвов

04.07.2020

Д авайте мысленно перенесемся в далекие времена, представим холодную пещеру, хлев, где в яслях, предназначенных для скота, на соломенной подстилке дивным светом воссиял Младенец, будущий наш Спаситель. Сюда по зову ангелов небесных сбежались вифлеемские пастухи, чтобы с восторгом поклониться новорожденному Царю царей, а затем возвестить Благую весть всему городу. "И все слышавшие дивились, что рассказали им пастухи" (Лк. 2:18). А дальше, как все мы знаем, наступила очередь волхвов.

Н о... никаких волхвов в ту Рождественскую ночь, уверяю вас, не было в пещере. Как не было их в Вифлееме и на следующее утро.

- Н ичего подобного! - отчетливо слышу я горячие возражения любителей поэзии. - Вы что, стихов не читали? Хотя бы Бориса Пастернака...

Ч итал, люблю поэзию как никто другой, потому что и сам поэт. А пастернаковская "Рождественская звезда" - шедевр мировой поэзии - особенно близка:

Светало.
Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды
сметал с небосвода,
И только волхвов
из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

- А га, вот видите, Святая Дева Мария, мать Младенца, только восточным мудрецам отдала предпочтение.

Э то действительно прекрасная поэзия, но далеко не библейское описание Рождественской ночи. Надо сказать, что ни один библейский сюжет не вдохновил такое множество литераторов и художников всех веков и народов на создание великих произведений, как Рождество. Еще задолго до знакомства с Новым Заветом на меня огромное впечатление произвела внушительная картина Рубенса "Поклонение волхвов" - сокровище мировой культуры, шедевр Эрмитажа. И опять: пещера, животные, пришедшие издалека восточные мудрецы, Младенец Христос, озаривший Ликом Своим Святым все вокруг... Эта картина так прочно вошла в мое сознание, что даже и когда я принял Христа в свое сердце, нисколько не сомневался в ее исторической достоверности.

О днако надо понимать, что в художественных произведениях много творческого вымысла, фантазии. Если попробовать серьезно разобраться в многообразном творчестве, посвященном великой теме, то голова пойдет кругом. У одних волхвы - простые бедуины, пешие странники, а у других царские персоны - Каспар, Мельхеор и Бальтазар. А как было на самом деле? Об этом никто из литераторов и живописцев толком не знает. Потому обратимся к первоисточнику - Слову Божьему, чтобы узнать, что оно, единственный непогрешимый свидетель, говорит о поклонении волхвов.

В Новом Завете евангелист Матфей не заостряет внимание, откуда конкретно пришли волхвы в Иудею и сколько их было на самом деле. Пешими они шли или их сопровождал большой караван с драгоценными подарками. Когда я был маленький, моя верующая бабушка помогла мне выучить наизусть рождественские стихи из старинного, чудом сохранившегося, издания. До сих пор звучат в моей памяти строки неизвестного поэта:

В сиянье звездном к дальней цели
Спешит усердный караван.
И вот леса зазеленели,
Засеребрился Иордан.
Все ниже, ниже свет небесный.
Вот Вифлеем - холмов гряда.
И над скалой пещеры тесной
Остановилася звезда.

Е сли действительно были эти тюки с ценными дарами, то представляете, сколько времени потребовалось только на одну разгрузку, чтобы снять их, поместить и в без того тесную пещеру. И вот еще вопрос. Как пропустил алчный, ревнивый и жадный Ирод столь драгоценные товары, когда волхвы проходили через Иерусалим? Но не будем теряться в догадках, строить досужие домыслы, если во всем решили доверяться только Библии. Книга книг даст нам правдивый ответ на все интересующие вопросы.

О пять я слышу голос своего оппонента: "Так ведь в Евангелии четко сказано, что волхвы были в Вифлееме, что они поклонились Младенцу Иисусу, преподнесли Ему дары?" Поверьте, трактовать по-своему, в угоду какой-то идее, Слово Божье я не собираюсь. Просто призываю читать Писание как можно внимательней, вдумчиво, вникать в каждый стих, в каждое слово. "Исследуйте Писания, - призывает нас Христос, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют об Мне" (Ин. 5:39). И как это важно - иметь правильное представление о жизни Сына Человеческого от Рождества до Голгофы, от Воскресения до Вознесения. Мы следуем за Христом, и любая неточность, любая неправильная трактовка уводят нас в сторону, сбивают с пути истинного. По себе это хорошо знаю.

Ч итая Евангелие от Луки, я неожиданно споткнулся на второй главе, повествующей о Рождестве и первых месяцах жизни Сына Человеческого. Мне показалось, что евангелист Лука вступает в некоторое противоречие с рассказом апостола Матфея о Рождестве Христовом и последующими за ним событиями. Вторая глава Евангелия от Матфея, как я тогда понимал, рассказывала, что Дева Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете. По повелению кесаря они приехали в Вифлеем для переписи населения. А поскольку места в гостинице для них не нашлось, они остановились на ночлег в пещере, служившей хлевом для скота. Там в яслях и родился Иисус. В честь Его Рождества на небе возгорелась новая, Вифлеемская звезда.

В олхвы с Востока по этой звезде определили время и место рождения Царя царей. В ту же Рождественскую ночь они посетили Святое семейство в пещере, предварительно уведомив о своем путешествии и его цели царя Ирода. Разгадав коварные планы царя Иудейского, волхвы после поклонения Младенцу Христу обратно в Иерусалим не вернулись, а отошли иным путем в свою страну. Иосифу во сне явился Ангел Господень, говоря: "Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Мф. 2:13). Далее, как мы знаем, по бесчеловечному приказу Ирода в Вифлееме и его окрестностях произошло кровавое избиение младенцев мужского пола.

О визите волхвов в Вифлеем, о бегстве Святого семейства в Египет в Евангелие от Луки ничего не говорится. Зато невольно возникает вопрос за вопросом, на которые не так-то просто ответить. Так, Лк. 2:21 мы читаем: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве". Как известно, обряд обрезания происходит в синагоге, и совершает его раввин. Но ведь Святое семейство убежало от преследования Ирода в языческий Египет сразу же после посещения волхвов, а задолго до их бегства евреи ушли из Египта. Откуда в таком случае там синагоги, раввины? Но еще большее недоумение вызывает следующий стих: "А когда исполнились дни очищения их, по закону Моисееву принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа".

О священие младенцев в иудейских храмах совершалось на сороковой день от их рождения. Каким же образом оказалась Мария в этот день в Иерусалиме, если Святое семейство проживало в Египте до самой смерти Ирода? Может быть, приехали в Иерусалим тайком? Да нет! Не могли ни Иосиф, ни Мария нарушить повеление Бога Отца. Тем более что "когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет".

