Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер. Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма: об изменениях в возмещении расходов Расходы по возмещению предупредительных мер

22.12.2023

Учреждения как страхователи по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний вправе с разрешения Фонда социального страхования (далее - ФСС РФ, Фонд) направить часть взносов, подлежащих уплате, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2017 году Правила финансирования таких мер, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), применяются в новой редакции. Кроме того, Минфином России рекомендованы новые бухгалтерские записи по отражению расходов на предупредительные меры в учете.

Правила финансового обеспечения

Финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Оно осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ), подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых учреждением на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм взносов от НС и ПЗ, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов по данному виду страхования за тот же год.
Если учреждение с численностью работающих до 100 человек не осуществляло в течение двух предшествующих лет финансирование предупредительных мер, объем средств в текущем году для него не может превышать:
- 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующие текущему финансовому году, за вычетом расходов по НС и ПЗ за тот же период;
- сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.
В п. 3 Правил N 580н предусмотрено, какие мероприятия могут финансироваться за счет сумм страховых взносов от НС и ПЗ. Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н (далее - Приказ N 353н) были внесены изменения в Правила N 580н, в том числе в части перечня финансируемых мероприятий. Учитывая, что заявления страхователей о направлении взносов на финансирование предупредительных мер, согласно п. 4 Правил N 580н, подаются до 1 августа текущего года, то впервые перечень мероприятий в новой редакции применяется в 2017 году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
1. Проведение специальной оценки условий труда.
2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
3. Обучение по охране труда следующих категорий работников, в том числе:
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- с 2017 года - работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (в случае, если обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).
4. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
6. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.
7. Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров).
8. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
9. Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пп. "г" п. 3 Правил N 580н, согласно которой за счет взносов может финансироваться приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами их бесплатной выдачи и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. А с 1 августа 2017 года вступят в силу дополнительные положения того же подпункта, согласно которому расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если она изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является РФ.
Также в 2017 году за счет взносов может финансироваться приобретение приборов, устройств, оборудования и т.д., непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации (пп. "м" п. 3 Правил N 580н).
Для направления взносов на финансирование предупредительных мер необходимо получить разрешение ФСС РФ. Для этого учреждение-страхователь направляет в территориальный орган Фонда соответствующее заявление в срок до 1 августа текущего года (п. 4 Правил N 580н). Вместе с заявлением представляются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена Приложением к Правилам N 580н, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, с указанием суммы финансирования;
- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, перечень которых приведен в п. 4 Правил N 580н, для каждого направления расходов. Учреждение предоставляет в Фонд эти документы, за исключением ряда документов, которые территориальный орган ФСС РФ запрашивает:
- в Минтруде России - сведения:
о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр проводящих ее организаций - в случае включения в план мероприятий по проведению спецоценки;
о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план мероприятий по обучению охране труда;
- в Росздравнадзоре - сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг):
организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, - в случае включения в план приобретения путевок работникам;
медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, - в случае включения в план соответствующих медосмотров;
организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников - в случае включения в план соответствующих медосмотров.
Учреждение вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда данные документы.
С 2017 года изменились некоторые критерии принятия решения территориальным органом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер. Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н (далее - Приказ N 201н) были внесены изменения в п. 8 Правил N 580н. Приказ N 201н вступил в силу 12 августа 2016 года, поэтому впервые будет применяться к заявлениям, поданным в 2017 году.
Согласно п. 8 Правил N 580н решение принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год:
а) составляет до 10 млн руб. включительно, - территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (ранее до 8 млн руб.);
б) составляет более 10 млн руб. - территориальным органом ФСС РФ после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их в Фонд, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В п. 10 Правил N 580н изложены основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер. В частности, территориальный орган ФСС РФ вправе отказать, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. С 2017 года отказ может быть получен, если на день подачи заявления у страхователя имеются:
- непогашенная недоимка;
- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году;
- недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки;
- начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.
Учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, они не принимаются к зачету в счет уплаты страховых взносов.
С 2017 года правила ужесточены - не будут приниматься к зачету не только расходы, не подтвержденные документами, но и расходы, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 14 Правил N 580н в ред. Приказа N 201н).

