Индусы исповедуют. Религиозный состав населения индии

24.09.2019

Индия – страна с таинственной и не понятной для большинства европейцев культурой. Культура этой страны всегда была неразрывно связана с ее религией. Примерно 80% (около 850 млн. чел.) населения здесь исповедует индуизм – самую массовую и древнейшую религию в Азии. Период с III-II вв. до н. э. по VIII-VI вв. до н. э. сложились те основные составные части, из которых впоследствии выросла мировоззренческая система индуизма.

Вся последующая культура Индии формировалась вокруг этой системы. Индуизм до сих пор сохраняет установленные издревле законы и основы жизни, пронося в современность традиции и обычаи, зародившиеся еще на заре истории.

Статья достаточно интересная…, но надо заметить, что написана она

приверженцем Кришны

Индуизм (Ведизм)

Национальной религией Индии является индуизм . Название религии произошло от названия реки Инд, на которой располагается страна. Это название было введено англичанами. Сами же индусы называют свою религию САНАТАНА ДХАРМА (поддержание вечного Божественного порядка ). Этим словом называют вечную деятельность вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Верховным Господом.

Санатана-дхармой , как уже говорилось, называют вечные обязанности живого существа. Объясняя значение слова санатана , Шрипада Рамануджачарья говорил, что санатана - это «то, что не имеет ни начала, ни конца».

Значение слова «религия» несколько отличается от понятия санатана-дхармы . Слово «религия» несет в себе идею веры, а веру, как известно, можно сменить. Кто-то из нас сегодня может верить в один путь, а завтра перестать верить в него и начать верить во что-то другое. Между тем санатана-дхармой называют деятельность, которую невозможно поменять. К примеру, у воды нельзя отнять то, что она жидкая, так же как тепло нельзя отделить от огня. Aналогичным образом, у вечного живого существа нельзя отнять его вечную деятельность. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть чем-то сектантским, ибо его невозможно ограничить никакими рамками. Те, кто сами являются членами какой-то секты, могут по ошибке считать санатана-дхарму сектой, однако, изучив этот вопрос достаточно глубоко и рассмотрев его с позиций современной науки, мы увидим, что санатана-дхарма - это обязанность всех людей в мире, а точнее, всех живых существ во вселенной .

У любой веры, не относящейся к категории санатаны , можно обнаружить начало в анналах мировой истории, тогда как санатана-дхарма не имеет исторического начала, ибо вечно остается с живым существом . В авторитетных шастрах говорится, что живое существо никогда не рождается и не умирает. Живое существо вечно и неразрушимо, оно продолжает существовать и после гибели бренного материального тела. Объясняя понятие санатана-дхармы , мы должны попытаться понять смысл этого слова (иногда переводимого как «религия»), исходя из значения его санскритского корня. Дхармой называют качество, вечно присущее какому-то объекту. Известно, что тепло и свет являются атрибутами огня; огонь, лишенный тепла и света, - не огонь. Подобно этому, мы должны выявить существенное качество живого существа, неотделимое от него. Это качество должно быть вечно присуще живому существу. Оно-то и составляет его вечную религию.

Когда Санатана Госвами спросил Шри Чайтанью Махапрабху о сварупе (своя собственная форма, природа, характер) живого существа, Господь ответил, что сварупа , или изначальное положение живого существа, - служение Верховной Личности Бога . Проанализировав это утверждение Господа Чайтаньи, мы увидим, что каждое живое существо постоянно кому-нибудь служит. Одно живое существо всегда служит другим - по-разному, в разных качествах, получая от этого удовольствие. Животные служат людям, как слуги - хозяевам, A служит хозяину Б, Б служит хозяину В, который, в свою очередь, служит хозяину Г, и так далее. Мы видим, как служат друг другу друзья, как мать служит сыну, жена - мужу, муж - жене и так без конца. Продолжив это наблюдение, мы убедимся, что все без исключения живые существа кому-нибудь служат . Политики выносят на суд избирателей свои программы, стремясь убедить их в своей способности служить, а избиратели отдают им свои голоса в надежде на то, что политики будут хорошо служить обществу. Продавец служит покупателю, а рабочий - капиталисту. Капиталист служит семье, а семья служит государству. Таким образом, нет ни одного живого существа, которое бы не служило другим, и можно с уверенностью заключить, что служение является вечным атрибутом и вечной религией всех живых существ .

Тем не менее люди заявляют о своей принадлежности к той или иной вере, в зависимости от времени, места и обстоятельств , и потому объявляют себя индусами, мусульманами, христианами, буддистами или членами какой-нибудь другой секты. Все эти названия не имеют отношения к санатана-дхарме . Индус, сменив веру, может стать мусульманином, мусульманин - индусом, а христианин - кем-то еще. Но при любых обстоятельствах смена веры никак не сказывается на вечной деятельности живого существа в служении другим. Кем бы мы ни были - индусами, мусульманами или христианами, - мы всегда кому-нибудь служим. Таким образом, объявляя себя приверженцем той или иной веры, человек говорит не о санатана-дхарме . Санатана-дхармой каждого является служение.

В действительности все мы связаны с Верховным Господом отношениями служения. Мы не можем быть счастливы сами по себе, точно так же как ни одна часть нашего тела не может быть счастливой, не сотрудничая с желудком. Живое существо не способно испытывать счастье, если не занимается трансцендентным любовным служением Верховному Господу.

