График эффекта масштаба производства. Равновесие производителя. Эффект масштаба производства

24.09.2019

Как было отмечено в 5.3, в долгосрочном периоде предприятие способно изменить количество всех используемых в производстве ресурсов, вследствие чего все затраты становятся переменными. Значит, предприятие для приспособления к рыночному спросу может варьировать свой масштаб производства, пропорционально изменяя все используемые ресурсы. Как правило, в долговременном периоде масштабы производства возрастают путем расширения производственных площадей, установления дополнительного оборудования, широкой автоматизации производства, применения поточных и конвейерных линий и др. Эти изменения сопровождаются повышением капитальных затрат и одновременным относительным сокращением применения живого труда в производственных процессах. Поскольку в долгосрочном периоде постоянных затрат не существует, то все переменные затраты в совокупности составляют общие затраты.

В долговременном периоде с ростом масштабов производства общие издержки производства возрастают. Однако средние общие издержки сначала сокращаются по мере роста объема производства до определенных его размеров, превышение которых вызывает последующий рост средних издержек. Такая зависимость называется эффектом, обусловленным ростом масштаба производства. Эффект масштаба производства – это соотношение между изменением объемов производства и изменением количества всех используемых ресурсов, проявляющееся в динамике средних общих издержек.

Эффективность использования ресурсов в длительном периоде анализируют с помощью функции долгосрочных средних издержек LATC .

Рост масштабов производства сопровождается положительным, отрицательным и постоянным эффектом.

Положительный эффект масштаба производства проявляется в снижении средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и называется возрастающей отдачей от масштаба, или экономией от масштаба . Такая зависимость означает, что объем производства (объем выработки) растет быстрее затрат ресурсов. Например, при увеличении количества использованных ресурсов вдвое объем производства продукции увеличивается втрое. Данный эффект определяют следующие основные факторы: специализация ресурсов, эффективное использование капитала, возможность производства попутных продуктов.

Специализация ресурсов (труда основного и управленческого персонала, оборудования) обусловливает повышение квалификации и производительности труда, сокращение непроизводительных потерь рабочего времени и ведет к снижению средних затрат.

Капитал и организационно-технологические возможности крупного производства позволяют применять современное высокопроизводительное оборудование (в том числе поточные линии, автоматизированные модули и т.п.), обеспечивать окупаемость высоких затрат на их приобретение и загрузку на полную мощность.


В условиях крупного производства увеличиваются возможности для развития производств из отходов основного производства или попутных продуктов.

Отрицательный эффект масштаба производства проявляется в росте средних затрат по мере увеличения выпуска продукции и называется убывающей отдачей от масштаба. Такая зависимость означает, что объем производства (выработка) растет медленнее, чем затраты ресурсов. Например, при увеличении количества используемых ресурсов вдвое объем производства продукции увеличивается меньше, чем вдвое. Этот эффект возникает, когда предприятие становится чрезмерно большим, появляются сложности координации крупного производства, присоединяются дополнительные затраты на содержание разросшегося административного аппарата. Рост управленческих расходов и последствия неэффективного управления большим количеством подразделений приводит к увеличению средних затрат и перекрывает экономию, полученную предприятием от возрастания масштаба производства.

Постоянный эффект масштаба производства проявляется в неизменности средних издержек при увеличении объема производства и называется постоянной отдачей от масштаба. Это означает, что объем производства (выработка) и затраты ресурсов растут в одинаковой пропорции. Например, при увеличении количества используемых ресурсов вдвое объем производства продукции увеличивается тоже вдвое.

Таким образом, эффект масштаба производства обусловливает динамику издержек в долгосрочном периоде и формирует форму кривой средних издержек LATC . На рис. 5.17 и 5.18 представлена типичная теоретическая кривая долгосрочных издержек LATC . Положительный эффект масштаба исчезает по мере роста объема производства, и снижение средних издержек приостанавливается в точке пересечения с кривой предельных издержек LMC на рис. 5.17 и в точке Q 2 на рис. 5.18. Дальнейшее расширение производства вызывает отрицательный эффект масштаба и порождает в связи с этим проблему минимизации производства, о которой пойдет речь в последующем изложении параграфа.

Кроме зависимости от эффекта масштаба, кривая долгосрочных затрат LATC имеет взаимосвязь с кривыми средних краткосрочных затрат (ATC ). Кривая LATC формируется на основе кривых краткосрочных затрат для разных объемов производства (рис. 5.18). Предприятие, постепенно увеличивая выпуск продукции от Q 1 до Q 2 и далее до Q 3 , несет соответствующие этим объемам производства затраты ATC 1 , ATC 2 , ATC 3 . Кривая долгосрочных затрат состоит из последовательных участков краткосрочных кривых средних издержек до точек их пересечения со следующей такой кривой (точки С , С 1).