С прашивается, сколько они пребывали на чужбине? Сколько времени потребовалось на дальнюю дорогу, туда и обратно? И неужели так быстро после бегства Святого семейства скончался Ирод? Ни на один из этих волнующих меня вопросов я не мог найти вразумительного ответа. Одно я знал твердо: нет ошибок в Библии, и никаких противоречий в Священном Писании быть не может, ведь все оно богодухновенно!

Я стал усиленно молиться и просить Господа помочь мне во всем разобраться. Слава Богу, Он услышал мою молитву и дал мне в наставники Духа Святого. И я, водимый Духом Святым, стал заново читать Новый Завет. Читал неторопливо, вдумчиво и, как первоклассник, чуть ли не по слогам. Туман непонимания стал постепенно рассеиваться. Все становилось на свои места, и картина начала постепенно проясняться с самых первых строк Нового Завета. Приглашаю и вас к внимательному чтению: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф. 2:1-2).

В отличие от утверждений многочисленных художественных произведений, волхвы пришли не из разных восточных стран, а из одной. Об этом четко сказано в Мф. 2:12. Из какой точно, мы не знаем, но из далекой. Вполне вероятно, что из Индии. Ведь волхвы, как поясняется в сноске Синодального издания, мудрецы. Однако они не были наделены мудростью Божьей, ибо на Востоке как нигде процветали всевозможные оккультные науки, такие, как магия, чародейство, астрология... Скорее всего, они были жрецами лжерелигий. Их на Востоке было великое множество.

К онечно, волхвы были язычниками, но Господь показал им в небе Вифлеемскую звезду, и, проделав долгий и утомительный путь, они пришли в Вифлеем поклониться истинному Богу. Тут естественно возникает вопрос: сколько времени потратили волхвы на дорогу? Даже в наш век высоких скоростей, когда есть быстроходные воздушные лайнеры, стремительно мчащиеся поезда, на подобное путешествие потребуется несколько дней. А во времена Иисуса?

П редставьте себе, как волхвы плывут по бурному морю на паруснике или на галерном судне. А после шторма на море их встречает раскаленная пустыня и песчаные бури. Да при таком маршруте и отдых в пути необходим, и привалы долгие. Так что не удивлюсь, если на дорогу волхвам потребовались долгие месяцы, а то и годы. Придя в себя после сравнительно небольшого привала в Иерусалиме, волхвы наконец завершают свое паломничество в Вифлеем. Но, согласитесь, не будут их столько времени ждать в холодной, совершенно непригодной для людского жилья пещере Мария с Младенцем и Иосиф.

П ока Рождественская звезда вела волхвов в град бывшего царя Давида, в Святом семействе произошло немало событий. Во-первых, как мы видим, читая Евангелие от Луки, семья дважды побывала за это время в Иерусалиме: в день обрезания Иисуса, наречения Ему имени и в день Сретения Господня. Причем обратите внимание, Мария принесла в жертву в Иерусалимском храме вместо годовалого агнца двух голубиц, что свидетельствовало о крайней бедности семьи. Нетрудно поэтому сделать вывод, что никаких драгоценных подарков от волхвов Младенец Иисус пока не получал. В Иерусалимском храме, как нам засвидетельствовал евангелист Лука, Младенца Христа взял на руки и благословил старец Симеон. Получил Иисус благословение и от 84-летней вдовы, пророчицы Анны.

А между тем новая звезда, зародившаяся в небе в Рождество Христово, по-прежнему вела восточных мудрецов в Вифлеем. Сколько времени были в пути волхвы, Библия нам дает конкретный ответ. Но об этом чуть позже. Очевидно, что Иосиф и Мария, прожив некоторое время в Назарете, решили переехать в Вифлеем. Вспомним, как Христа, уже взрослого, окликал повсюду народ:

исус, сын Давидов!" Действительно, по земной, материнской линии Сын Человеческий был предком всемогущего царя Давида. И гости с Востока почтительно величали Иисуса Царем Иудейским. Царь Давид жил и правил в Вифлееме, поэтому вполне логично, что потомок Давида, Иисус Христос, находился в том же городе, где управлял Иудеей Божий помазанник Давид.

Н о вернемся вновь к Евангелию от Матфея. После совещания с первосвященниками "Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф. 2:7-9). Читая дальше, мы невольно сосредотачиваем свое внимание на сокровищах, которые поднесли восточные мудрецы Христу как Царю, Первосвященнику и Богу: золото, ладан и смирну. Но при этом упускаем очень важную деталь: где конкретно встретились волхвы с Младенцем Иисусом? Обратите внимание, что в синодальном переводе второй главы Евангелия от Луки выделено слово "место", где был Младенец. Так что же это за место? Пещера? Хлев? Да ничего подобного! Библия четко определяет: "И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его" (Лк. 2:11). Получается, что волхвы встретились с маленьким Иисусом в ДОМЕ, а мы упрямо по традиции продолжаем утверждать, что эта встреча была в хлеву, в пещере...

П о Евангелию от Матфея, мы можем также определить и возраст Христа, когда к Нему для поклонения явились волхвы. Вспомним, что Ирод выведал у волхвов время появления Вифлеемской звезды. Для чего это ему нужно было? А для того, чтобы определить возраст Иисуса Христа. Ведь Вифлеемская звезда зажглась на ночном небосклоне одновременно с рождением Иисуса - в Рождество Христово. А когда волхвы после поклонения Сыну Божьему не вернулись в Иерусалим, как они обещали Ироду, то он "увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф. 2:16).

П о этим стихам нам теперь нетрудно установить возраст Младенца Христа к моменту бегства Святого семейства в Египет. Ведь не новорожденных младенцев приказал убивать Ирод, а от двух лет и ниже. Значит, кровавого царя, в первую очередь, интересовали двухлетние мальчики и те, кому было около двух лет от роду.

К акая разница, скажут, приходили волхвы ко Христу в Рождественскую ночь или же, когда он достиг двухлетнего возраста? Стоит ли столько говорить из-за такой мелочи? Нет, это далеко не "мелочь". У Бога мелочей не бывает. И, согласитесь, это очень важно, что, проанализировав главы из двух Евангелий, мы обнаружили, что никаких противоречий между обоими книгами нет, что они тесно взаимосвязаны, и одна как бы дополняет и подкрепляет другую.

У вы, по чисто человеческому неразумению о вифлеемских пастухах вспоминают куда реже, нежели о волхвах, которые, как мы выяснили, не имеют никакого отношения к Рождественской ночи. Но важно знать, что первыми из людей, кто по зову воинства Небесного встретил "Младенца в пеленах, лежащего в яслях", были не мудрецы, а простые вифлеемские пастухи, которые тут же поспешили в город и восторженно рассказали, что было "возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились, что рассказывали им пастухи" (Лк. 2:17-18). Слава Богу, что и волхвы, символизирующие другие народы и племена, состоящие из язычников, тоже пришли поклониться Христу. Тем не менее пальма первенства принадлежит не им.