Закупки товаров и услуг

При направлении средств страховых взносов от НС и ПЗ на приобретение товаров и услуг в качестве предупредительных мер учреждения должны учитывать законодательство о закупках.
Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые из ряда источников в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, если примет и опубликует до начала финансового года собственное положение о закупках. В частности, к таким источникам относятся средства грантов, средства от приносящей доход деятельности. За счет данных источников могут начисляться заработная плата и взносы работникам, включая взносы от НС и ПЗ.
Соответственно, при финансировании предупредительных мер за счет взносов от НС и ПЗ, начисленных за счет источников, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения вправе применять нормы Закона N 223-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Расходы на финансирование предупредительных мер относятся к соответствующим кодам видов расходов (КВР):
- 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений";
- 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов";
- 149 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов".
В Инструкциях по учету предусмотрены записи по начислению страховых взносов и по осуществлению денежных выплат за счет взносов, однако записей по финансированию предупредительных мер за счет взносов в них в настоящее время нет.
В недавнем Письме Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 специалисты ведомства разъяснили, как следует отражать в бюджетном (бухгалтерском) учете операции по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках предупредительных мер.
В указанном Письме предлагаются такие учетные записи:
Дебет счета 0 40120 213 "Расходы на начисления на выплаты по оплате труда"
или Дебет счета 0 109xx 213 "Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции; работ, услуг"
Кредит счета 0 30306 730 "Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
- начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет счета 0 105xx 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
Кредит счета 0 30234 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- поступило имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"
или Дебет счета 0 109xx 226 "Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
- оказаны услуги (за обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30234 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 30405 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов" (для казенных учреждений)
- перечислены денежные средства за имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
Кредит счета 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам" (для казенных учреждений).
Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",
или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации).
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены денежные средства за услуги (обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 20930 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
Кредит счета 0 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- отражено начисление требований по КВР 130 компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма в текущем финансовом году.
Отметим, что последняя бухгалтерская запись была внесена в Инструкции по учету Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н. Данной записью отражается начисление суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Минфин России фактически предложил использовать эту же запись и для отражения положительного решения ФСС о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер. Кроме того, Минфин России в Письме от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 предусматривает и такие записи:

Кредит счета 0 20930 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
- осуществлен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС РФ.
Вышеуказанная запись, рекомендованная Минфином России, не предусмотрена действующими Инструкциями по учету. Поэтому, чтобы воспользоваться рекомендацией, ее необходимо закрепить в учетной политике учреждения;
Дебет счета 0 30306 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Кредит счета 1 30405 213 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда" (для казенных учреждений)
или Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств с лицевого счета учреждения" с одновременным увеличением забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств" КВР 1x9, КОСГУ 213 (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены взносы в ФСС РФ за минусом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов.

Санкционирование расходов

При направлении части взносов на финансирование предупредительных мер возникает ряд вопросов при отражении санкционирования расходов.
В начале года получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) отражают доведенные до них главным распорядителем ЛБО. Бюджетные и автономные учреждения, в соответствии с утвержденным планом ФХД, учитывают объем доходов на счете 0 50700 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и соответствующий им объем расходов на счете 0 50400 000 "Сметные (плановые) назначения".
В учете государственных (муниципальных) учреждений в начале года отражаются следующие записи по санкционированию расходов:
Дебет счета 1 50115 213 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены доведенные до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;
Дебет счета 0 50410 213 "Сметные (плановые) назначения по расходам на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены согласно плану ФХД сметные (плановые) назначения по расходам бюджетным или автономным учреждением.
Обязательства по страховым взносам учреждения принимают на основании расчетных ведомостей, что отражается в учете так:
Дебет счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда" (для получателей бюджетных средств),
Дебет счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда" (для бюджетных и автономных учреждений)
Кредит счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- приняты обязательства по страховым взносам.
Одновременно отражается начисление страховых взносов.
В том случае, если учреждение подало заявление в территориальный орган ФСС РФ о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер и получило положительное решение, у него возникает обязанность направить данные средства не в ФСС РФ, а поставщику (подрядчику) соответствующего имущества или услуг.
Отметим также, что при этом меняется экономический смысл операции по осуществлению расходов - вместо КОСГУ 213 расходы должны быть осуществлены по КОСГУ 340 или 226.
Инструкциями по учету данная ситуация не предусмотрена, поэтому учреждения должны предусмотреть ее в рамках формирования учетной политики.

