Интересные вопросы о растениях. Игра-викторина «Волшебный мир растений. Конкурс «Красная книга»

02.09.2019

Викторина «Животные – герои сказок»

Викторина по сказкам для учащихся начальной школы

Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Описание материала : Трудно представить жизнь без сказок. Их любят и читают не только дети, но и взрослые. В сказках животные разговаривают человеческим голосом и совершают поступки, которые присущи людям. В сказках высмеиваются все человеческие пороки, а зло всегда наказано. Предлагаю Вам викторину для учащихся начальной школы по русским народным сказкам о животных. Викторину можно использовать на уроках по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель : Расширить знания детей о сказках, воспитать нетерпимость к порокам людей.
Задачи: Научить понимать занимательность сюжетов сказок, уметь делать выводы. Развивать речь
и образное мышление. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Демонстрационный материал:
Выставка книг «В стране сказок». Рисунки детей на тему сказок. Запись песни «Маленькая страна»: музыка И.Николаева, слова И.Резника.
Ход мероприятия :
Звучит запись песни.
Библиотекарь :
Ребята! Сегодня мы поведём разговор о сказках. Я думаю, все вы любите сказки, знаете их. Посмотрите, какие замечательные герои сказок на ваших рисунках! Сколько разных сказок вы читали. Чему учат сказки? (Ответы детей) Правильно, сказки учат быть добрыми и справедливыми, ненавидеть злодеев, презирать хитрецов. В сказках с давних времён идёт непримиримая борьба между добром и злом. Сказка не просто выдумка – народная или авторская. Это занимательный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая происходит с героями.
В сказках о животных звери не только разговаривают человеческим голосом, но и поступают как люди, думают как люди. Сегодня мы с вами вспомним сказки, в которых герои – животные.
Герой сказок – лиса
1. Какие сказки вы знаете, где высмеивается глупость, жадность лисы?
(«Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
2. В какой сказке добрая лиса отнесла домой внучку бабушке и дедушке?
(«Снегурушка и лиса»)
3. Чем угощали спасительницу?
(творогом, молоком, яйцами и курочку на дорогу)
4. Кто ещё из зверей предлагал Снегурушке отвезти её домой?
(медведь, волк)
5. Кто учил волка ловить хвостом в проруби рыбку?
(лиса, «Лисичка-сестричка и волк»)
Сказка «Лиса и дрозд»
1. Почему дрозд испугался лисицы?
(лиса грозилась съесть дрозда и его деток)
2. Чем накормил дрозд лису?
(пирогами и мёдом)
3. Что вёз по дороге мужик?
(пиво в бочке)
4. Как дрозд напоил лису?
(дрозд рассердил мужика, и он вышиб из бочки гвоздь, а пиво полилось на дорогу)
5. Какие новые желания появились у лисы?
(она захотела, чтобы дрозд её насмешил, а затем испугал)
6. Как была наказана лиса за свою жадность и глупость?
(её разорвали собаки)
Сказка «Кот и лиса»
1. Почему мужик отнёс кота в лес?
(он был большой баловник)
2. Каким именем представился кот лисе?
(Котофей Иванович)
3. Что принесли в подарок Котофею Ивановичу волк и медведь?
(волк – барана, медведь - быка)
4. Кого они отправили с поручением к лисе и коту?
(зайца)
5. Где спрятались волк и медведь от кота?
(волк – в кустах, медведь – на дереве)
Герой сказок – медведь
1. В какой сказке мужик и медведь делили урожай?
(«Мужик и медведь»)
2. Что сеял мужик?
(репу, рожь)
3. В какой сказке девочка жила в избушке медведя?
(«Маша и медведь»)
4. Почему вол, баран и петух из сказки «Медведь и петух» убежали в лес?
(потому, что сын просил отца их убить)
5. Где хранил медведь мёд в сказке «Медведь и лиса»?
(на чердаке)
6. Кто съел весь мёд медведя?
(лиса)
Сказка «Медведь и собака»
1. Почему хозяин прогнал собаку?
(он стал старый и перестал сторожить дом)
2. Кто кормил собаку в лесу?
(медведь)
3. Кто помог вернуться собаке домой?
