Индия в XIII - XVI вв. Делийский султанат. Управление Мусульманские государства на территории Индии

12.03.2024

В конце XII в. Северная Индия вновь стала жертвой завоевателей.

В 1175 г. правитель Газни Шихаб-ад-дин Мухаммед Гури, представитель династии Гуридов, пришедшей к власти после свержения династии Газневидов, вторгся в Пенджаб, где укрывался последний представитель династии Махмуд Газневи.

Завоевав эту область, Мухаммед Гури двинулся дальше на восток. В 1192 г. он разбил под Таранном союзные войска индийских князей, выступивших ему навстречу во главе с князем Аджмира и Дели -Притхви Раджей (Раи Питорой) и стал господином всего Доаба (двуречья. Джамны и Ганга).

В 1199-1200 гг. были покорены Бихар и Бенгалия.

Завоёванные индийские земли были включены в состав государственных земель державы Гуридов, и Мухаммед Гури, как их верховный собственник, стал раздавать эти земли в условное феодальное держание (икта) своим (по преимуществу тюркским) военачальникам, поставив над ними в качестве наместника Кутб-ад-дина Айбека.

Успехи завоевателей, сумевших в течение 20 лет подчинить почти всю Северную Индию, объяснялись политической раздробленностью страны, обособленностью её народов, племён и каст и остротой социальных противоречий внутри индийского общества.

В 1206 г., возвращаясь из походов против восставших пенджабцев, Мухаммед Гури был убит.

Военачальники, которым он роздал в феодальное держание индийские земли, отказались признать нового правителя Газни своим господином и создали на территории Северной Индии собственное, независимое от Газни, государство, получившее название по имени своей столицы - Делийский султанат.

Правителем этого государства был провозглашён прежний наместник султана Кутб-ад-дин Айбек.

Власть Айбека и его ближайших преемников была, однако, в значительной мере номинальной. За 36 лет, последовавших после смерти Айбека (1210 г.), на делийском престоле сменилось шесть султанов.

Подоплёкой кровавых дворцовых переворотов было желание феодалов добиться от султанской власти новых земель, пожалований в привилегий.

Бесконечные усобицы между крупными мусульманскими феодалами, представлявшими господствующую верхушку в Делийском султанате, использовались покорёнными раджпутскими князьями для восстановления своей независимости.

Почти непрерывные войны внутри Делийского султаната, сопровождавшиеся грабежом в опустошением сотен и тысяч мирных селений, вынуждали общинников браться за оружие, звать на помощь вождей раджпутских кланов, платя им за это признанием их феодальной власти.

Многие вожди раджпутских кланов и их ответвлений, разгромленных захватчиками и отступивших в глубь территории между Пенджабом и Бенгалией, создавали здесь новые феодальные владения.

Феодальная анархия в Делийском султанате поставила под угрозу дальнейшую судьбу народов Индии, когда у её границ появились монгольские войска. Впервые монголы вступили на индийскую территорию в 1221 г., преследуя правителя Хорезма Джелал-ад-дина.

Монгольские отряды опустошили области Мультана, Лахора и Пешавара и ушли из Индии, взяв с собой, по свидетельству одной из индийских хроник, 10 тыс. пленных, которые по дороге были все" убиты из-за недостатка продовольствия.

В 1241 г. монгольские войска снова совершили налёт на Индию и захватили Лахор. С этого времени, монгольские ханы начали предпринимать одно вторжение за другим. В 1246 г. они овладели Мультаном и У чем.

Необходимость обороны своих владений вынудила феодалов объединиться вокруг делийского султана Насир ад-дина Махмуда (1246-1265), фактически же под руководством его главного везира Гийяс-ад-дпна Балбана.

Опираясь в основном на поддержку мелких и средних феодалов, Балбан сначала как везир, а затем, с 1265 по 1287 г., как государь сумел подорвать силу господствовавшей до этого тюркской феодальной клики.

Он отбирал в казну земли тех держателей икта, которые не хотели подчиняться султану.

Всё своё внимание Балбан направил на оборону государства от монгольских завоевателей.

История Востока. Том 1 Васильев Леонид Сергеевич

Делийский султанат (1206–1526)

Айбек и его преемники, значительная часть которых тоже принадлежала к числу гулямов, правили вплоть до 1290 г. (династия гулямов). За это время тюрки-мусульмане упрочили свою власть в султанате. Исламские воины получили условные владения в форме икта, а во главе администрации были поставлены наиболее грамотные и опытные в этом деле мусульмане из числа хорасанцев, главным образом персы. Значительную часть индийских земель получили в форме вакуфов мусульманские духовники и мечети. Индийские князья должны были подчиниться мусульманам, признать себя их вассалами и выплачивать им дань, а формы условного владения в княжествах тоже стали трансформироваться под воздействием исламских принципов землепользования: вчерашние раджпутские воины в индийских княжествах, как и в землях султаната, превращались в иктадаров, обязанных служить вместе со своими князьями и военачальниками новым правителям.

Династия гулямов в 1290 г. сменилась другой. Ала ад-дин Хилджи (1296–1316) из тюркского племени хилджи сумел нанести решительное поражение монголам, которые на протяжении нескольких десятилетий стремились приникнуть в Индию, но так и не преуспели в этом. Покончив с угрозой монгольского нашествия, Ала ад-дин совершил ряд успешных походов на Декан и даже в Южную Индию, присоединив завоеванные им земли к султанату. По некоторым данным, эти походы принесли султану в качестве трофеев 20 тыс. лошадей, 312 слонов, 2750 фунтов золота и большое количество драгоценных камней.