Примечание. Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в текущем году (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Например, можно предусмотреть сторнирование записей по санкционированию расходов по КОСГУ 213 в части средств, по которым получено положительное решение ФСС РФ, и отражение их по КОСГУ 340, 226, по соответствующим поставщикам и подрядчикам.
В части остатка средств, подлежащих уплате в ФСС РФ (не направленных на финансирование предупредительных мер), в учете отражается запись по принятию денежных обязательств по уплате взносов:
Дебет счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50212 213 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда".

Работодатели могут возмещать расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма за счет сумм страховых взносов.

Для этого страхователю необходимо обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. При этом в целях предупреждения травматизма работодатель несет определенные расходы.
Для стимулирования работодателей в снижении уровня травматизма и профессиональной заболеваемости работников, им предоставляется возможность возмещать расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма за счет сумм страховых взносов.

В условиях жесткого бюджетного финансирования актуальность использования механизмов социального страхования возрастает и является действенной мерой по снижению обязательных затрат на профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний на производстве.

В соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 № 580н, объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 201н внес изменения в Приказ от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Изменены требования к спецодежде, мероприятия по приобретению которой в рамках предупреждения производственного травматизма финансирует ФСС, если страхователь соответствует всем прочим критериям, дающим право на такое финансирование. Эта спецодежда должна быть произведена на территории России из тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация. Соответственно и при подаче заявления в ФСС на финансирование предупредительных мер к нему нужно будет среди прочих документов приложить копии сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878, и сертификатов (деклараций) соответствия тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, использованных для изготовления специальной одежды, техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 876.

Новые требования к спецодежде и документации на нее вступят в силу с 1 августа 2017 года. Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер и его объеме или об отказе в финансовом обеспечении территориальные отделения фонда принимает (п. 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России № 580н):

  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 8 миллионов рублейвключительно – в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 8 миллионов рублей- после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган Фонда в течение 3 рабочих дней со дня получения документов направляет их на согласование в Фонд. Фонд согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Приказом Минтруда РФ от 29 апреля 2016 г. № 201н поднят предел размера страховых взносов, который определяет порядок рассмотрения обращений страхователей в ФСС за финансированием. С 1 января 2017 года он составит уже не 8, а 10 миллионов рублей. Не примут к зачету фактические расходы на финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма, не подтвержденные документами о целевом использовании средств. Также не примут расходы, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Работодатель самостоятельно определяет собственный перечень предупредительных мероприятий, исходя из специфики своей деятельности и обращается в дальнейшем в Фонд социального страхования Российской Федерации за возмещением расходов на них.
В настоящее время за счет сумм страховых взносов работодатели могут финансировать большое количество мероприятий, в том числе:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных (опасных) производственных факторов в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными (опасными) производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными (опасными) производственными факторами;
  • приобретение аптечек для оказания первой помощи.

У работодателей есть время определиться с мероприятиями и до 1 августа 2017 года подать заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер в свое территориальное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Если информация оказалось полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!

ООО получило от ФСС РФ разрешение направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых в 2017 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 645 тыс. руб. Все денежные средства были израсходованы на финансирование предупредительных мер.
В пределах исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организация произвела расходы на финансирование предупредительных мер в IV квартале 2017 года.
Как ООО должно учитывать в налоговом и бухгалтерском учете доходы и расходы при возмещении затрат предприятия за счет финансирования ФСС РФ? Отражаются ли такие суммы в доходах и расходах в целях налогообложения прибыли?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, производимое в счет уплаты страховых взносов, не учитывается в целях налогообложения, как в составе доходов, так и расходов.
В бухгалтерском учете лимит средств, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, отражается с использованием счета 86 "Целевое финансирование".
По мере фактического осуществления расходов сумма использованных средств, направленных на финансирование, отражается в составе прочих доходов.