(медведь)
4. Как отблагодарил собака медведя?
(он носил ему угощения со стола хозяина)
5. Почему медведю пришлось убегать из гостей?
(он громко начал петь и всех напугал)
Герой сказок - заяц
1. В какой сказке заяц спас ворону?
(«Заяц – хваста»)
2. Чем хвастался заяц?
(своими усами, лапами и зубами)
3. Почему зайцы в сказке «Зайцы и лягушки» решили утопиться в озере?
(потому, что им надоело жить в страхе)
Сказка «Лиса и заяц»
1. В какой сказке лиса выгнала зайца из его избушки?
(«Лиса и заяц»)
2. Какая избушка была у зайца, а какая у лисы?
(у зайца – лубяная, у лисы – ледяная)
3. Кто из зверей помогал зайцу выгонять лису?
(собака, медведь, бык, петух)
4. Кто выгнал лису из чужой избушки?
(петух)
Герой сказок – волк
1. В какой сказке волк изменил голос и проглотил козлят?
(«Волк и коза»)
2. Как отблагодарил волк журавля за своё спасение в сказке «Журавль и волк»?
(волк съел журавля)
3. Кого хотел съесть волк, в сказке «Волк и бараны»?
(жеребёнка, баранов, ишака)
4. В какой сказке козёл перехитрил всех волков и убежал домой?
(«Хитрый козёл»)
Сказка «Овца, лиса и волк»
1. Почему овца убежала от хозяина?
(он обвинял её во всех проказах барана)
2. Кого встретила на своём пути овца?
(лису, волка)
3. Как лиса и овца избавились от голодного волка?
(лиса направила его в капкан)
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
1. Как звали царя из сказки?
(Берендей)
2 .Сколько сыновей было у царя?
(3 сына)
3. Кто воровал золотые яблоки в саду царя?
(Жар-птица)
4. Какое задание поручил царь своим сыновьям?
(найти Жар-птицу)
5. Почему волк стал служить Ивану-царевичу?
(потому, что он съел его коня)
6. Где нашёл Жар-птицу Иван-царевич?
(в замке царя Афрона)
7. Что потребовал царь Афрон взамен Жар-птицы?
(привезти ему златогривого коня)
8. Какую службу нужно было сослужить царю Кусману?
(привезти дочь царя Далмата Елену Прекрасную)
9. В кого превращался Серый волк?
(коня златогривого, Елену Прекрасную)
10. Кто убил Ивана-царевича?
(родные братья)
11. Кто оживил Иван-царевича и как?
(Серый волк окропил его мёртвой и живой водой)
Вопросы для обсуждения:
1.Кто в сказках из лесных жителей:
А) самый хитрый и почему
(лиса, всех обманывала)
Б) самый злой
(волк, всех съедал или угрожал съесть)
В) самый трусливый
(заяц, всех боялся)
Г) самый сильный
(медведь, он большой, сильный и его боялись)
2. А бывают ли в сказках волк и лиса добрыми, а заяц храбрым? Приведите примеры.
(Да. «Иван-царевич и серый волк», «Заяц-хваста», «Снегурушка и лиса» и другие)
3. Все вы знаете сказку «Репка». Кто помог вытянуть репку?
(мышка)
4. Как вы думаете, мышка была самая сильная? О чём эта сказка?
(Мышка не самая сильная, но если всем вместе взяться за работу, всё получится. И даже самая малая
сила не бывает лишней)
5. В сказках герои часто попадают в беду. Давайте вспомним, по какой причине это происходит. И чему
учат эти сказки:
А) «Волк и коза»
(Козлята открыли двери волку, и он их проглотил. Нельзя открывать двери дома незнакомым)
Б) «Лиса и кувшин»
(Лиса решила утопить кувшин и сама утонула. Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать)
В) «Коза-дереза»
(Коза обманула старика, обидела зайчика и за это поплатилась.Нельзя обманывать и обижать слабых)
Г) «Колобок»
(Колобок убежал от дедушки и бабушки и лиса его съела. Нельзя уходить без разрешения далеко от
дома, это опасно)
Д) «Лиса и журавль»
(Лиса пожалела угощения для журавля, а он ответил ей тем же. Нельзя жадничать и поступать плохо)
Сказки учат нас добру и справедливости, вселяют чувство оптимизма и радости. Читайте сказки, учитесь на чужих ошибках и постарайтесь не делать своих. Обратите внимание на выставку литературы «В стране сказок». Сколько интересных, занимательных сказок на ней представлено. Приходите в библиотеку, ждём вас. В следующий раз мы с вами поговорим о волшебных сказках.