Дабы укрепить центральную власть в созданной им империи, Ала ад-дин предпринял ряд важных реформ, суть которых сводилась к конфискации максимально возможного количества земель в фонд казны и к попытке перевода армии, воинов-иктадаров, на натуральное и денежное довольствие из казны. Для этого цены на продукты питания, прежде всего зерно, были строго регламентированы. Торговцы были обязаны придерживаться этих цен под страхом суровых наказаний. А когда, несмотря на запреты, цены на рынках все же начинали расти, чиновники были обязаны выбрасывать на рынок зерно из казенных амбаров, куда оно загодя свозилось со всей Индии, для чего земельно-зерновой налог с общин был повышен до 1/2 урожая. Все эти меры могли, однако, дать лишь временный результат, но зато они вызвали недовольство и сопротивление со стороны различных слоев населения и вскоре после смерти Ала ад-дина были отменены.

В 1320 г. к власти в султанате пришел очередной выходец из гулямов, основавший династию Туглаков, правившую страной до 1414 г. Мухаммед Туглак (1325–1351) сумел на некоторое время восстановить распавшуюся было после смерти Ала ад-дина империю, но очень ненадолго. Еще при его жизни она вновь распалась, на сей раз окончательно: сначала от султаната отпала Бенгалия (1339), а затем по частям и весь Декан. С трудом сохранялся контроль над Гуджаратом с его важными торговыми портами, но в 80-х годах XIV в. отпал от султаната и он, да еще вместе с Мальвой. Окончательный удар по распавшейся империи был нанесен Тимуром, разграбившим в 1398 г. Дели и вырезавшим значительную часть его жителей (многие другие были вывезены им в Самарканд).

Султаны династий Сайидов и Лоди, правившие Северной Индией в 1414–1526 гг., временами укрепляли свою власть и энергично преследовали противников, совершая даже походы на соседей, по большей части неудачные. Но в целом султанат переживал кризис, период упадка. Одна за другой откалывались от него окраины, порой крупные провинции, пока в 1526 г. последний из султанов не был разбит Бабуром, основавшим в Индии империю Великих Моголов.

Политическая история Делийского султаната по-своему весьма поучительна. В принципе основанная на исламе структура была объективно более сильной и внутренне жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные образования древней и средневековой империи, включая и такие, как маурийская. Как уже не раз об этом шла речь, мусульманская структура всегда и везде сильна прежде всего неразрывной слитностью в ней религиозного и политического начал, тогда как индийская именно в этом пункте была слабой: религия в Индии как бы подчеркнуто ставила себя вне политики, демонстрировала безразличие к власти.

Казалось бы, появление в Индии исламских государств и ислама как религии должно было резко изменить привычную для этой страны политическую ситуацию. В известной степени так оно и было. Но слабость исламской государственности в Индии заключалась в том, что пассивное сопротивление традиционного индийского общества, которое исламские завоеватели всеми силами старались, но так и не сумели преодолеть, подрывало новую структуру изнутри, сильно ослабляя ее в те самые критические моменты ее существования, когда ей особенно необходима была поддержка снизу, изнутри, когда она нуждалась в столь привычном для нее единстве перед лицом грозного врага или мощного соперника. Чтобы продемонстрировать этот феномен более обстоятельно, обратимся к анализу тех факторов и общественных сил, которые в совокупности определяли собой упомянутую сложную ситуацию.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В XIII - СЕРЕДИНЕ XIV ВЕКА

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ Алаев Л.Б. Средневековая Индия. СПб., 2003.Алаев Л.Б. Южная Индия: общинно-политический строй VI–XIII вв. М., 2011.Алаев Л.Б., Вигасин А.А., Сафронова А.Л. История Индии. М., 2010.Ашрафян К.З. Средневековый город Индии XIII - середины XVIII века. М., 1983.

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1526 «История церкви св. Петра в Глостере», лат.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Румский султанат 1077-1086 Сулейман–шах I (султан с 1081 г.)1086–1107 Кылыч–Арслан I1107–1116 Малик–шах I1116–1156 Масуд I1156–1192 Кылыч–Арслан II1192–1196 Кай–Хусрау I1196–1204 Сулейман–шах II1204–1204 Кылыч–Арслан III1204–1210 Кай–Хусрау I (вторично)1210–1219 Кай–Каус I1219–1237 Кай–Кубад I1237–1246

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ДЕЛИЙСКИЙ И ГУДЖАРАТСКИЙ СУЛТАНАТЫ Некогда могучий Делийский султанат после его разгрома Тимуром в 1398 г. охватывал только среднюю часть бассейна Ганга и Джамны. Там у власти с 1451 г. находилась афганская династия Лоди. Сикандар-шах (1489–1517) несколько расширил пределы

автора Эсбридж Томас

БЕЙБАРС И МАМЛЮКСКИЙ СУЛТАНАТ Осенью 1260 года Бейбарс со всей очевидностью убедился в непрочности своего положения. Он поспешил утвердиться в Каире, занял цитадель - резиденцию султанов, построенную еще Саладином, и вознаградил широкий круг эмиров за преданность

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Калаун и мамлюкский султанат Во время пребывания у власти Калауна стала быстро нарастать угроза монгольской агрессии. Ильхан Абака воспользовался беспорядками в султанате после смерти Бейбарса и в 1280 году отправил внушительную армию в Северную Сирию, подтолкнув к

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1526 Гибель сенсации. «Межрабпомфильм», М., 1935. Реж.: М. Доллер (см.. Мачерет А.В. Советские художественные фильмы: Аннот. каталог: В 3 т. М, 1961. Т. 2. С.

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

11.8. ДЕЛИЙСКИЙ СУЛТАНАТ В ЭПОХУ МОНГОЛЬСКИХ НАШЕСТВИЙ Первое вторжение монголов в Индию относится к 1221 г., когда кочевники, преследуя войска Хорезмшаха, дошли до берегов Инда. Затем последовал длительный перерыв, во время которого монголы завоевали Иран и весь Ближний

Из книги Юго-Восточная Азия в XIII – XVI веках автора Берзин Эдуард Оскарович

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Делийский султанат: завоевание Индии Делийский султанат, который основали гази из Афганских гор за пределами Пенджаба, в долине Ганга в начале XIII в., успешно отражал атаки монголов и был вознагражден в сфере своей исламской культуры притоком множества ученых, бежавших

Мусульманское государство. Мусульманское государство представляло собой теократию; теоретически все политические институты были основаны на исламе и санкционировались им. На практике, однако, эта теория должна была претерпеть много изменений, особенно в такой стране, как Индия, где не-мусульмане составляли подавляющее большинство населения и где политические условия сильно отличались от тех, из которых исходили мусульманские законоведы.