При выпуске продукции от Q 1 до Q ¢ 1 минимальные средние затраты находятся на кривой АТС 1 (в точке В затраты больше, чем в точке А ). Объем производства, соответствующий интервалу между точками С и С 1 , наиболее экономично производить с затратами, соответствующими кривой АТС 2 . Далее с точки С 1 – целесообразны затраты, отраженные на кривой АТС 3 , как наименьшие.

Таким образом, кривая долгосрочных средних издержек LATC является линией, огибающей все краткосрочные кривые средних издержек ATC , показывая минимальные затраты на производство при увеличивающемся выпуске продукции. При объеме производства Q 2 кривая средних долгосрочных издержек достигает минимума. Это значение выработки соответствует тому масштабу производства, при котором экономия наивысшая.

Производственная функция позволяет судить и об эффектах, связанных с увеличением выпуска за счет увеличения количества применимых факторов производства. Эта информация весьма полезна для фирмы. Используя ее, фирма может лучше потратить имеющиеся в ее распоряжении средства для расширения и совершенствования производства.

Важный вопрос, на который помогает ответить производственная функция, - как объем выпуска реагирует на увеличение всех факторов производства. Для этого введем новый термин - масштаб выпуска. Когда фирма повышает объем производства за счет увеличения количества факторов, то она меняет масштаб выпуска.

Самое простое предположение состоит в том, что фирма увеличивает количество всех факторов пропорционально. При этом выпуск не обязательно увеличивается в той же пропорции. Фирма может на 50% увеличить оборудование и численность рабочей силы, а выпуск при этом может увеличиться как на 50%, так и больше или меньше, чем на 50%. В этих случаях имеет место разный эффект от масштаба.

Степень, в которой увеличивается выпуск после того, как фирма увеличила пропорционально количество всех факторов, есть эффект от масштаба (отдача от масштаба).

Отдача от масштаба может быть постоянная, растущая или убывающая. Эффекты от масштаба различаются в зависимости от того, какими возможностями для специализации труда и экономии на затратах ресурсов обладает фирма.

При возрастающем эффекте от масштаба фирма, увеличивая все факторы производства пропорционально, получает продукции больше, чем увеличилось количество факторов. Например, деревообрабатывающее предприятие при расширении выпуска вдвое за счет увеличения применяемых факторов может использовать отходы для производства дополнительной продукции, что увеличит выпуск больше чем вдвое. При увеличении масштаба нефтедобычи предприятие может перегонять нефть по трубам большего диаметра, повысив тем самым их пропускную способность. Увеличивая свои масштабы, предприятие расширяет возможности повышения производительности труда персонала за счет более широкой специализации, возможности обучения внутри предприятия, передачи опыта и т.д. Тем самым выпуск увеличивается в большем объеме, чем та пропорция, в которой увеличилось количество факторов производства.

Убывающая отдача от масштаба наблюдается, если производство увеличивается в меньшей пропорции, чем количество факторов. Такое явление наблюдается, например, когда возросший масштаб предприятия делает его плохо управляемым. Возможно, что квалификации менеджмента недостаточно, чтобы справиться с предприятием-гигантом. И тогда увеличение всех факторов дает пропорционально меньший выпуск. Если увеличение выпуска происходит в той же пропорции, что и увеличение количества факторов, то имеет место постоянная отдача от масштаба. Если, например, фирма удваивает количество факторов, то и выпуск увеличивается вдвое.

Аналитически различные эффекты от масштаба можно выразить следующим образом. В производственной функции ТР= F(L, К) при увеличении количества каждого из применяемых факторов на величину (3 (при (3 > 1) наблюдается эффект от масштаба:

Д(3L, (3/Q = $F(L, К) - постоянный эффект;

F($L, (3/0 F(L, К) - возрастающий эффект;

F(3L, (3/0 > (3F(L, К) - убывающий эффект.

Проиллюстрируем эти эффекты на графиках (рис. 4.8).

Рис. 4.8.

