Как правильно возмещать пропущенные намазы. Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять

20.03.2024

Как я могу возместить намазы, не совершенные мной ранее?

Намаз является обязанностью каждого мусульманина.

Как взятые в долг деньги необходимо возвращать вовремя, так же следует исполнять свой долг по отношению к намазу.

Намаз может быть пропущен умышленно, или же по уважительной причине. Умышленное невыполнение обязательного намаза вовремя считается большим грехом.

Нужно всячески сторониться этого. В случае такого проступка следует как можно скорее совершить пропущенный намаз, выполнив своё обязательство.

Потому что неизвестно, когда наступит наша смерть. Если она застигнет нас внезапно, мы будем вынуждены отправиться в потусторонний мир с невозвращённым долгом. Несмотря на то, что невыполненный вовремя намаз можно наверстать, и человек избавится от бремени его долга, необходимо отдельно покаяться в совершённом грехе и попросить у Аллаха прощения. Намаз, не сделанный по забывчивости, из-за сна или по уважительной причине, должен быть возмещён без промедлений, как только об этом вспомнили или после исчезновения препятствующих ему обстоятельств. Кроме того, есть ряд причин, по которым намаз пропускается без его возмещения, (например, в критические дни у женщин).

Шариатом требуется обязательное восполнение пропущенного обязательного намаза, а также намаза-витр, состоящего из трёх ракаатов и совершаемого после ночного намаза. Если был пропущен утренний намаз, то сунна восполняется до обеда вместе с фарзом. После обеда сунна не выполняется, возмещается только обязательный намаз. Не выполненные своевременно сунны, которые привязаны к определенному часу, также восполняются позже.

Например, если первые сунны полуденного намаза в мечети не были выполнены дабы не отстать от других верующих, то они выполняются отдельно после фарза и двух последующих ракатов сунн. Если первая сунна пятничного намаза не была сделана до хутбы - проповеди, то она выполняется как пропущенная после двух обязательных ракатов. Если первые сунны дневного и пятничного намаза были сделаны наполовину, то они возмещаются таким же образом в виде четырех ракатов. Сунны других намазов, привязанных ко времени, в случае их невыполнения своевременно не возмещаются. Например, если сунны третьего и ночного намаза не были сделаны перед фардом, то их не делают и позднее.

Пропущенные намазы делаются в том же виде, что и совершенные вовремя: утренний намаз - 2 раката, полуденный - 4, предвечерний - 4, вечерний ¬- 3, ночной - 4 и витр - 3 раката. Определенное время и место для каждого намаза не выбирается. Например, нет ограничений по поводу того, что возмещение пропущенного третьего намаза должно совершаться только в послеобеденное время. Вы можете сделать его в любой удобный для вас час. Не существует также никакого условия возмещать третий намаз до совершения вечернего, а утренний до полуденного.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как будете возвращать и восполнять все пропущенные фарды? Вы думали о том, какие последствия могут ожидать за это в День Суда?

В Коране Аллах Всевышний сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» .

Все обязательные намазы по предписанию Всевышнего Аллаха должны быть совершены в период определенного времени. Если же по какой-либо причине намаз не совершается в свое предписанное время, он должен быть совершен в ближайшее возможное время, соблюдая правила совершения каза-намаза. Восполнение не совершенной вовремя молитвы является обязательным, как и сами пятикратные намазы.

В том, что человек пропустил намаз с уважительной причиной, как например проспал, забыл по чрезвычайных обстоятельствам, греха нет. Но есть необходимость восполнить пропущенный намаз, несмотря на то, был ли он пропущен по уважительной причине или нет.

Анас ибн Малик передал, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Кто забудет об обязательной молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха, кроме как это».

Что касается восполнения пропущенного фард намаза или поста, существуют определенные правила, которые касаются обоих. Например, каза утренний намаз не может быть совершен во время восхода солнца. Намаз можно совершать по происшествии 15-20 минут после его полного восхода.

Также запрещается совершать каза-намазы в то время когда запрещены любые намазы (закат, зенит). Каза-намаз можно совершать в любое время, в независимости от того, когда должен был быть совершен определенный намаз, например, если вы по забывчивости или другим обстоятельствам пропустили период утреннего намаза, то не стоит дожидаться утра следующего дня, следует совершить его сразу после полуденного.

Такие же детали касаются всех остальных обязательных намазов. Восполняться может только пропущенный фард намаз. Сначала выполняется пропущенный намаз, далее тот, который обязан по времени. Желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Если человек совершил намаз, но потом оказалось, что его время истекло, то в этом случае необходимости совершать каза-намаз нет.