Х ристос все знал наперед, что вслед восточным мудрецам последуют к Нему и другие инородцы. Об этом Он пророчествовал Своим ученикам:

оворю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8:11).

Вот оно и приблизилось, Рождество... Мы погружаемся в особую атмосферу предрождественских и рождественских богослужений, мы с нетерпением ждем сочельника, праздничной ночи, а затем - разговения и веселого калейдоскопа святок. Но прежде давайте еще раз откроем Евангелие и зададим себе вопрос: а всё ли мы знаем о событиях Рождества? Нет ли чего-то такого, о чем мы до сих пор просто не задумывались? Иной раз только задумываешься - сразу возникают вопросы, причем совсем не такие простые...

Вопрос первый: а почему Иосиф?

Евангелие от Матфея начинается родословием Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова: длинная цепочка имен заканчивается Иосифом, мужем Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1 , 16). Таким образом, и здесь, и ниже (1 , 18) евангелист Матфей сообщает нам, что Иосиф фактически не был отцом родившегося Иисуса. В Евангелии от Луки родословная (не совпадающая с той, которую приводит Матфей, почему - отдельная сложная тема) приводится в обратном порядке, «сверху вниз», но начинается с оговорки: Иисус был, как думали , сын Иосифов (Лк. 3 , 23). Но какой же тогда смысл приводить родословную вообще, если она фактически не является родословной Богочеловека? Вот если бы родословная Марии была приведена, тогда было бы понятно...

Ответ на этот вопрос находим у святителя Феофилакта Болгарского в его Толковании на Святое Евангелие:

«Почему евангелист представляет родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие имел Иосиф в бессеменном рождении? Иосиф не был истинный отец Христов, чтобы от него вести родословную Христа... Слушай! Правда, что Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и поэтому следовало бы представить родословную Богородицы, но, поскольку закон запрещал вести родословие по женской линии, то евангелист и не представил родословие Девы. Впрочем, показывая родословие Иосифа, он тем самым показал и Ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода, а только из того же рода и колена (см.: Чис. 36, 6). Богородица была из одного с Иосифом рода и колена, иначе как Она была обручена ему? Евангелист соблюл закон, но, показав родословие Иосифа, показал и родословие Богоматери».

Вопрос второй: Вифлеем или Назарет?

О Рождестве Сына Человеческого рассказывают два Евангелия из четырех: от Матфея и от Луки. И если прочитать, не особенно вникая, то создается впечатление: это два несхожих, противоречащих друг другу повествования...

Евангелист Матфей: рождение Иисуса в Вифлееме; приход в Иерусалим волхвов с востока; Ирод отправляет волхвов в Вифлеем; волхвы, ведомые чудесной звездой, поклоняются Богомладенцу и затем возвращаются к себе домой иным путем (Мф. 2 , 12); Ангел велит Иосифу уходить в Египет; гнев Ирода; избиение младенцев; смерть Ирода; возвращение Иосифа с Марией и Ее Сыном из Египта в Галилею, поскольку в Иудее по-прежнему небезопасно.

Евангелист Лука (см. также главу 2): перепись населения, в результате которой Иосиф с непраздною Марией оказываются в Вифлееме; рождение Иисуса; славословие Ангелов; поклонении пастухов; обрезание Младенца; принесение Первенца в Иеру-салимский Храм, Сретение - встреча со старцем Симеоном и его пророчество о спасении Израиля; возвращение святого семейства домой, в Назарет. О волхвах, избиении младенцев и бегстве в Египет - ни слова.

Почему же так? Это нам разъяснит протоиерей Димитрий Усольцев, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского, секретарь ученого совета семинарии, преподаватель Священного Писания Нового Завета:

Никаких противоречий в этих двух Евангелиях нет: просто у нас принято почему-то смешивать все события, связанные с Рождеством. Нам представляется, что все это произошло разом: родился Младенец, пришли пастухи, и тут же волхвы, и тут же избиение младенцев... Есть даже такие изображения: вертеп, ясли, Младенец, Мария, вол, осел, пастухи, волхвы, все вместе, и над всеми звезда. На самом деле, волхвы, в отличие от пастухов, которые пасли свое стадо в непосредственной близости от Вифлеема и были, скорее всего, местными жителями, при-шли к Иисусу не сразу после Его рождения. Обратите внимание: войдя в дом, увидели Младенца с Мариею (Мф. 2 , 11). В дом, а не в вертеп, где стояли ясли - кормушка для скота, которую упоминает евангелист Лука. Перепись уже кончилась, народ разошелся, святое семейство могло найти для себя и родившегося Младенца место более приемлемое, нежели эта пещера.

Нет сомнений, что волхвы вышли заранее, что звезда предвозвестила им Рождество Царя Иудейского : ведь прибыть в Иерусалим мгновенно они не могли. Евангелист Матфей указывает нам на то, что волхвы пришли в Иерусалим уже после рождения Иисуса, и здесь царь Ирод задержал их еще на сколько-то дней: встревоженный известием о родившемся Царе, он собирал еврейских мудрецов, дабы узнать, где дОлжно родиться Мессии, и лишь затем направил волхвов в Вифлеем. Из всего этого следует, что волхвы поклонились Младенцу спустя какое-то время после Его рождения, может быть, непосредственно перед отправлением Иосифа и Марии с Младенцем в Иерусалимский Храм, о чем нам рассказывает евангелист Лука. Ангел Иосифу явился уже в Назарете, и именно оттуда Иосиф с Марией, Ее Сыном и, по преданию, сыном Иосифа от первого брака Иаковом - будущим апос-толом, братом Господним - бежали в Египет. Ирод же тем временем ждал возвращения волхвов: сколько времени он их ждал, мы точно не знаем, но если в страшные дни избиения младенцев Спаситель наш находился в безопасности - значит, святое семейство к тому моменту успело уже уйти из Иерусалима в Назарет, а из Назарета - в неближний Египет. Святитель Димитрий Ростовский считает, что массовое детоубийство произошло через год с небольшим после Рождества.

Иногда спрашивают: зачем же бежать в Египет из Назарета, если Ирод приказал перебить младенцев в Вифлееме? Но в Вифлееме и во всех пределах его (Мф. 2 , 16) - это не значит в одном только городе. Традиционно называют число убитых детей: 14 тысяч. В одном тогдашнем Вифлееме их просто не могло столько быть.

Евангелие сообщает нам то, что необходимо для нашего спасения, поэтому не стоит удивляться тому, что не все подробности в нем изложены досконально. Как писал Феофилакт Болгарский: «Вообще евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матфей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта».

Вопрос третий: кто такие волхвы и откуда они пришли?