На рис. 4.8 даны три графика, на каждом из них первоначальное количество факторов увеличивается вдвое: А, = 8, К 2 = 16 и L, = 6, L 2 = 12. Но в каждом случае влияние увеличения количества факторов на масштаб выпуска различно. На рис. 4.8 а представлен растущий эффект от масштаба: при увеличении первоначального количества факторов вдвое выпуск увеличился более чем вдвое, Q 2 > 20,. На рис. 4.8 б отражен убывающий эффект от масштаба: при увеличении количества используемых факторов вдвое выпуск увеличился меньше, чем вдвое, 0 2 в показана постоянная отдача от масштаба, 0 2 = 20,. Изокванта 0" = 200 на рис. 4.8 а и 4.8 б показывает, какое сочетание факторов необходимо применить для получения Q 1 = 20, при разных эффектах от масштаба.

· Тематические карты – показывают расположение, взаимосвязи и динамику природных явлений, населения, экономики, социальную сферу. Делятся на две группы: карты природных явлений и карты общественных явлений.

  • Карты природных явлений охватывают все компоненты природной среды и их комбинации. В эту группу входят карты геологические, геофизические, карты рельефа земной поверхности и дна Мирового океана, метеорологические и климатические, океанографические, ботанические, гидрологические, почвенные, карты полезных ископаемых, карты физико-географических ландшафтов и физико-географического районирования и т. д.
  • Общественно-политические карты включают карты населения, экономические, политические, исторические, социально-географические , причём каждая из подкатегорий в свою очередь может содержать собственную структуру разделения. Так, экономические карты включают также карты промышленности (как общие, так и отраслевые), сельского хозяйства, рыбной промышленности, транспорта и связи.

b. По назначению

По назначению карты бывают:

научно-справочные - предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации;

культурно-образовательные - предназначены для популяризации знаний, идей;

учебные - используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин;

технические - отображают объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий;

туристские - могут содержать: населённые пункты, ориентиры, достопримечательности, маршруты передвижения, места отдыха, ночёвок и других услуг, в зависимости от предназначения по видам туризма;

навигационные (дорожные) и др.

c. По масштабу.

По масштабу различают карты:

Крупномасштабные (1: 10 – 1: 200 000 и крупнее)

Среднемасштабные (1: 200 000 – 1: 1 000 000)

Мелкомасштабные (мельче 1: 1 000 000)

d. По территориальному охвату.

Карта мира;

Карта материков;

Карта стран и регионов

4. Способы изображения на карте.

Для изображения на карте объектов используют условные знаки , которые показывают как географическое расположение объекта, так его некоторую характеристику.

- Способ качественного фона подразумевает окрашивание территории с определенной характеристикой в определенный цвет. Таким образом, составляются климатические карты, карты природных зон и т.д.

- Способ ареала также подразумевает окрашивание территории в определенный цвет, но в данном случае территории могут перекрываться, в этом случае они окрашиваются полосками разных цветов. Так изображаются карты расселения определенных народов, обитания животных и т.д.

- Картограммы - еще один способ изображения объектов, при котором определенные территории (чаще всего - страны) окрашиваются в различные цвета в зависимости от степени проявления того или иного признака. При этом в легенде карты приведена диаграмма, на которой указано, какой цвет, какому показателю соответствует. Так составляются карты обеспеченности природными ресурсами, энергией, карты использования земель и все подобные карты .

- Метод изолиний подразумевает отражение информации с помощью линий, соединяющих точки на карте с одинаковыми показателями. Наиболее часто используемые изолинии: изотермы (одинаковая температура), изобары (одинаковое давление), горизонтали (одинаковая высота/глубина). Этот метод используется на физических и климатических картах .

- Метод знаков движения подразумевает отражение направления движения с помощью стрелок - например, движения воздушных масс, течений и т.д. На одной карте могут применяться сразу несколько методов изображения информации. Например, на физической карте метод знаков движения используется для показа морских течений, метод изолиний и картограмм - для отображения абсолютных высот.


| 2 |

«Человек – есть мера всех вещей» - слова, высеченные на мраморе Дельфийского храма – точно выражают сущность предметного мира – всего, что человек создает для себя. Весь окружающий предметный мир должен быть масштабным по отношению к человеку. Если говорят, что вещь не масштабная, это значит, что в первую очередь, она не масштабна по отношению к человеку.

Понятие масштабности перешло в дизайн из архитектуры и является важной характеристикой предмета. Оно основано на сопоставлении величины рассматриваемого предмета и наших представлений об этой величине. Оказывается, что произвольно увеличивать или уменьшать изделие, имеющее какой-либо функциональный или художественно-эстетический смысл, нельзя. Человеку свойственно стремление связывать всё создаваемое им с определенной величиной. Отклонение от этого вызывает внутренний протест, а вместе с ним и эстетическую неудовлетворенность. Истоки этого, как считают многие исследователи, в свойственном сознанию человека внутреннем «мериле» величин.

