Как относится церковь к кремации. Как Церковь относится к кремации

14.10.2019

Нелегкий выбор: кремация или погребение?

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

"Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения", — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: "И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб".

На всякий случай, уточним — под "мощами" в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

"Земля еси и в землю отыдеши" (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), "земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем". "Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается". "Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем".

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом".

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

"…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!".

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать "нетленные мощи"?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории "кафедрой безбожия", а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние "индифферентные" верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается "темницей для души". А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, "кладбищенская мафия", делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.

Еще одним важным моментом является желание семей похоронить всех родственников рядом для лучшей организации поминальных дней, да и просто для почитания дорогих людей. Но если рыть новую могилу рядом со старой на одном участке кладбищенские предписания зачастую не разрешают, то "подхоронить" урну с прахом новопреставленного к старым могилам вполне возможно.

В таких случаях даже самые ригористичные священнослужители обычно не слишком критикуют кремацию усопших. Правда, как справедливо заметил один батюшка, нелогичным выглядят ссылки на "бедность", якобы помешавшую организовать традиционного погребение покойника — и последующая установка ему же сверхдорогого памятника. Себя и священника обмануть ведь несложно — а с Богом такое не пройдет…

Выходит, что отношение Православия к кремации вроде как ясно, но это отношение официально нигде не регламентировано. Ну нет ни одного Канона, который бы прямо запрещал сожжение тел покойников перед погребением!

Каноны ведь, как и другие заповеди, являются, среди прочего, констатацией того или иного греха в среде верующих, и вызваны необходимостью регламентировать их поведение. А ни первым христианам, ни их потомках в Византии и "варварских королевствах" Европы в голову не приходило сжигать тела своих усопших сродников.

Ну, а когда кремация появилась в Европе, тогда Церковь была уже слишком разобщена, чтобы сформулировать общие и обязательные для всех новые каноны.

Поэтому большинство самых пламенных речей священнослужителей с критикой "новомодных веяний" обычно заканчиваются выхолащивающими суть всего сказанного концовками — "как бы умерший православный не был похоронен, его все равно можно отпевать, поминать, и его загробная участь зависит не от способа погребения, а только лишь от Суда Божьего". Что, кстати, тоже совершенно правильно.

И при всем уважении к решению работников Патриархии "жестко сформулировать отношение Церкви к кремации", маловероятно, что из этого выйдет что-то дельное. Хотя бы потому, что Межсоборное присутствие — это не слишком авторитетный орган, осуществляющий лишь совещательные функции — что-то вроде Общественной палаты, которую политики порой цитируют, но законы принимают все-таки в Госдуме.

И пока соответствующее решение не примет Архиерейский или Поместный Собор, все прочее в лучшем случае будут принимать к сведению. И выполнять лишь тогда, когда оно совпадет с личными убеждением верующего или священника.

Но может, оно и к лучшему. В конце концов, приведенные в этой статье мнения авторитетных иерархов известны уже давно. И тех, кто их не хочет выполнять, вряд ли напугают какие-то прещения. Опять же, среди последних вряд ли будет отлучение или запрет на поминовение — таких жестких мер ныне не предпринимают даже в отношении больших грешников.

Ну, а сложности с обеспечением "правильного" погребения усопшему христианину должны провоцировать не столько официальные запреты Церкви, но и принятие мер, которые облегчают этот процесс. А это уже задача не церковных институтов, а и власти, и всего общества.

Юрий Носовский

Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.


Могильщиков выведут из тени

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

"Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения", — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: "И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб".

На всякий случай, уточним — под "мощами" в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

"Земля еси и в землю отыдеши" (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), "земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем". "Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается". "Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем".

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом".

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

"…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!".

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать "нетленные мощи"?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории "кафедрой безбожия", а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние "индифферентные" верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается "темницей для души". А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, "кладбищенская мафия", делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.

: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

- Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения - это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

- Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении - горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

- Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, - но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

- Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище - это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

- Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

- Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

- Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно . На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, - Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», - отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о , ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, - писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации - атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», - говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование над ним не совершается.

Почему сожжение - поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего - это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело - это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей - повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё - включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили - прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение - ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Смерть - это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

Кремация – один из видов погребения

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть - в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

  • буддизм;
  • индуизм;
  • джайнизм;
  • синтоизм;
  • различные языческие ветви;
  • свидетели Иеговы.