Святитель Димитрий Ростовский приводит несколько святоотеческих версий о происхождении волхвов, самая распространенная - что они пришли из Персии: «Особенно в той стране процветало искусство звездочетцев, и никто не мог там стать царем, если предварительно не изучит этого искусства». Другие авторы полагали, что необычные гости с дарами для Царя Иудейского прибыли в Иерусалим из Аравии или Эфиопии, как царица Савская: они основывались на 10 стихе из 71 псалма Цари Аравии и Савы принесут дары . Сам святитель Димитрий считает, что это было посольство из трех восточных земель: Персии, Аравии, Эфиопии. «И эти волхвы были не из числа волшебников и чародеев, но из числа мудрейших звездочетцев и философов», пишет святитель; они шли «с дарами и со многими слугами, что приличествовало царскому сану и чести, а также с животными и вещами, нужными для путешествия». Волхвам, безусловно, было известно пророчество их дальнего предшественника Валаама о звезде, восходящей от Иакова (см.: Чис. 24 , 17). И они были правителями своих земель - небольших княжеств или городов. Недаром их в Иерусалиме принимал сам царь Ирод!

Вопрос четвертый: что за звезда и когда она появилась?

Святитель Димитрий Ростовский: «...она не была из числа небесных или видимых светил. <...> это была некоторая Божественная и ангельская сила, явившаяся вместо звезды. Ибо все звезды с самого сотворения мира имеют свое бытие, а эта звезда явилась в конце веков, при воплощении Бога-Слова. Все звезды имеют свое место на небе, а эта звезда видима была на воздухе; <...> все звезды сияют только ночью, а эта звезда и днем сияла подобно солнцу; <...> все звезды с прочими светилами, с солнцем, с луною и со всем кругом небесных тел, имеют свое постоянное движение и течение, а эта звезда иногда шла, иногда же останавливалась.

Когда же они подходили к Иерусалиму, звезда, которая вела их, вдруг скрылась из глаз, потому что, если бы та же звезда засияла и в Иерусалиме, народ во всяком случае увидел бы ее и вместе с нею пошел бы за волхвами ко Христу. Тогда бы и Ирод, и завистливые иудейские начальники синагоги узнали, где находится рожденный Христос, и по зависти убили бы Его преждевременно <...>

Когда волхвы ушли из Иерусалима, тотчас явилась звезда, водившая их, и пошла перед ними. <...> И шла она перед ними, пока не довела их до Вифлеема, до пещеры, и не остановилась над тем местом, где находился Младенец...»

Относительно времени, проведенного волхвами в пути, есть тоже несколько версий; например, святитель Иннокентий Херсонский предполагал, что это время соотносимо с временем нашего Рождественского поста. Но святитель Димитрий Ростовский останавливается на девяти месяцах, считая, что чудесное знамение возникло в день Благовещения.

Газета «Православная вера» № 24 (547)

Подготовила Марина Бирюкова

Согласно Евангелию от Матфея, после рождения Христа, «во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим ВОЛХВЫ С ВОСТОКА и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матфей 2:1-2). Русское издание Библии дает здесь комментарий: Волхвы = мудрецы. Имена Волхвов не названы. Евангелие от Марка и Евангелие от Иоанна вообще ни слова не говорят о Волхвах. Лука же вместо Волхвов рассказывает о неких «пастухах».

При чем тут пастухи? Их в то время считали «нечистыми». Под пастухами, скорее всего, имелись в виду ПАСТЫРИ , то есть духовные отцы. Их имена, впрочем, и тут не названы. Таким образом, Евангелия и вообще Новый Завет не называют Волхвов-пастырей по именам.

«Волхвы с Востока» означает — с земель Парфии, основанной восточными скифами – предками древних русов. А в греческих Евангелиях их называли магами.

Ковчег трех магов

Считается, что мощи трех Волхвов сегодня хранятся в Германии, в известном кафедральном соборе Кельна. Они заключены в специальный ковчег — ящик, установленный в центре собора на специальном возвышении. Это — ГЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ Кельнского собора, (см. рис. ниже). Как они туда попали?!

Размеры ковчега таковы: высота 153 сантиметра, ширина 110 сантиметров, длина 220 сантиметров. Основа ковчега — деревянный ящик. Он покрыт золотом, богато украшен драгоценными камнями, «античными» камеями и геммами. Ковчег состоит как бы из трех гробов с крышками, два из которых лежат в основании, а третий поставлен на них сверху.

Официальное название святыни — КОВЧЕГ ТРЕХ МАГОВ . Кроме того, этих известных персонажей древней истории называют также «Тремя Святыми Царями» — Heiligen Drei Ko»nige. Таким образом, собирая вместе разные версии, мы видим, что одни и те же герои фигурировали в разных первоисточниках под следующими титулами:

  • 1) ТРИ ВОЛХВА (ТРИ МУДРЕЦА),
  • 2) ТРИ ПАСТУХА, то есть, попросту, ТРИ ПАСТЫРЯ (духовных),
  • 3) ТРИ МАГА,
  • 4) ТРИ СВЯТЫХ ЦАРЯ.

Нам говорят, что ковчег несколько раз реставрировался. Обычно под РЕСТАВРАЦИЕЙ понимается восстановление утраченных или испорченных фрагментов по сохранившимся рисункам и описаниям. При этом стараются как можно точнее воспроизвести древний утраченный оригинал, дабы не искажать историческую правду. Надо полагать, что в случае с ковчегом реставрация должна была быть особенно тщательной и бережной ввиду огромного религиозного значения памятника, счастливо уцелевшего и дошедшего до нас из далекого прошлого — из глубины XII или XIII веков. Надо полагать, ковчег был окружен всеобщим почитанием в христианском мире. Как-никак в нем хранятся останки людей, — и не просто людей, а царей, — лично соприкоснувшихся с Иисусом Христом, причем — в первые дни его жизни.

Естественно предположить, что реставраторы не посмели изменить ни одного древнего изображения, ни одной древней надписи, ни одного древнего символа. Тем более, если они располагали рисунками, изображавшими вид саркофага в древности. Во всяком случае, это должно быть верно для реставраций после 1671 года, поскольку, как мы знаем, старые изображения ковчега тогда уже существовали и даже сохранились до наших дней.

Но, оказывается, «реставраторы» XVII или XVIII веков провели очень большую и странную работу по перестановке и переименованию фигур саркофага. Зачем это было сделано? Может быть, сам порядок фигур и имен имел какой-то религиозный или исторический смысл, который хотели скрыть или изменить? Может быть, какое-то значение имели индивидуальные черты тех или иных портретов? Иначе зачем было пересаживать головы с одних тел на другие и менять их имена? Ясно, что всю странную деятельность, развернувшуюся вокруг ковчега в XVII-XVIII веках, никак нельзя называть РЕСТАВРАЦИЕЙ . Здесь уместнее совсем другой термин: намеренное искажение истории. Попросту говоря, подлог . К счастью, удавшийся не полностью.

Почему сегодня имена трех волхвов-царей как бы замалчиваются?

Формально никакого секрета тут вроде бы нет.

