Если в нем есть хоть зернышко веры. Что есть вера с горчичное зерно

04.07.2020

Как нам следовать за Богом и получать упование, которое про­изводит изменения? Мы должны научиться кое-чему у горчично­го зерна.

« 5 И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру. 6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она пос­лушалась бы вас» (Лук. 17:5,6).

Горчичное зерно имеет несколько интересных свойств:

1) Это очень маленькое зерно.

2) Развивается очень быстро и достигает довольно высокого роста.

3) Будучи однолетним растением, характеризуется интенсивным ростом - некоторые растения могут вырастать до двенадцати футов (3 м 60 см) за неделю.

Как известно Иисус сравнил веру с горчичным зерном, поэтому мы можем сделать следующие выводы из свойств этого растения:

1) Хотя ваша вера может быть маленькой, у нее есть потенциал стать чем-то великим и продуктивным.

2) При благоприятных условиях, ваша вера может начать быс­тро расти и превратиться в могучее растение. Когда ученики попросили: «умножь в нас веру», ответ Иисуса был с намеком: «Поместите ту небольшую веру, которая у вас есть, в правиль­ные условия, и она начнет расти».

Что такое «благоприятные условия», чтобы вера росла в наших сердцах? Давайте пос­мотрим на это в первую очередь с естественной, а затем с духовной точки зрения. Мы увидим, что правильные условия для роста веры можно найти только в контексте преданного следования за Богом.

В природе для того, чтобы горчичное зерно начало свой рост (или любое другое), должны присутствовать четыре очень важ­ных условия: плодородная почва, вода, свет и тепло.

Плодородная почва: нам нужно иметь мягкое восприимчивое сердце. Наши сердца смягчены, если мы постоянно размышляем над Словом Божьим и готовы к сокрушенному покаянию.

Вода: нам нужен Дух Святой, чтобы орошать нас. Мы должны пылко желать постоянного наполнения Духом Святым. Когда Бог поливает наше семя веры, и оно прорастает, Божественная жизнь взрывается изнутри.

Свет: нам нужен свет Божьего Слова. Семя не прорастет пре­жде, чем не настанет день, новый день, поэтому нам нужно прово­дить больше часов в свете Божьего Слова. Когда живой голос Бога достигает семени веры, оно начинает прорастать. Появившаяся жизнь зерна веры не может быть остановлена ничем.

Тепло: зерно не прорастет, если нет достаточно тепла. У вас мо­жет быть хорошая почва, обилие воды и много света, но если есть недостаток в тепле, зерно не даст побега. Верите ли вы в это или нет, но нам тоже нужно тепло давления, проблем и враждебных обстоятельств, чтобы заставить нашу веру прорасти. Без трудных обстоятельств наша вера никогда не будет развиваться. Вспомни­те снова, что сегодняшнее несчастье, с которым вы сталкиваетесь, очень может быть даром, который заставит зерно умереть и затем появиться в новой жизни.


Мудрый садовник, пытаясь вырастить горчичное дерево веры, не только обеспечит растение четырьмя необходимыми, только что упомянутыми условиями, но и постарается защитить сад от «лисенят» (Песн. Г1. 215), которые будут угрожать или попыта­ются уничтожить веру. Лисенята повредят урожай, подкапыва­ясь под корни в поисках пищи. Есть много лисенят, которых мы должны постоянно опасаться: апатия, искушение, отвлечение, окружающая среда, потеря мужества и т. п. Только когда мы должным образом охраняем семя от опасностей, вера начинает расти.

Очень важен тот факт, что горчичное зерно - однолетнее рас­тение. Оно всходит весной, цветет летом, затем падает на землю и когда приближается зима, начинает разлагаться. Оно живет толь­ко один сезон. Иисус мог сравнить веру с желудем, из которого вы­растает могучий дуб. Но нет, Он сравнил ее с горчичным зерном, которое быстро превращается в большое растение, но увядает, когда заканчивается сезон.

Когда я спросил Господа, что это значит, я вспомнил, что каж­дый новый вызов требует совершенно нового роста веры в нашем сердце. Начинается кризис, вы пылко ищете Господа, Он откры­вает Себя, вере вырастает в вашем сердце, и вы получае­те великую победу в Божьей благодати. «Слава Богу, - ду­маете вы, - Господь вырас­тил мою веру, это здорово!» И затем, несколько лет спустя, на вас обрушивается совершенно другой кризис. Когда это происходит, вы размышляете: «Я знаю, что моя вера, после прошлой ситуации, окрепла, так что же теперь не так? Почему у меня нет веры в новых испытаниях?» Вопрос в том, что вера однолетняя. Вам нужно вы­ращивать новое дерево веры в каждом новом сезоне трудностей. Вы можете чувствовать, что начинаете все с нуля, и эго нормаль­но. Возвращайтесь назад и ищите лицо Бога. У него есть путь для вас, чтобы расти в вере и уповании в каждом новом вызове.