Обоснование позиции:
Законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НСП и ПЗ), помимо прочего, предусмотрено проведение мероприятий, предупреждающих наступление страховых случаев на производстве и развитие профессиональных заболеваний работников ( Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ Фонд социального страхования (ФСС РФ) имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (далее - предупредительные меры) осуществляется страхователями в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила).
Подпунктом "г" п. 3 Правил предусмотрено финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов, в том числе расходов страхователя на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее - типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Обратите внимание, что с 1 августа 2017 года расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является РФ (п. 4 приказа Минтруда России от 29.04.2016 N 201н).
Страхователь (организация) ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган ФСС РФ отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил, письма ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685, от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779).
Рекомендуемая форма отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников направлена письмом ФСС РФ от 20.02.2017 N 02-09-11/16-05-3685 (приложение 1).

Налог на прибыль организаций

Пунктом 1 НК РФ установлено, что в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации признают доходы от реализации и внереализационные доходы (определяемые в порядке, установленном, соответственно, и НК РФ).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, приведены в НК РФ. Доходы в виде сумм возмещения ФСС РФ налогоплательщику (страхователю) затрат на предупредительные меры в данной статье не поименованы.
В этой связи можно сделать вывод, что рассматриваемые суммы финансирования должны учитываться в составе внереализационных доходов, поскольку их перечень является открытым. При этом произведенные организацией затраты, связанные с финансируемыми ФСС РФ предупредительными мерами, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном НК РФ.
Аналогичный подход (правда, в отношении иных субсидируемых программ и мероприятий) применен специалистами Минфина России в от 24.03.2010 N 03-03-06/4/31, от 19.03.2010 N , от 09.03.2010 N , от 27.10.2009 N , от 30.05.2007 N .
По нашему мнению, такой подход справедлив, когда ФСС РФ возмещает расходы, произведенные организацией в целях обеспечения предупредительных мер, до согласования и (или) получения средств из ФСС РФ.
В данной ситуации организация (страхователь) получила разрешение использовать исчисленные страховые взносы на НСП и ПЗ в пределах установленного ФСС РФ лимита.
По мнению представителей финансового ведомства, финансовое обеспечение предупредительных мер, осуществляемое в счет уплаты страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году, не влияет на состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (смотрите Минфина России от 15.02.2011 N 03-03-06/2/33, от 14.08.2007 N ).
Суды придерживаются аналогичной позиции.
Например, в ФАС Западно-Сибирского округа от 30.12.2013 N Ф04-8071/13 был отклонен довод инспекции о том, что к внереализационным доходам относится безвозмездное получение имущества, так как никакого имущества ФСС РФ обществу не предоставлялось, как и не причислялось денежных средств. Кроме того, поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых обществом на приобретение спецодежды, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода, учитываемого при налогообложении прибыли, суды обоснованно отклонили ссылку налогового органа на НК РФ.
Смотрите также ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 N Ф04-569/13.
Таким образом, считаем, что указанные в вопросе суммы не учитываются в составе доходов организации в целях налогообложения прибыли.
При этом расходы, понесенные организацией за счет средств финансового обеспечения (в счет уплаты взносов на НСП и ПЗ), также не учитываются для целей налогообложения (смотрите Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/615, постановление Седьмого ААС от 27.03.2013 N 07АП-10817/12 (оставлено без изменений ФАС Западно-Сибирского округа от 09.07.2013 N Ф04-3020/13, ВАС РФ от 05.11.2013 N ВАС-14985/13 в передаче дела для пересмотра в порядке надзора отказано).