  • Первого царя звали Балтасар или Валтасар (Baltasar) , то есть попросту ВАЛТА-ЦАРЬ .
  • Второго царя именовали Мельхиор (Melchior) ,
  • Третьего — Каспар или Гаспар (Gaspar) .

Кроме того, оказавшись в Кельнском соборе, вы легко можете узнать имена Волхвов, обратившись с вопросом к служителю собора. Услышите вежливый ответ: Валтасар, Мельхиор, Каспар. А вот если не догадаетесь спросить напрямую, то их имен в Кельнском соборе вы нигде РАЗГЛЯДЕТЬ не сможете. Как это ни странн о. Ведь естественно было бы ожидать, что посетителей при входе будет встречать отчетливая надпись вроде: «Здесь захоронены великие цари-Волхвы такие-то». Остановимся на этом вопросе подробнее.

Начнем с того, что в дошедших до нас редакциях Евангелий, и вообще во всей Библии в ее сегодняшнем виде, имена Волхвов-Магов-Царей почему-то НЕ НАЗВАНЫ. Но НА КОВЧЕГЕ в Кельнском соборе, над головами фигур Волхвов, ИХ ИМЕНА ВСЕ-ТАКИ НАПИСАНЫ. К сожалению, РАЗГЛЯДЕТЬ их сегодня на ковчеге трудно. Надписи очень мелкие. А доступные фотографии в изданиях сделаны так, что царские короны на головах Волхвов почти полностью закрывают написанные за ними имена. Можно догадаться, — зная ответ заранее, — что над головой самого левого Волхва-Царя написано имя БАЛТАСАР или ВАЛТАСАР — BALTASAR. То есть БАЛТА-ЦАРЬ или ВАЛТА-ЦАРЬ. Надписи же над головами царицы и другого Волхва полностью прочесть трудно. Видны лишь отдельные буквы.

На витражах, где сцена поклонения Волхвов представлена в НЕСКОЛЬКИХ вариантах, ИХ ИМЕН НЕТ. А вот имена других героев — например, библейских пророков — на некоторых витражах присутствуют. И упоминаются во всех продающихся здесь книгах и брошюрах. Да и имена захороненных в соборе архиепископов и других знатных лиц не только доступны для обозрения и прочтения, но заботливо и подробно перечислены в той же самой литературе. А вот об именах ГЛАВНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ КЕЛЬНСКОГО СОБОРА перечисленные книги, все витражи собора, все скульптуры ПОЧЕМУ-ТО ХРАНЯТ ПОЛНОЕ МОЛЧАНИЕ.

В центре собора имеется несколько изображений истории Волхвов, относимых якобы к XIV веку. Они расположены на вертикальных панелях хора. Здесь последовательно на пяти панелях нарисованы следующие события: посвящение Волхвов в епископы Св.Фомой, затем их погребение после смерти, потом — перенос Св.Еленой останков Волхвов в Царь-Град, оттуда — в Милан и наконец — в Кельн. Но и здесь ИМЕНА ВОЛХВОВ НИГДЕ НЕ НАПИСАНЫ.

По-видимому, пора задать сам собой напрашивающийся вопрос. Отчего это ни одна из доступных нам книг о саркофаге НИ СЛОВА НЕ ГОВОРИТ ОБ ИМЕНАХ ВОЛХВОВ, ЧЕТКО НАПИСАННЫХ НА КОВЧЕГЕ? Чем объясняется такая неожиданная и, прямо скажем, странная сдержанность? Ведь МОЩИ ВОЛХВОВ — это главная святыня, исторический и религиозно-культовый центр Кельнского собора! Казалось бы, их имена должны были бы звучать здесь на каждом шагу. Постараемся во всем этом разобраться.

Волхв-маг Валта-Царь — герой как Ветхого, так и Нового Заветов

Современные книги по возможности умалчивают об этих именах. Одно дело, если Волхвы-Маги-Цари — это безвестные «пастухи», бродившие со стадами по пастбищам и случайно решившие поклониться младенцу Иисусу. После чего — беззвучно исчезли с исторической сцены. Ведь именно в таком духе рассказывает о Волхвах-Магах-Царях традиционная история. Правда, при такой трактовке совершенно непонятно то огромное значение, которое она придает их мощам.

И совсем другое дело, если Волхвы-Маги-Цари — это известные исторические персонажи, реальные цари большого влиятельного государства, оставившие заметный след не только в Евангелиях, но и в других источниках, в том числе и в ветхозаветных книгах Библии. Писавшихся, либо одновременно с Новым Заветом, либо даже после него. Тогда становится понятным и почтительное отношение западных европейцев к мощам этих правителей.

Недаром современные ученые оценивают сам факт появления мощей в Германии, якобы в XII веке, в следующих возвышенных выражениях: <<ВЕЛИЧАЙШИМ СОБЫТИЕМ 12 СТОЛЕТИЯ был перенос мощей ТРЕХ МАГОВ из Милана в Кельн (Cologne) в 1164 году при посредстве Архиепископа Рейнальда фон Дассела (Reinald von Dassel).

НЕМЕДЛЕННО ПОСЛЕ ЭТОГО началось создание Саркофага Трех Магов (Magi)… В честь вновь обретенных мощей, Рейнальд приказал обновить Собор, добавив две «деревянные» башни с восточной стороны>>.

Не следует ли отсюда, что и сам Кельнский собор был ЗАДУМАН И ПОСТРОЕН именно как гигантская усыпальница трех Волхвов-Магов-Царей ? Высотой в 157 метров (сегодня). А гипотезы об «обновлении» собора — уже позднего происхождения, когда традиционная история отодвинула дату его закладки в IV век, и уже сама во многом забыла причины и цели переделки истории.


Один из Волхвов-Магов-Царей назван на саркофаге ВАЛТА-ЦАРЕМ. Мгновенно возникает мысль, что это не кто иной, как известный ВАЛТА-ЦАРЬ, о котором много говорится в ветхозаветном пророчестве Даниила. Это, по-видимому, — один из царей Руси-Орды-Скифии. Названный в Библии также ВАВИЛОНСКИМ царем. Современник (согласно Библии, якобы сын) вавилонского царя НАВУХОДОНОСОРА (Даниил 5:2). Кстати, пророк Даниил тоже назывался ВАЛТАСАРОМ, поскольку Навуходоносор приказал переименовать Даниила в Валтасара (!?): «И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром…» (Даниил 1:7). Сказано также:«Даниил, которому имя Валтасар» (Даниил 4:16). Нет ли в «биографии» Валтасара, изложенной в пророчестве Даниила, указаний, что он и был одним из Волхвов-Царей-Магов, поклонившихся Иисусу Христу? По-видимому, такие указания, есть.

