Какие 2 группы делятся растения. На какие группы делятся все растения деревья кусты

10.03.2019

Окружающий мир, 1 класс

Цели:

· обобщение и систематизация знаний учащихся о многообразии растений;

· повторение отличительных признаков разных групп растений;

· расширение знаний о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу;

· формирование представления о ценности для человека мира растений о влиянии человека на жизнь растений;

· воспитание бережного отношения, любви к природе своего края;

· развитие внимания, мышления, познавательного интереса и речи учащихся,

· развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование:

· компьютер;

· презентация к уроку «Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может (рис. 1).

Что это? (Растение ) (рис. 2).

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О растениях ).

Итак, тема нашего урока:«Что мы знаем о растениях. Растения Пензенского края». Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях Пензенского края, занесенных в Красную Книгу, выполним интересные упражнения, поиграем. А поможет нам в этом компьютер.

III. Обобщение о растениях

1. Группы растений

Сначала нам необходимо вспомнить то, мы что уже знаем. Скажите, на какие группы делятся все растения?

Растения делятся на три группы: деревья, кустарники и травянистые растения (рис. 3).

Давайте вспомним отличительные признаки разных групп растений. Охарактеризуйте дерево.

2. Деревья

-Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону (рис. 4).

В лесостепной зоне Пензенского края растут леса, состоящие из ясеня , клёна , ольхи, липы , осины и других деревьев. Посмотрите на представленные растения и скажите, что общего у них?(рис. 5).

Это лиственные деревья , форма листа – широкая пластина.

Отгадав следующую загадку, вы узнаете, какие еще деревья растут в нашем крае. Что летом и зимой в рубашке одной ?(Ель, сосна )(рис. 6).

Какие это деревья? -Хвойные деревья , форма листа – иглы. -Каких еще представителей хвойных растений вы знаете?(Пихта, лиственница,

кедр )(рис. 7).

Верно. Только растут они в таежных лесах. -Как вы думаете, нужны ли деревья в нашем городе? Почему?(рис. 8).

Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород , но и оберегают наши дома от пыли , вредных веществ, принимая все это на свою листву.

Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном.

· Дуб – 54 кг в год.

· Клен – 33 кг в год.

· Сосна – 35 кг в год.

· Ель – 32 кг в год.

3. Игра « Отгадай деревья»

А теперь отгадайте загадки, и назовите деревья (рис. 9).

Кудри в речку опустила и о чём- то загрустила (ива). Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой (берёза). Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые (дуб). Среди лета метелица: его пух летит и стелется (тополь).

Какое из этих деревьев часто называют символом России? -Березу. -Почему?(Ответы детей).

4. Игра “ Чей листик?”

- А умеете ли вы различать листья деревьев? Вот ветер-озорник сорвал листья с деревьев. Узнайте, с каких деревьев эти листочки (берёза, дуб, каштан, клён, ива) (рис.

5. Кустарники

А теперь давайте вспомним, к какой группе растений относится сирень?(рис. 11).

Сирень – это кустарник. -Охарактеризуйте кустарник (рис. 12).

-Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

Назовите известные вам кустарники (шиповник, бузина, сирень …).

6. Физкультминутка (рис. 13)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.

7. Травянистые растения

К какой группе растений можно отнести ромашку?(Ромашка относится к травянистым растениям). Охарактеризуйте травянистые растения. Чем они отличаются от деревьев и кустарников?(Рис. 14).

-Травянистые растения имеют мягкий зеленый стебель с листьями и цветками. Они почти всегда ниже деревьев и кустарников. Исключение составляет банан, имеющий высоту до 7 метров.

Назовите травянистые растения (ответы детей).

На лугах, вдоль дорог, по склонам оврагов нашего края можно увидеть пырей , полынь , тимофеевку , ковыль (рис. 15).

На сотни километров Пензенской земли простираются поля пшеницы , ржи , овса и кукурузы (рис. 16).

А вот и подсолнечник (рис. 17). Благодаря ему мы можем пользоваться растительным маслом.

Как вы думаете, почему это растение так назвали?

Желтые головки подсолнечника всё время поворачиваются за солнышком.

С полей родного края к нашему столу спешат овощи (огурцы , капуста , картофель , помидоры , лук , морковь ), чтобы подарить нам не только вкус, но и здоровье (рис. 18).

Объясните, почему? (В них много витаминов, полезных для человека .)

- Какие блюда можно приготовить из овощей?(Ответы детей.)

8. Физкультминутка (рис. 19)

Мы капусту рубим, рубим (взмахи ладошками поочередно),

Мы капусту мнем, мнем (сжимают кулачки и разжимают),

Мы капусту солим, солим (складывают пальцы рук щепотками),

Пробуем, вкусная (пробуют, подносят руки ко рту)?