Восприятие реальной величины предметов возникает только в сравнении их друг с другом. С давних времен человек оценивал размеры предметов относительно размеров своего тела.Можно сравнивать также размеры целого предмета и его частей. Для примера можно представить себе регулятор громкости у радиоприемника. Должно соблюдаться соответствие в данном случае размерам радиоприемника и кисти руки. Или, к примеру, высота потолков в квартире в среднем – 2,6м, выпускаемая промышленностью мебель не может быть выше. Иначе не будет соразмерной такой квартире.

Итак, существует два понятия – масштаб и масштабность.

Масштаб – это отношение линейных размеров изображаемого на чертеже, карте объекта к его размерам в натуре (1:2, 1:5, 1:10).

Масштабность – более сложное понятие. В дизайне это одно из композиционных средств, выражающих соразмерность или относительное соответствие воспринимаемых человеком размеров форм промышленных изделий или сооружений размерам человека. Понятие о масштабности не может быть подменено представлением о размере сооружения. Для примера, равные по величине здания могут иметь различный масштаб: маленькое здание – крупный масштаб, а большое – мелкий.

Большое здание и крупность его формы – не одно и то же. Значительное количество членений высокого здания усиливает впечатление сооружения, но размельчает его масштаб. Из двух равных по величине зданий выше кажется то, у которого больше горизонтальных членений (рис. 2.57).

Рис. 2.57 – Проявление масштаба и масштабности

Чем меньше таких членений, тем здание будет казаться ниже, но крупнее по масштабу.



Композиционно в группе зданий большое здание среди меньших будет казаться главным. Этот принцип лежит в основе большинства объемно-пространственных композиций. Однако существуют и такие композиции, где главным элементом является меньшее среди больших. Таким примером в свое время оказался мавзолей Ленина. В этой архитектурной композиции Спасская башня в 6 раз и храм Василия Блаженного в 5 раз выше Мавзолея. Был выбран крупный масштаб здания по отношению к окружающей среде.

Чувство масштабности – это реально-материальной восприятие человеком, отдельных явлений в их конкретной величине. Понятие о реальной величине и масштабе предметов возникает в процессе их сравнения друг с другом и с размерами тела человека.

По законам природы растительный и животный мир соразмерен и масштабен. Например: ствол дерева, стебель цветка, размер и форма крыла птицы соответствуют своему технологическому и конструктивному строению и обеспечивают прочность и устойчивость, что не всегда можно увидеть среди живых растений созданных искусственно.

Точно также правильный масштаб и правильная пропорция изделия должны соответствовать определенным законам механики. Большую роль в достижении правильной масштабности промышленных изделий играют детали, размер которых обусловлен техническими и эргономическими требованиями. При проектировании промышленных изделий, будь то машины, станки, приборы, бытовые изделия, необходимо соблюдать масштабность, чтобы их размеры соответствовали назначению и были увязаны с окружающей средой.

К масштабным закономерностям относятся различные формы масштабных связей:

Отношение элементов к целому и друг другу;

Отношение элемента к материально-предметной или природной среде;

Отношение размеров и масштаба к человеку.

При полной взаимосогласованности всех масштабных связей возникает гармонический масштабный строй.

В дизайне масштабность можно определить как соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым, должным размерам. В этом смысле масштаб – не абсолютная, а относительная величина. Как средство композиции, масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности.

Так, например, оконный проем имеет определенный масштаб в соответствии с размерами человека. Однако обычный масштаб окон часто нарушается, в частности в общественных зданиях. То есть в архитектуре масштабность сооружения не определяется его абсолютной величиной – маленькое здание может иметь крупный масштаб, а большое – быть мелким по масштабу. Когда архитектор проектирует здание, он всегда рисует около фасада фигуру человека в масштабе чертежа. В данном случае, фигура человека является архитектурной мерой, которая заставляет соотносить с собой все элементы здания, его пропорциональный строй и членения.

То же самое практикуется и в технике. При проектировании промышленного изделия, рядом с чертежом изображается манекен для наглядности эргономических и других показателей промышленного изделия.

Из-за того, что масштаб какого-либо механизма задается многими условиями (кинематической схемой, нагрузками, воспринимаемыми конструкцией), можно проследить типичные проявления немасштабности промышленного изделия. А именно, дробность формы, усложненность, множество вертикальных членений, сильные горизонтальные ступенчатые перепады. Такой композиционный строй характерен для организации формы крупного станка. Кроме того, ложное тектоническое выражение, заставляет малое воспринимать как уменьшенное большое.