Во-первых, ветхозаветная «биография» Валтасара упоминает о странном явлении, которое вполне можно расценить как указание на появление при его жизни ЗВЕЗДЫ ИЛИ КОМЕТЫ. Во всяком случае, именно так, и довольно аргументированно, предлагал Н.А.Морозов понимать известный библейский рассказ о том, что во время пира Валта-Царя на «стене» царственного чертога (на небе?) неожиданно появилась «рука», посланная Богом и написавшая пророчество Валта-Царю (Даниил 5:5-7; 5:24-28).

Если это действительно комета или «звезда», — как в средние века часто называли кометы, — то не следует ли отсюда, что пророчество Даниила-Валтасара рассказывает здесь о Вифлеемской звезде, вспыхнувшей при рождении Иисуса? То есть это — уцелевшее в Ветхом Завете воспоминание об известной вспышке сверхновой звезды «1152 года» (ошибочно датированной средневековыми хронологами 1054 годом)? В Евангелиях ее назвали ЗВЕЗДОЙ, а авторы пророчества Даниила-Валтасара рассказали о ней как о комете, то есть как о «руке Бога», что-то загадочное и очень важное написавшей на небе. Таким образом, Валта-Царь, поклонившийся Иисусу, и Валта-Царь из Ветхого Завета могут действительно быть одним и тем же лицом.

Кстати, Вифлеемская звезда изображена на витраже «Окна Трех Магов» Кельнского собора, в небе над младенцем Иисусом, в сцене поклонения Волхвов.

В истории христианства особая роль принадлежит трем волхвам, которые первые из всех признали Иисуса Христа. Пришли они с востока, ведомые Вифлиемской звездой. Кто были эти волхвы, почему они пришли, что за звезда их вела?

Появление на небосклоне ярких комет всегда возвещало о предстоящих переменах и событиях мирового масштаба. Рождение некоторых исключительных личностей было отмечено внезапным появлением ярчайших «хвостатых звезд». Истории известно множество подобных фактов, но самым знаменательным, безусловно, является рождение Иисуса Христа.

Как известно из Евангелия от Матфея, а также из апокрифической литературы и христианских преданий, первыми о рождении Спасителя узнали персидские магиволхвы, пришедшие с востока поклониться «Царю Иудейскому». Комета, которая «шла перед ними», привела их в Вифлеем непосредственно к тому месту, где родился Христос. Сбылось пророчество Эритрейской сивиллы:

«Чада рожденье земле принесло великую радость,
Возвеселился и в небе Престол, и мир - в ликованье.
Маги воздали честь звезде, невиданной прежде,
И, уверовав в Бога, Лежащего в яслях узрели».

Сбылись не только пророчества Сивиллы из Эритреи - исполнилось древнее предсказание самого Заратуштры, и оправдались надежды и чаянья зороастрийского духовенства, уже давно ожидавшего прихода Спасителя. Иудейская и раннехристианская литература, много позаимствовавшая из зороастрийской эсхатологии, сохранила прямые указания на взаимосвязь и даже преемственность между зороастризмом и христианством. Так, в апокрифическом Арабском Евангелии детства Иисуса говорится: «Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как предсказано было Заратуштрой».
Даже в средние века христианские богословы, особенно сирийских и армянских церквей, еще помнили о духовной связи, соединяющей древнюю религию Заратуштры и молодую религию Христа. В «Сжатой истории династий» Бар-Эбрея, яковитского епископа XIII в. мы находим подтверждение словам Арабского Евангелия детства Иисуса: «В то время жил Зородашт, учитель секты магов... Он говорил персам о пришествии Христа и наказывал им принести ему дары. Он возвестил им: в последние времена дева во чреве приимет, и когда младенец родится, явится звезда, которая вспыхнет днем, а в середине ее видна будет дева. Вы же, дети мои, прежде всех народов узнаете о рождении его. И как увидите ту звезду, идите за ней, куда она вас поведет, и принесите младенцу свои дары. Ибо младенец тот - «Слово», которое небо основало». В этом свидетельстве Заратуштра предстает как мессианский пророк, предвосхищающий пришествие Сына Божьего.
Еще более определенно говорит о христианстве, как о продолжении и развитии учения Заратуштры, сирийско-несторианский митрополит Мар-Соломон, также живший в XIII в. В книге мистерий «Пчела» он дает достаточно подробное описание предсказания Заратуштры относительно рождения Христа, причем эти две исключительных личности в данном свидетельстве сливаются в единое целое, некое первородное существо, зачатое через «Слово» Творца всего, что есть:
«Предсказание Зарадошта о нашем Господе: когда он сидел у колодца в Хорине, говорил своим ученикам: Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит сына. И люди той страны будут бороться с ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда его схватят и пригвоздят к деревянному кресту. И небо и земля будут скорбеть о нем, и поколения народов будут плакать о нем. Он сойдет в глубины земли и из глубины вознесется на небо. Тогда придет он с воинст-вом света и приблизится на белых облаках, ибо он есть дитя, которое было зачато че-рез «Слово» творца всего, что есть... Моего рода будет он. Я есмь он и он есть я. Он во мне и я в нем. И когда он придет, великие знамения явятся на небе, а его сияние пре-взойдет сияние неба... Вам же надлежит бдеть и помнить, что я вам сказал, и ждать исполнения предсказания. Ведь вам первым предстоит узреть пришествие этого велико-го царя. И когда взойдет та звезда, пошлите посольство, чтобы принести дары и поклониться ему... И я и он - мы одно».
Подобные свидетельства христианских богословов могли бы показаться сомнительными и даже безосновательными, если бы они не имели подтверждения в письменной зороастрийской традиции. Согласно авестийской эсхатологии, известной нам по «Бундахишну», «Бахман-яшту», «Ривайяту» и другим зороастрийским текстам, после Заратуштры в мир должны последовательно прийти три Спасителя - Хушедар («Растящий истину»), Хушедар-мах («Растящий почитание») и Саошьянт («Воплотивший истину»). С приходом Саошьянта - последнего Спасителя наступит Фрашегирд - Страшный Суд, произойдет воскрешение умерших и очищение мира от скверны греха во вселенском пламени. Затем мир будет восстановлен, и люди обретут новое нетленное тело - эти представления впоследствии нашли отражение в христианской концепции о светопреставлении. Тут необходимо отметить, что эсхатологические и мессианские настроения появились в иудейской среде лишь после тесного контакта иудеев с персами, исповедовавшими маздеизм, являющийся не менее строгим монотеизмом, чем иудаизм. Политика Кира, избавившего иудеев от гнета Вавилонского плена, покровительствовавшего их религии и даже выделившего им деньги на восстановление Соломонова храма, заставила народ Моисея с уважением относиться к религиозным воззрениям персов. В результате в иудейской среде возникла секта фарисеев, представители которой стали учить о приходе Мессии, Страшном суде и воскрешении усопших в конце времен. Таким образом в лоне иудаизма, оплодотворенном зороастрийской идеей о Спасителе, через пять с половиной столетий зародилось христианство. Учение долгожданного Мессии, пришедшего к народу Израиля, было отвергнуто соплеменниками, но принято иными народами. Первыми, кто узнал в младенце Иисусе Христа-Спасителя, были персидские маги - представители зороастрийского жречества, которые лучше, чем кто-либо другой знали, где и когда должен был родиться Спаситель.
В силу исторически сложившихся обстоятельств христианство, ставшее государственной религией Римской империи - главного политического соперника персидских царских династий, не могло быть принято зороастрийским духовенством Империи Сасанидов, как дочерняя по отношению к зороастризму религия. Возможно, именно в этом и была непоправимая ошибка верховных жрецов зороастризма - древнейшей монотеистической религии, которая уже через несколько столетий после принятия всем языческим миром христианства пала под мощными ударами молодого ислама. В VI веке разрозненная Персидская империя, духовная власть в которой едва поддерживалась ортодоксально настроенным жречеством, уставшим от постоянной борьбы с манихеями, маздакитами и прочими еретиками, ничего не смогла противопоставить силе арабских завоевателей, вдохновленных словами пророка Мухаммеда.
К сожалению, следует признать, что ко времени падения Империи Сасанидов зороастризм уже выродился, но за шесть столетий до этого печального события дела обстояли совершенно иначе, и представители зороастрийского духовенства могли признать рождение Сына Божьего в ином народе, кроме персидского. Вне всякого сомнения, те маги, которые пришли поклониться младенцу Христу, видели в нем долгожданного Хушедара («Растящего истину») - первого из трех Спасителей, которые должны были прийти после Заратуштры и принести новое религиозное откровение.