Согласно ортодоксальной мусульманской теории, правитель должен был избираться правоверными. Эта теория оказалась несостоятельной даже на родине ислама, и Маварди – знаменитый законовед – был вынужден сделать вывод, что суверен может назначать своего преемника. В отношении Делийского султаната трудно проследить источник суверенитета. Там не было общепризнанного порядка престолонаследия, равно как не было и признанной процедуры для решения споров. Вообще говоря, для удобства правителя выбирали только из членов семьи умершего султана. Что касается первородства и способностей избранника, а также воли покойного султана, то со всем этим иногда считались, но решающий голос, повидимому, принадлежал знати, которая обычно думала скорее о собственных удобствах, чем об интересах государства.

Тюркские правители Индии и халифат . К XIII веку представление, согласно которому весь мусульманский мир объединен под религиозной и политической властью халифа, перестало соответствовать действительному положению. Но это была удобная в политическом отношении фикция; значительное большинство правоверных начало читать хутбу1 с упоминанием имени мусульманских правителей, занимавших независимое положение. При Абассидах «мусульманский мир... раскололся на много частей, которые не всегда были зависимы от халифата; каждая из них имела свою историю». В 1258 году великий монгольский вождь Хулагу занял Багдад и убил халифа. Халифат прекратил свое существование. «Однако тень его сохранилась в Египте – род халифов, формально располагавших властью, но в действительности лишенных ее, – призрачное отражение былого». Дядя последнего багдадского халифа нашел убежище в Египте и был признан мамлукскими султанами долины Нила духовным властителем мусульман. Эта династия египетских халифов просуществовала вплоть до XVI века, когда последний из них отрекся от своих номинальных прав в пользу Сулеймана II, оттоманского султана Константинополя.

1 Хутбо – проповедь, которая читается по пятницам во время зухры (полуденной молитвы). «Согласно лучшим авторитетам, имя правящего халифа должно было упоминаться в хутбе; тот факт, что в независимых магометанских государствах оно не упоминается, а заменено именем султана или эмира, имеет свое значение».

Традиция, особенно если она связана с религией, легко не отмирает. Халифы потеряли политическую власть после падения Багдада, но они не утратили своего политического престижа. Ни один правоверный никогда не мог забыть, что он обязан подчиняться именно преемнику Пророка. «Преемник Пророка был источником всякой политической власти; правители и вожди племен подчинялись ему, и только его санкция могла явиться законной основой их власти». Это следует иметь в виду при анализе отношений между делийскими султанами и халифами Багдада и Египта.

Когда султан Махмуд Газневи положил конец династии Саманидов и объявил о своей независимости, его власть была признана аббасидским халифом Багдада. Неясно, хотел ли сам Махмуд освятить и усилить свою власть, получив формальное признание преемника Пророка, или же клонящаяся к упадку династия Абассидов сочла благоразумным использовать ситуацию, с тем чтобы напомнить миру, что престиж халифа не является призраком прошлого. Мухаммед Гури ставил имя халифа на своих ранних монетах, выпущенных в Дели. Илтутмиш был первым султаном Дели, получившим формальное признание от халифа. В 1229 году посланцы халифа ал-Мустансира прибыли в Дели и признали Илтутмиша делийским султаном. Имя последнего багдадского халифа, ал-Мустасима, стояло на делийских монетах в течение почти четырех десятилетий после его смерти (1258 г.). Льстивый придворный поэт Амир Хусроу называет Ала-уд-дина и Кутб-уд-дин Мубарака Хилджи халифами, однако мы не имеем нумизматических и эпиграфических данных о присвоении этого титула Ала-уд-дином, хотя сын его открыто объявил себя «великим имамом, халифом». В конце своего правления Мухаммед Туглак, когда его власти угрожали восстания и всеобщее недовольство в империи, снова прибегнул к испытанному методу укрепления власти правителя, получив признание халифа. В 1343 году в Дели прибыл посланец египетского халифа ал-Хакима II. Барани следующим образом описывает позицию султана: «Он приказал впредь не ставить свое имя и титул на монетах и заменить их именем халифа; его лесть по отношению к халифу была столь грубой, что о ней не стоит даже писать». Фируз Туглак пишет в своей автобиографии: «Величайшая и высшая честь, полученная мной божьей милостью, – это то, что благодаря моей покорности и благочестию, послушанию и уважению к халифу – представителю святого пророка – укрепилась моя власть, ибо только его утверждение обеспечивает власть правителя; положение правителя не будет прочным до тех пор, пока он не подчинится халифу и не получит признания святого престола». Ни один преемник Фируза не придавал такого большого значения «получению признания святого престола» и ни один посланец из Египта не появлялся в Дели после смерти этого набожного монарха.

Индусы в мусульманском государстве. Немусульманские подданные мусульманского государства называются зимми (людьми, находящимися под защитой). При завоевании немусульманской страны мусульмане предлагали завоеванному народу на выбор три возможности: обращение в ислам, уплату джизии и смерть. Естественно, те, кому дорога была собственная вера, входили в соглашение с победителями, уплачивая джизию. Мусульманский законовед говорит: «Тот, кто платит джизию и подчиняется мусульманскому государству, называется зимми». От уплаты джизии были освобождены монахи, отшельники, нищие и рабы. Уплата джизии связана с унижением. Фируз Туглак заставил платить джизию брахманов, которые на протяжении столетий были освобождены от ее уплаты.