Совершение каза намаза означает стремление к милости Аллаха, в то время как пренебрежение ими только вредит мусульманину:

Что привело вас в Преисподнюю? Что привело вас в Преисподнюю?» (74:42-43).

Аллах сказал, «Это - те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа» .

Что касается совершения намаза вовремя, однажды Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) спросили о том, какое деяние мусульманина является наилучшим. Он ответил: «Обязательные намазы, выполняемые в совершенстве и в указанное для каждого из них время».

Возмещение (када") пропущенных намазов

Всевышний Аллах повелел нам совершать намазы. Каждый намаз необходимо совершать в предписанный промежуток времени: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время » (4:103). Раз это приказ Аллаха, значит игнорирование этого приказа является одним из больших грехов в жизни мусульман. Жизнь сложная штука, иногда, если даже не хочешь пропускать намаз, по не зависящим от тебя причинам приходится пропускать. В таких случаях необходимо сразу же возместить этот намаз, как только появиться первый шанс, не откладывая на поздний срок. Потом искренне надо покаяться перед Аллахом и в будущем стараться не повторять такой грех. Намаз не будет считаться пропущенным, если он совершен до наступления следующего намаза. Например, если наступило время зухр намаза, а вы в это время по каким-то причинам не можете совершить его сразу же, то вы можете совершить его до наступления аср намаза. Однако, по мере возможности, каждый намаз необходимо совершать в начале его времени, не задерживая намаз до конца его времени. Если у вас на рабочем месте нет возможности совершать весь намаз, то вы можете совершить лишь фард намаз, оставив Сунну.

Если пропустили несколько намазов, то возмещаете их в порядке очередности, как сказано в нижеприведенных хадисах. При возмещений возмещаете только обязательные фард намазы, а дополнительные намазы не возмещаются. Если наступило время очередного намаза, то сначала совершаете этот намаз и только после этого пропущенные намазы в порядке очередности, в противном случае можете пропустить время очередного наступившего намаза. Никогда не возмещаются также и пропущенные дополнительный утренний и уитр намазы (подробнее в разделе «Дополнительные намазы»), как предлагают лжеученые, если собрались их возмещать слишком поздно, т.к. это уже антиСунна.

Указанием на узаконенность возмещения обязательных намазов служат соответствующие действия Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также его слова. Передают со слов Анаса бин Малика, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет иного искупления, кроме этого » (Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Возвращайте долг Аллаху, Он больше всех достоин того, чтобы отдали Ему должное » (Насаи). В другом хадисе сказано: «Долг Аллаху обладает наибольшим правом на возвращение » (Насаи).

Сообщается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, находившиеся в пути, проспали утреннюю молитву. Абу Катада сказал: «Первым, когда солнце уже показалось, проснулся Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а потом в страхе поднялись и мы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел садиться верхом, после чего мы сели верхом и тронулись в путь. Когда же солнце поднялось над горизонтом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешился и велел мне подать мой сосуд для омовения, в котором было немного воды. Потом он совершил более краткое по сравнению с обычным омовение, а потом Билял возгласил азан, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил добровольную молитву в два ракаата и предписанную утреннюю молитву, поступив так же, как он поступал ежедневно » (Муслим).

Сообщается, что Джабир бин "Абдуллах сказал: «В (один из) дней битвы у рва "Умар бин аль-Хаттаб вернулся (в лагерь мусульман) после захода солнца и принялся ругать неверных курайшитов, (а потом) сказал: «О Посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную молитву, как солнце начало уходить за горизонт». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же воскликнул: «Клянусь Аллахом, а я (вообще) не совершил ее!» Затем мы направились в сторону Бутхана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) как и все мы, совершил омовение, а когда солнце зашло, он (сначала) совершил послеполуденную молитву, а после этого - вечернюю » (Бухари).

Абу ‘Убейда передаёт со слов своего отца ‘Абдуллы ибн Мас‘уда: «В день битвы у рва многобожники не дали Посланнику Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) прочитать четыре намаза, пока не прошла часть ночи, сколько Аллах Та‘аля пожелал. Затем Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приказал Билялю сделать азан, затем икамат, и прочитали зухр намаз. После этого заново сказали икамат и прочитали ‘аср намаз. Затем сделали икамат, и прочитали магриб. Снова совершили икамат и прочитали ‘иша намаз » (Тирмизи, Насаи).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил ее!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб) ”. аль-Бухари 598, Муслим 209.
Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.
Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.
В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить молитву

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней ». Муслим 1/477.
Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать молитвы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!
Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение молитвы из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили ее только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.

Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Айюб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит ее без причины в установленное время, и откажется ее возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него! ” См. “аль-Истизкар” 2/149.
Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.
Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?
Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан ее восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание:

Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) говорил: «Наибольшего довольства своего Господа женщина заслуживает тогда, когда пребывает в своем доме!» Ибн Хузайма 3/93, Ибн Хиббан 12/412, аль-Баззар 5/428, ат-Табарани 9/295. Достоверность хадиса подтвердили имам ад-Даракъутни, хафиз аль-Мунзири и аль-Хайсами.
Он также сказал: «Самыми лучшими рядами в молитве для мужчин являются первые ряды, а самыми худшими – последние. Среди женщин же самыми лучшими рядами являются последние, а худшими – первые». Муслим 4/159.
Он также сказал: «Ни в коем случае не входите к посторонним женщинам!» Кто-то спросил: “О посланник Аллаха, а что ты скажешь о родственниках мужа?” На это ответил: «Такой родственник – это гибель!» аль-Бухари 5232, Муслим 5/153.
Он также сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не остается наедине с посторонней женщиной, если только не будет с ней близкого родственника (махрам)!» аль-Бухари 5233, Муслим 9/109.
Таким образом, становится предельно ясно, что совместное пребывание посторонних друг другу мужчин и женщин в Исламе запрещено, несмотря на отсутствие прямого текста из Корана и Сунны на запрет этого!
Среди имамов были такие, кто заявлял, что все ученые были единогласны в обязательности восполнения такой молитвы, и что никто не считал иначе, кроме Ибн Хазма.
Во-первых , это заявление опроверг хафиз Ибн Раджаб в «Шарх Сахих аль-Бухари» 5/148, сказав, что в этом вопросе нет единогласного мнения.
Во-вторых , многие ученые, как из числа первых, так и последующих поколений считали, что пропустивший молитву без шариатской причины не возмещает ее, а приносит искреннее покаяние. Этого мнения придерживались многие сподвижники, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Са’д ибн Абу Уаккъас, Сальман аль-Фариси и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах), которые считали, что молитва, пропущенная без причины, не восполняется. Имам Ибн Хазм говорил: “И нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе ”. См. “аль-Мухалля” 2/235.
Также этого мнения придерживались и многие последователи, среди которых аль-Къасим ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Сирин, аль-Хасан аль-Басри, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз и Мутариф ибн ‘Абдуллах. Также этому мнению отдали предпочтение такие имамы, как аль-Хумайди, аль-Джузджани, аль-Барбахари, Ибн Батта, Дауд, ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аш-Шаукани, аль-Альбани, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин и др. См. “Маджму’уль-фатауа” 40/22, “аль-Инсаф” 1/443, “Найлюль-аутар” 2/31, “Сахих фикъху-Ссунна” 1/258.
Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит ее после окончания ее времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.
Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!” См. “Фатхуль-Бари” 5/148.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил ее без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.
Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления ее времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682.
Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.
Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:
Во-первых , Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).
Во-вторых , нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, ее совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины ее восполнение уже не будет являться искуплением.
В-третьих , если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил ее без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать ее возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!
В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).
В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в ее время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.
Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но ее нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.
Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!
То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.
Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78) . Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него» . Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний! ” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186.

21:45 2016

Как следует совершать намазы, пропущенные по уважительной причине

О необходимости соблюдения последовательности при совершении нескольких молитв, пропущенных по приемлемой шариатом причине.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Умар ибн аль-Хаттаб пришел во время битвы у Рва после захода солнца и стал ругать неверных-курайшитов, затем сказал: “О посланник Аллаха, едва я успел закончить послеполуденную (‘аср) молитву, как солнце начало уходить за горизонт!” А Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Аллахом, а я вообще не совершил её!» Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) и мы взяли омовение и совершили послеполуденную (‘аср) молитву, когда солнце уже зашло, а затем и вечернюю (магъриб)”. аль-Бухари 598, Муслим 209.Этому мнению, что возмещать молитвы следует, соблюдая их последовательность, отдали предпочтение большинство ученых. См. “аль-Мугъни” 1/607, “Найлюль-аутар” 2/36.

Если же человек не зная этого, возместил молитвы не по порядку, то ему ничего не следует переделывать, поскольку незнание является оправданием. Об этом говорили ханафиты и этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Инсаф” 1/445.В каких случаях может быть оправдано несвоевременное совершение молитвы

Если человек проспал или забыл совершить намаз

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто забыл о молитве или проспал её, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 1/477.