«Я веровал, и потому говорил*

«Я веровал, и потому говорил: я сильно сокрушен. Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь» (Пс. 115:1,2). Пса­лом 115 празднует освобождение от смертного страдания и мук, данное Господом. Псалмопевец взывал к освобождению, и Гос­подь услышал его. По определению этого Псалма, скорбь - это обстоятельства, которым позволено иметь место в нашей жизни и согласно Его целям очистить и сделать нас совершенными в благочестии. Тогда вы можете сказать вместе с Павлом: «Посему я благодушествую в немощах... ибо, корда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:10). Это приходит, когда вы узнали, что такое опреде­ленная Богом немощь, которая дается для вашей лее пользы.

Когда вы поражены горем, требуется великая вера, чтобы ска­зать вместе с псалмопевцем: «Я сильно поражен Господом. Он сде­лал это. Его рука участвует в этом, и когда Он закончит, я выйду, как чистое золото». Другие смотрят на вашу жизнь и думают: «Вы живете в вымышленном мире и вам будет трудно выбраться из всех этих проблем, подпишите себе приговор. Вы конченый чело­век - это видно с первого взгляда» Даже если другие могут и не произносить вслух эти слова, вы можете почувствовать, как они смотрят на вас, и представить себе, что они думают.

Псалмопевец был очень сильно огорчен, но он продолжал ве­рить, что трудные обстоятельства посланы Богом и что только Он освободит его. Он верил и поэтому говорил. Но его окружали те, кто сомневался в Боге, и он отвечал им так: «всякий человек ложь». Он говорил: «Вы, люди, думаете, что Бог судит меня и при­нижает меня, но вы все лишь группа лжецов. Бог держит Свою руку на моей жизни, и Он освободит меня!»

Замечательно видеть, как Павел подхватывает слова псалмо­певца и цитирует его: «Но, имея тот же дух веры, как написано: „я веровал и потому говорил", и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (2 Кор. 4:13). Посмотрите на кон­текст приведенной цитаты: Павел только что описывал свои пере­живания во время тяжелых обстоятельств. Преследуемый, гони­мый, всегда носящий «в теле мертвость Господа Иисуса» и всегда готовый пойти на смерть ради Иисуса. Другими словами, Павел говорит: «Все то, что я пережил - это скорби, которые были наме­ренно определены Господом, чтобы закалить наши души и осуще­ствить Свои цели».

Павел делает то же заявление, что и псалмопевец! Он говорит: «Божья рука отвечает за мою великую скорбь. Я верю, что Он предназначил это для конкретной цели, и когда достигнет ее, то освободит меня. Даже если ваши критики смеются надо мной сей­час, я верю, что это так и что я еще буду говорить об этом».

Бог побудил меня обратиться к людям во время своей скорби и произнести, что Он освободит меня. Враг говорит: «Если Бог не освободит тебя, то ты потеряешь свою репутацию». Но вера гово­рит, и я буду говорить.

«Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас». (Луки 17:6).

Один пожилой верующий человек спросил меня:«Как ты понимаешь эти слова Христа?». «Буквально»,- сказал я.

Человек вспыхнул: «Что ты говоришь!? Мы же не можем словом пересаживать деревья!..».

Я отвечал, что, раз мы не можем словом пересаживать деревья,значит, у нас нет веры даже размером с горчичное зерно…

Человек был возмущен. Он верил в Бога всю свою долгую жизнь, и считал, что у него крепкая вера в Бога.Затемон стал мне объяснять, что это - притча Иисуса, которуюнеследует понимать буквально. По его словам «смоковница», о которой сказал Христос, есть некий набор отрицательных качеств, находящихся в нашем сердце, которые мы, развивая в себе веру, можем «пересадить» от себя, избавиться от них. И море – не понимается буквально. Это есть символ пучины, глубины, невозвратного пути, куда нужно бросить свои плохие качества и склонности…

Религиозная гора мудрствований.