Пересолили!

Надо еще капустки добавить (физкультминутка повторяется еще раз)!

9. Растение – земли украшение

- Говорят: «Растение земли украшение». Как вы понимаете смысл этой поговорки?(Ответы детей).

Зелёные растения украшают города, посёлки и жилища. Без цветов и деревьев невозможно представить ни улицы городов, ни старинные дворцовые ансамбли. И в будни, и в праздники растения рядом с нами (рис. 20).

10. Игра « Отгадай цветы»

- Да, цветы радуют нас своей красотой и ароматом (рис. 21). Да вот беда, буквы в словах перемешались, подумайте и отгадайте названия цветов.

АКМ (МАК), ЛЬПТЮАН (ТЮЛЬПАН) , РЦИНАСС (НАРЦИСС), ОНПИ (ПИОН)

III. Знакомство с растениями Красной книги Пензенского края

Значима роль растений в жизни человека. Он использует их и как продукты питания, и как строительный материал. Растения украшают жизнь человека. И мы обязаны позаботиться о природе, чтобы сохранить её в здоровом виде.

«Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова должен помнить каждый человек (рис. 22).

Многие виды растений начинают исчезать с нашей планеты. Чтобы этого не происходило, люди задумались о сохранении исчезающих и редких видов. Для этого ведется Красная книга. Красная книга – книга особенная. Она предупреждает:«Осторожно! Может случиться беда!» (рис. 23).

И это действительно так. Если мы не защитим растения, попавшие в Красную книгу, они погибнут. В Красной книге Пензенского края есть информация о растениях, нуждающихся в срочной помощи, защите. Некоторые растения страдают от вытаптывания. Много бед растительному миру приносит неумеренный сбор лекарственного сырья, когда обрывают всё до последнего цветка. Некоторые травы исчезают по вине цветоводов – любителей. Они выкапывают растения в лесу и пытаются выращивать в своих садах. Большинство выкопанных растений не приживается, погибает. Человек, сорвавший цветок, наверное, не думает, что, возможно, погубил ещё одно растение исчезающего вида.

Давайте познакомимся с некоторыми растениями из Красной книги нашего края. Число этих растений сокращается: Солонечник Русский (рис. 24),

кувшинка чисто белая (рис. 25),

Адоникс Весенний (рис. 26).

-А знаете ли вы , что днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею, А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех (рис. 27).

IV. Физкультминутка (рис. 28)

Если Я сорву цветок, Если ТЫ сорвешь цветок... Если ВСЕ: ия, и ты – Если МЫ сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только Я и ТЫ – Если МЫ сорвем цветы...

V. Секрет цветов

И в завершении разговора о растениях я вам открою секрет цветов (рис. 29).

На лугу растут разные цветы. Вы хотите собрать букет для мамы. Она любит полевые цветы.

Вы принесли и поставили цветы в вазу. Смотрите и видите: цветы в вазе почему-то не так красивы, как в поле.

Голубые колокольчики без синего неба побледнели, Лепестки самой крупной ромашки не так воздушны: их не раскачивает ветер. Желтые серединки не такие золотые: их не золотит солнце. Дикие гвоздички в зеленой траве горели, как искорки. В комнате они закрыли свои венчики.

Полевым цветам нужны ветер и солнце, небо и простор. И вы не трогайте эти цветы.

В чем же секрет полевых цветов?(Ответы детей.)

VI. Хорошо или плохо (рис. 30)

Подумайте, что правильно, а что нет в действиях детей. Обоснуйте свой ответ.

Во время прогулок в лесу, парке, на лугу не собирайте цветов, не ломайте и не рубите ветки деревьев и кустарников.

Наблюдайте природу, любуйтесь ее красотой. Постарайтесь сделать все, чтобы сохранить эту красоту (рис. 31).

Любите родную природу Озёра, леса и поля! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.

VII. Итог урока

Понравился вам урок? Продолжите предложение, выбрав начало словами…«Я узнал(а)», «Я повторил(а)», «Я удивился(ась)», «Я запомнил(а)».

Содержание. Виды растений:

  1. Зеленые водоросли
  2. Мохобразные
  3. Папортники
  4. Хвойные
  5. Цветковые
  6. Из каких частей состоят растения

Крайне сложно представить нашу планету без растений …

2.Мохообразные

Мохообразные растут во влажных местах. Количество мхов насчитывается более 27 тыс. видов .

Печёночные мхи распространены в большинстве своём в тропиках. Такой вид, как м оховидные можно встретить даже в… Антарктиде.