Некоторые ученые мусульманские богословы стремились низвести индусов до положения дровосеков и водоносов. Точка зрения казни Мугис-уд-дина была приведена выше. Один мусульманский законовед из Египта писал Ала-уд-дину во время своего пребывания в Индии: «Я слышал, что вы довели ндусов до такого состояния, что их жены и дети просят хлеба у дверей мусульман. Поступая так, вы сослужили большую службу религии. Все ваши грехи будут прощены за одну лишь эту заслугу...»

Было бы ошибкой думать, что эти крайние взгляды находили всегда отражение в законодательстве и внутренней политике. При Ала-уд-дине ухудшилось экономическое положение индусов; при Фирузе Туглаке и Сикандаре Лоди продолжались религиозные гонения. Не было, однако, постоянной, заранее обдуманной системы притеснения или систематических попыток истребить индусов. Самое большое обвинение, которое может быть предъявлено султанам, – это отказ их от попытки привлечь индусов к участию в ведении государственных дел.

Монархия. Согласно мусульманским религиозным представлениям и праву, все подчиняется Закону (шар"), который в конечном счете основывается на Коране. Правитель был верховным толкователем Закона. Одним из важнейших факторов, сдерживавших деспотизм мусульманских правителей, было то, что они не могли безнаказанно пренебрегать Законом. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Мухаммед Туглак предпринимали попытки освободиться от Закона и его традиционных толкователей – суннитских богословов. Эти попытки имели некоторый успех.

Другим важным фактором, ограничивавшим власть правителя, было привилегированное положение знати. «С точки зрения развития государственности, наибольший интерес в истории династии Илтутмиша представляет борьба между короной и знатью за обладание реальной властью». Так, во времена Насир-уд-дин Махмуда победу одержала знать. Балбан, будучи султаном, поднял престиж монархии, обуздав притязания знати. Так продолжалось вплоть до времен Мухаммеда Туглака, который надписью на своих монетах напоминал своим подданным, что «султан – это тень бога». Положение изменилось при слабом правителе Фирузе Туглаке, который угождал мусульманскому духовенству показной приверженностью Закону, а военачальникам позволял беспрепятственно пользоваться своими привилегиями. При Лоди знать претендовала на равное положение с самим правителем. Надменный Ибрахим пытался оспаривать притязания знати и поплатился за это жизнью.

Не было какой-либо признанной системы государственных органов, которые бы направляли, помогали или ограничивали бы действия делийских султанов. Все зависело от личности правителя. Не было постоянного совета министров, правительства в современном понимании. Султан вершил государственные дела с помощью тех советников или чиновников, каких он считал нужным назначить. Если султан был сильным, эти люди были «простыми исполнителями воли правителя; они могли влиять на политику своего господина только искусством мягкого убеждения или завуалированного предостережения». Однако, если султан был слабым, они использовали его как марионетку.

Некоторые важные государственные посты. Главный министр султаната назывался вазиром, а его ведомство называлось диван-и-вазират. Это ведомство занималось главным образом финансами. Ведомство, именовавшееся диван-и-расалат, которое занималось религиозными делами и пожалованиями духовенству, и судебное ведомство, диван-и-каза, находились под контролем садр-ус-судура. Пост ариз-и-мамалика (начальника военного ведомства) принадлежал дабир-и-арзу. Учреждение диван-и-инша (ведавшее корреспонденцией правителя) управлялось дабир-и-хасом. Из лиц, ведавших придворными делами, следует упомянуть вакил-и-дара (начальника этого ведомства) и эмир-и-хаджиба, или барбека (главного камергера).

Финансы. Источниками доходов государства были главным образом: I)поземельный налог, 2) зякат, или религиозные налоги, 3) джизия, 4) военная добыча, 5) рудники и копи (алмазные и т. д.), 6) выморочное имущество.

Главной статьей поземельного налога был харадж. Султаны Дели Ала-уд-дин Хилджи и Гийяс-уд-дин Туглак провели реформы в системе взимания земельного налога. Первый, повидимому, ввел правило обмера земли, которое обеспечивало более справедливые взаимоотношения между государством и земледельцем. Во времена Ала-уд-дина крестьянам надлежало платить налог натурой, хотя, повидимому, принимались и деньги. В XIII веке доля государства составляла, возможно, одну пятую часть урожая. Ала-уд-дин повысил ее до половины урожая. Эти тяжелые ставки налога были снижены в период правления его сына. Гийяс-уд-дин Туглак отдал приказ, согласно которому земельный налог не мог быть увеличен больше чем на десять процентов.

Правосудие . Садр-ус-судур был главным судьей (кази-и-мамалик) империи. Он принимал апелляции на решения низших инстанций и назначал местных кази. В каждом большом городе, включая Дели, был свой /ссзм (судья), который вершил суд. Высокое должностное лицо, амир-и-дад, приводил в исполнение приговоры, вынесенные кази. Дела, касавшиеся только индусов, решались обычно панчаятом [пятью старейшинами. – Ред.]. Дела между индусами и мусульманами решали кази. Котвал был главой полиции в городах, но он был также градоначальником. Уголовное право было очень суровым, пытки и нанесение увечья были обычным явлением. Фируз Туглак отменил некоторые из наиболее бесчеловечных методов наказания.

Управление провинциями. Крупная империя должна была для удобства управления делиться на провинции. В источниках упоминаются 23 провинции, существовавшие при Мухаммеде Туглаке: 1) Дели, 2) Девагири, 3) Мультан, 4) Кухрам, 5) Самана, 6) Севан, 7) Уч, 8) Ханси, 9) Сирсути, 10) Ма"бар, 11)Теланг, 12) Гуджарат, 13) Бадаун, 14) Ауд, 15) Канаудж, 16) Лакхнаути, 17) Бихар, 18) Кара, 19) Мальва, 20) Лахор, 21) Каланор, 22) Джаджнагар, 23) Дорасамудра. Некоторые из провинций были, очевидно, по размерам не больше современного округа (дистрикта), но другие, как Лакхнаути, были, повидимому, очень большими, и управлять ими было трудно.

