Григорий Распутин. Кто почитал его святым. Григорий Распутин: «оклеветанный старец»

06.08.2020

Отношение церкви к Распутину имеет отрицательный окрас. Многие священнослужители называют его слугой сатаны, который вызвал своей деятельностью крушение Российской Империи и спровоцировал смерть людей, доверяющих ему. Сибирский странник Григорий предстает в качестве аллегорической персонификации человеческих страданий: через этого человека в мир проникли зловещие демоны и погубили множество душ.

Церковь предполагает, что с Г. Распутина начались революционные безумства, разрушения церквей, поругание святынь и уничтожение несогласных с властью.

Мнение церкви

Как церковь относится к Распутину

  • Этот человек перестал сомневаться в своем божественном предназначении после встречи с Иоанном Кронштадтским , являющимся духовным лидером православной церкви в начале XX столетия. Святой увидел в Г. Распутине искру истинной веры, но предупредил, чтобы он не злоупотреблял своим именем и не провоцировал сильнейшие изменения в будущем.
  • Святые отцы предлагали ему учебу в духовной академии, где он мог направить свой потенциал в нужное русло, но Григорий скромно отказывался от любых предложений. В народе Распутина именовали «странником» или «старцем». В первые месяцы приезда в Петербург к нему благосклонно относились епископы, архимандриты и наставники духовных гимназий.
  • Еще при жизни этот «божий человек» стал легендой в России, слухи заслонили образ реального человека. Многие исследователи пытались разобраться в причинах того мистического влияния, которое Распутин оказывал на царскую семью.
  • Интерес к «странникам» в те времена подогревался через поиски в православной вере духовных запросов и безусловного разрешения сомнений религиозности. Люди перестали доверять догматам Церкви, было популярным искать ответы у новоприбывших пророков, а не у тех святых отцов, которые демонстрировали праведность своих действий и измышлений. В такой нездоровой обстановке, возникшей в начале XX столетия, Распутин чувствовал себя превосходно.
  • По мнению митрополита Вениамина, он рано взял на себя полномочия управленца, потому что сам не имел должного религиозного руководства. Григорий отправился в такое общество, где православие не имело опоры, а греховность неуемно господствовала. Именно почва, на которую пришел этот человек, спровоцировала в нем рост пагубных наклонностей.
  • Есть предположение, что Николай II желал держать возле трона именно сибирского странника Григория, способного донести до царя всю проблематику простого народа. Большим плюсом для правителя было то, что «старец» чрезвычайно отличался от традиционных иереев. Даже несмотря на предоставленные факты разгульной жизни «старца», Николай II имел к нему больше доверия, чем к собственным чиновникам.

Однако Распутин больше похож на религиозного вольнодумца, любящего споры, не уважающий авторитетов церковной иерархии. «Старец» помогал царевичу Алексею и принимал других больных, но воздавал с чувством корысти. Натура этого человека стремилась к популярности, его радовала возможность стать в центре внимания. Греховное тщеславие со временем поглотило Распутина полностью, слова сибирского странника пестрили чувством собственной важности.

С 1915 г. наблюдается коварное вмешательство Григория в правительственные дела. Власть скомпрометировала себя, что приводило к сбоям в работе и резкому сужению социальной основы. У трона наблюдалась «министерская чехарда», где чиновники противоположных убеждений стремились низвергнуть друг друга с постов.

На заметку! Собственно Церковь была для Распутина только источником благодатной энергии во время богослужений.

В сибирском страннике ощущалась самодостаточная темная энергия и жуткое стремление к разрушению определенных целей. Его индивидуальной религией стали сексуальные вожделения и грубый материализм, замаскированные ханжеством и непробиваемой гордыней.

О других грехах:

Краткая биография Г. Распутина

Родился 9 января 1869 г. в Тобольской губернии в семье ямщика. В молодые годы его часто терзали болезни. Распутин обратился на путь религии после того, как совершил паломничество в один из монастырей. Вскоре он побывал в святых местах России, Греции и Иерусалима. Здесь он легко заводил знакомство с представителями церковного общества.