Бухгалтерский учет

Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий , БК РФ, ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2010 по делу N А38-5798/2009).
Поэтому средства финансового обеспечения, в том числе в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на соответствующий вид страхования, в бухгалтерском учете следует отразить как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 "Учет государственной помощи" (далее - )).
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
С учетом п.п. 5 и 7 на дату вынесения ФСС РФ решения о соответствующем финансировании в учете организации производится запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 86 "Целевое финансирование".
Учитывая, что в данной ситуации получение разрешения ФСС РФ на целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма предшествовало осуществлению организацией расходов, операции отражаются следующими записями:
Дебет 76 Кредит 86
- 645000 руб. - получено разрешение на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов;
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний" Кредит 76
- уменьшена задолженность перед ФСС РФ по взносам на сумму фактически произведенных расходов.
Согласно п. 8 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ).
В соответствии с п. 9 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 "Доходы будущих периодов") в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
На наш взгляд, в данной ситуации, когда организация осуществила расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- использованные средства целевого финансирования списаны в прочие доходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Работодатели в силу действующего законодательства обязаны принимать меры, направленные на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. При этом часть расходов на осуществление указанных мер могут быть компенсированы за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Какие расходы могут быть возмещены? В каком порядке осуществляется компенсация? Как отражаются в бухгалтерском учете такие операции?

Сначала напомним, что в 2017 году администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается ФСС (далее - социальное страхование от травматизма, страховые взносы от травматизма).

Как уже было отмечено выше, часть расходов на обеспечение предупредительных мер может быть возмещена за счет страховых взносов от травматизма. Правила финансового обес­печения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (далее - Правила № 580н), действуют и в 2017 году.

Далее ознакомимся с основными положениями данного документа в редакции приказов Минтруда РФ от 29.04.2016 № 201н, от 14.07.2016 № 353н и рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по компенсации таких расходов учреждения за счет страховых взносов от травматизма с учетом разъяснений Минфина.

Какие расходы можно возместить за счет страховых взносов от травматизма и в каком объеме?

Перечень расходов на обеспечение предупредительных мер, которые могут быть компенсированы за счет средств страховых взносов от травматизма, указаны в п. 3 Правил № 580н. Необходимо отметить, что в 2016 году данный перечень был расширен. Теперь за счет страховых взносов могут быть оплачены следующие расходы учреждения (новшества выделены полужирным курсивом):
  • на проведение специальной оценки условий труда;
  • на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • на обучение по охране труда работников отдельных категорий (включая категории работников опасных производственных объектов , руководителей, специалистов служб охраны труда, членов комиссий по охране труда);
  • на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, и смывающих и (или) обезвреживающих средств. Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является Российская Федерация ;
  • на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • на проведение обязательных периодических медицинских
  • осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н;
  • на приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) (если работники проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры);
  • на приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) (если страхователями осуществляются пассажирские и грузовые перевозки);
  • на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах ;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов этой фиксации.
Объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил № 580н).

Также в названном пункте указано, что, если учреждение-страхователь с численностью работников до 100 человек не осуществляло в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, расходы на обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых этим страхователем на финансовое обеспечение обозначенных мер, не может превышать:

  • 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем финансовом году.

Порядок и сроки представления документов в ФСС

Учреждению-страхователю нужно обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Правил № 580н). Заявление может представляться на бумажном носителе либо в электронном виде. К нему также должны быть приложены:
  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приведена в приложении к Правилам № 580н), разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, составленного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;
  • копия плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
  • документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер в зависимости от видов мероприятий, включенных
Копии документов должны быть заверены печатью учреждения (при наличии) (п. 6 Правил № 580н).

В свою очередь, территориальный орган ФСС размещает на своем сайте информацию:

  • о поступившем заявлении, включая дату и время поступления заявления, наименование страхователя, в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления;
  • о ходе рассмотрения заявления.
Оплата предупредительных мер учреждениями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2011 № 294.

Особенности возмещения расходов страхователя в рамках пилотного проекта рассмотрим далее.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер

Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер органы ФСС могут принять только в случаях (п. 10 Правил № 580н):
  • если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
  • если представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
  • если представлен неполный комплект документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Страхователь вправе повторно, но не позднее 1 августа обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации.