Список использованных материалов
1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева /Вступ. статья В. Аникина; ил. Н.Каминского. - М.: Правда, 1982.- 576с.: ил.
2. Русские народные сказки /Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Рисунки Е. Коротковой, Н.Кочергина, И.Кузнецова, К.Кузнецова, В.Милашевского, Б.Шахова; Оформление Б.Школьника.- И.: Дет. лит.,1986.- 543 с.: ил.
3. Мои любимые песни (Электронный ресурс).- 2001, SIMAZ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра-викторина

«Эти удивительные растения».

Задачи:

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к растениям, как части природы;

Формирование основ экологических знаний;

Развитие наблюдательности и интереса к окружающему миру.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём познавательную игру «Эти удивительные растения». Надеемся, что игра Вам понравится и быть может, вы узнаете ещё что-то новое об удивительном мире растений.

Ведущий:

Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Все мы - дети природы.

Много тайн и приключений таит мир растений на нашей планете. Кто бывал в лесу, на даче, в деревне, то мог увидеть много удивительных и красивых растений, без которых наша Земля не была бы такой прекрасной. И сейчас мы с вами приоткроем дверь в таинственный мир природы. Проведём познавательную игру «Эти удивительные растения».

Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся растения?

(деревья, кустарники, травы)

Молодцы!

Ведущий:

Давайте представим наши команды.

(каждый команда называет класс и даёт себе название)

Ведущий:

Итак, первая игра называется «Узнай дерево по описанию».

Игра 1 «Узнай дерево по описанию»

Дуб

Команда 1.

Это дерево растёт медленно, сначала - сильнее в высоту, позднее - в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

Он всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

Команда 2.

Липа

Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину этого дерева. Древесина у нее мягкая, податливая. В старину делали из её древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла она на лодки, чашки, блюдца, ложки, а еще на разные поделки и игрушки. А еще в старину люди не могли обойтись без лыка. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти.
В наше время из её древесины делают мебель и музыкальные инструменты.

Команда 3.

Сосна

Э то дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди её древесину. Из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

Команда 4.

Рябина

Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные.

Среди птиц и зверей столько много любителей этой ягоды, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется.

Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов - чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку.

Команда 5.

Берёза

Это большое лиственное дерево. Единственное среди огромного мира дерево, обладающая белоснежной корой. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. На ветках листья округлой формы. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым.

Издавна считалось, что в мае она обладает наибольшей целительной силой. Поэтому в период с 1 по 12 мая собирали ее сок и давали пить больным и слабым людям.

Листья и кора её тоже не бесполезны. Любимое лакомство для коз и овец. Верхний слой коры - береста. Из неё люди научились делать различные поделки.

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды работают над заданием мы с вами отгадаем загадки.

Каждому классу нужно отгадать по две загадки. Каждый правильный ответ принесёт своей команде 1 балл.

Команда 1.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла)

На сучках висят шары,
Посинели от жары.
(Слива)

Команда 2.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.

(Груша)

Команда 3.

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.
(Яблоко)

Команда 4.

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)


Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)

Команда 5.


Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)

Кругла да гладка,
Откусишь-сладка.
Засела крепко
На грядке…
(Репка)

Игра 2 «Узнай лекарственные растения»

Ведущий:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Среди них много лекарственных. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.

В следующем конкурсе команды покажут нам свои знания о лекарственных травах.

Загадки для команды 1.

1. В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.

(ромашка)
Ромашка поможет больному при болях в горле и заболеваниях желудка.

Команда 2.

2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Команда 3.

3. Травка очень душиста,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай!
А найдёшь возле хаты,
Называется – ...
(мята)

В медицине мяту применяют при простудах, заболеваниях горла, рвоте, головных болях, бессоннице, нервных расстройствах.

Команда 4.

4. Растет зеленый кустик,
Дотронешься-укусит.

(крапива)

Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос.

Команда 5.

5. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь.

(лопух)

С помощью лопуха лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы.

Игра 3 «Укажи лишнее».

В природе много лекарственных трав, но есть и ядовитые. В следующем конкурсе ребята нам покажут знают они опасные растения или нет.

  1. Шиповник, зверобой, волчье лыко, земляника. Команда 1.
  2. Мать – и мачеха, ландыш, калина, одуванчик. Команда 2.
  3. Бузина, календула, пустырник, тысячелистник. Команда 3.
  4. Зверобой, вороний глаз, шалфей, валериана. Команда 4.
  5. Василёк, донник, женьшень, мышиный горошек. Команда 5.

Игра со зрителями

"Деревья, кустарники, травы".

Ведущий:

Ребята, я буду называть названия разных растений. Когда буду называть дерево, вы вытягиваете руки вверх, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводите в стороны (кусты широкие), травы – топаем ногами (травы низкие). Если речь идёт не о растениях, тогда вы не должны выполнять никаких действий.

(Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза).

Ведущий:

С древнейших времен люди цветами украшали свое жилище, одежду, дарили их в качестве подарков. История их возникновения уходит далеко в прошлое и начинается, как свидетельствуют археологические раскопки, 3000 лет назад в Древнем Египте.

Ребята, перед вами фрагменты комнатного растения. Вы должны собрать и сказать его название. Команда, которая полностью выполнит задание поднимает руки.

Команда 1.

Герань

Команда 2.

Кактус

Команда 3.

Фикус

Команда 5.

Бегония

Загадки для зрителей.

Ведущий:

Пока команды заняты, мы будем разгадывать загадки о кустарниках.

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует...

(сирень)

Очень густо он растёт,
Незаметно он цветёт.
А когда приходит лето,
Мы едим его конфеты.
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки.
(Орешник.)

Где-то в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка:

Там красные таблетки

Развешены на ветке.

(Шиповник.)

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,
Другая - чернеет.

(Смородина)

Игра 5 «Продолжи фразу».

Команда 1.

Наука, которая изучает растения, называется….(ботаника)

Команда 2.

Лучше всего на Земле очищают воздух… (растения)

Команда 3.

Природное сообщество, в котором преобладают деревья называется … (лесом)
Команда 4.

Рожь, овёс, пшеница, ячмень - это …(злаки)
Команда 5.
Растения, которые считаются редкими или исчезающими заносят в ….

(Красную книгу)

Ведущий:

В настоящее время некоторые растения находятся на стадии исчезновения и стали чрезвычайно редкими.

Игра 6 «Готовим блюда».

Ведущий:

Из каких растений можно приготовить:

Команда 1.

Иван-чай

Щавель

Ромашка

Суп картофель

Морковь

Сосна

Лук

__________________________________________________

Команда 2.

Щавель

Одуванчик

Варенье Репей

Малина

Крапива

Клубника

Команда 3.

Помидоры

Груши

Салат сливы

Огурцы

Облепиха

Редис

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 4.

Чеснок

Слива

Морс Ежевика

Пшеница

Кукуруза

Смородина

Соедините стрелками возможные варианты.

Команда 5.