Человек должен предпринять все усилия для того, чтобы не просыпать намазы. И если человек знает, что через пять минут наступит время молитвы, то ему не следует ложиться спать!

Также ученые говорили, что если человек настроил будильник, к примеру, на 8 часов, зная, что время утренней молитвы выходит в 6 часов, то он расценивается как тот, кто сознательно оставил намаз, по причине чего впал в неверие! Подобное говорили шейх Ибн Баз и шейх Ахмад ан-Наджми.

Не совершение намаза из-за принуждения

Принужденный человек имеет оправдание перед Аллахом, в чем нет среди ученых разногласий. См. «аль-Маджму’» 3/67, «аль-Ашбах уа-назаир» 208.

Опасения за свою жизнь, когда молящемуся что-либо угрожает

Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что когда при сражении Тустара ситуация усложнилась, сподвижники пропустили утреннюю молитву и совершили её только после восхода солнца. аль-Бухари 2/172. См. также “аль-Мухалля” 2/244 «Найлюль-аутар» 2/36, «Шархуль-мумти’» 2/23.Следует ли возмещать молитву, пропущенную без приемлемой шариатом причины?

Нет сомнения в величии греха того, кто сознательно пропустил время, отведенное для молитвы, без шариатской на то причины. Среди ученых были те, кто даже считал такого человека неверным. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Ибрахим ан-Наха’и, аль-Хакам ибн ‘Утайба, Аййуб ас-Сахтияни, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Рахауейх говорили, что тот, кто оставит сознательно одну молитву и не совершит её без причины в установленное время, и откажется её возмещать, и скажет: «Я не буду совершать намаз!», тот неверный, чье имущество и кровь становятся дозволенными! Если он покается и вновь станет совершать намаз, то его покаяние принимается, а в противном случае его казнят и не наследуют от него!” См. “аль-Истизкар” 2/149.

Также Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Появятся после меня правители, которые будут пропускать время молитвы. Поэтому вы молитесь вовремя, а за ними делайте добровольную молитву!» Муслим 2/127. Ученые говорили, что в этом хадисе доказательство на то, что эти правители не становятся неверными, намеренно упуская времена, отведенные для молитв. А если бы они становились по этой причине неверными, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не повелел бы совершать за ними молитву!” См. “ат-Тамхид” 4/234.Однако вопрос в следующем: Обязан ли человек, пропустивший без причины намаз, восполнить его?

Большинство ученых и имамы четырех мазхабов считали, что человек, пропустивший молитву без причины, непременно обязан её восполнить. Однако это мнение не имеет под собой прямых аргументов из Корана и Сунны, а опирается на аналогию с некоторыми хадисами.

Примечание: Тут необходимо отметить, что не всегда шариатское положение опирается на прямое указание из Корана или Сунны. Есть множество случаев, когда оно вытекает из косвенных доказательств. Например, в Исламе нет прямого указания на запрет совместного пребывания посторонних друг другу мужчин и женщин (ихтилят), однако есть множество указаний в Коране и Сунне, из которых извлекается запрет этого. Так, Всевышний Аллах говорил: «Пребывайте в домах своих и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества!» (аль-Ахзаб 33: 33).

Имам Ибн Батта говорил: “Известно, что у молитв есть свое время, и тот, кто совершит молитву до наступления ее времени, она у него не будет принята, так же как и у того, кто совершит её после окончания её времени!” См. “Фатхуль-Бари” 5/147, Ибн Раджаб.

Имам аль-Барбахари сказал: “Аллах не примет обязательные молитвы, кроме как совершенные в свое время, если не считать того, кто забыл, ибо он имеет оправдание и совершает молитву сразу же, как вспомнит о ней!”См. “Фатхуль-Бари” 5/148.

Шейх аль-Альбани говорил: “Слова тех, кто считает обязательным восполнение молитвы, пропущенной сознательно без приемлемой причины, не опираются на доказательство. Возмещение подобной молитвы не имеет смысла, поскольку совершение молитвы вне ее времени подобно совершению молитвы до наступления её времени. Нет в этом никакой разницы!” См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/414 и “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/682. Таким образом, мы видим, что заявления о том, что в этом вопросе есть единогласное мнение (иджма’), не соответствует истине, так же как не соответствует истине и то, что это было мнением лишь Ибн Хазма.

Мнение ученых, не признающих восполнение подобных молитв, является наиболее правильным по нескольким причинам:

Во-первых, Всевышний Аллах установил для каждой молитвы свое время, сказав: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103).