Порядок принятия органами ФСС решения о возмещении расходов страхователя

Согласно п. 8 Правил № 580н принятие органами ФСС решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе об объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении, осуществляется в следующем порядке:
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000 000 руб. включительно, - в течение 10 рабочих дней со дня получения комплекта документов, указанных в п. 4 Правил № 580н (решение принимается территориальным отделением ФСС по месту регистрации страхователя);
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 000 000 руб., - в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, названных в п. 4 Правил № 580н, территориальное отделение ФСС направляет их на согласование в ФСС (центральный орган), который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Указанные решения оформляются приказом территориального отделения ФСС и в трехдневный срок с даты их принятия или получения согласования из центрального органа ФСС направляются страхователю. При принятии решения об отказе в финансовом
обеспечении - с обоснованием причин (п. 9 Правил № 580н).

Особенности возмещения расходов в рамках пилотного проекта

Оплата предупредительных мер учреждениями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на данные цели.

В силу Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2019 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта , объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень данных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки направления и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении преду­предительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются в соответствии с Правилами № 580н.

Для компенсации расходов на обеспечение предупредительных мер страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов и представляет подтверждающие документы не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 № 709н.

Территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении расходов за счет средств бюджета ФСС и перечисляет средства на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.

Подтверждение расходов на обеспечение предупредительных мер

В силу п. 12 Правил № 580н учреждение обязано вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании.

Рекомендуемая форма отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников приведена в Письме ФСС РФ от 02.07.2015 № 02‑09‑11/16‑10779 (приложение 2).

Вместе с указанным отчетом учреждение-страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы.

Учреждение-страхователь несет ответственность за целевое использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года (п. 13 Правил № 580н).

Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Бухгалтерский учет расходов на предупредительные меры и их возмещение

В Письме Минфина РФ от 08.11.2016 № 02‑05‑11/65288 разъясняется, что расходы на уплату страховых взносов отражаются по элементам видов расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в части начислений на выплаты, отражаемые соответственно по элементам видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» (111, 112).

Поскольку расходы на обеспечение предупредительных мер учреждение осуществляет за счет начисленных страховых взносов от травматизма, их следует отражать также по виду расходов 119 с увязкой в целях бухгалтерского учета со статьей (подстатьей) КОСГУ, соответствующей экономическому содержанию осуществленной расходной операции.

В настоящее время приказами Минфина РФ от 07.12.2016 № 230н, от 29.12.2016 № 246н внесены дополнения в Указания о применении бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, о том, что вид расходов 119 увязывается с кодами 225, 226, 340 КОСГУ в части мер, направленных на сокращение производственного травматизма и проф­заболеваний работников, приобретение спецодежды, спецоборудования в счет начисляемых страховых взносов от травматизма.

В таблице приведем корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете автономных учреждений расходов на предупредительные меры и их возмещение за счет страховых взносов (с учетом разъяснений, данных в письмах Минфина РФ от 29.12.2016 № 02‑07‑10/79030, от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77807):

Наименование операции Дебет Кредит
Начислены страховые взносы от травматизма (2 %) 0 109 хх 213 0 303 06 000
Перечислены денежные средства за спецоборудование (материальные запасы), приобретенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 34 000 0 201 11 000

0 201 21 000

Перечислены денежные средства за работы, услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 25 000

0 302 26 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Поступило спецоборудование (материальные запасы) в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 105 36 000 0 302 34 000
Отражены расходы на оплату оказанных услуг, работ в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 401 20 225*

0 401 20 226*

0 302 25 000

0 302 26 000

0 209 30 000 0 401 10 130
0 303 06 000 0 209 30 000
0 303 06 000 0 201 11 000

0 201 21 000

*
Здесь целесообразно применять счет 401 20 200, так как расходы, подлежащие возмещению, не формируют себестоимость работ, услуг.