Григорий Распутин со священниками

  • В Петербург, где к нему и пришла слава «юродивого» и «божьего человека», Григорий приехал в 1903 г. Первая встреча сибирского странника и императора состоялась в 1905 г. сибирский странник приобрел большое влияние у царской семьи, помогая бороться с гемофилией наследника Алексея.
  • С 1903 г. на «божьего человека» составляется обвинение в сектанстве, которое именовалось «хлыстовством». Григория заподозрили в распространении лжеучения и образовании соответствующего общества. Однако прямых доказательств приведено не было. Второе дело открывают спустя девять лет. В 1912 г. Распутин отговаривает императора вступать в Балканскую войну, а через два года молит царя не ввязываться в Первую мировую, потому что крестьянам это принесет много горя.
  • В 1914 г. на сибирского странника совершили покушение, его ранили ножом в живот. Есть предположение, что убийство заказал иеромонах-авантюрист Илиодор. Свою настоящую и насильственную смерть Распутин принял в декабре 1916, его тело обнаружили в ледяной проруби. Сведения об убийстве пестрят противоречиями, потому что главные подозреваемые и исполнители несколько раз меняли показания.
  • «Старца» отпевал епископ Исидор, хорошо знавший покойного. Тело «старца» желали похоронить в родном селе, но отказались от затеи в связи с потенциальными волнениями при перевозке гроба. Григорий Распутин был похоронен на территории строившегося храма Серафима Саровского.
Интересно! С 1990 г. появлялись попытки канонизировать «старца» как мученика, этим делом занимались радикально настроенные православные общества. Эти идеи были отвержены Синодом и патриархом Алексием II.

Несмотря на мистическую силу и способности к исцелению, сибирский странник стал для большинства шарлатаном, распутником и тем, кто низверг династию Романовых с царского престола. Мнения об этом человеке кардинально разнятся и формируются под влиянием тех или иных сведений.

Православная церковь рассматривает его в качестве вольнодумца, развратника, но в то же время, того несчастного, кто был способен стать честным монахом.

Иеромонах Макарий Маркиш о Григории Распутине

Григорий Ефимович Распутин, настоящая фамилия которого была Новых (1864/1869/1872—1916), стал известен как «тобольский старец» лет в тридцать, а то и раньше. Старцем его называли за ореол святости, которым он — со злым умыслом или искренне, неизвестно — окружал все свои поступки.

По воспоминаниям современников, по документам, да и по исследованиям современных историков перед нами предстает одна из самых загадочных и противоречивых личностей XIX-XX веков. По-разному описывается его жизнь до 30 лет. До сих пор неясно, как Григорий попал в царский дворец.

Более чем загадочны обстоятельства всей его жизни: например, по одной версии, он слыл человеком необычной сексуальной энергии и сумел сделать всех придворных дам (и не только) своими любовницами, а по другой — наоборот, был импотентом. Утверждают даже, что он являлся членом секты «хлыстов» и устраивал оргии чуть ли не в царском дворце. Некоторые считали, что Распутин был платным немецким шпионом; впрочем, это маловероятно. И не меньше противоречащих друг другу свидетельств породила смерть придворного святого, которого многие принимали за Антихриста.

Григорий Распутин родился в селе Покровское на реке Туре в Тюменском уезде Тобольской губернии. В документах, обнаруженных в этом селе, встречается дата его рождения, которую, по всей видимости, и нужно считать наиболее достоверной, — это 10 января 1869 года. Он оказался единственным ребенком в семье, поэтому воспитание и заботу в детстве получил соответствующие, что и повлияло отчасти на формирование его характера. Вырос Григорий ленивым и почти неспособным к физической работе. Правда, чтобы содержать семью, он стал заниматься пахотой.

Женившись, Распутин не отличался мягкостью и покладистостью. Вспоминают, что он бил жену, часто пил и буянил, поворовывал. Ворованное сено Григорий ездил продавать, но каждый раз возвращался вдребезги пьяным, избитым и без денег. Есть также сведения, что он был довольно болезненным, часто мучился бессонницей. В селе его считали совершенно пропащим человеком. И это при всем том, что одна из дочерей впоследствии в воспоминаниях написала об отце как о человеке добром и отзывчивом!

Впрочем, скоро все это прекратилось. По одной версии, у Григория было видение, по другой — святой пришел к нему во сне и приказал прекратить бесчинства и начать новую жизнь — и тогда Григорий будто бы станет святым. В любом случае, Распутин действительно сильно изменился, стал ежедневно посещать церковь, приходя туда чуть ли не раньше священника. Он стал паломником, обошел все соседние церкви и доходил даже до Киева. Обнаружив дар предсказателя еще в детстве, Григорий скоро прославился как новый святой. Он стал целителем, к нему ходили за советом люди не только из его селения, но и из окрестных.