Основные направления индуизма:

- Адвайта- веданта (Смартизм) - это древняя брахманическая традиция, реформированная Шанкарой в девятом столетии. Смарта (смартист) - это последователь классических смрити , особенно Дхарма-шастр, Пуран и Итихас. Смартисты почитают Веды и уважают Агамы.
- Шиваизм - традиция почитания Господа Шивы. Шиваизм широко практикуется по всей Индии и за её пределами, в особенности в Непале и Шри-Ланке.

- Шактизм - это одно из трех основных направлений в индуизме, наряду с вишнуизмом и шиваизмом, стержнем которого является культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах разных индуистских Богинь и, прежде всего, супруги Шивы, известной под именами Деви, Кали, Дурга, Парвати и др.

- Вишнуизм (Вайшнавизм) , одно из двух главных (наряду с шиваизмом) направлений индуизма, в основе которого лежит культ Вишну и связанных с ним Богов (прежде всего Кришны и Рамы). Вишну и его аватары - благожелательные божества, связанные с народными солнечными культами плодородия. Вишнуизм распространён в основном в Северной Индии. В Вишнуизме уже в середине 1-го тысячелетия до н. э. проявилась монотеистическая тенденция и была создана доктрина бхакти - личной любви и преданности Богу . Проповедник бхакти - южноиндийский философ и религиозный реформатор Рамануджа (умер в 1137) основал школу шри-вайшнавов, являющуюся и поныне крупнейшей из вишнуитских школ.

Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана».

- Саура - поклонение Богу Солнца Сурье. Главные поклонники Бога Сурьи на планете Земля - японцы 🙂

- Ганапатья - индуистская религиозная традиция поклонения Ганеше (Бог преуспевания и мудрости). Культ Ганеши для многих индуистов дополняет поклонения другим божествам.

Иногда можно услышать, что в Индии 33 млн. Богов, но в это число часто включают и множество имен одного и того же Бога или Богини - например, Вишну известен под тысячью имен, и молитвой к нему считается перечисление вслух или про себя этих имен . К тому же имеются божества, сопричастные Вишну, - уж не говоря о Шиве и его супруге, и вот это создает впечатление наличия миллионов Богов.

На улицах продают много иконных, в типографии отпечатанных ярких изображений этих же божественных воплощений Вишну. Одно из указанных воплощений Вишну, а именно Кришна, стало наиболее популярным. Культ Кришны, как бы выделился в самостоятельную религию, заняв в пределах индуизма одно из ведущих мест. С именами Рамы и Кришны в Индии связано появление выдающихся произведений литературы: Рама является героем древней эпической поэмы «Рамаяна», а Кришне посвящено много лирических стихов и песен, часть которых наряду с «Рамаяной» вошла в фонд сокровищ мировой литературы.

Джайнизм

Основателем джайнизма считается кшатрий Вардхамана, живший в VI в. до н.э. До 30 лет он вел жизнь мирянина, а затем ушел из мира и долгие годы странствовал. Достигнув высшего знания и получив титул Махавира Джина, что в переводе означает «великий герой», он долгие годы проповедовал новую веру, обратив в нее много учеников. На протяжении долгих лет его учение передавалось в устной традиции, но в IV или III в. до н.э. на вседжайнском соборе в городе Паталипура была сделана попытка создания писаного канона. Эта попытка закончилась расколом джайнов на две группы: дигамбаров (одетых светом) и шветамбаров (одетых в белое). Расхождения этих школ затронули некоторые элементы обрядности, условий жизни верующих и общины в целом, но по основным вопросам сохранялось согласие.

Стержнем вероучения джайнов является самосовершенствование души - дживы для достижения мокши (освобождения).

Этого может добиться представитель любой касты, а не только брахман, если будет соблюдать определенные условия. Задача каждого стремящегося к освобождению джайна сводится к избавлению от кармы как липкой основы, вместе с которой исчезает и вся прилипшая к ней грубая материя, склонная к постоянному круговороту бытия. Для выполнения этой задачи необходимы следующие условия:

Вера в истинность доктрины;
- совершенное знание;
- праведная жизнь.

Обеты джайнов

Осуществляя последнее условие, члены общины джайнов принимали на себя пять основных обетов:
*не причинять вреда живому (так называемый принцип ахимсы , которого придерживались все индусы , но джайны следовали ему особенно строго);
*не прелюбодействовать;
*не стяжать (читай Нестяжатели и Иосифляне);
*быть искренним и благочестивым в речах.

К этим обязательным добавлялись дополнительные обеты и ограничения, ведущие к сокращению удовольствий и наслаждений в жизни.

Особый слой в среде джайнов составляли монахи-аскеты, полностью порывающие с нормальной жизнью и, как бы, становящиеся эталоном для всех других. В монахи мог пойти любой джайн, но не все выдерживали тяготы этого пути. У монахов не было имущества, они не имели права пребывать на одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей.

Монах внимательно следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное, он ограничен в еде, ест не более двух раз в сутки, живет милостыней; крайней формой аскезы является отказ от пищи, голодная смерть. Дополнительные обеты весьма изощренные: абсолютное молчание на протяжении долгих лет; пребывание на холоде или на солнце; многолетнее нахождение на ногах. У дигамбаров рвение и аскеза доходили до крайних пределов. Они должны были употреблять пишу через день, ходить абсолютно нагими (одетые светом); передвигаясь, подметать землю опахалом, прикрывать рот кусочком марли, чтобы ненароком не проглотить насекомое, и др.

Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов. В первые века нашей эры джайнизм пришел в упадок, хотя небольшая и замкнутая община джайнистов сохранилась и по сей день.