Картофель

перец

Морковь

Винегрет Свёкла

Помидор

Огурец

Лук

крыжовник

Соедините стрелками возможные варианты.

Ведущий:

Пришло время подвести итоги.

(Жури называет количество заработанных очков. Вручаются грамоты.)

Игра 2 ««Узнай лекарственные растения»

Игра 3 «Укажи лишнее».

Игра 4 «Собери комнатное растение».

Загадки для зрителей.

Игра 5 «Продолжи фразу».

Игра 6 «Готовим блюда».

Итого

За каждый правильный ответ 1 балл.

На этом наша игра подошла к концу. Спасибо за активную работу.


Тема: « В мире растений»

Форма проведения: Викторина

Цели и задачи:

Повторить и расширить знания воспитанников о растениях;

Развивать познавательные процессы, сообразительность и смекалку;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ОФОРМЛЕНИЕ: стенд с картинами растений и станциями путешествия.

Ход мероприятия.

Вступительное слово воспитателя:

Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»- писал Л.Н. Толстой.

Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в мир растений. Растения – живые организмы, без которых невозможна была бы жизнь на нашей планете. Растений существует огромное множество, их можно встретить в любой точке земного шара. Как много загадок таится в растительном мире! И чтобы растения не исчезли с Земли, важно научиться их любить, знать и охранять.

Сегодня мы проведем викторину « В мире растений», которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество правильных ответов. Игра будет проходить по станциям. Итак, мы начинаем.

1 станция: «Деревья»

1.О каком дереве идет речь?

Во время рассеивания семян пух в большом количестве носится в воздухе, засоряя все кругом.

Бывает черный, бывает белый.

За относительно вертикальное положение ствола получило широкое распространение в озеленении улиц и аллей.

Почки этого дерева покрыты клейкой смолой и прилипают к подошвам обуви или одежде. (Тополь.)

2. Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами.

Из его древесины самые лучшие дрова.

Из его коры делают много полезных вещей.

Это самое любимое русское дерево. (береза)

3. С его цветков пчёлы собирают самый лучший мед.

Из него его древесины делают ложки, а из лыка плетут лапти.

Оно цветет летом и очень душистое.

4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа.)

2 станция: «Природная аптека»

Надо будет правильно подобрать к каждому растению его лечебные качества.

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Хорошее средство от кашля, верхняя сторона листа гладкая и холодная, а нижняя сторона листа мягкая и теплая (Мать-и-мачеха).

3. Одно из самых пахучих деревьев, ягоды используют как вяжущее средство (Черемуха).

4. И если случится тебе простудиться,

Появится кашель, поднимется жар,

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар (Ромашка).

5. Самая горькая и популярная трава в медицине, ее применяют для поднятия аппетита (Полынь).

6. На Руси – это одно из самых эффективных средств при простуде. Применяют их в бане, ими парятся (Березовые веники).

3 станция: «Мир цветов»

1.Испокон веков это цветок символизирует русскую природу, а еще на нём любят гадать. Что же это за растение? (Ромашка),

3.Однажды богиня цветов Флора опустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: "Ты забыла меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!" Флора еле-еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветок. "Хорошо!" - сказала она Я дам тебе имя, а еще я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою Родину. – Ребята, вы догадались, какое имя дала цветку Флора? (Незабудка).

4.Существует много легенд о происхождении этого цветка. Но я хочу рассказать вам именно эту. Эти цветы выросли из бусинок, рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки – Эльфы, в них прячутся на ночь солнечные зайчики. О каком цветке идет речь? (Ландыш)

5 . Почему нельзя рвать первоцветы - подснежники, ландыши и др. ? (Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу)

4.Станция « Легенды о ЦВЕТАХ»

1. Молодой Пан - бог лесов и лугов- однажды повстречал прекрасную речную нимфу Сирингу, нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала, Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Пан неутешно плакал возле куста и с тех пор стал печальным, гуляя по лесным чащам в одиночестве, и всем старался делать добро. А имя Сиринги стало латинским названием данного цветка. (Сирень)