В январе автономное учреждение за счет субсидий на выполнение госзадания оплатило расходы на обучение работников по охране труда в счет страховых взносов (на основании решения территориального отделения ФСС) в размере 8 000 руб. Начислено страховых взносов от травматизма: в январе - 5 000 руб., в феврале - 5 000 руб.

Так как сумма начисленных страховых взносов на травматизм составляет 5 000 руб. в месяц, для компенсации произведенных расходов на осуществление предупредительных мер в сумме 8 000 руб. в счет страховых взносов потребуется два месяца (в январе - 5 000 руб., в феврале - 3 000 руб.). Оставшаяся часть страховых взносов в сумме 2 000 руб. (10 000 ‑ 8 000) перечислена в ФСС.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие операции:

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В январе
хххх0000000000

119 4 109 х0 213

хххх0000000000

119 4 303 06 000

5 000
Произведена оплата обучения работников по охране труда в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 302 26 000

хххх0000000000

000 4 201 11 000

8 000
Начислены расходы на оплату обучения работников по охране труда в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 401 20 226*

хххх0000000000

119 4 302 26 000

8 000
Начислены требования по компенсации затрат учреждения, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 209 30 000

хххх0000000000

130 4 401 10 130

8 000
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

119 4 209 30 000

5 000
В феврале
Начислено страховых взносов от травматизма хххх0000000000

119 4 109 х0 213

хххх0000000000

119 4 303 06 000

5 000
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

119 4 209 30 000

3 000
Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом произведенных расходов в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

000 4 201 11 000

2 000
*
Предусмотрено учетной политикой учреждения.

В заключение отметим, что контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется органами ФСС в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения данных действий, отчетом об использовании средств и подтверждающими документами.

На заметку работодателю : в силу разъяснений, приведенных в Письме ФСС РФ № 02‑09‑11/16‑10779, в целях учета результатов специальной оценки условий труда и проведенных периодических медицинских осмотров (обследований) работников при подтверждении расходов страхователи также представляют сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда и сведения, содержащиеся в заключительном акте врачебной комиссии по итогам обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников согласно рекомендуемой форме (приложение 1 к названному письму), в том числе в электронном виде в формате XLS (XLSX).

Кроме того, в этом письме указано, что при подтверждении страхователем расходов на приобретение СИЗ территориальные отделения ФСС проводят проверку на предмет качества приобретенных за счет средств страховых взносов СИЗ и их выдачи работникам. Обращается внимание и на соответствие приобретенных СИЗ и продукции сертификату соответствия (декларации о соответствии), и на сведения о приобретенных СИЗ, обеспечивающие их идентификацию (тип, марка, модель, артикул и др.), а также на полноту и правильность заполнения сертификата соответствия (декларации о соответствии) согласно Правилам оформления сертификата соответствия (декларации о соответствии) требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293.

Строительная компания провела специальную оценку условий труда за счет средств социального (взносов, уплачиваемых на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).

Средства, возмещенные фондом, компания отразила по счету 86 «Целевое финансирование» проводками:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86
- получено разрешение на предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 субсчет «Безвозмездные поступления»
- отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мероприятий (спецоценки);

ДЕБЕТ 98 субсчет «Безвозмездные поступления» КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов на спецоценку;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» КРЕДИТ 76
- уменьшена задолженность перед фондом соцстраха по страховым взносам на сумму затрат на спецоценку.

Правильно ли отражена операция? И каким должен быть бухгалтерский учет возмещения средств на спецоценку?

На самом деле возможность возмещения расходов на проведение специальной оценки условий труда за счет ФСС России предусмотрена пунктом 3 Правил финансового обеспечения, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н. На практике применяются разные варианты отражения в учете таких затрат, в том числе и вариант, приведенный в

Рассмотрим другие способы.

Счет 86 не используется

Чтобы принять решение об использовании счета 86, необходимо уяснить, является ли целевым финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Ответ будет положительным, если считать, что подобное финансирование является государственной помощью и что операции по учету следует проводить через счет 86 в соответствии с ПБУ 13/2000.