Буддизм

По преданию в том же VI веке сын правителя мелкого княжества Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни (623-544 годы до н.э.) обрел “просветление” и призвал к самосовершенствованию души: “Пробуждай душу и развивай свое я ”. Проповеди Будды проникли в самые отдаленные уголки Азии. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не только третьего сословия, но и воинов-кшатриев. В буддийскую общину, именуемую сангхой , допускались представители всех варн .

В центре буддизма лежит учение о «четырех благородных истинах »:

есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания.

Путь к освобождению подразделяется на восемь ступеней, прохождение которых ведет к уничтожению незнания и пристрастий, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, что прекращает страдание. Новое рождение становится невозможным, чем достигается вечное блаженство (нирвана). В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать только монах-отшельник.

Мирянин при условии соблюдения 5 моральных принципов :

- воздержание от причинения зла ВСЕМ (!) живым существам (ахимса )(первая христианская заповедь - НЕ УБИЙ! ЛЮБОЕ ЖИВОЕ СУЩЕСТВО! ),

- от лжи ,
- кражи ,
- чувственных излишеств ,
- употребления спиртных напитков

мог надеяться только на лучшее перерождение.

Пропаганда буддизма началась при императоре Ашоке. Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба школ и течений. Наиболее древним течением является хинаяна («малая колесница»), или монашеский буддизм, где основное значение имеют усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары ) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасения (нирваны). Другим течением явилась махаяна («большая колесница»). Основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, но и любой мирянин, соблюдавший обеты духовного совершенства, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. По целому ряду причин буддизм не смог закрепиться в Индии и вынужден был уступить свое место индуизму. Сейчас в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буддистов.

Сикхизм

Возник в Индии в XVI веке как протест мелких торговцев, ремесленников и крестьян против кастового строя и феодального гнета. Основатель сикхизма гуру Нанак признавал единого Бога, а весь окружающий мир считал проявлением высшей силы творца. Нанак выступал против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей, а также сложного ритуала и кастовой дискриминации в индуизме. Пятый гуру (всего их было 10) Арджун составил “Грантх” (святую книгу сикхов), в которую включил гимны индуистских и мусульманских святых, а также сочинения сикхских гуру, главным образом гуру Нанака. Говинд Сингх, десятый гуру (1675-1708), превратил сикхскую общину в военное братство и назвал его Халса (чистое). С целью выделить себя среди индусов и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип «пяти Ка»: никогда не стричь волосы (кеш), расчесывать их специальным гребнем (кангха), носить особый вид нижнего белья (качха), надевать на запястье стальной браслет (кара) и всегда иметь при себе кинжал (кирпан). В настоящее время этот принцип соблюдают только ортодоксальные сикхи. Все мужчины сикхи добавляют специальную приставку к своему имени «сингх» («лев»). Женщины могут присоединять к своему имени приставку «каур» («львица»).

Термин “сикх” берёт свое начало в санкритском термине “шишъя” (Shishya) - последователь, послушник. Общая численность сикхов в Индии составляет около 17 млн. человек.

Они совершают религиозные отправления в своих храмах (гурудварах), которые расположены повсюду в северных районах страны. В сикхских храмах нет изображения Бога. Церемония богослужения сводится к чтению «Гуру Грантх Сахиба». Наивысшей святыней для сикхов является “Золотой храм” в г.Амритсаре.

Зороастризм

Во времена древней империи персов зороастризм являлся основной религией Западной Азии и в форме митраизма распространился на огромных просторах Римской империи вплоть до Британии. После завоевания мусульманами Ирана некоторые зороастрийцы покинули родину и поселились в Индии. Полагают, что первая их группа высадилась в районе города Диу в 766 году, а впоследствии они обосновались на земле Санджана (штат Гуджарат). Поскольку их предки были выходцами из Персии, зороастрийцы в Индии стали именовать себя парсами .

Сейчас их численность в мире не превышает 130 тысяч человек. Если исключить из этого числа около 10 тысяч зороастрийцев, проживающих в Иране, то почти все остальные живут в Индии, причем большинство - в г.Мумбаи. Парсы сыграли важную роль в превращении Мумбаи в деловой и процветающий город-порт. Несмотря на крайнюю малочисленность, они занимают важное место в торговле и промышленности. Для обрядовой практики парсов характерно почитание 4 элементов Вселенной – воды, огня, земли и воздуха. Отсюда проистекает и особый похоронный обряд парсов: тела покойников размещаются на ярусах специальной башни (дакмы), которую в обиходе называют «башней молчания», где их поедают грифы. Тем самым «чистые» элементы стихий не соприкасаются с «нечистым» трупом.

В храмах парсов постоянно горит вечный огонь. Ничего не напоминает? 🙂

Ислам, Христианство

Индия, где проживает около 130 млн. мусульман, занимает второе место по численности мусульманского населения в мире. Большинство индийских мусульман - сунниты, около 20% - шииты. Кроме того, существуют отдельные секты (например, ахмадийцев), а также сложившиеся общины - бохра, исмаилиты, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т.д.

Ислам , как религия в Индии стал распространяться после XII в., со времени расширения походов на эту страну феодальных правителей соседних и близлежащих государств Ирана и Афганистана, а впоследствии и стран Средней Азии. Захватывая часть земель Индии, новые владыки часто прибегали к привлекательному для многих индийских бедняков приему, объявляя, что все, кто принимал ислам, отказываясь от индуизма, освобождался полностью или в значительной мере от уплаты налогов. Это постепенно привело к «перекрещиванию» в новую веру рядовых граждан страны, тогда как представители знати принимали ислам иногда по соображениям установления дружбы и покровительства со стороны новых иноземных владык. Индийские мусульмане, будучи во многом обращенными из приверженцев индуизма, до нашего времени сохраняют память о прежней вере, и многие посещают индусские праздники и придерживаются некоторых старых обычаев (точно также как и «православные» славяне празднуют Масленицу и Ивана Купала!) . С исламом в Индии связано распространение стилей мусульманского искусства, строительство всемирно известных мечетей и дворцов, выработка ворсовых ковров, изготовление металлической узорно эмалированной утвари и некоторых других художественных изделий. Распределение мусульман по штатам Индии крайне неравномерно, но в южных штатах их численность значительно ниже, чем в северных и северо-западных.