(Фреска Джотто в. капелле Скровеньи)

Согласно авестийской мифологии, все последующие за Заратуштрой Спасители будут его сыновьями, рожденными от богоизбранных дев, которые должны войти в священное озеро Кансава, в котором Заратуштра оставил свое семя. В связи с этим вспоминаются слова христианского богослова Мар-Соломона, которые он вкладывает в уста Заратуштры, говорящего о Христе: «Моего рода будет он». Эти слова вполне укладываются в зороастрийскую концепцию рождения Спасителей-Саошьянтов и тем самым приобретают особую значимость. Безусловно, не следует понимать буквально то, что семя Заратуштры находится в озере, и что вошедшая в это озеро девственница должна непременно стать матерью божественного ребенка, коему предназначено спасти человечество. Карл Густав Юнг, применяя метод аналитической психологии, убедительно доказал, что мифические озера, ручьи, моря и прочие водоемы, порождающие в своих глубинах божественную жизнь, являются архетипическим символом океана бессознательного, в недрах которого зарождается самость. Погружение в священный водоем непорочной девы (во всех религиозных традициях являющейся матерью богочеловека) и рождение предвечного младенца является, как макрокосмическим символом рождения мира из темных вод хаоса, так и микрокосмическим символом пробуждения божественного света в неотягощенной грехом душе, погрузившейся в океан бессознательного. Те Спасители, которые должны прийти в мир вслед за Заратуштрой, будут, конечно же, его духовными наследниками, но не его сыновьями в физическом смысле.

Тем зороастрийским жрецам, которые пришли поклониться младенцу Христу, родственность Заратуштры и Христа, видимо, представлялась очень естественной, поскольку они считали существование фравахара (души) Заратуштры и Саошьянтов (к числу которых они причисляли и Христа) безначальным, растворенным в Боге и ведущим свое начало от сотворения мира. Утверждая предвечное существование Сына Божьего, христиане лишь подтверждают древнюю мысль о предвечности и божественной природе Спасителя рода человеческого, высказанную еще в ранних зороастрийских религиозных текстах.
Персидские маги, владеющие искусством астрологии, действительно ожидали прихода Спасителя, и появление на небосклоне яркой кометы, видимой даже днем, было воспринято ими, как знак исполнения древнего пророчества. Дождавшись исполнения древнего предсказания, три мага (а именно так по сей день именуют себя священнослужители маздаяснийской религии) принесли младенцу Христу три дара - золото, ладан и смирну. В Евангелии от Матфея так рассказывается об этом:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели младенца с Мариею, матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».

Три волхва, принесших младенцу-Христу золото, ладан и смирну тем самым почтили его как царя, первосвященника и жертву. Обычно дары магов истолковываются следующим образом: золотом платят дань царю, ладаном почитают божество, смирной же умащают покойников. Если же принять версию о персидском, а не ассирийском происхождении волхвов, то символика трех даров станет еще более значимой. Три дара волхвов являются символами трех каст зороастрийского общества и трех видов Хварны - божественной отмеченности, выделяющей человека из числа прочих. Искра божья в человеке, талант, умение руководить людьми - вот что такое Хварна. Это святое для зороастрийцев понятие тройственно по своей природе. Зороастрийцы выделяли царскую хварну, хварну священников и хварну воинов. Символом царской харизмы считалось золото, символом жреческой хварны - ладан, а воинской - смирна или мирра, поскольку именно воины жертвуют собой ради спасения других и тем самым обрекают себя на мученичество. Принесение Христу трех символических даров свидетельствует о величайшем почтении к нему зороастрийских жрецов, видевших в нем сверхчеловека, сочетающего в себе качества воина, жреца и царя.
Имена волхвов, пришедших ко Христу, варьируются в раннехристианской литературе. Ориген называет имена Авимелеха, Охозата и Фикола. Со времен средневековья установилась прочная традиция именовать волхвов Каспаром, Бальтазаром и Мельхиором, но, судя по всему, ближе к истине были сирийские христиане, называвшие имена Хормизда, Йездигерда и Пероза. Эти чисто персидские имена, часто встречающиеся в списках царских династий Аршакидов и Сасанидов, выдают в волхвах видных деятелей зороастрийского духовенства.
Раннехристианское искусство также свидетельствует о национальной принадлежности волхвов - деталями их одеяния всегда были персидская круглая войлочная шапка, штаны, с которых смеялись греки и римляне, длинный хитон с рукавами, называемый зороастрийцами «судрех». Персидское обличье волхвов, изображенных в Вифлеемской церкви Рождества Христова, произвело неизгладимое впечатление на персидского царя Хосрова II, завоевавшего всю Сирию, Египет и Палестину и восстановившего Иран в границах Империи династии Ахеменидов. Хосров II, увидев мозаики с изображением магов, пощадил эту церковь, не смотря на то, что прежде он предал огню множество христианских храмов.
Раннехристианские художники, как впрочем и средневековые, всякий раз по-новому обыгрывая знаменитый рождественский сюжет с поклонением волхвов, практически всегда изображали над головами последних яркую комету, видимую даже при свете дня. Эта комета, получившая название «Вифлеемской звезды» была увековечена на фреске Джотто, картинах Ван дер Бека, Франческо Раболини и других художников. Эта комета, ознаменовавшая приход в мир Спасителя, ярко вспыхнув перед самым рождением Иисуса Христа, ушла в темные глубины космоса для того, чтобы через две тысячи лет вернуться и возвестить жителям Земли о втором пришествии Сына Божия.
Кометы - это знаки, посредством коих высшие небесные силы показывают нам проявление своей воли и, зная это, астрологи с давних пор называют их «перстами Божьими». На что указует нам перст яркой кометы, открытой недавно японским астрономом Хиакутаке? Исходя из знания ее цикла, а ученые рассчитали, что он равен 2000 годам, можно заключить, что именно эту комету видели восточные астрологи в 5 году до нашей эры в созвездии Рыб, там, где происходило большое соединение Сатурна и Юпитера. Большинство современных ученых убеждены, что летоисчисление от Рождества Христова, введенное в V веке усилиями монаха Дионисия, неточно, а Христос родился за 5-7 лет до нашей эры, что вполне соотносится с данными астрономов, базирующихся на знании циклов Юпитера, Сатурна и кометы - «Вифлеемской звезды».