Но это ПБУ к госпомощи относит финансирование за счет средств бюджета Российской Федерации. Да, Фонд входит в бюджетную систему России, но при этом является самостоятельным, его средства - это средства страхователей (ст. 10, 20, 31, 144 Бюджетного кодекса РФ). Так что говорить о государственной помощи в данном случае не совсем правильно. Поэтому нет оснований считать использование счета 86 обязательным, хотя Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета это допускает, трактуя термин «целевое финансирование» более широко.

В бухгалтерском же учете финансирование можно отнести к категории доходов в соответствии с пунктом 2 ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н), которое признает доходом увеличение экономических в результате погашения обязательств, если считать, что оно приводит к увеличению капитала. В данном случае можно сказать, что у организации увеличивается экономическая выгода за счет погашения обязательства по уплате взносов в фонд соцстраха. Не вполне оправданным видится отнесение сумм финансирования на счет 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет «Безвозмездные поступления»), поскольку никаких активов организация от фонда не получает.

Поэтому бухгалтерский учет возмещения средств на спецоценку может содержать следующие записи.

На дату признания расходов:
ДЕБЕТ 20 (26) КРЕДИТ 60
- учтены расходы на спецоценку;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- выделен НДС со стоимости спецоценки.

На дату принятия фондом решения о финансировании предупредительных мер за счет взносов:
ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с ФСС по финансированию расходов»
- зачтена сумма финансирования в счет уплаты взносов;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с ФСС по финансированию расходов» КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
- отражен прочий доход в виде полученного финансирования.

Счет 86 используется, но доходы не отражаются

Порядок учета может быть и иным.

Минфин России считает, что средства, израсходованные организацией на мероприятия по сокращению травматизма, которые впоследствии зачтены в счет уплаты взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, при налогообложении прибыли не учитываются ни в доходах, ни в расходах.

При этом взносы на травматизм, начисленные в соответствии с законодательством, учитываются в составе прочих расходов (подп. 45 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 272 НК РФ). Данный подход изложен в письмах от 15 февраля 2011 г. № 03-03-06/2/33, от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615, от 14 августа 2007 г. № 03-03-06/1/568.

Есть и судебная поддержка этой точки зрения. Так, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25 марта 2013 г. № А27-9150/2012 арбитры не согласились с налоговиками, которые посчитали, что деньги, потраченные на приобретение спецодежды, нужно включать в материальные расходы, а финансирование, поступившее от ФСС России на эти цели, - в доходы как безвозмездно полученное имущество. Суд указал, что никакое имущество фонд организации не предоставлял и не перечислял.

Финансирование заключалось в том, что сумма расходов организации на приобретение спецодежды была засчитана фондом в счет уплаты страховых взносов. А в Налоговом кодексе РФ отсутствует норма, которая квалифицировала бы такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль.

Исходя из изложенного, в бухучете отразить ситуацию можно такими записями:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- оплачено проведение спецоценки условий труда;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- выделен входной НДС со стоимости услуг;

ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты с ФСС России по средствам целевого финансирования» КРЕДИТ 86
- отражена сумма финансирования за счет страховых взносов (на дату принятия фондом соответствующего решения);

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 60
- отнесены за счет средств целевого финансирования расходы на проведение спецоценки;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 19
- списан НДС за счет средств целевого финансирования;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве»
- начислены взносы на травматизм;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве» КРЕДИТ 76 субсчет «Расчеты с ФСС России по средствам целевого финансирования»
- зачтена сумма средств целевого финансирования на проведение спецоценки в счет уплаты взносов на травматизм.

Если сумма затрат больше суммы финансирования, превышение учитывается в расходах в обычном порядке на счетах учета затрат, а НДС с суммы превышения принимается к вычету.

Правда, в письме № 03-03-06/1/615 финансисты не возражают против принятия к вычету и суммы налога по возмещенным затратам, несмотря на то что в расходы при налогообложении прибыли они не включаются. Но все же лучше использовать приведенный порядок. Во-первых, налоговики при проведении проверки с мнением финансистов могут не согласиться. Во-вторых, сумму вычета с возмещенных затрат придется учесть в доходах.

Ю. Ушаков ,
налоговый консультант