Христианство , по преданию, достигло Индии с прибытием туда апостола Фомы, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге страны. Термин “сирийская” возник потому, что в богослужении используются литургия и писания на арамейском, или сирийском, языке. В XVI веке, с приходом португальских колонизаторов, начинается процесс насильственной (как впрочем и везде где оно появлялось!) “христианизации” индийцев, проводившийся под эгидой папства в течение нескольких столетий. С XVIII века в Индии активизируется деятельность протестантских миссионеров как из Европы, так и из США. Сейчас в Индии насчитывается около 20 миллионов христиан самых различных направлений - католики, протестанты, православные и т.п.

Иудаизм

Первые контакты последователей иудаизма с жителями Малабарского побережья Индии (ныне штат Керала) относятся к 973 году до нашей эры. Уже тогда купцы с торговых кораблей царя Соломона закупали специи и другие товары у местного населения. Ученые утверждают, что вскоре после захвата Иудеи вавилонянами в 586 году до нашей эры иудеи поселились в Кранганоре на Малабарском побережье. В Индии иудаизм распространен в основном в штатах Керала и Махараштра, хотя представителей этой религии можно встретить и в других частях страны.
***************************************************************************************

Почти все люди, живущие в Индии, глубоко религиозны. Религия для индийцев - это образ жизни, каждодневный, особый её уклад.
Индия – самая многонациональная страна, где при этом на небольшой территории уживаются вместе многие религиозные направления, духовные течения, такие как индуисты - 83% населения, мусульмане составляют само значительное религиозное меньшинство - 11%, 2,2% - сикхи, 2% - христиане, буддисты всего 0,7%, большая часть которых перешла в буддизм совсем недавно.

Индия — уникальная страна, где встречается уникальная религиозность и духовность народа. Практически все жители внесли религию в свою повседневную жизнь, и свято поклоняются ей. Ни в одной любой стране нельзя повстречать разнообразие религий, как в Индии.

Какая религия в Индии? Здесь представлены такие виды: индуизм, ислам, христианство, буддизм, джайнизм, сикхизм и зороастризм. Вера в Индии священна, поэтому каждый человек может самостоятельно выбрать свое вероисповедание.

Какая религия в Индии: индуизм

Индуизм просвещает около 80 % жителей страны. Эта религия самая древняя и сохранила массу элементов прошлых времен (остался культ поклонению животным, явлениям природы). У индуизма нет основателя и основополагающего текста.

Главным в индуизме является учение о перевопоплощении душ, от этого зависит его будущее. Как человек ведет свою жизнь, такую судьбу он получит в дальнейшем, будет богат или беден, счастлив или нет. Важной чертой данной религии представление об универсальности божеств.

В индуизме два течения: вишнуизм и шиванизм. Вишнуизм несет в себе все местные верования и религии, а шиванизм представляет утверждения, что нет ничего постоянного во Вселенной.

Если вести разговор о том, какая религия в Индии, то следует сказать, что Индия вторая по численности страна с мусульманским вероисповеданием. Насчитывается множество существующих сект и общин, где состоят индийские мусульмане — это мемоны, бохра, ахмадийцы, сунниты.

Христианство занимает 20 миллионов населения в Индии. Там находятся католики, православные и протестанты.

Какая религия в Индии: малочисленные виды

Буддизм распространен всего на 0,5 % населения страны. Эта вера несет в себе учение о четырех благородных истинах: в этом мире существуют страдания, есть причины, также существует прекращения страданий и путь к прекращению страданий. Этот путь несет в себе мудрость, нравственность и сосредоточенность.

Такое вероисповедание, как джайнизм, насчитывает около 1 миллиона населения. Они несут в себе учение о прекращении насилия и жестокости. Основой течение является соблюдение строгих правил – не приносить вреда всему живому.

Сикхизм – данное течение насчитывает 17 миллионов последователей. Выступает против фанатизма и кастовой дискриминации. Веруют что весь мир проявление высшей силы единого Бога.

1. Раздел 1 . Значение религии для Индии. Различные веры в индийской религии.

2. Раздел 2. Православие на территории Индии.

3. Раздел 3. Святые места на территории Индии.

О религии Индии

Почти все люди, живущие в Индии, глубоко религиозны. Религия для индийцев - это образ жизни, каждодневный, особый её уклад.

Основной религиозно-этической системой Индии принято считать индуизм. По числу последователей индуизм занимает ведущее место в Азии. Эта религия, не имеющая какого-то одного основателя и одного основополагающего текста (их много: веды, упанишады, пураны и многие другие), зародилась настолько давно, что невозможно даже определить её возраст, и получила распространение как по всей Индии, так и во многих странах Юго-Восточной Азии, а в настоящее время, благодаря выходцам из Индии, расселившимся повсюду, - и по всему миру.