В летописях на фарси наместник провинции обычно называется вали или мукта. Трудно сказать, были ли эти термины синонимами. Некоторые исследователи считают, что термином вали обозначался наместник, облеченный чрезвычайными полномочиями. Возможно, что более крупные провинции делились на шикки, которыми управляли чиновники, называвшиеся шиккдарами. Следующей более мелкой административной единицей была паргана, которая включала ряд деревень. Повидимому, в парганах и деревнях индусские вожди и мелкие чиновники пользовались значительной властью и влиянием; в столице провинции, однако, монополией управления и власти пользовались мусульмане. В Делийском султанате ни один индус не был назначен наместником провинции.

Кроме провинций, находившихся более или менее непосредственно под властью султана, существовали еще вассальные княжества, которыми правили индусские князья, чье подчинение центральному правительству обычно было формальным.

Армия. Наличие большой и боеспособной армии являлось в то время первым условием существования устойчивого правительства. Конница являлась основной силой армии. На лошадей был большой спрос. Как и у индусов, слоны высоко ценились. Пехотинцы, так называемые пайяки. имели меньшее значение в армии. Были широко распространены некоторые виды примитивного огнестрельного оружия. Общее управление делами, связанными с армией, было поручено ариз-и-мамалику. В его ведомстве находился список (хулия) всех солдат. Ала-уд-дин Хилджи ввел систему клеймения боевых коней, чтобы военачальники не могли заменить хорошую лошадь плохой. Кроме регулярной армии, которую содержало центральное правительство, имелись еще провинциальные контингенты, находившиеся под контролем наместников провинций.

Еще в начале VII в. арабы, вторгшись в Индию с севера, завоевали территорию Синда и утвердили там свою власть. Синд обособился, но это не повлияло на историю остальной Индии. Однако с начала XI в. Индия стала ареной разорительных набегов тюркских завоевателей-мусульман, совершавших походы под флагом священной войны с неверными. Переживавшие период феодальной раздробленности, индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название Делийского султаната. Возникновение этого государства, распространившего впоследствии свои завоевания на юге, оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была втянута в сферу так называемого мусульманского мира.

Первое вторжение в Индию тюркских завоевателей произошло в 1001 г. Затем войско Махмуда (998-1030 гг.), правителя государства со столицей в Газни, находившейся в тогдашней области Хорасан, вторглось в Пенджаб. Выступивший против армий Махмуда раджа Джайпал потерпел поражение под Пешаваром и покончил самоубийством. С тех пор систематически вплоть до 1026 г. в зимнее время Махмуд совершал набеги на Индию, разбивая огромные, но плохо организованные индийские армии. Он разрушал храмы, грабил храмовые богатства, сокровища, накопленные владетелями княжеств за много поколений, собирал контрибуцию с населения и уходил обратно с караваном награбленной добычи. Махмуд совершал набеги на огромную территорию Северной Индии от Сомнатха (Катхиавар) на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Однако он присоединил к своим владениям и непосредственно управлял лишь Пенджабом.

При преемниках Махмуда в период усобиц и угрозы со стороны сельджуков столица газневидов была перенесена в Лахор. В 70-е годы XII в. смутами воспользовались правители небольшого вассального княжества Гур, которые в 1173 г. завоевали Газни, а в 1186 г. - столицу своего бывшего сюзерена Лахор. Правитель Гура Мухаммед, овладев Пенджабом, стал продвигаться дальше, в глубь Индии. В 1191 г. в битве при Тараине он потерпел поражение от Притхвираджа, раджпутского правителя Дели и Аджмира, но да следующий год на том же поле Тараина Мухаммед разбил возглавляемую Притхвираджем армию раджпутских князей, открыв себе дорогу на Ганг. Вскоре он овладел всей Джамна-Гангской долиной, включая Бенгалию. После убийства Мухаммеда один из тюркских рабов, начальник его гвардии, полководец и наместник Севера Индии Кутб-уд-дин Айбак (1206-1211 гг.), объявил себя независимым султаном индийских владений туридов со столицей в Дели. Так возник Делийский султанат. После смерти Айбека (он упал с коня во время игры в поло) к власти пришел другой правитель, из гулямов (рабов-гвардейцев) - Шамс-уд-дин Ильтутмыш. Поскольку некоторые его преемники также выдвинулись из рабов-гвардейцев, эта династия известна под названием династии Гулямов.

Династия Гулямов

В период укрепления и расширения владений Ильтутмышем в Индии появились монгольские завоеватели, преследовавшие Джалал-уд-дина, сына покоренного ими хорезмшаха. К тому времени монголы завоевали уже всю Центральную Азию от Маньчжурии до Туркестана, беспощадно вырезая население. Одно имя Чингисхана наводило страх. Ильтутмыш отказал в помощи Джалал-уи-дину, и тот был разбит монголами в 1221 г. на берегах Инда. После этого монголы, разграбив Западный Пенджаб, Синд и Северный Гуджарат, ушли из Индии. Однако угроза новых монгольских нашествий длительное время висела над Индией и оплачивала мусульманскую знать вокруг делийского трона.

Именно во время правления Ильтутмыша оформилось господство мусульманских военачальников в Северной Индии. В память об Ильтутмыше и сейчас высится гигантский минарет Кутб-минар в Дели, строительство которого было начато при Кутб-уд-дине, а закончено при Ильтутмыше. Гробница Ильтутмыша находится рядом.

В этот период военная знать состояла главным образом из среднеазиатских тюрок, сплотившихся в сильную организацию, называемую «Сорок» по числу ее основателей. Чиновники и духовные деятели были хорасанцами (т. е. таджиками и персами). Ислам суннитского направления стал государственной религией, индусы считались презренными, неверными («зим-ми»). Государственным языком стал персидский. Форма правления была деспотической.