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:


Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила - это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Православная церковь рекомендует традиционный способ погребения

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения - чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Кремация. Православный взгляд

Кормить червей - перспектива так себе. Это одна из самых популярных причин того, что много людей задумывается о кремации. Да и это красиво - разлететься пеплом над морем или в горах. Западные СМИ сообщают о людях, чей пепел родня в обход закона развевала в Диснейленде. Так завещали умершие.

Кто-то исходит из простой математики: население растёт, усопших всё больше. К чему занимать лишнее место после смерти?

Ну и других причин хватает. Потому предать своё тело земле хочет далеко не каждый. Способ погребения, подчас, заботит нас даже сильнее, чем образ жизни. Но каков православный взгляд на этот вопрос? Посмотрим на отношение церкви к кремации.

Православие не одобряет кремацию из-за традиции и по богословским причинам

Русская православная церковь имеет несколько причин не одобрять кремацию.

Причина 1 . Традиция. Любая религия - или почти любая - это цепочка преемственности. Она - островок надёжности и стабильности. Нововведения в традицию вводят редко и осторожно. Иначе не сохранить наследия предков.

Людям очень важно верить в то же, во что верили их предки. Иначе мы получаем разрыв идеологий, культур, мировоззрений.

Иногда такие события приводят к благоприятному итогу. Например, христианство некогда дистанцировалось от иудаизма и прекрасно себя чувствует. Но бывает и наоборот. Поэтому к любым вещам церкви необходимо присмотреться, определить для себя, приемлемо это или нет. Есть традиция обращения с телом умершего. Ей следует веками. Веских причин уходить от неё у православия нет.

Причина 2 . Богословие. В православии есть идея уважительного отношения к останкам. Это упирается в богословие. В Священном Писании сказано, что все рано или поздно воскреснут из мёртвых. В том числе этот процесс касается и тела. В Библии существует мысль о телесном воскресении. Есть душа, есть её храм - плоть. Если от плоти избавиться, возникает противоречие идее воскресения. Хотя вряд ли для Господа это проблема. При желании он способен сотворить всё, что угодно. Это подтверждает святитель Григорий Богослов:

Григорий Богослов

Святитель

«Если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться?»

Однако в православной среде с телами покойных принято обращаться соответственно - как счастью человеческого естества, физическим выражением его духовной сути.

Казалось бы, чего такого хорошего в бренном теле? За что его почитать.

Митрополит Сурожский Антоний очень хорошо объясняет суть:

Анатолий Сурожский

Митрополит

«Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело - центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

Для православных христиан обычно этих причин достаточно, чтобы прислушаться к позиции церкви. Но в то же время православие не может препятствовать воле умерших. Его мнение носит рекомендательный характер. Это больше вопрос того, насколько для человека действительно силён авторитет церкви. Что он ставит выше - её мнение или свою волю.

Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс пишет:

Марк Минуций Феликс

Раннехристианский апологет

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”».

Современная православная церковь в большинстве случаев категорично выступает против кремации и даже старается пресечь строительство крематориев. Кремацию в православных кругах считают актом атеизма. Есть мнение, что сжигание тела запрещено в этом библейском высказывании:

(1 Кор. 3:16-17)

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы»

Однако это толкование не выдерживает критики. Святой Феофан Затворник объясняет, что храм Божий - это собравшиеся вместе верующие. И Дух Божий обитает в них, пока все держатся вместе. В своём комментарии Феофан Затворник раскрывает такой смысл стиха: верующим нельзя разделяться. Это предостережение от разделения Церкви, но никак не разговор об участи тел умерших.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Возможны разные ситуации. Например, в некоторых странах запрещено хоронить в земле. У них разрешают только кремацию. Так что теперь делать православному человеку? Становиться нарушителем закона ради того, что его вряд ли будет волновать после смерти? Конечно, нет.


В таких ситуациях отношение РПЦ к кремации снисходительное. Кесарю - кесарево, Богу - Божье. Иначе выходит, что человек прямо между молотом и наковальней: закон говорит одно, религия - другое, а виноват - человек. В таком положении пойти навстречу должен самый рассудительный и справедливый. Священники рекомендуют пренебречь традицией из-за обстоятельств.