В большинстве своем пациентами Григория были женщины. Диагностика и методы лечения народного врачевателя отличались необычностью. Он устраивал с женщинами пляски, совместные «очистительные» омовения в бане с непотребными играми... Несмотря на то Что он был православный и сознательно не вступал ни в какие секты, его собственная трактовка вероучения была довольно своеобразной, что и позволяло некоторым обвинять его не только в сектантстве, но и в сговоре с нечистой силой. Впрочем, что только не говорили. Многие из его пациенток, даже видевшие чудесные исцеления и сами лечившиеся у него, утверждали, что никакой святости в Распутине не было.

Некоторое время спустя Григорий появился в Петербурге. Произошел довольно быстрый рост его карьеры. Сначала он появился в Духовной академии с рекомендательным письмом, где описывался как кающийся грешник и человек, обошедший многие святые места. Распутин скоро стал известным в кругах людей, так или иначе связанных с церковью. Но за этим опять последовали обвинения в сектантстве, и если бы за «праведника» не вступились его новые влиятельные знакомые, то ему пришлось бы довольно туго.

Вскоре отношение к Григорию Распутину коренным образом изменилось, и его начали уважать даже те, кто ранее обвинял. Не совсем понятно, чем вызвано такое изменение в отношениях. Вероятно, заступничеством высокопоставленных лиц, а может быть, чем-то еще. Во всяком случае, в 1905 году Григория представляют царственной семье — Николаю II и Александре Федоровне. Императрица сохранила неизгладимое впечатление еще от первой встречи с ним, Николай называл его божьим человеком, хорошим, простым и добрым, после беседы с которым на душе делается легко и спокойно.

Каким бы исключительным ни казался этот случай, но Распутин быстро завоевал расположение малообщительных и замкнутых государей и через некоторое время оказался во дворце. Возможно, Григорий воспользовался гипнозом, даром которого, вне всякого сомнения, он обладал. На руку ему был еще и тот факт, что «старец» излечил царевича Алексея, больного гемофилией. И в скором времени Распутина пригласили на постоянное место жительства во дворец на должность лампадника. Коллекция старинных икон, возле которых неугасимым огнем горели лампады, была слабостью последнего русского царя, и то, что Григорию была поручена такая ответственная должность, говорит о высшем доверии Николая к нему.

Григорий Распутин совсем не был похож на придворного, хотя фактически стал им, и, в первую очередь, благодаря внешнему облику. Никакого льстивого выражения лица или горделивой осанки, но и никакого благообразия, а только твердый, суровый и гипнотизирующий взгляд. Особенно выглядели его одежда и прическа: подпоясанная русская рубаха, простые штаны и высокие сапоги, прямые, длинные и сальные волосы; одевался он довольно неряшливо. И поведение его больше было похоже на мужицкое, чем на придворное.

С объективностью святого он не делал различий между дворянином и простым человеком. Священникам Григорий не кланялся, а разговаривал с ними довольно мягко и с юмором, совсем не так, как положено. Все это делало его непопулярным в высшем обществе, считавшем его выскочкой с дурными манерами, или, как сказали бы в начале XIX века, моветоном. Депутат Государственной думы Пуришкевич, например, откровенно говорил в кругу близких знакомых о своем желании убить «эту гадину, Распутина». Царь с супругой, наоборот, были в восторге от «тобольского старца».

Распутин, можно сказать, постепенно становился советником при монархе. Он не позволял себе слишком многого, держался осторожно, но все же имел некоторое влияние в вопросах внутренней политики. Видя рост его карьеры, завистники лелеяли планы черной мести, старались любым способом дискредитировать Григория, шантажировали его. Некоторые бывшие друзья и покровители стали его недругами. Но в то же время Распутин был фигурой неординарной и из-за этого имел немало поклонников. Правда, многие из этих «поклонников» считались не меньшими авантюристами, чем сам Григорий Распутин, и старались использовать связи с ним в Личных целях, причем самых разнообразных.

Дума просто ненавидела Распутина, и он отвечал ей взаимностью. Императрица, покоренная Григорием, даже требовала ее роспуска, но вскоре, к счастью, срок полномочий Думы закончился. К этому времени относится покушение на жизнь «тобольского старца» некоей Феонией Гусевой, которая пребывала в полной уверенности, что убивает Антихриста. Как видим, и во время жизни Распутина бытовали противоположные точки зрения о его личности: от святого до дьявола. Но к началу Первой мировой войны — в середине 10-х годов XX века — Григорий был уже в царском дворце. Он подоспел «на подмогу царю» как раз вовремя.