Хотя первые два делийских султана избирались мусульманскими военачальниками, Ильтутмыш стремился сделать монархию наследственной и назначил преемником свою дочь Раззийю, которую считал «лучшим мужчиной», чем его сыновья. Эта правительница была женщиной храброй и умной, но военачальники в силу своих мусульманских предрассудков считали постыдным подчиняться женщине. После четырех лет правления она была убита, и начался период смуты и дворцовых переворотов. В это время монголы неоднократно совершали набеги, я в 1241 г. ими был даже взят Лахор.

Наконец в 1246 г. на трон был возведен младший сын Ильтутмыша Насир-уд-дин. Однако власть фактически перешла в руки его способного советника Гийяс-уд-дина Балбана, который в 1265 г., после смерти Насира, занял престол (1265- 1287 гг.). Став султаном, Балбан сумел отогнать монголов и построить на северо-западной границе цепь крепостей как опорных пунктов. Его правление прошло в борьбе за укрепление своей власти. Он беспощадно подавлял восстания (например, волнения среди индусов Доаба), бросая пленных мятежников под ноги слонам или снимая с живых кожу. Ему удалось сломить могущество «Сорока» и жестоко подавить восстание мусульманских военачальников Бенгалии в 1280 г. Зачинщиков публично казнили, посадив на кол. После смерти престарелого султана снова начались распри между феодальными группировками. В последовавшей затем борьбе одержали верх военачальники из тюркского племени хилджи. На престол вступил 70-летний Джалал-уд-дин Фируз (1290-1296 гг.).

Правление Хилджи

При первом представителе династии Хилджи в Индию опять вторглись монгольские войска, но Джалал-уд-дину удалось частично разбить их, а частично от них откупиться.

Наиболее значительным событием в правление Джалал-уд-дина Фируза был организованный Ала-уд-дином, его зятем и племянником, набег на Декан. Разбив Рамачандра, правителя Девагири из династии Ядавов, и награбив сокровищ, Ала-уд-дин вернулся в Дели. Около столицы он предательски убил своего тестя и стал правителем Дели (1296-1316 гг.).

Жестокий и решительный Ала-уд-дин был способным военачальником и талантливым администратором. В ото время участились набеги монголов, и Ала-уд-дин все силы бросил на разгром врага. Жестокость его характера видна из того, что, опасаясь бунта, он в одну ночь приказал перебить все 15- 30 тыс. монголов, поселившихся около Дели при Джалал-уд-дине и составлявших его войско. Для пополнения казны Ала-уд-дин конфисковал или обложил налогом «обеленные» земли духовенства и богатых военачальников. Во избежание заговоров он запретил пиры и собрания, разослав всюду своих шпионов.

Стремясь сосредоточить в своих руках фонд земель, Ала-уд-дин решил ввести небольшую денежную оплату иктада-ров вместо существовавшей до этого раздачи наделов. При господстве в стране натурального хозяйства пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам, чтобы снизить в столице цены на продовольствие и обеспечить им своих плохо оплачиваемых воинов. Со всех казенных земель в Доабе было приказано брать налог только зерном, и купцы были насильственно обязаны свозить его в построенные в Дели огромные амбары. Цены на городских рынках в столице и Доабе были строго регламентированы; специальные чиновники следили за порядком и жестоко наказывали за обман или недовес. Налог с индусов был повышен с 1/6 до 1/2 урожая. Им было запрещено носить оружие, богато одеваться или ездить верхом; эти меры должны были удовлетворить наиболее ревностных мусульман. Зато воинам жалованье было повышено.

Эти суровые меры на первых порах дали султану возможность создать огромное боеспособное войско в 475 тыс. всадников и отразить набеги монголов. В последний раз при Ала-уд-дине монголы появились в 1306 г. и были им разбиты у реки Рави.

Однако Ала-уд-дину все же не хватало средств на содержание большого войска, и он решил пополнить казну путем ограбления новых областей и городов Декана. Посланный в поход военачальник Малик Кафур снова взял в 1307 г. Дева-гири, затем Варангал, столицу Какатьев (территория современной Телинганы), а в следующем походе, в 1311 г.,- столицу Хойсалов Дварасамудру и центр владений Пандьев - Мадуру. В последующие два-три года Малик Кафур совершал еще походы, достигнув южной оконечности Индии - мыса Коморин. Возвращаясь из набегов, армия Ала-уд-(дина привозила в Дели огромные богатства - золото, драгоценности, коней. Покоренные правители признавали себя вассалами Делийского султаната и должны были платить ежегодную дань.

Огромная империя Ала-уд-дина не была централизованным государством. В Гуджарате в последние годы жизни Ала-уд-дина его наместники поднимали мятежи. Раджпуты оставались непокоренными: памятники раджпутского эпоса рассказывают о постоянной борьбе с мусульманскими гарнизонами. Бенгалия была раздроблена и управлялась независимыми мусульманскими князьями. Хойсалы и Пандьи хотя и платили дань, но в остальном правили самостоятельно. На севере, за Индом, находились земли независимых племен.

Хотя султан щедро раздавал сокровища, награбленные в результате удачных завоеваний, его подозрительность, конфискации, преследование индусов вызвали широкое недовольство. Всюду вспыхивали мятежи. После смерти Ала-уд-дина (он умер от водянки в 1316 г.) началась борьба за трон, во время которой погиб Малик Кафур, пытавшийся захватить власть. Через несколько месяцев под именем Кудб-уд-дина Мубарак-шаха (1316-1320 гг.) короновался один из сыновей Ала-уд-дина. Он ликвидировал все экономические реформы своего отца, однако не отказался от завоевательной политики и посылал на Декан своего военачальника Хосроу-хана. Вернувшись с богатой добычей из Мадуры и Телинганы, Хосроу-хан убил Мубарак-шаха, стремясь стать султаном Дели. Вскоре, однако, и он был устранен другой группировкой тюркской знати. На трон вступил наместник Пенджаба полководец Малик Гази, короновавшийся под именем Гийяс-уд-дина Туглака (1320-1325 гг.) и основавший новую династию.