У мелкого изделия – форма максимально обобщена. Композиционный строй соответствует величине предмета. То есть масштабность изделиям придают элементы, соотносимые с человеком – все те же размерные величины, которые в станке, машине, приборе, транспортных средствах как-то связаны с человеком, определяя удобство пользования ими, оказывают прямое влияние на масштабность.

То, что небольшие предметы должны иметь относительно крупные детали, а большие – относительно малые, можно проанализировать на примерах из природы. Пропорции отдельных частей тела у ребенка значительно крупнее, чем у взрослого человека.

Отступление от требований, связанных с антропометрией, могут оказаться причиной немасштабности любого изделия.

Конструктор должен понимать значение проблемы связей в системе человек-машина. Однако связи эти выражаются не только через эргономические параметры, но и через всю визуальную систему – через композицию.

Масштабность машины является как бы обобщенным эргономическим показателем: если машина немасштабна, она обязательно окажется и эргономически ущербной.

Немасштабность может явиться и результатом ложной динамичности формы, когда, например, микролитражке придают стремительную форму большого, мощного автомобиля, динамичность которого, весь характер формы тесно связаны с массой двигателя, объемом кузова и т.д.

Масштабность, несомненно, гуманизирующий фактор в проектировании изделий. Сознательное, целенаправленное использование масштаба позволяет избежать «затерянности» человека в мире техники. А именно, многотонный гигантский пресс, ковочный молот, портовый кран могут оказаться лишенными человеческого масштаба, если не отразить его в элементах, соотносящих конструкцию с человеком. Такими элементами являются места непосредственного контакта человека с машиной (например, пульт управления, место оператора и др.)

Нелепо выглядит маленький станочек, желающий походить на большой станок, как смешон ребенок, одетый «по-взрослому». У большого станка свои особенности. Чтобы композиционно выявить строй его объемно-пространственной структуры, сделать станок масштабным, необходимо найти органичный переход от членений крупных масс станка к тем зонам структуры, где появляются элементы человеческого масштаба.

Международные – это исследования проблем мирового масштаба. Например, анализ трансформации функций семьи.

Общенациональные – это исследования проблем в рамках государства. Например, опрос жителей страны относительно электоральных предпочтений.

Региональные – это исследования проблем регионального масштаба. Например, изучение последствий экологической катастрофы на ПО «Маяк».

Отраслевые – это исследования проблем в конкретной отрасли. Например, анализ причин снижения производительности труда в угольной отрасли.

Локальные – это исследования проблем конкретного предприятия, организации. Например, изучение социально-психологического климата в дошкольном учреждении.

8. В зависимости от сроков проведения:

экспресс-опросы – в течение 1–2 недель;

краткосрочные – 2–3 месяца;

среднесрочные – от 4–6 месяцев до 1 года;

долгосрочные – от года и более.

9. В зависимости от типа решаемых задач

Разведывательные (поисковые) – это исследования, целью которых является сбор дополнительной информации относительно неизученных или малоизученных проблем. Характеризуются ограниченными по содержанию задачами, упрощенной программой, сжатым инструментарием, небольшим объемом выборочной совокупности. Наиболее часто используемые методы сбора информации: опрос (интервью, анкетирование, фокус-группа), целенаправленный анализ документов, экспертный опрос.

Разновидностью разведывательного исследования является пилотажное исследование, которое проводится прежде всего для апробации инструментария (анкеты, бланка интервью, карточки или бланка наблюдения и анализа документов) в более крупном социологическом исследовании.

Описательные – это исследования, целью которых является получение сведений целостного характера об изучаемом объекте. Характеризуется полной, подробной программой, апробированным инструментарием. Применяется для характеристики большого сложного объекта с разнообразными свойствами. Выделение в структуре объекта относительно однородных групп позволяет осуществить поочередную оценку, сравнение, сопоставление, выявить наличие или отсутствие связей между ними 2 . Выбор метода сбора первичной информации обусловлен спецификой объекта, масштабами и задачами исследования.

Аналитические – это исследования, целью которых является не просто описание явления или процесса, а выяснение причин, обуславливающих характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д. Кроме того, в данном виде исследования рассматривается совокупность факторов (основных – неосновных, временных – устойчивых, явных – латентных, управляемых – неуправляемых), влияющих на функционирование объекта. Аналитическое исследование считается самым сложным и глубоким. По методам сбора первичной информации аналитическое исследование носит комплексный характер и подразумевает использование нескольких методов (как количественных, так и качественных).

Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.