Николай II, человек более семейный, чем государственный, казался обескуражен создавшимся военным положением и перестал доверять советникам, но привлек к решению государственных вопросов Распутина. Часто одна записка Григория, написанная против всех орфографических правил, решала судьбы чиновников, подталкивала к важнейшим политическим шагам, способствовала назначению министров. К слову, отчасти это стало причиной того, что впоследствии Николай лишился трона.

Александра Федоровна также полностью доверялась советам Друга, как они с супругом называли Григория. Часто эти советы способствовали единственно правильному решению, но, похоже, не менее часто они были продиктованы интересами самого Распутина. Например, он требовал, чтобы войскам не давали подкрепления только из-за того, что в этом случае его сыну Дмитрию пришлось бы идти на войну. (Кстати, Дмитрия все-таки призвали, но прослужил он в санитарном поезде, где было не так опасно.)

Вообще, нужно заметить, что хотя Распутин практически и не жил с семьей, но заботился о ней — о жене, сыне, двух дочерях. Жена Прасковья, которая провела всю жизнь в родном селе Покровском, к такому положению вещей относилась совершенно спокойно. Зная о сексуальном темпераменте мужа и его многочисленных любовницах. Прасковья не раз говорила, что «у него на всех хватит».

А императрица, похоже, действительно находилась под влиянием чар авантюриста. Это, возможно, объяснялось тем, что Распутин некогда вылечил ее сына Алексея. Не было такого поступка Григория, который не восхищал бы ее, и она верила во все его прорицания. Например, когда выяснилось, что русские войска несут большие потери, Распутин заявил, что погибшие воины стали светильниками у престола Господа Бога, а Александра Федоровна, передав эти слова мужу, добавила: «Это восхитительно!»

Недовольство, и даже более того, возмущение народа поведением Григория Распутина росло с каждым днем. Стало известно о заговорах против него и планирующемся покушении, поэтому около дома «тобольского старца» постоянно дежурила охрана. И тем не менее, покушение удалось. О нем ходили самые разные слухи. Одна версия, самая распространенная, заключается в следующем.

Заговор составили князь Феликс Юсупов (главный исполнитель, он был мужем племянницы царя Николая, Ирины), Пуришкевич и еще несколько человек. По заранее разработанному плану, Юсупов пригласил Распутина к себе домой, чтобы познакомить его со своей женой. Правда, Ирина в эти дни отсутствовала в городе, но Григорий об этом не знал. Заговорщики были поражены, увидев Распутина нарядным, в новой одежде (обычно он одевался крайне неряшливо). Гостю сказали, что Ирина занята приготовлениями к приему гостей, и для подтверждения этих слов доже включили фонограф с записью шума и гула голосов якобы приглашенные уже начали прибывать.

В ожидании хозяйки Юсупов предложил Распутину съесть несколько пирожных и выпить вина — любимой распутинской мадеры. Тот поначалу отказывался от угощения, но потом все-таки отведал его: съел два пирожных и выпил два бокала мадеры. Оторопев, князь во все глаза смотрел на гостя. Дело в том, что и в пирожные, и в вино был подмешан сильнейший яд -— цианистый калий. Дозы, которую уже принял Григорий, хватило бы на то, чтобы убить нескольких человек. У Распутина же лишь немного першило в горле.

Вероятно, Григорий все-таки догадался о намерениях хозяина, потому что смотрел на него по меньшей мере подозрительно. Все же они продолжали вести приятную беседу, и Юсупов даже пел для «старца» под гитару. Прошло почти два с половиной часа, и все «приготовления» супруги Юсупова давно должны были закончиться. Князь извинился и вышел, чтобы посмотреть, в чем дело. В действительности же он поднялся к заговорщикам, с нетерпением ожидавшим его на верхнем этаже, и объяснил им ситуацию.

Поначалу некоторые предлагали отпустить Распутина, поскольку на него не подействовал яд. Но затем справедливо решили, что более удобного случая для расправы с ненавистным фаворитом может и не представиться, и постановили убить его любым способом. Юсупов взял револьвер и спустился к ожидавшему его Распутину. Они еще немного поговорили, и князь привлек внимание Григория к распятию, висевшему на стене. Когда тот отвернулся, Юсупов выхватил револьвер и выстрелил ему в спину. Распутин покачнулся, но не упал, а повернулся. Тогда князь толкнул его изо всех сил, и «старец» повалился на пол.