2. В Турции его называют тулипа, что означает «чалма», «тюрбан». А как это растение называют у нас? (Тюльпан)

3. Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне - просто звездой. Соцветие этого растения и в самом деле напоминает яркую звезду. Как этот цветок называют сейчас? (Астра)

4. В 1500 г. в Италии в провинции Кампании во время прогулки епископ Паулиний обратил внимание на красоту данного цветка. Ему казалось, что, качаясь от ветерка, он издает мелодичный звон. Епископ приказал отлить такой цветок из меди. На латинском языке данный цветок называется компанула. О каком цветке идет речь? (колокольчик)

5 станция «Растения».

1. . Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд? (Чтобы они не исчезали, а успевали восстанавливаться)

2. Какое растение в Китае и Японии считается священным?

(Лотос)

3. Что такое паприка?

(Красный перец)

4. Есть ли у кактусов листья?

(Да, это иголки. Они в процессе приспособления к засушливому

климату приобрели такую форму)

6 Станция загадки «Загадки »

1.Голубым все поле стало, словно небо, вниз упало. (Лен).

2. Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)

3.Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)

4.Стоит он задумчивый в желтом венце,

5.Темнеют веснушки на круглом лице. (Подсолнух).

7. Станция « В мире сказок»

1. Какие цветы рвала девочка в сказке “Двенадцать месяцев”? (Подснежники)

2. За какими цветами ухаживали Кай и Герда? (Розы. “Снежная Королева” Г. Х Андерсен)

3. В чашечке какого цветка “на зеленом стульчике сидела крошечная девочка”? (Тюльпан “Дюймовочка” Г. Х Андерсен).

4. Веточку этого растения принято дарить женщинам в их весенний праздник (мимоза)

8. станция: « Историческая»

1. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. (Ромашки)

2. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращен юноша с ярко-синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. (Василек)

3. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача (Пеона), который лечил людей отварами цветов. (Пион)

4. Название этого красивого крупного цветка переводится с латинского как "меч". По легенде, он вырос на месте гибели двух друзей-гладиаторов. (Гладиолус)

9. станция: «Растения-доктора»

1. Растение, которым сводят бородавки (Чистотел)

2. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь, ближайший родственник Кощея (Бессмертник)

3. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях (Липа)

4. Из этого витаминного растения варят зеленые щи (Крапива, щавель)

5. У русского народа это лекарственное растение получило название «столетник». А как звучит его научное название? (Алоэ)

6. Целебный кустарник - предок всех роз. (Шиповник)

10. станция «Удивительный растительный мир»

1. Это дерево в России символ чистоты, верности (Береза)

2. Плоды этого дерева - любимый корм свиней и кабанов (Дуб)

3. Плоды этого дерева хоть и горьки на вкус, но это любимая еда снегирей и свиристелей (Рябина)

4. Самый вкусный мед пчелы собирают с цветов этого дерева (Липа)

11.станция: « Призовая».

Подведение итогов. Награждение.

Воспитатель: Спасибо всем за игру. Берегите природу !

Гульнур Исхакова
Игра-викторина «Волшебный мир растений»

ГБОУ МКЛ № 1310

Дошкольное отделение

Игра -викторина с детьми подготовительной группы

на тему «Волшебный мир растений » .

Разработала и провела :

воспитатель ГБОУ МКЛ № 1310

Исхакова Г. Х.

Москва, 2016г.

Игра - викторина с детьми подготовительной группы

на тему «Волшебный мир растений » .

Программные задачи :

Обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растениях ;

Закрепить знания о разновидностях комнатных растений и об их уходе .

Воспитать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование :карандаши,разрезные картинки с растениями ,иллюстрации с комнатными расстениями,эмблемы для участников команд.

Виды деятельности :

позновательно-исследовательская.

В :-ребята сегодня мы с вами будем играть в игру викторину . И тема наша называется волшебный мир растений .

В :- я буду вам называть разные,интересные вопросы, а вы будете на них правильно отвечать.