3.Папоротники

К самому известному и богатому в видовом плане относится отдел папоротникообразных, проще – , которых насчитывается около 11 тыс. видов .

Каждый знаком с этим растением с детства, вот только далеко не все знают то, что некоторые виды папоротников можно употреблять даже в пищу (при грамотном подходе).

4. Хвойные

Это вид семенных растений, у которых развитие семян происходит в шишках. На Земле меньше 1000 разных видов хвойных растений.

К хвойным растениям относятся - сосны, ели, можжевельники и др. У них листьями являются хвоинки, а на месте плодов у этих растений шишки с семенами - орешками.

5.Цветковые

Эти растения – самые распространённые в мире. Их насчитывается более 280-290 тыс . видов. Цветковыми, эти растения называются потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена.

Цветковые имеют не только , но еще плоды, корни, стебли и листья.

Интересное: дети далеко не с ранних лет узнают о том, что оказывается и растения бывают … «хищниками».

Действительно, таких видов плотоядных (насекомоядных) растений насчитывается более 600. Множество насекомых, маленьких животных попадают в специальные «ловушки» (липкие, в форме клешни, капканов, кувшинов) этих растений.
А на территории нашей страны пальму первенства в этом отношении можно отдать Drósera rotundifólia - Росянке круглолистной.

А «охотится» растение следующим образом: оно выделяет особенную липкую жидкость - по краям своих листьев. А уже насекомое, которому не посчастливилось сесть на листок и становится «прилипшей» жертвой…

К какому виду относятся эти растения?

Из каких основных частей состоят растения:

  1. Корни.
  2. Стебли.
  3. Листья.
  4. Цветки.
  5. Плоды с семенами.

Ещё среди наших далёких предков принято было разделять живые организмы на растения и животных.

Восемь царств живых организмов

(хотя споры учёных по этому поводу не утихают и до сих пор):

  • растения,
  • животны,
  • грибы,
  • одноклеточные организмы, без ядра — называются археи,
  • одноклеточные организмы «первейшие» — это протисты,
  • двухклеточные организмы, одна клетка в которых находится внутри другой — хромисты,
  • вирусы,
  • бактерии.

Так что не стоит полностью соотносить грибы с растениями, как это делают многие.

Задумайтесь перед сном о том, как выглядела наша планета миллионы-миллиарды лет назад. И может, произойдёт чудо - вы увидите первозданное великолепие растительного мира во всей его красе!

Растения, как люди – все разные. Потому и не всегда они уживаются друг с другом. И это главная проблема любителей цветов, которые стремятся дома организовать мини-оранжерею. А в результате, бывает, что одни цветы в дружной разнообразной компании чувствуют себя прекрасно, а другие – гибнут.

Чтобы избежать «конфликта интересов», давайте разберёмся, на какие группы делятся все цветы, и какие из них несовместимы по условиям содержания.

В классификации комнатные растения объединяются в группы по определённым признакам.

Декоративно-лиственные растения

Это самая большая группа комнатных растений. Она объединяет более ста пятидесяти видов цветов. Их главная особенность – красивые, декоративные листья. Они могут быть разных оттенков зелёного цвета, а могут иметь необычную окраску. Да и зелёные листья также часто не однотонные, а с полосами или пятнами разных оттенков белого, жёлтого, фиолетового.

Листья декоративно-лиственных цветов бывают разнообразных расцветок: красные, пурпурные, жёлтые. Некоторые могут менять цвет в зависимости от времени года или освещённости.

Декоративно-лиственные – отличное украшение интерьера. Мне, например, эти цветы нравятся больше остальных. Среди декоративно-лиственных есть экземпляры способные составить достойную конкуренцию декоративно-цветущим. Ведь листья могут быть очень необычной формы: рассечённые, лопастные, с зазубринами, овальные, линейные. Зубчатые или волнистые края листочков – также один из признаков этих цветов.

У них, как правило, мелкие цветы, которые появляются 1-2 раза в год и не отличаются особой декоративностью.

Именно такие цветы легко приживаются практически в любых квартирных условиях. Они не так требовательны к определённому уровню освещения, как красивоцветущие (декоративно-цветущие). Правда, некоторые экземпляры могут менять цвет листьев в зависимости от того, где расположены – на солнце или в тени. Зато цветы этой группы довольно требовательны к правильному поливу и температуре воздуха. Также они могут утратить свою декоративность из-за недостатка питательных веществ. У многих кончики листьев подсыхают и темнеют.