Юсупов побежал за остальными. Заговорщики вбежали в комнату вместе и увидели, как Распутин мечется в агонии, сжимая в кулак одну руку, а другой закрывая себе глаза. По телу его пробегала судорога, но он все еще был жив. Что самое странное, кровь не текла, хотя пуля задела легкое и застряла в печени — тяжелейшее ранение. Наконец Григорий затих. Врач Лазоверт, бывший среди заговорщиков, объявил, что Распутин скончался.

Оказалось, что все не так просто. Заговорщики сидели в доме, охваченные странным оцепенением и предчувствием чего-то нехорошего. Князь решил спуститься в подвал, куда перенесли тело Григория, чтобы проверить что-то. Труп лежал в том положении, в котором его оставили. Юсупов, сам не зная зачем, встряхнул его. И вдруг Распутин открыл глаза.

Конечно, такое «чудесное воскрешение» казалось довольно сомнительным после страшной дозы цианистого калия и пули из браунинга, но эти факты известны со слов самого князя Юсупова.

О том, что Распутин являлся человеком необычным во всех отношениях, спорить не приходится. Мы просто рассказываем о событиях так, как о них повествуют источники.

Итак, Распутин, у которого до этого совершенно не прощупывался пульс, раскрыл глаза и довольно отчетливо произнес: «А ведь завтра, Феликс, ты будешь повешен...» Юсупов одеревенел. Григорий Распутин тем временем поднялся на ноги, неестественно двигая руками и перемогая судороги, и вдруг набросился на князя и принялся душить его. Юсупов отчаянно сопротивлялся и наконец сбросил с себя «старца». Тот резко взбежал по лестнице и скрылся за дверью.

Пуришкевич тем временем, неизвестно зачем сидевший с заряженным «соважем», с громаднейшим изумлением увидел в окно, как Распутин, которого он не далее получаса назад видел мертвым, бежит по снегу, тяжело переваливаясь. Сначала он отказался верить своим глазам, но потом выскочил на улицу и кинулся вдогонку. На ходу он дважды выстрелил и оба раза промахнулся.

Мелькнула глупая мысль: неужели он и на самом деле заговорен? Но следующая пуля попала Распутину в спину, а еще одна в голову. Даже после этого «старец» упал не сразу, а пытался бежать, ловя руками воздух и бессмысленно крутясь на месте. Рухнув, Григорий все еще дергал головой и извивался, пытаясь встать. Подбежав, Пуришкевич ударил его ногой в висок и бил до тех пор, пока тот не затих.

Тем временем подоспели остальные заговорщики. Переворачивая тело, они с ужасом обнаружили, что Распутин еще жив. Удары посыпались на него, и он опять стих. Тело завернули в занавески, сорванные с окон, затащили в машину и отвезли на Малую Невку, где и утопили. Через какое-то время тело обнаружили и опознали в утопленнике Григория Распутина. Заключение врача гласило, что Распутин был жив под водой еще семь минут и отчаянно боролся за жизнь.

О том, что произошло после убийства «старца», существуют разные версии. По одной из них, убийцы сразу сознались в совершенном, в другой утверждается, будто они и на допросе стали отпираться. Говорят, что царь, узнав об убийстве, был очень возмущен случившимся. Однако, по свидетельству некоторых современников, он втайне обрадовался, потому что в последнее время Григорий Распутин очень мешал государю, постоянно навязывая свое мнение ему и Александре Федоровне.

Так или иначе, дело о смерти Распутина было закрыто без видимых последствий для убийц, а соответствующие документы царь сжег лично. Вскоре, как это обычно бывает, появились люди, исповедовавшие идеи и образ жизни «тобольского старца».

Например, преемником Распутина выступил некий Вася-босоножка, масштаб деятельности которого, конечно, не был сравним с деяниями его знаменитого предшественника.

Существуют детали, которые уточняют или несколько изменяют картину убийства. Например, некоторые утверждают, что Распутина заманили в гости не к Ирине, а к Вере Каралли, красавице-актрисе. Эту версию трудно доказать или опровергнуть, т. к. во время преступления из дома слышались женские крики, неизвестно кому принадлежавшие. Есть и версия, полностью противоречащая первой: Григория Распутина зарезали братья Романовы, племянники Николая II, и смерть наступила мгновенно.

Похоронили Григория Распутина в Царском Селе и рядом построили часовню. Потом, однако, тело сожгли и перезахоронили в другом районе Петербурга. Говорят, что вскоре на березе, росшей рядом с его могилой, появилась надпись на немецком языке: «Здесь зарыта собака». Теперь на этом месте находится одна из станций петербургского метро.