Правление Туглакидов

Новый султан провел ряд мероприятий, стремясь устранить недостатки, являвшиеся следствием реформ Ала-уд-дина. Земельный налог был снижен до 1/10 урожая, и на государственные средства была осуществлена постройка ирригационных каналов. Гийяс-уд-дин построил для себя в Дели целый город из розового гранита, обнес его мощными стенами с укреплениями и назвал Туглакабадом (ныне лежит в развалинах), а неподалеку воздвиг для себя мавзолей из красного и белого камня, похожий на крепость. Он стоял посреди искусственного озера, теперь совсем высохшего.

Подобно своим предшественникам, Гийяс-уд-дин проводил активную внешнюю политику. Для пополнения казны был предпринят новый завоевательный поход на Декан под началом сына султана, Джауна-хана, который занял столицу Какатьев Варангал и переименовал ее в Султанпур. Сам Гийяс-уд-дин подчинил Восточную Бенгалию, а правителя Западной Бенгалии заставил признать себя вассалом Дели (1324 г.). Джауна-хан по этому поводу устроил в Дели пышную встречу отца, но во время шествия слонов рухнул деревянный павильон, и Гийяс-уд-дин погиб под его обломками. По сведениям арабского путешественника Ибн-Баттуты, этот «несчастный случай» был подстроен Джауна-ханом, метившим на престол. Вскоре он и короновался под именем Мухаммада-шаха (1325- 1351гг.).

Мухаммад Туглак был способным полководцем, хорошо образованным человеком, однако, будучи притом жестоким самодуром, он своими непродуманными действиями привел государство в хаотическое состояние. Решив, что Дели слишком далеко расположен от южных границ его империи, он перенес свой двор в Девагири, переименованный им в Доулатабад. Вместе со двором были насильственно переселены и все обслуживавшие его лица. Через несколько лет Мухаммад-шах вернулся в Дели, но нарушенная хозяйственная жизнь в окрестностях столицы восстанавливалась с трудом.

Поскольку для охраны огромной империи нужно было содержать большую армию и разветвленный центральный и провинциальный аппарат, казна все время нуждалась в средствах.

Мухаммад-шах ввел дополнительные поборы (абваб) с земледельцев. Эти абвабы были столь велики, что крестьяне, разоряясь, бросали хозяйство и бежали в леса. Области оскудели, доходы перестали поступать в казну. К тому же наступила засуха. Тогда султан прибег к выпуску медных денег, которые должны были обращаться по стоимости прежних золотых и серебряных. Однако это привело в расстройство денежную систему и экономику страны. Купцы перестали огпускать товары за новые деньги. В конце концов султану пришлось скупить эту неполноценную монету за серебро и золото, что опустошило казну. Ужасной катастрофой закончился затеянный Мухаммадом Туглаком поход в Караджал - горный район в Гималаях. Правда, местного князя удалось принудить к уплате дани, но при возвращении стотысячная армия, страдавшая от голода, дождей и бездорожья, была почтя начисто уничтожена горцами.

Последние 15 лет правления Мухаммада прошли в бесплодных попытках подавить мятежи, вспыхивавшие го в одном, то в другом конце его огромной империи, и волнения в народе, нередко принимавшие форму ересей. За жестокость расправ Му-хаммад Туглак получил прозвище Хуни (Кровавый). В 1351 г. султан, преследуя мятежных эмиров, прибыл в Тхатту (Синд), где и умер от лихорадки. Тут же, в Синде, знать возвела на трон двоюродного брата покойного султана - Фируза Туглака (1351-1388 гг.).

Фирузу пришлось принять решительные меры для ликвидации пагубных последствий правления Мухаммада. Абвабы больше не взимались, земельный налог был уменьшен, для поднятия урожайности в Доабе были сооружены пять оросительных каналов, отменены высокие рыночные пошлины, военачальникам розданы «деревни, селения и города», издан приказ о запрещении пыток. Мусульманским военачальникам пришлось предоставить ряд привилегий, но это лишь поощрило их сепаратистские тенденции.

Вместе с тем Фируз жестоко подавлял всякие еретические движения, преследовал индусов и шиитов-мусульман. При походах на индусские княжества (особенно Катехр) Фируз обращал население в рабов, применяя труд их в своем царском хозяйстве. По примеру султана его военачальники тоже обзаводились рабами. Общее число их в стране, по словам историка Барани, было около 180 тыс.

Попытки Фируза сохранить целостность своего государства не были успешными. Бенгалию, отделившуюся еще при Мухаммаде Туглаке, не удалось вновь присоединить. Декан фактически откололся от империи, походы на Ориссу и Синд закончились провалом. Когда престарелый султан умер, разгорелась борьба между могущественными группировками феодалов, каждая из которых поддерживала своего ставленника на престол.

Окончательный удар распадающейся империи нанесло нашествие войск Тимура, правителя Самарканда (1398 г.). Тимур стремился устрашить индийцев своей жестокостью. Истребляя почти поголовно население, он строил башни из черепов побежденных. Опасаясь враждебных действий, Тимур приказал вырезать в окрестностях Дели 100 тыс. пленников, взятых им в разных местностях Северной Индии. Делийский султан бежал в Гуджарат. Вошедшие в Дели войска Тимура несколько дней грабили и убивали жителей. Нагруженный добычей, ведя за собой тысячи пленных, Тимур вернулся в Самарканд. В Индии после его нашествия начались голод и болезни. Империя распалась. Последний султан из Туглаков умер в 1413 г., не оставив наследников. В 1414 г. Хизр-хан Сайид, бывший правитель Мултана, присоединившийся к Тимуру и оставленный им в качестве наместника Мултана и Пенджаба, захватил Дели и взял власть в свои руки. 1414 год считается началом правления династии Сайидов.