Каждый из многочисленных индуистских богов несёт в себе одну из граней вездесущего Бога, ибо сказано: "Истина одна, но мудрецы зовут её разными именами". Например, бог Брахма - вседержитель мира, Вишну - хранитель мира, а Шива - разрушитель и вместе с тем воссоздатель мира. Индуистские боги имеют по нескольку воплощений, которые иногда называются аватары. Так, например, Вишну имеет много аватар и часто изображается в виде царя Рамы или пастуха Кришны. Зачастую изображения богов имеют по нескольку рук, что является символом их различных божественных способностей, а Брахма, например, наделён четырьмя головами. Бог Шива всегда с тремя глазами; третий глаз символизирует его божественную мудрость.

В числе основных положений индуизма есть учение о множестве перевоплощений, через которые проходит душа каждого человека. Все злые и добрые поступки имеют хорошие и плохие следствия, которые далеко не всегда проявляются сразу, уже в этой жизни. Это и называется кармой. Карма есть у каждого живого существа. Цель перевоплощений - мокша, спасение души, избавление её от мучительных перерождений. Но следуя неукоснительно добродетели, человек может приблизить мокшу.

Многие индуистские храмы (а их в Индии великое множество) представляют собой шедевры архитектуры и скульптуры и бывают обычно посвящёны какому-то одному божеству. Выбор профессии, как правило, не является личным делом человека: традиционно индусское общество состоит из большого числа групп - каст, называемых джати и объединяемых в несколько больших сословий (варн). И всё, от брака до профессии, подчинено особым, строго определённым правилам. Межкастовые браки у индусов и по сей день редкость. Семейные пары часто определяются родителями, когда жених с невестой пребывают еще в младенческом возрасте. Также индусской традицией запрещены разводы и вторичные браки вдов, хотя нет правил без исключений, особенно в наше время.

Тела умерших приверженцы индуизма сжигают на погребальных кострах.

Индуизм исповедуют 83% всего населения Индии, т.е. около 850 млн. человек. Мусульман в Индии 11%. Массовое распространение этой веры началось в XI веке, а привнесена она была арабами раньше, в VII веке. В большинстве мусульманских общин Индии многожёнство запрещено.

Одна из древнейших религий мира, буддизм, зародилась в Индии ещё в пятом веке до нашей эры. Буддисты верят, что просветления, то есть освобождения от страданий в нескончаемом круговороте перерождений, может достичь каждое живое существо и особенно человек, так как, согласно буддизму, все изначально обладают природой Будды. В отличие от индусов, буддисты не признают каст. Каждый человек, искренне принявший это учение, может стать его последователем. Хотя родиной буддизма и является Индия, в настоящее время буддизм в Индии представлен либо в тибетском, либо (изредка) в шри-ланкийском варианте. Индуизм, вобрав в себя многое из учения Будды Гаутамы, осмыслил последнего как одну из аватар бога Вишну.

Если вам на улицах Индии повстречается человек в красочном тюрбане с густой-прегустой бородой, знайте - это сикх, то есть приверженец сикхизма, веры, вобравшей и объединившей в себе индуизм и ислам. Попав в сикхский храм - гурудвару, не ищите изображения богов. Их тут нет, зато есть изображения сикхских гуру - благородных бородатых мужей в чалмах, сидящих в позе созерцания. Сикхи поклоняются священной книге Грант-сахиб.

Если вашим соседом в поезде окажется человек, рот которого будет завязан платком, не спешите поменять билет: он не болен никаким опасным заболеванием. Просто он закрыл рот, чтобы, не дай Бог, не проглотить случайно какую-нибудь мошку. И знайте, человек этот исповедует джайнизм и, скорее всего, спешит на богомолье. Эта вера, так же как и буддизм, возникла в Индии в шестом веке до нашей эры. Джайны - противники любого проявления насилия. Поэтому едят джайны исключительно растительную пищу. Этим же объясняется и наличие платка на лице. Джайны никогда не лгут, так как все они дают обет правдивости; это не мешает многим из них быть крупными бизнесменами.

Парсы поклоняются Ахура Мазде - богу света. Символом его является огонь. Религия эта одна из самых древних на земле. Она возникла в Персии в глубокой древности, а в VIII веке до нашей эры была реформирована пророком Зороастром и получила название зороастризм. Парсы верят в чистоту элементов: огня, воды, воздуха, земли. Они не сжигают тела усопших, оставляя их в "башнях молчания". Там тела последователей этой веры становятся добычей грифов.

"Парсами" в Индии называют людей, которые покинули Персию (Иран) в начале девятого века н.э. в поисках земли религиозной свободы. Они были последователями древней веры зороастрийцев, и чтобы сохранить свою религию, подвергавшуюся суровым притеснениям со стороны мусульман, предпочли уйти с родных земель. История их путешествия в Индию изложена в Сказании о Санджане, Куисса-и Санджан, написанной в 1600 г.

Руководствуясь предсказанием жреца-астролога, зороастрийцы оставили родные места на севере Персии, пересекли страну и морем переправились в Див, на берегу современного Пакистана. Там они прожили двадцать лет, прежде чем снова снялись с места по совету астролога. В открытом море их настигла ужасная буря, грозившая затопить все корабли. Они молили Бога о спасении и обещали, что если останутся живы, в знак благодарности воздвигнут великий Храм Огня.

Их молитвы были услышаны, и корабли прибило к северо-восточному побережью Индии в районе Санджана. Они обратились к местному князю за разрешением поселиться в этих местах. Разрешение было получено на следующих условиях - они должны были говорить на местном языке (гуджарати), соблюдать местные брачные обычаи и не носить оружия. Чтобы уверить его в своих мирных намерениях, парсы представили документ из шестнадцати пунктов (шлоков), в которых излагались основные постулаты их веры. В нем они сделали особое ударение на том, что зороастризм имел сходные черты с индуизмом и что их обычаи не повредят никому. Щедрый правитель выделил им даже землю для постройки храма.