Во-вторых, нет никаких велений от Аллаха или Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающих на необходимость возмещения пропущенной без причины молитвы. Что касается сравнения с тем, кто проспал или забыл, то данная аналогия неправильна, потому что для того, кто проспал или забыл совершить молитву, её совершение и является полноценным искуплением, тогда как для пропустившего молитву без причины её восполнение уже не будет являться искуплением.

В-третьих, если бы был обязан возмещать молитву и тот, кто пропустил её без причины, то какой смысл пророку (мир ему и благословение Аллаха) связывать её возмещение с такими причинами как забывчивость или сон?!

В-четвертых , вопрос возмещения и искупления относится к велениям шариата, где не дозволено обязывать никого ничем, кроме того, чем обязал Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха). Ведь нет текста, указывающего на подобный вид поклонения, как восполнение пропущенных без причины молитв, а Аллах сказал: «И Господь Твой не забывает!» (Марьям 19: 64).

В-пятых , вопрос возмещаемой молитвы не в её время связан не только с искуплением, а еще и с тем, является ли вообще действительной такая молитва. Ведь восполнение молитвы относится к поклонению, а известно, что любое поклонение в своей основе запретно и недействительно, кроме того, на что пришло указание в шариате.

Разве те, кто обязывает совершить пропущенную без шариатской причины молитву, смогут сказать, что этой молитвой обязал Аллах или же Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)?! Несомненно, нет, поскольку нет на это никакого веления ни в Коране, ни в Сунне! Если же они скажут, что этой молитвой Аллах не обязал, но её нужно возместить, на всякий случай, то на это и хочется обратить внимание, так как с подобным доводом множество ученых несогласно. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!» Муслим 1/224.

Ведь сколько мусульман впало в заблуждение, опираясь на то мнение, что молитву, пропущенную без причины, можно восполнить! И сколько же мусульман по непонятным причинам не совершают пятикратную молитву вовремя, а затем, ночью восполняют по порядку чуть ли ни все пять молитв, пропущенные в течение дня, думая, что тем самым они искупили свой грех!

То же самое обстоит и с тем, кто, будучи мусульманином, оставил молитвы и не совершал их сознательно несколько лет. Ему не следует их возмещать, но следует принести искреннее покаяние за столь великий грех! Если, как уже было сказано, не возмещается даже одна пропущенная без причины молитва, то естественно, что молитвы, пропущенные в течение длительного периода, не восполняются тем более. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 1/260.Также некоторые мусульмане велят человеку, принявшему Ислам возмещать все молитвы, которые он должен был совершать с достижением совершеннолетия. Это является излишеством и усложнением религии, которую Аллах сделал легкой для Своих рабов, сказав: «И Он не сделал для вас в религии никакого затруднения» (аль-Хадж 22: 78). Ведь подобное утверждение мало того, что не опирается ни на какой аргумент, но еще и может оттолкнуть покаявшегося человека от Ислама! Это мнение не имеет под собой никакой основы, и не пришло никаких сообщений о том, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возмещал сам или приказывал своим сподвижникам восполнять молитвы, а наоборот говорил: «Принятие Ислама стирает все грехи, которые были до него». Ахмад 4/198. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Имам Ибн Наср аль-Маруази говорил: “Мусульмане не разногласили в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не обязывал никого из неверных, принявших Ислам, возмещать что-либо из обязательных предписаний!” См. “Та’зыму къадри-ссаля” 1/186. А что касается мусульман, которые пропустили молитву сознательно без уважительной причины, то вот что говорят ученные.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Не узаконено возмещение молитвы для того, кто пропустил её без причины, и эта (возмещаемая) молитва недействительна! Он должен совершать больше добровольных молитв (в качестве покаяния), и это мнение группы из числа саляфов!” См. “аль-Ихтиярат” 34.

Время тех намазов и постов упущено. Вам просто нужно сделать ИСКРЕННЕЕ ПОКАЯНИЕ и не возвращаться к этому, наверстывать упущенное выполнением добровольных (необязательных) поклонений. А правильное искреннее покаяние стирает прошлый грех. Условиями такого покаяния является:

  • сожалеть, чувствовать угрызение совести, досаду и печаль по поводу совершенного греха;
  • Прекратить и отказаться от совершения греха;
  • Иметь твердое намерение и решение не возвращаться к таким проступкам.

Не следует впредь оставлять намаз или пост, кроме как по приемлемой шариатом причине. По поводу оставления намаза без шариатской причины, согласно более правильному мнению, такой намаз нельзя возместить или искупить - а спасение в ПОКАЯНИИ.

И да убережет нас Аллах от таких действий!