Также случается, что решение кремировать или хоронить принимают исходя из финансов. Ну, если нет усопшего и его родственников достаточной суммы за место на кладбище, гроб, памятник и пр., как быть? Священник Александр Шантаев рассказывает, как церковь относится к таким историям:

Александр Шантаев

Священник

«Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать.

Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить.

Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.

Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие.

Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное».

Кремация - это просто уничтожение трупа, она не демонической природы

Иногда православие и кремация противопоставляются. Прямо рай и ад, Бог и Дьявол. Это неправильно. Сжигание трупа - это событие без плюса или минуса, оно нейтрально. Совершенно пустое действие, не имеющее ничего общего с учением православия. Это никакой не адский огонь, не происки демонов.

Так можно ли кремировать православного человека? А почему нельзя? Судить на том свете всё равно будут за поступки при жизни, а не за то, как человек распорядился телом.

Главное условие православия: если кремация по той или иной причине произошла, то прах надлежит предать земле. Не все этому следуют. Но у церкви нет на этот счёт никаких канонов и мер. За аборт, например, накладывают епитимью. За отдельные проступки отлучают от церкви. Но кремация - это событие пустое и третьестепенное. Не о том нужно заботиться человеку.

Хотя другие православные церкви (ЭПЦ, РПЦЗ) в отношении кремации более категоричны. Например, кремированных не отпевают.

Канонические православные похороны состоят из 8 действий от омовения до погребения

Все описанные ниже действия можно проводить только после того, как завершены все формальные процедуры.


С момента кончины и до погребения близкие должны читать псалтырь. Не обязательно находиться рядом с телом. Но важно не прерывать чтение. Рекомендуется сразу заказать в храме сорокоуст за умершего. Считается, что это принесёт пользу душе.

  1. Омовение тела. Покойника омывают тёплой водой. При этом следует читать «Господи помилуй» и «Трисвятое». В конце тело причёсывают. Этот ритуал символизирует, что человек воскреснет в чистоте и непорочности. Одновременно в доме зажигают лампаду или свечку. Она горит до тех пор, пока тело покойного не вынесут наружу.
  2. Облачение покойника. На покойника надевают крестик и чистую одежду. Лучше всего новую. Это символ обновления при воскресении.
  3. Подготовка к положению во гроб: Сперва покойного кладут на стол, головой к иконам, и накрывают саваном. При этом следят, чтобы глаза и уста были зарытыми. Руки складывают крестообразно. Правую поверх левой. В левую руку вкладывают крест, на грудь - икону, лицом к покойному. Мужчинам - Спасителя, женщинам - Богородицы. Вокруг покойного крестообразно расставляют четыре зажженные свечи. До отпевания родственники читают канон «Последование по исходе души от тела».
  4. Положение во гроб: Священник окропляет гроб и тело святой водой. Внутрь кладут подушку из соломы или ваты. Затем - погружают тело. По пояс его накрывают саваном. На голову надевают погребальный венчик. Следует заупокойная лития. Снова читают канон «Последование по исходе души от тела». Перед выносом родные прощаются с усопшим.
  5. Отпевание . Гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого». Совершают чин погребения. Это можно сделать в храме, а можно и в доме. За отпеванием читают отрывки Евангелия, «Апостола» и разрешительной молитвы. Затем её текст вкладывают в руку покойного. Поминальную кутью ставят возле гроба на столик.
  6. Прощание . Все обходят гроб и последний раз целуют - но не умершего, а икону на его груди или венчик. Поются стихры. Лицо закрывают саваном навсегда. Священник накрест посыпает тело землёй или специально приготовленным песком и говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».
  7. Траурная процессия . Гроб ногами вперёд выносят из храма (если отпевали в храме) на катафалк. Похоронная процессия движется на кладбище. Впереди обычно несут крест или икону Иисуса Христа.
  8. Погребение. Гроб опускают в могилу ногами на восток. При этом поют Трисвятое. У всех должны быть горящие свечи. Священник снова говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» и накрест бросает землю на крышку гроба. Затем каждый тоже бросает горсть земли. Затем гроб закапывают. Крест устанавливают у ног покойного. На могилу возлагают венки и цветы.