Организуется приветствие команд «Фиалки» «Ромашки» . Каждая команда читает свой девиз.

В :- Капитаны каждой команды представьте своих команд,

Первым представляет свою команду, капитан команды «ФИАЛКА»

Капитан команды- наша команда - (ФИАЛКА)

- наш девиз :

Опять фиалка на окне

Нам подарила свой букетик

С фиалкой щедрой на ровне

Я для тебя цвету на свете.

Я лишь прошу меня укрой.

Рукой, полей водой прощения

Не пережить мне и снег и зной

Ведь я -домашнее растение .

В :- следующую команду представит капитан команды «Ромашки.»

капитан команды - наша команда (Ромашки)

наш девиз : Золотая середина

И лучи идут кругом

Это может быть картина

Солнце в небом голубом.

Нет не солнце, на бумажке

На лугу цветок ромашки.

В- ребята как вы уже знаете растения бывают разными : по месту произрастания они бывают комнатные луговые,полевые. Они могут быть декоративные,лекарственные. И подробнее мы с вами сегодня про них будем рассказывать.

В :- первый конкурс. Каждая команда должна назвать 3 растения комнатные и луговые .

Ответы : команда фиалки

Бальзамин

Команда ромашки Крапива.

Подорожник.

В :- Второй конкурс. На какие 2 вида делятся комнатные растения .

(тенелюбивые, светолюбивые) . Назовите растения которые относятся к тенелюбивым и светолюбивым.

Тенелюбивые растения -бегония ,кливия, традэсканция. Они любят тень и на солнце эти растения высыхают .

Светолюбивые растения -фикус , колеус, бальзамин. Эти растения без света и солнца они погибают, а бальзамин не расцветает.

В :-Третий конкурс. Назовите из каких частей может состоят растения ?

В : -ребята, перед вами на столах лежат конверты в которых находятся разрезная картинка с изображение цветущих растений . Ваша задача собрать изображения и называть для чего нужны растению следующие части :

1 команда : корень 2 команда : стебель

листья. Цветок.

В :- четвертый конкурс. Игра «Четвертый лишний»

В :- ребята лежат картинки, нужно выбрать среди растений

лишнию растению , и сказать почему, обосновать свой выбор. (у детей на столах картинки в перемешку с растениями тенелюбивыми и светолюбивыми, среди них нужно выбрать растения светолюбивые ; Картинки с комнатными растениями в перемешку с дикорастущими , нужно выбрать дикорастущие растения ; Цветущие растения в перемешку с нецветущими растениями , нужно выбрать среди них нецветущие растения ; Лекарственные растения в перемешку с обычными растениями , среди них выбрать обычные растения .)

В :- ребята давайте сейчас после конкурса, немножко отдохнем, поиграем физкультминутку , будем имитировать движения.

Физкультминутка.

Выросли в саду цветки (руки плавно поднять, верх потянуться)

распустили лепестки.

Вдруг повеял ветерок-(легкий бег)

Ветерок их оторвет

И на землю их вернет (приседание)

В :- пятый конкурс. Дети получают 2 карточки на команду, на которых изображено растения . (бегония, алоэ) .И детям нужно опредилить в каком способе ухода нуждаются эти растения .

(Дети рисуют карандашами разные способы ухода за растениями )

В :- шестой конкурс. Загадки. Какая команда быстрее отгадает загадки про растения .

1. Не огонь а жжется. (крапива)

2. Стоит в саду кудряшка белая рубашка (ромашка)

3. Стоит мокрый Ванек, а вкудрях огонек. (Ванька мокрый)

4. Всю зиму всю лето в красное платье одета. (бегония)

5. Просит у меня дружок

Фиалетовый цветок

Мне отдать его не жалко

Подарю дружку фиалку. (фиалка)

6. Хороши веера,

Из зеленого пера

В горшке стоят

На меня глядят (Пальма.)

Подведение итогов. Викторина заканчивается с песней «Зеленый мир» .муз. Перцехоладзе.