Писатель Игорь Евсин о почитании старца Григория, как святого мученика

Царственные мученики Николай II и Александра Федоровна всегда почитали Григория Распутина за праведника. Еще при жизни старца Григория, Царица Александра Федоровна и ее дети, царевны и царевич, вместе с нательным крестиком носили его образ, написанный на медальончиках. А когда Распутин был ритуально убит, Царь Николай II, как великую святыню надел на себя нательный крестик, снятый с убиенного мученика Григория.

Когда же Царь находился в заточении в Тобольске, то хранил у себя, как святыню письма Распутина. Передавая для большей сохранности шкатулку с ними доктору Деревенко, чтобы он тайно ее вынес и спрятал, Царь-мученик сказал: «Здесь самое ценное для нас - письма Григория».

Царевич Алексий после гибели Григория Распутина говорил: «Был святой - Григорий Ефимович, но его убили». «Он мученик», - утверждала Государыня Александра Федоровна. По ее указанию, спустя месяц после убийства старца Григория, была издана небольшая книжечка под заголовком «Новый мученик». В ней излагалась биография Григория Ефимовича и проводилась мысль о том, что он был Божьим человеком и по роду своей смерти должен почитаться мучеником».

Это житие в многочисленных экземплярах мгновенно расходилось среди простого народа, который относился к Распутину как к чудотворцу. Об этом говорит тот факт, что узнав о его гибели, многие петербуржцы устремились к проруби в реке Неве, где старец Григорий был утоплен. «По донесениям полиции там они набирали воду, освящённую его кровью, и относили домой, как святыню».

Очевидец этого В. М. Пуришкевич писал о том, что к Неве «стали стекаться целыми вереницами, главным образом женщины, начиная с самых верхов и кончая низами, с кувшинами и бутылками в руках, чтобы запастись освященной распутинсками останками водой». Когда же старца Григория погребли в алтаре строившийся Серафимовской церкви, то люди приходили к ней и собирали вокруг неё снег.

Почитание Распутина, как святого праведника усилилось после того, когда в марте 1917 года по указанию Временного правительства был вскрыт гроб с останками Распутина. Очевидцы этого увидели, что они оказались нетленными и даже издавали лёгкое благоухание. Тогда народ стал стекаться ко гробу и разбирать его на кусочки, чтобы иметь у себя хоть малую частицу от последнего прибежища старца-мученика.

В наше время Григория Ефимовича почитал за праведника известный Санаксарский старец, приснопамятный схиигумен Иероним (Верендякин). Именно по его благословению и его молитвам я написал книжку «Оклеветанный старец». Работа над ней была закончена в 2001 г. По приезду в Санаксарский Рождества-Богородицкий монастырь я ознакомил старца Иеронима с книжкой «Оклеветанный старец». Прослушав текст, старец в присутствии своего келейника иеродиакона Амвросия (Черничука) дал своё благословение на ее издание, сказав, что Распутин был праведником, угодником Божиим.

Одним из первых, кто во всеуслышание заявил о праведности старца, был известный священник, духовный писатель и поэт, замечательный проповедник конца ХХ в. Димитрий Дудко. «Распутин стоял за православие, - писал он, - был сам глубоко православным и к этому призывал всех. Меня особенно поразило то, как он, будучи расстрелянным и брошенным в воду, держал пальцы сложенными в крестное знамение. Крест, как известно, означает победу над бесами. В лице Распутина я вижу весь русский народ - поверженный и расстрелянный, но сохранивший свою веру даже погибая. И сам он побеждает!».

Широкое почитание человека Божия Григория Распутина-Нового началось с приготовления к прославлению царской семьи во святых. Причём, как в народе, так и в среде священнослужителей. Один из членов комиссии по канонизации царственных мучеников отец Георгий (Тертышников) рассказывал протоиерею Валентину Асмусу, что когда на заседании Комиссии речь зашла о Распутине, и тех обвинениях, которые против него выдвигались, то обвинения падали одно за другим.... И вот, в конце концов, кто-то из членов комиссии с улыбкой сказал: «А что, похоже, мы уже занимаемся не канонизацией Царской семьи, а канонизацией Григория Ефимовича?».

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) тщательно изучал материалы, связанные с Распутиным, поскольку имел послушание подготовить доклад на тему - не является ли личность Григория Ефимовича препятствием для прославления Царской семьи. Когда митрополит Коломенский Ювеналий ознакомился с этим докладом, то заметил отцу Георгию «Судя по вашим материалам, Распутина тоже надо прославить!».