Парсы считают свое путешествие в Индию доказательством божественного предзнаменования, открытого ими по звездам. В ответ на их молитвы им удалось благополучно высадиться: для поселения в Индии им были выставлены минимальные условия адаптации, и их религия могла сосуществовать в полной гармонии с верой хозяев их новой родины. Весь ход истории с тех времен только подтверждает их убеждение.

Во времена правления индусов парсы вели спокойную, безопасную, оседлую жизнь. В 1297 г. н.э. Гуджарат наводнили полчища мусульман. В 1465 г. мусульмане, чтобы окончательно установить свою власть в регионе, повторили нашествие. Парсы боялись возобновления преследований и с оружием в руках встали на сторону индусов, но те все равно потерпели поражение. К счастью, мусульманское давление на парсов (и другие веры) в Индии было ничто по сравнению с тем, что им пришлось пережить в Персии.

Британское правление

Появление в семнадцатом веке европейских и в особенности британских купцов стало событием, которое коренным образом повлияло на судьбу парсов. Британцы построили на островах Бомбея мощную торговую базу. далее

Современные тенденции

В двадцатом веке, по мере роста влияния других общин, богатство и могущество парсов пришло в относительный упадок. Но все равно парсы остаются уважаемой высокообразованной общиной представителей верхней части среднего класса. далее

Парсы и теософия

Подобные экстремистские настроения не могли не внести в стан ортодоксов раскол, который, однако, принял неожиданную форму в силу того, что к этому вопросу была привлечена теософия, возникшее на Западе религиозное течение, призывавшее индийцев к отказу от западного материализма и отстаиванию древних традиций. Этот призыв нашел отклик у многих парсов, которые, не вступая формально в "Теософское общество" восприняли часть его постулатов. далее

Вступая в армию Бога

Обряд посвящения (науджоте) по традиции проводится в возрасте наступления половой зрелости, хотя в наши дни существует тенденция проведения его примерно в возрасте девяти лет. С младенцами обряд не проводится никогда, так как вся его суть заключается в том, что посвящаемый, по его или ее собственной воле, вступает в армию Бога. Зороастрийцы не верят, что ребенок может согрешить прежде, чем познает разницу между хорошим и плохим.

Науджоте - это не сакраментальное присвоение звания, но скорее посвящение в мир религиозных обязанностей. Видимая сторона ритуала заключается в первом публичном облачении в священную рубаху и подвязывании нити. Рубаха белого цвета символизирует чистоту веры и сделана из хлопка. Между ней и телом нет ничего. Нить изготавливается из шерсти ягненка; она развязывается и завязывается снова по меньшей мере пять раз в день, под аккомпанемент традиционных молитв. Отогнать дьявола можно с помощью презрительного помахивания концами нити: при упоминании имени Господа следует наклонить голову в знак почтения; завязывание нити означает обещание быть добрым в мыслях, словах и поступках. Эти нехитрые ритуалы и молитвы можно проводить где угодно, и следует повторять пять раз в день.

Публикация 2017-09-18 Понравилось 14 Просмотров 5310

География индийских религий

Индия - очень религиозная страна. Согласно последней переписи населения, менее 0,1% населения назвали себя атеистами или не определившимися. Остальные жители уважают, чтут и соблюдают законы самых разных религий в Индии.


Большинство населения Индии верующие и принадлежат к какой-то религии

Религия в Индии в наше время

В Индии на данное время исповедуют такие религии:

  • Индуизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Сикхизм;
  • Буддизм;
  • Джайнизм.

Четыре из этих религий возникли в самой Индии: индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм.


В этой таблице видим процентное соотношение по количеству верующих в каждой из религий Индии

Основной религией в Индии является индуизм. Его исповедуют 80% населения страны, это более 800 миллионов человек. На втором месте находится ислам - 13% или более 130 миллионов человек. Далее, христианство - 2%, 24 миллиона индийцев. Представителей религии сикхизма в Индии - 1,9%, буддизма - 0,8%, джайнизма - 0,4%.


На этой карте видно преобладание религий в зависимости от штата Индии

Конституция Индии лояльно относится к религиозным чувствам индийцев и официально в Индии признаются все религии. Этот мудрый политический шаг позволяет избежать межрелигиозных распрей. Как результат, индийцы в своем большинстве уважают веру других людей, и нечасто навязывают собственные убеждения.


В Индии лояльны к любой религии, поэтому у них очень много самых разных красивейших храмов

Это касается и буддизма. В постулатах этой религии Индии сказано не пропагандировать и не навязывать веру. Так и происходит: вы можете увидеть изображение или статую Будды, но вряд ли встретите шествие буддистов по центральной улице города. В индуизме иначе: индийцы регулярно соблюдают религиозные праздники и выполняют с большим усердием и удовольствием. Часто эти мероприятия превращаются в грандиозные празднества.


Кумбха Мела - один из самых массовых религиозных фестивалей в Индии

В легендарном фестивале Маха Кумбха Мела, который прошел в 2013 году в Аллахабаде, приняли участие 70 миллионов человек. Совершить религиозное омовение в священных водах Ганги на этом празднике равноценно воссоединению с абсолютным духом, Брахманом.

Какая религия была в Древней Индии

Религией, которая предшествовала индуизму и главенствовала в Древней Индии, считается ведизм. Это первая форма индуизма, некоторые ритуалы и законы которой переняла современная религия Индии. Ведизм - это система вероисповедания, а точнее сборник практик, которые пришли из , древних священных писаний. Несмотря на отсутствие сформированной иерархии богов, их пантеон сохранился и был перенят индуизмом. Здесь он структурировался, и ведизм трансформировался в брахманизм. Так он стал прародителем ныне существующей религии Индии.