В этой группе растения можно ещё разделить на подгруппы: деревья, ложные пальмы, кустовидные растения, лианы, ампельные, почвопокровные, цветы с копьевидными листьями и цветы со злаковидными листьями, а также хищные растения.

Среди ярких представителей декоративно-цветущих растений: фикус, диффенбахия, бамбук, папоротник, маранта, пальма, филодендрон .

Декоративно-цветущие растения

Декоративно-цветущие (или красивоцветущие) – это любимцы женщин-цветоводов. На самом деле, я думаю, что у каждой любительницы комнатных цветов любовь к ним начиналась именно с какого-нибудь растения этой группы. Я, например, давно и надолго влюбилась в огоньки – бальзамины (помню их ещё со времён своего детства). Кто-то «заболел» когда первый раз увидел цветущую бегонию.

Эта группа растений вторая по численности разнообразных видов. Можно насчитать около сотни красивоцветущих комнатных цветов. Они все отлично подходят для выращивания в домашних условиях, но большинство из них требует именно определённых условий.

Их отличительная особенность – яркое цветение. Многие представители этой группы цветут практически круглый год. Некоторые – несколько месяцев или недель в определённое время года. И часть растений цветёт несколько дней, но очень ярко и декоративно.

Среди красивоцветущих растений есть и однолетние и многолетние. Первые отдают нам всю свою красоту и увядают после периода цветения.

Растения можно встретить в любой точке земного шара: в жарких пустынях, высоко в горах, в лесах и лугах, в топких болотах и даже на Северном полюсе. Разнообразие их очень велико, и каждое растение уникально и неповторимо. Рассмотрим, какие бывают растения, и чем они отличаются между собой.

Основные группы растений

Все растения, независимо от их размеров и места обитания, устроены одинаково, и имеют общие части: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Но отличий гораздо больше, и прежде всего, это относится к внешнему виду. Все растения можно разделить на 3 основные группы:

  • Деревья

Дерево - это многолетнее растение с одним большим стволом (стеблем), покрытым корой. От стебля отходит множество ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы и растут плоды.

Высота деревьев может быть очень разной - от 2 до 100 м. Среди деревьев встречаются настоящие долгожители, которые живут не одну сотню лет.

Деревья, в свою очередь, бывают двух видов: лиственные (береза, дуб, клен) и хвойные (ель, сосна, кедр).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Какие-то деревья растут вверх, а какие-то - вширь. Самым «толстым» деревом на планете является баобаб. Вырастает это дерево не слишком высоким, но диаметр его ствола просто огромен и может достигать 9 м! Кроме того, баобаб - настоящий долгожитель, и может жить до тысячи лет.

Рис. 1. Баобаб

  • Кустарники

У кустарников вместо одного большого ствола есть несколько тонких и мелких стволов. Размеры их более скромные, и редко какой кустарник достигает 5-6 м. В лесах они образуют подлесок - один из нижних ярусов.

К этой группе растений относится боярышник, можжевельник, крыжовник, смородина.

  • Травы

У травянистых растений нет крепкого ствола - их стебли мягкие и гибкие. Травы не живут долго - с наступлением первых холодов их листья и стебли отмирают, потому что не приспособлены к зимним морозам.

Эта группа растений - самая распространенная: травянистых растений на земном шаре гораздо больше, чем кустарников и растений.

Среди трав есть настоящие гиганты, способные достигать 30 м в высоту. Это бамбук - одно из самых быстрорастущих растений на земле: за одни сутки эта трава может вырастать до 75 см. Бамбук не только очень высокое и быстрорастущее растение, но и очень крепкое. В древности из него изготавливали мечи, которые ни в чем не уступали стальному оружию.

Рис. 2. Бамбук

Культурные и дикорастущие растения

Все растения можно разделить и по другому признаку: растут они в дикой природе или за ними ухаживает человек.

  • Дикорастущие растения - это травы, кустарники и деревья, которые растут сами по себе в лесах, лугах, и не нуждаются в специальном уходе.
  • Культурные растения - те, которые специально выращивает человек, за которыми он постоянно ухаживает. Это необходимо, чтобы получить высокий урожай зерна, овощей или фруктов.

Помимо дикорастущих и культурных растений, есть еще одна отдельная группа - комнатные растения. Их выращивают в декоративных целях, чтобы украсить помещение. К комнатным растениям относятся драцена, фикус, кактус, азалия и многие другие.

Природа очень разнообразна, существуют миллионы видов всевозможных организмов, обитающих в разных уголках Земли. Согласно систематике, все они делятся на две империи: неклеточные и клеточные. К первым относятся только вирусы, а вторая группа, в свою очередь, объединяет два домена: прокариоты (организмы, клетки которых не содержат ядра, а именно археи и бактерии), а также эукариоты (ядро присутствует). Привычные нам звери и цветы относятся ко второму виду. Эукариоты подразделяются на пять царств: хромисты, протисты, животные, грибы и растения. Именно о последних и пойдет речь в этой статье.