Увы, на Архиерейском Соборе 2000 года канонизации Распутина не произошло. Однако, мнение о нём у многих изменилось в лучшую сторону. Так в 2002 г. бывший управляющий Ивановской и Кинешемской епархии архиепископ Амвросий (Щуров) на Царских православно-патриотических чтениях, проходивших в Иваново 18 мая заявил: «Многим нападкам со стороны врагов России подвергся Григорий Ефимович Распутин. Пресса воспитывала в людях отвращение к нему, стараясь таким образом бросить тень на Государя и его Августейшее семейство.

Кем же на самом деле был Григорий Ефимович Распутин? Он не был плохим человеком. Это крестьянин, трудолюбивый и очень благочестивый человек, большой молитвенник, много странствующий по святым местам... Такой благочестивый человек, как Григорий Ефимович, не мог, конечно творить всякие безобразия, которые ему приписывали. Был специальный двойник, который специально скандалил, пил в кабаках, вёл безнравственный образ жизни. А пресса это раздувала».

В 2008 г. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», отвечая на вопрос слушателя, почему около Святой Царской Семьи находился Григорий Распутин, заметил: «Царскую Семью оклеветали и очернили, обвинив во всяких грехах, а сейчас мы видим, что это неправда. Может быть, и с Григорием Распутиным что-то подобное было, потому что Царская Семья, Государь были очень чистой жизни и понимали ситуацию, людей. Они не могли приблизить к себе такого человека, каким представляют нам сейчас Григория Распутина».

По поводу действий прессы в отношении Распутина и фальсификации документов у лично у меня хранится письмо старца архимандрита Кирилла (Павлова) написанное в 2001 г. моей супруге Ирине Евсиной с ответом на вопрос, как отец Кирилл относится к личности Григория Ефимовича. Вот что в нем пишется дословно:

«Досточтимая Ирина! В вашем ко мне письме содержится вопрос - моё мнение о личности Распутина Г. Скажу прямо - сейчас положительное, раньше я под влиянием всякой лжи и клеветы думал отрицательно. Прочитав в книге Яковлева об убийстве Распутина масонами, ритуальном убийстве, я в корне изменил своё отношение к нему.

Наш лаврский насельник, преподаватель Академии архимандрит Георгий (Тертышников), состоящий в комиссии по канонизации святых, был командирован в Питер познакомиться с архивными документами для канонизации Царской семьи, говорит, что в печати того времени и документах того времени одна ложь и клевета на Царя и его окружение. Может быть, какие-то слабости и немощи, свойственные каждому человеку, были и у Распутина, но не такие, какие ему приписывали. На страшном Суде Божием всё будет представлено в истинном виде. Да хранит вас Господь. С ув. Арх. Кирилл».

Как поразительно точно перекликаются слова прозорливого старца Кирилла (Павлова) со словами самого Григория Распутина, который говорил: «В чём обвиняют - невиновен, увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и вся колена земная».

Не знаю, не понимаю, не представляю, чем могут оправдаться те, кто до сих пор Друга святой Царской семьи мученика Григория подвергает клевете и наветам.

Известный старец нашего времени приснопамятный протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Епитимью несёт бедная Россия... Надо обязательно очистить память старца от клеветы... Это необходимо для духовной жизни всей Русской Церкви».

И разве мы не должны исполнять наказ праведника, Божьего человека, старца про которого архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «В наши последние времена старец Николай - светильник, подобный Серафиму Саровскому».

Как известно отец Николай Гурьянов в своих молитвах, как и батюшка Серафим, беседовал со святыми. И он духовно прозрел, что Григорий Распутин - святой мученик и говорил, что об этом ему «было извещение от Господа и Царственных святых». Вот почему отец Николай говорил: «мученика Григория надо прославить», причем «чем быстрее, тем лучше».

Для нас же причинами почитания Распутина, как святого, должны стать очищенная от клеветы его праведная жизнь, мученическая кончина и многочисленные чудеса, которые совершались как при его жизни, так и после кончины.

Когда на Западе заходит речь о России, в мыслях иностранцев всплывают не только образы пресловутых матрешек и балалаек, но и бородатый лик легендарного русского старца — Григория Распутина. Удивительно, но именно в Европе и Штатах его фигура возведена в особый культ: наставнику царской семьи посвящают книги и песни, о нем снимают фильмы… HistoryTime попробует разобраться, почему непримечательный крестьянин добился тотального контроля над императорской четой и какие факты его биографии до сих пор привлекают исследователей.