В религии Древней Индии был большой пантеон богов, он сохранился и по сей день

Индуизм имеет множество течений, основные из которых это - вайшнавизм, шиваизм, шактизм и смартизм. Великая троица богов, Брахма, Вишну и Шива считаются главенствующими богами, создателями мира. Однако, хранителю мира Вишну и разрушителю Шиве поклоняются, а создателю Брахме - нет. Древняя легенда гласит, что однажды Брахма решил найти начало и конец священного Лингама, за что был проклят Шивой. С тех пор никто не поклоняется ему, и на всей территории Индии не найти больше нескольких храмов, посвященных Брахме.

География религий Индии

Во времена арабских завоеваний ислам проник на территорию Индии и прочно здесь укрепился. Больше всего мусульман проживает в штате Кашмир, Ассам, в Западной Бенгалии, в Керале, Бихаре и Уттар-Прадеше.


Ислам, как религия, очень широко распространен в Индии

Христианство распространено в Южной Индии. Штат Гоа усеян католическими церквями, распятиями и иконами Божьей Матери. Эта религия в Индии закрепилась благодаря двум событиям: приходу Апостола Фомы в 1 веке н.э. и португальской колонизации в 15 веке. Штат Гоа напоминает португальские курортные городки. Среди христиан-индийцев большая часть - католики, остальные - протестанты.


Религия христианства распространена в основном на юге страны

Религия Индии сикхизм популярна в Пенджабе, Харьяне и северо-западной части страны. Сикхи верят в Единого Бога, в Любовь, как цель и причину творения всего сущего. Для них не существует понятий о рае, аде, о карме или грехах. Эта религия Индии призывает любить всё, относится с добром ко всем живым существам и видеть Бога в самых обыденных вещах. Тогда наступает счастье и уходит волнение.


Сикхизм - религия любви, несмотря на то, что сихки - каста воинов

Сиддхартха Гаутама родился в Индии. В Бодхгайе (Индия) он обрел просветление и стал Буддой. В нынешнем городе Варанаси он прочел свою первую лекцию, после чего отправился проповедовать вдоль реки Ганги.


Буддизм, как религия, тоже зародился в Индии

Следовательно, буддизм зародился в Индии, но последователей этой религии в рамках страны не так много, как за ее пределами. Бутан, Бирма, Камбоджа, Шри Ланка и Таиланд - лидеры по количеству буддистов.

Индуизм - сложная загадка или простая сказка?

У религии Индии нет общего символа веры. Нет никаких данных о ее основателе. То, что наши учителя называли странным и предосудительным словом “язычество”, то есть политеизм, является основой религии Индии. Тогда нам никто не говорил, что на земле этих самых язычников - больше миллиарда человек.


Индуизм - яркая политеистическая религия с целой сонмой богов и богинь

На первый взгляд, индийская религия может показаться мистической, экзотической и даже варварской. Но никто не поспорит, что более разнообразной, необычной, красочной, богатой историей и легендами, чем религия Индии, в мире нет. Воспроизведение обликов божеств, понятным и простым способом для индийцев, стало культурным достоянием всего мира. А философию реинкарнаций стали все чаще и чаще перенимать новые религиозные и эзотерические школы. Если еще 30-50 лет назад фраза “в прошлой жизни” произносилась с сарказмом, то сегодня над ней уже никто не смеется.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как возникали и формировались религии Индии.

Основные религиозные конфессии в этой стране представлены индуистами, мусульманами и христианами. Менее 1% от коренного населения страны проповедуют буддизм. Мы также остановимся чуть подробнее на вопросе — Для того, чтобы во всем разобраться, обратимся к историческим фактам.

Важные вехи

Можно выделить следующие периоды, которые оказывали существенное влияние на формирование культурных и религиозных течений в Индии:

  • Протоиндийский. Это религия одноименной цивилизации. Период продолжался с 3 тысячелетия до н.э. и примерно до 1700 года до н.э...
  • Ведийский (ранний и поздний). Длился по оценкам историков примерно с начала второго тысячелетия до нашей эры до VI века до нашей эры.
  • Брахманизм. Начало периода датируется VI веком до н.э...
  • . Расцвет учения приходится на период с VI века до н.э. до VII века нашего времени.
  • Средневековой Индии. Период, характеризующийся возрождением индуизма с одной стороны, а с другой войнами, колонизацией территорий, которые способствовали зарождению мусульманства.
  • Христианский. Обусловлен тем, что с 1750 по 1947 годы Индия становится колонией Великобритании.

1947 год – время провозглашения независимости бывшей британской колонии и формирования на ее территории сразу трех независимых государств – Бангладеш, Индии и Пакистана. Это событие отмечено наступлением периода расцвета индуизма. Он сохраняет свои позиции основной религии и по сегодняшний день.

Протоиндийский период

Об этом времени в древней Индии известно совсем немного. По археологическим данным натуральное хозяйство, примитивные взаимоотношения способствовали тому, чтобы в основу протоиндийской религии легли такие примитивные понятия, как культ плодородия, женского труда, змей, буйволов и священных деревьев.

К моменту заселения ариев на территории Индии, на исходе второго тысячелетия до нашей эры, уже отмечались упадок и разрозненность религиозных взглядов. Однако, по мнению многих исследователей, философия и культура протоиндийской цивилизации и легла в основу пришедшего ей на смену ведизма.