Комета Хиакутаке была открыта 25 декабря 1995 года в ночь на Рождество Христово, приблизилась к Земле 21-26 марта 1996 года, отметив тем самым весеннее равноденствие и день рождения Заратуштры, исчезла же она из поля зрения наблюдателей 8 сентября - в день, когда празднуется Рождество Девы Марии. Эта комета была видима от Рождества Христова до Рождества Богородицы! Это и есть та самая «Вифлеемская звезда», которая две тысячи лет тому назад указала путь к колыбели Христа восточным мудрецам-звездочетам.
Но обращает на себя внимание и настораживает тот факт, что комета Хиакутаке была видна в созвездии Дракона. Невольно вспоминается апокалиптическое пророчество Святого Иоанна о преследовании низверженным с небес драконом непорочной девы, родившей младенца-Спасителя:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним... Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола. И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени... И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, охраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».
Комета Хиакутаке, проходила по созвездию Дракона, находящемуся вблизи северного полюса небесной сферы, но если спроецировать траекторию движения этой кометы на эклиптику, то мы увидим, что вектор кометы попадет точно в зодиакальное созвездие Девы, с которым связан образ Девы Марии. Это можно трактовать лишь как угрозу деве, «родившей младенца мужеского пола» со стороны дракона, то есть дьявола. Апокалиптическое пророчество Иоанна Богослова говорит о том, что прежде, чем произойдет второе пришествие Христа, в мир явится Антихрист, который подчинит себе все человечество.
Появление в 1996 году яркой кометы, учитывая все астрологические обстоятельства ее появления, можно расценивать как предупреждение всем жителям Земли, предупреждение о скором пришествии Антихриста и наступлении последних времен. Ожидание Страшного Суда всегда было свойственно человечеству, но в преддверии третьего тысячелетия и наступления новой космической эпохи, связанной с переходом оси прецессии Земли в знак Водолея, эти ожидания и мрачные предчувствия становятся все более основательными и определенными.


Мозаика церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. Равенна, Италия

Смотрите также

Дары волхвов. Документальный фильм А. Мамонтова

***************************************************************

6 января православная христианская церковь празднует Торжество Богоявления. Этот праздник ещё называют праздником Трёх царей или Трёх волхвов. По Преданию три царя: Каспар, Мельхиор и Вальтазар пришли в Вифлеем с Востока.

Евангелие от Матфея Глава 2
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Содержимое:

В русской православной традиции слово «волхв», как и связанные с ним «волшба», «волшебство», обычно имеет негативный характер – колдун, жрец, чародей. Даже вошедший в число былинных богатырей Волх Всеславьевич (Вольга) своими способностями к оборотничеству и знанием языка зверей указывает на свое языческое, дохристианское прошлое. На этом фоне особняком стоят евангельские волхвы, приносящие дары младенцу Христу.

«Волхвы» из Нового Завета - славянский перевод греческого μάγοι, на католическом Западе передававшегося как magi. Кем же были эти «маги»?

Рассказ Священного Писания о волхвах довольно лаконичен (Мф. 1-12): из него можно узнать, что некие «волхвы с востока» увидели звезду, которая знаменовала рождение Христа. В поисках Младенца волхвы обратились к царю Ироду, изрядно встревожив его новостями, а затем отправились за звездой, которая привела их прямо к Марии и Христу.

«И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». Опасавшийся за свою власть Ирод приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» - что ему не помогло, поскольку Младенец уже находился в безопасном месте.

Ни о числе, ни об именах таинственных волхвов ничего не сказано. Однако уже этого достаточно, чтобы подчеркнуть уникальность события: это единственный случай, когда языческие мудрецы упоминаются в Писании в положительном контексте. В античной традиции μάγοι обычно назывались восточные жрецы-астрологи (вавилоняне-халдеи).

Астрология тоже воспринималась христианскими мыслителями негативно, но этот исключительный эпизод часто использовался средневековыми астрологами для обоснования своей деятельности – ведь «волхвы» узнали о Рождестве Христовом именно благодаря небесному знамению, появлению звезды.

Современные исследователи отождествляют Вифлеемскую звезду с разными явлениями - кометой Галлея, появлением особой сверхновой звезды, констелляцией Юпитера и Сатурна.

Евангельская история быстро обогатилась апокрифическими подробностями. В средневековье, особенно на Западе, стали считать волхвов не просто восточными астрологами, а могущественными царями – не без влияния псалма 71. 10-11: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему». Однако среди ранних Отцов Церкви о волхвах как царях говорит только Кесарий (Цезарий) Арелатский.

Тем не менее, представление о волхвах как о восточных царях укрепилось в народной традиции, и праздник Богоявления стал в Европе праздником «Трех царей». Число волхвов определили по числу принесенных ими даров, придумали и имена: Каспар, Валтасар (Бальтазар) и Мельхиор. Причем Валтасара стали считать темнокожим потомком царицы Савской. Представление о «царях-магах» было связано и с популярной в Средние века легенде о пресвитере Иоанне, христианском царе с Востока.

Согласно преданию, мощи волхвов были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в 5 веке оказались в Милане. Оттуда в 1164 году мощи увезли в Кёльн, где 24 июля был установлен местный праздник «Трех царей». В настоящее время они хранятся в Кёльнском кафедральном соборе.

Дары же волхвов находились в Иерусалиме до IV века, когда император Аркадий перенес их в Константинополь. После падения Константинополя в 1453 году Мария Бранкович привезла реликвию на Афон, где та до сих пор хранится в ризнице монастыря святого Павла.

Существует множество икон, фресок и картин, посвященных поклонению волхвов. Одно из самых ранних изображений - византийская мозаика в Равенне, где волхвы изображены в персидских нарядах. А в знаменитой "Капелле волхвов" Беноццо Гоццоли во Флоренции, по одной из версий, изображены как восточные цари византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх Иосиф (илл. 3, 5).