Публикации по теме:

Игра-викторина «Что за прелесть - эти сказки!» Цель: обобщение знаний по сказкам Задачи: образовательные: вспомнить и закрепить знания о героях и названиях детских сказок; развивающие:.

Игра-викторина «Карусель здоровья» Игра – викторина «Карусель здоровья». Цель: формировать мотивацию к укреплению и сохранению своего здоровья. Задачи: развивать и совершенствовать.

Игра-Викторина. Любимый сказочный герой. Интеграция образовательных областей:"Коммуникация","Художественное творчество"(лепка,"Чтение художественной литературы","Социализация".

Игра-викторина по сказкам Программное содержание:расширить знание детей о хорошо знакомых сказках, формировать художественно-речевые способности;развивать память;.

Эта викторина-игра на знание растений, деревьев и др. Интересные вопросы о жизни растений. Все вопросы с ответами.

Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и даче на них правильных ответов. Она организуется с участием нескольких человек. Выигрывает тот, кто дал наибольшее количество точных ответов.

В царстве растений «Знаешь ли ты эти растения?»

■ Как называется наука о растениях? Ботаника.

■ Какие бобы легко превратить в конфеты, гусятину, курятину и даже молоко? Бобы, сои можно превратить во многие продукты питания.

■ Какое масло не дает дыма? Кокосовое масло.

■ Почему полено трудно разрубить поперек и сравнительно легко вдоль? Поперек мы рассекаем стенки сосудов, а вдоль — отделяем одну группу сосудов от другой.

■ Из чего ученые с помощью микроорганизмов (плесени, дрожжей) получили питательные жиры? Эти жиры могут использоваться как лекарство, для производства маргарина, туалетного мыла. Древесные стружки.

■ Меж клюквы и морошки

Жилец лесных болот.

Он снизу седоватый,

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей. Мох.

■ Что представляют собой вздутия галлы на листьях дуба и какое применение им находят? Галлы образуются в результате откладывания в мякоть листа яиц насекомых — галлиц, из них можно получить черную краску для лица, применяемую в косметике.

■ Какие ядовитые растения вам известны? Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, болиголов.

■ Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка, долек сколько?

8, 10, 20, 30...

Тут легко со счета сбиться.

У кого желанье есть дольки снова перечесть? Тысячелистник, лекарственное растение, препараты которого применяются при различных заболеваниях желудка, применяют для остановки внутренних и наружных кровотечений.

■ Что послужило основанием для выражения «Дрожит как осиновый лист»? Листья осины имеют очень длинные черешки, легко дрожат от малейшего ветерка.

■ Почему орешник цветет весной, а липа — летом? Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами.

■ О каком растении говорят:

«Эй, брат комарик, берегись!

На куст ее ты не садись —

Придется с жизнью распрощаться:

Раз сядешь — вновь уж не подняться»? Росянка, это растение питается мухами и комариками. Из нее готовят лекарство от бородавок.

■ На какой год созревают шишки у сосны? А у ели? У сосны на 2-й год, у ели на 1-й.

■ Сколько лет может жить дуб? До 2000, а в среднем 400-500.

■ Как определить возраст спиленного дерева? По количеству колец на стволе.

Блиц «Такие разные растения»

■ Плод дуба. Желудь.

■ Густой лес. Чаща.

■ Дубовый лес. Дубрава.

■ Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок. Кукуруза.

■ Тина на дне пруда. Ил.

■ Растение, отпугивающее запах моли. Герань.

■ Самое долговечное дерево. Дуб.

■ Самая высокая трава на Земле. Бамбук.

■ Малюсенькие растения на поверхности воды. Ряска.

■ Из него вырастет колос, если его не склюет курочка. Зерно.

■ Сушеная трава, зимний корм коровы. Сено.

■ Растение, у которого вместо листьев — колючки. Кактус.

■ Огород для арбузов и дынь. Бахча.

■ Воздушное лакомство, любимое детьми. Кукуруза.