Сейчас нельзя достоверно указать, в каком веке началась новая мировоззренческая эпоха. Историки утверждают, что это произошло примерно на рубеже второго тысячелетия до н.э.

Ведийский период

Впитав в себя взгляды и духовные убеждения древних, с заселением ариев начинается совершенно новая эпоха. Она характеризуется формированием стройной религиозно-мифической системы.

Веды датируются окончанием второго и началом первого тысячелетия до нашего времени. Появившиеся священные тексты, почитаемые индоарийцами, и стали началом возникновения ведийского религиозного периода в истории Индии, а затем легли в основу индуизма.


Основополагающими канонами учения стали:

  • деление на сословия и кастовые различия;
  • поклонением богам и силам, олицетворяющим природные явления, деяния, различные сферы Вселенной;
  • объединение божеств в пары (примером являются Бог Земли Притхви и Неба Дьяус, божество дня Митра и ночи Варуна и т.д.);
  • разделение божеств на высшие и низшие;
  • появление существ, противопоставляющих себя силам добра – демонов;
  • практика сложных обрядовых кровавых жертвоприношений, которые также имели выраженные кастовые различия;
  • появление института брахманов, в обязательства которых входило совершение обрядов, описанных в Ведах.


На протяжении многих веков этнические, культурологические, исторические факторы подвергали ведийское учение трансформации, что дало начало эпохе брахманизма . Это следующий эволюционный этап древнеиндийского философского мышления. Ведийское мировоззрение дало начало джайнизму и, собственно, самому индуизму.

Время Брахмы

Возникновение и формирование брахманизма на территории Индии датируется примерно VI веком до н.э. и VIII веком нашего времени. Этот период является вторым по значимости после ведийского в формировании последующих религиозных взглядов. Принципы, которые зародились в то время, легли в основу более позднего индуизма.

Важными отличиями брахманизма являются:

  • центральное место в вероучении отводится понятиям духа, души, «самости», что противоречит канонам ведийской философии;
  • понятие «брахман» приобретает совершенно иной смысл – это Абсолют, высший дух;
  • формируется стройное учение о сансаре – круговороте рождений, через которое осуществляется становление души любого живого существа на земле;
  • появляется понятие о карме, как о поступках, которыми определяется сансара;
  • основным постулатом является утверждение, что все подчинено изменениям, согласно законам сансары, неизменен лишь Высший Дух, к которому следует стремиться – брахман и атман;
  • учение содержит доктрину, что наивысшее стремление каждого верующего – это достижение состояния выхода из круговорота сансары (череды перевоплощений), максимального приближения к брахману и атману, что требует определенного образа жизни и строгих ограничений;
  • теория брахманизма упорядочила основные понятия космогонии и теологии, были пересмотрены первостепенные значения Творца, Творческой силы, как причины, породившей мир и сохраняющей его.


Брахман

Религиозные учения того времени не отличались единством. Даже в рамках брахманизма имелись различные течения.

Возникновение буддизма

Основатель вероучения Сиддхартха Гаутама появился на свет на северо-востоке Индийского субконтинента в середине первого тысячелетия до нашей эры. История того времени является лучшим доказательством утверждения, что для возникновения нового философского мышления должны иметься политические и религиозные предпосылки:

  1. Примерно к шестому веку нашей эры в этом географическом регионе происходило постепенное ослабление влияния ведического учения.
  2. Тогда же отмечался активный процесс строительства государственности и власти, предполагающий возвышенное положение одних сословий над другими, поэтому возникновение буддизма явилось, как противоположность и альтернатива брахманизму. Его смело можно назвать оппозиционным философским направлением.
  3. Созданное буддийское учение имело важную политическую роль, так как оно поспособствовало созданию и укреплению влиятельного по тем временам государства .
  4. Буддизм был поддержан и всячески приветствовался царской властью Ашоки. Это, безусловно, сыграло важную роль в укреплении позиций вероучения на Индийском субконтиненте. По мнению многих современных исследователей правитель империи Мауриев имел безграничную власть и силу. Именно он способствовал тому, чтобы буддизм приобрел позиции того времени. Это был взаимовыгодный симбиоз власти и вероучения.
  5. Сила внутреннего содержания буддизма, как мировоззрения, также сыграла существенную роль в укреплении его положения и распространении.

Изображение царя Ашоки

Сложным периодом для дальнейшего развития философского учения и временем упадка являются VII-XIII века уже нашего времени, когда оно лишилось поддержки высшего сословия.

Подобные процессы были обусловлены чередой мусульманских завоеваний на территории Индийского субконтинента. В то же время пришествие ислама способствовало новой волне возрождения индуистских религиозных течений.

Буддизм и индуизм

С первых моментов возникновения учения Будды, существовали особенности взаимоотношений, обусловленные противоречиями между новыми взглядами на устройство мира и прежними религиозными устоями, сформированными веками и тысячелетиями.

Приход ислама на территорию Индии ознаменовал окончание эпохи буддизма на субконтиненте.

Несмотря на то, что индуизм не представляет собой единую религию, а состоит из множества течений, именно он является исторически обоснованной, традиционной и сложившейся религией большинства коренных жителей.


Фестиваль весны (Холи) в Индии

В то же время, можно смело утверждать, что культурное наследие древней Индии оказало огромное влияние на формирование мировоззрения во всем мире. Не имея исторической поддержки на родине, буддизм распространился по всему миру и продолжает привлекать новых сторонников философского учения.

Заключение

А мы на этом сегодня заканчиваем. Если статья оказалась полезна вам, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые познавательные посты себе на почту.

До скорых встреч!