История жизни Распутина окутана множеством тайн. Во многом это «заслуга» самого Григория: он любил мистифицировать свою биографию и зачастую сообщал противоречивые данные. Даже дата рождения старца известна только предположительно: она варьируется в пределах 1864 — 1872 годов. Многие историки полагают, что Распутин специально прибавлял себе несколько лет, дабы казаться взрослее и больше соответствовать созданному им образу пожилого, умудренного жизнью человека. Однако «старец» из Григория Ефимовича вышел весьма сомнительный: по приблизительным подсчетам, на момент смерти Распутину было около пятидесяти.

Родился Григорий под Тобольском, в селе Покровском. Маленький Гриша не получил даже начального школьного образования, поэтому уровень его общей эрудиции и грамотности оставлял желать лучшего. Здоровье ребенка было примерно таким же: с детства Распутин тяжело болел и искал помощи в вере и молитве, потому что профессиональных врачей в селе не было. В 1890 году Григорий женился на крестьянке Прасковье Дубровиной. Союз выдался довольно плодовитым: супруга родила Распутину троих детей. Впрочем, женитьба не привязала начинающего «старца» к семье. В 1893 году он отправился галопом по святым землям: Распутин посетил Иерусалим, гору Афон в Греции, Киево-Печерскую лавру и другие знаменитые православные места.

Вскоре Григорий, вдохновленный паломничеством, объявил на всеуслышание, будто он обладает великой силой, способной лечить тех, на ком врачи уже поставили крест. Более того, Распутин провозгласил, что сама Богоматерь явилась ему и призвала новоиспеченного целителя отправиться к царского двору, чтобы посвятить себя служению императорской семье. С тех пор позиции Распутина начали усиливаться. Он нашел способ познакомиться с черногорскими княжнами Милицей и Анастасией, которые, в свою очередь, представили «божьего человека» императору. Таким образом, Распутин довольно быстро преодолел конкуренцию среди других многочисленных юродивых и целителей и приблизился к царствующим особам.


Императорская семья

До сих пор не утихают споры, действительно ли Распутин обладал некой чудодейственной силой. Вряд ли мы когда-либо узнаем правду, но очевидно одно: Григорий талантливо воздействовал на психику людей и умел убеждать окружающих в своей правоте.

Еще до знакомства с семьей Николая II о целителе Григории начали ходить странные слухи. Священники заподозрили Распутина в отклонении от православных канонов: им казалось, что методика «лечения» выбрана целителем неверно. Посудите сами: светские дамы, приезжавшие к Григорию для усмирения плоти и поиска духовных истин, почему-то оказывались нагишом в бане, а сам Распутин орудовал над их телами чуть ли не хлыстом. Удивительно, но для обозначения таких священнослужителей в православии существовало отдельное понятие — «хлыстовство». «Хлыстами» называли приверженцев одного из внецерковный направлений в православии, или, проще говоря, сектантов. Подобное название они получили из-за пристрастия к обряду самобичевания. Именно в «хлыстовстве» и был обвинен Распутин. По отношению к нему даже было возбуждено уголовное дело, однако вскоре расследование свернули. Некоторые исследователи утверждают, что у Григория нашлись высокопоставленные поклонники, которые и защитили его от суда.

Главным мотивом приближения ко двору старца-целителя стала болезнь новорожденного царевича Алексея. Императрица Александра Федоровна готова была прибегнуть к любому способу спасения сына, страдающего гемофилией — несвертываемостью крови. Когда врачи опустили руки, на горизонте появился Распутин. Царской семье не оставалось ничего другого, кроме как пустить необразованного крестьянина в покои мальчика. И тогда свершилось настоящее чудо: Григорию удалось облегчить состояние наследника престола. После этого не кажется удивительным, почему же императорская чета так доверяла Распутину и буквально боготворила его.

Вскоре целитель почувствовал полную вседозволенность. Тогда у Распутина появилось еще одно амплуа: он начал величать себя провидцем. Интересно, что «видения» Григория всегда были актуальны. Он мог, прикрываясь даром предсказателя, влиять на политические решения императора, лишать должностей тех, кто был ему неугоден. Конечно, такое положение дел не устраивало приближенных царя. Вскоре на Распутина было совершено два покушения, причем второе оказалось смертоносным. Сбылось одно из пророчеств знаменитого старца: он предрекал, что династия Романовых будет существовать лишь до тех пор, пока он жив. Так и вышло: Распутин погиб в 1916 году, а члены императорской семьи были расстреляны в 1918-ом.