Роль растений

Без них невозможно представить жизнь на планете. Растения выполняют важнейшую функцию — фотосинтез, при котором выделяется кислород. Именно благодаря этим организмам, стала такой, какой мы ее знаем сейчас, — с высоким содержанием кислорода и озоновым шаром, защищающим от пагубного действия ультрафиолетового излучения.

Они также служат важнейшим источником органических веществ. Растения, можно сказать, «кормят» всю планету, ведь в любой пищевой цепочке именно они являются первым звеном.

Научная классификация

Каждому интересно знать, какие бывают растения, поэтому начнем с того, что рассмотрим их научную классификацию.

Все они разделяются на две большие группы: высшие и низшие. К последним относятся водоросли (четыре отдела: красные, бурые, синие и сине-зеленые). Высшие растения включают в себя шесть отделов: плауновидные, хвощевидные, моховидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Классификация растений выглядит следующим образом: отдел — класс — порядок — семейство — род — вид.

История изучения растений

То, какие бывают растения, с древности интересовало многих людей - как ученых, так и просто любознательных личностей.

Называться "отцом ботаники" по праву заслуживает античный греческий ученый Теофраст, который жил в 370-285 гг. до н. э. Он был одним из первых, кто начал исследовать тему о том, какие бывают растения. Он разделял их на различные группы по внешнему виду, периоду цветения и т. д.

Также масштабное исследование, связанное с растениями, провел древнеримский ученый Диоскорид. Он жил в первом веке до н. э. Ему принадлежит работа, в которой описаны свойства около шестисот лекарственных растений.

Ученым, который создал первую классификацию всех живых организмов, был Карл Линней. Его жизнь длилась с 1708 по 1778 г. В его работе «Системы природы» присутствуют и материалы о том, какие бывают растения. Цветковые он систематизировал по количеству тычинок в них.

Также выдающимися исследователем, посвятившим свои труды изучению растений, являлся Огюстен Пирам Декандоль (1778-1841). Ему принадлежит работа «Предвестник естественной системы растительного царства», в которой описано около 60 тысяч различных видов.

Также большой вклад в науку сделал Адольф Генрих Густав Энглер (1844-1930), который занимался усовершенствованием классификации растений. Ему принадлежат такие работы, как «Естественная система семейств растений», «Растительное царство», «Программа семейств цветковых растений», которые были созданы совместно с другими ботаниками. В них подробно описано, какие группы растений бывают. Кроме классификации, Энглер также занимался фитогеографией. Известными его работами в этой отрасли являются «Растительность Земли» в пятнадцати томах и «Мир растений Восточной Африки и близлежащих регионов».

Подробнее о разных классах растений

Каждый отдел растений делится на классы. Плауновидные имеют только один одноименный. К хвощевидным относится класс хвощёвые. Моховидные делятся на сфагновые, листостебельные, андреевые, политриховые, тетрафисовые, такакиевые мхи. В входит одноименный класс, а также сальвиниевые и псилотовидные. Голосеменные объединяют гинкговидные, саговниковые, гнетовидные и хвойные или сосновые.

Классы двудольные и однодольные. Сюда входит большинство привычных нам представителей флоры. К первому классу относятся бобовые, розоцветные, березовые, ореховые, тыквенные, ивовые, зонтичные, а также множество других семейств.

Ко второму — лилейные, орхидные, злаковые, банановые, луковые, ирисовые, пальмовые и другие.

Классификация растений по структуре их вегетативных частей

Раньше по такому принципу выделяли три группы: травы, кусты и деревья. Теперь же принято делить растения на семь жизненных форм. Это травы, суккуленты (с очень мясистыми стеблями, в которых содержится большое количество воды, сюда относятся кактусы, алоэ, каланхоэ, агава и другое), лианы, кустарники, полукустарники, деревья.

Другие способы классификации растений

Также их можно разделить на культурные, дикорастущие и сорняки. Первые — те растения, которые выращиваются человеком в определенных целях, их также можно систематизировать. Известный исследователь Н.И. Вавилов писал о том, какие группы культурных растений бывают. Эта тема интересна и многим другим. Культурные растения можно поделить на тринадцать групп. О них речь пойдет ниже.

Итак, какие группы культурных растений бывают?

О том, какие бывают культурные растения, можно подробнее узнать из книги Жуковского П. М. «Культурные растения и их сородичи», написанной в 1964 году.