Династия Сайидов

До конца своих дней Хизр-хан (1414-1421 гг.) правил номинально в качестве наместника тимуридов. В стране продолжалась разруха, земельный налог взимали только с помощью войск, а казна пополнялась за счет военной добыча при ежегодных походах в ближайшие княжества. Власть Хизр-хана простиралась лишь на Дели, Пенджаб и Доаб. Его сын и наследник Мубарак-шах (1421-1434 гг.) в последний год своего правления отказался подчиняться тимуридам и стал чеканить монеты со своим именам (признак независимости). Он предпринял несколько походов против феодальных владетелей Доаба и некоторых других близких к Дели областей; кроме того, воевал с правителем Мальвы, с гакхарами (за Пенджаб) и с тимуридским правителем Кабула. Мубарак был убит заговорщиками из придворной клики.

Султаном стал его племянник Мухаммад-шах (1434- 1445 гг.). Бахлол-хан из афганского племени лоди, наместник Лахора и Сирхинда, оказал ему помощь в борьбе с правителем Мальвы. В результате Бахлол-хан стал влиятельным лицом в государстве. Он пытался совершить переворот, но безуспешно. После смерти Мухаммад-шаха правителем стал последний представитель династии Сайидов Алам-шах (1445- 1451 гг.). В результате борьбы различных феодальных клик я их сепаратизма делийские султаны стали просто марионетками и правили только номинально. В то время ходила даже поговорка, что «власть шаха Алама (буквально - повелителя мира) - от Дели до Палама» (местечко под Дели, где сейчас находится делийский аэропорт).

Династия Лоди

Бахлол-хан вновь предпринял попытку переворота. На этот раз ему удалость устранить Аламыпаха и занять престол. Воцарившись, Бахлол (1451-1489 гг.) сделал своих соплемекников-яоди наиболее привилегированной верхушкой в государстве я включил в состав своей армии отряды афганских племен. Почти сорокалетнее правление Бахлола прошло в непрерывных войнах за расширение султаната. Самым опасным его противником было княжество Джаунпур, которое удалось разгромить в 1479 г. Ряд других небольших владетелей вынуждены были покориться.

Сын Бахлола - Сикандар-шах (1489-1515 гг.) стремился поставить наместников и вассальных князей под строгий контроль и создал для этого разветвленную сеть доносчиков. Си-кандар был ревностным суннитом, хотя его мать происходила из индусской семьи, и яростно преследовал индусов, разрушая храмы, разбивая статуи и т. п. В 1504 г. он основал свою резиденцию на берегу Джамны в небольшой крепости Агра, откуда ему было удобно начинать походы против князей Доаба.

Его сын Ибрахим (1517-1525 гг.) стремился возвеличить власть султана и обуздать феодалов. Он не отдавал предпочтения афганским военачальникам, заявляя, что у правителя не может быть родственников и соплеменников, а только подданные и слуги. Самыми крупными военными мероприятиями Ибрахима были его походы против Джаунпура и Гвалиура, закончившиеся подчинением обоих княжеств. Однако его дес потическое правление и попытки сломить власть афганских военачальников приводили к мятежам. Феодальные распри и недовольство феодалов не прекращались. Наконец некоторые из феодалов обратились к правителю Кабула тимуриду Бабуру с просьбой избавить их от тирании султана. Бабур не заставил себя упрашивать. Он и сам стремился захватить богатые индийские земли. В 1525 г. Бабур разбил Ибрахима в битве при Панипате, положив этим начало Могольской империи, господство которой определило историю Индии на двести лет.

(Монголами в Хорасане, афганских землях и в Северной Индии назывались не только монголы, но и князья-мусульмане, правившие на территориях, ранее завоёванных монголами, и с ними породнившиеся. Весь этот район Средней Азии и афганских земель назывался Монголистаном. Бабур пришёл в Индию оттуда, поэтому его и всех прибывших с ним называли монголами; европейцы же стали именовать правителя Великий Монгол. )

Как и в Арабском халифате, воины-мусульмане Делийского султаната по-лучали землю в условное держание в форме икта. На немусульманское население Индии была наложена джизья , особый подушный налог, которым облагались мужчины, достигшие зрелого возраста. Индийские князья были насильно обращены в ислам , что стало условием получения ими должностей в административном ап-парате султаната. Но мусульманские правители Индии должны бы-ли считаться с тем обстоятельством, что их единоверцы в Индии составляли меньшинство. Поэтому среди широких слоёв населения исламизация не получила большого распространения, а религиоз-ная политика мусульманских властей в Индии отличалась относи-тельной терпимостью.

Борьба с монголами (XIII век)

На протяжении XIII — начала XIV в. Делийский султанат вёл на-пряжённую и почти непрерывную борьбу с монгольскими нашест-виями. Несмотря на временные успехи, монголам так и не удалось закрепиться на территории Индии, а в начале XIV в. султан Ала аддин Хилджи нанёс им несколько поражений, после которых мон-гольский натиск на Индию постепенно прекратился.

XIV век

В XIV в. Де-лийский султанат переживал эпоху наивысшего расцвета. Но этот расцвет оказался недолог. Сокрушительный удар по Делийскому султанату был нанесён в 1398 г. войсками великого среднеазиатско-го завоевателя Тимура.

Гибель Делийского султаната

XV в. стал для султаната периодом кризиса: одна за другой от власти Делийского султана отпадали области и провинции. Наконец, в 1526-1527 гг. потомок Тимура Бабур под-чинил своей власти большую часть северной Индии, положив ко-нец существованию Делийского султаната. Материал с сайта

Создание Империи Великих Моголов

Созданное Бабуром госу-дарство — империя Великих Моголов — уже не было мусульманским государством классического типа, каким был Делийский султанат: при внуке Бабура падишахе Акбаре (1556-1605 гг.) была восстанов-лена в своих правах индуистская