Объяснения этого человека представляют собой классический пример того, как религия истинный смысл Писания подменяет религиозной философией и казуистикой, и как слова Христа переворачивает с ног на голову, отводя внимание слушателяотглавного, и переключая на второстепенное.

Между тем хорошо видно, что в приведенном случае Христос не вел речь о смоковнице. И о море Христос не говорил. Господь здесь учил о вере .Он говорил о том, что у Его учеников была крайне малой вера. И Он говорил о великой силе и о могуществе веры.

Пример с горчичным зерном Христос применял не один раз.Был случай, когда ученики не могли изгнать беса из человека. «Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17:14-20).

Упомянутый выше религиозный человек «гору» из ответа Иисуса также объясняет горой проблем, которые встают на духовном пути верующего, и которые он своей верой отодвигает в сторону…

Для христианских религий, зараженных языческими представлениями о загробной жизни, о выходе человека из тела, исповедующих жизнь человека вне тела,проповедующих гибель земли, для таких религий очень многие тексты Библии являются непонятными, загадочными, вообще – противоречивыми. Например, такими неудобными для религий являются слова Господа из Нагорной проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»;или, как сказано в Современном Русском переводе Библии: «Блаженны кроткие! Бог им отдаст во владение землю». Да и сама Господняя молитва «Отче наш», несмотря на то, что регулярно повторяется религиями, произносится лишь формально, без какого либо вникания в ее смысл, который прямо говорит, что воля Божья и на земле будет такой же, как и на небе.

Слова Христа о вере с горчичное зерно являются такими же трудными для религий словами.

Могущество веры.

Исследование Писания показывает, что слова Христа о вере величиной с горчичное зерно, есть как-бы маленькая, едва заметная вершина громадного айсберга информации, которая содержится в Библии о сущности человека, о его природе и о его будущем.

Смысл Библейского учения о человеке заключается в том, что человек является человеком только в теле. Имеется тело, значит, есть человек. Нет тела - нет и человека. Таково учение Библии.

Так жеавторитетно Священное Писание повествует, чточеловек, материальный, телесный, может и должен иметь свободу общения с Богом. И должен получать от Бога помощь и силу.Без этого человек просто не сможет существовать.

Вопрос: Как проявится эта помощь и силаБога для человека?

Она будет видна в делах, в событиях и формах материального характера. Древние пророки, например, Илия, Елисей обладали колоссальной помощью от Бога. И что? Они могли творить великие чудеса! Они даже мертвых воскрешали. Буквально, материально.

Христос пришел на землю с властью и силой Бога. И как эта власть и сила проявлялись? В чудесах и в делах материальных.

Апостолы в Пятидесятницу получили власть и силу Бога. Как это было видно? Из их дел, видимых, материальных.

Что всем этим подчеркивается?То, что человек есть существо телесное, буквальное, материальное. И жизнь вечная ему будет дана такая же.

Чтобы телесный материальный человек мог жить вечно, он, кроме обязательных глубочайших духовных качеств и способностей должен обладать некими особыми дарами и возможностями материальными. Он должен быть способен на такие дела, которые для нынешнего смертного человека являются просто настоящим чудом. И это именно так и будет. В Божьем Царстве смерть потеряет власть над человеком. Бессмертного человека невозможно будет убить. Как сейчас в теле человека работает «программа» разрушения и старения, так в Божьем Царстве в теле человека будет работать программа восстановленияизаживления.

О том, каким будет человек вечный, какими он будет обладать возможностями и способностями, на Своем личном примере показал Божий Сын Иисус. Он сошел с неба на землю. Он через женщину принял материальное тело. И Он творил такие дела, и совершал такие поступки, которые для всех людей были невероятным чудом. Его смогли убить только потому, что Он Сам пошел на смерть, пожертвовав Свою жизнь ради людей, как Спаситель грешных.

Христос чудесным образом исцелял больных. Исцелял буквально, телесно, материально.

Христос чудом кормил голодных. Кормил буквально, материально.

Христос воскрешал мертвых. Воскрешал буквально, материально, телесно.

Христос ходил по воде.Ходил буквально, материально, телесно.

Христос приказал буре и шторму немедленно утихнуть. И те сразу же повиновались. Буквально, материально.

Что, Христос был материалист?Нет, Христос был в высшей степени человеком Духа. И был исполнителем воли Всевышнего относительно человека, образа Божьего в материальном теле.

Какой был Христос на земле, такими будут люди, получившие вечную жизнь. Они будут способны исцелять, врачевать, заживлять, в том числе и самих себя. И они буквально будут способны «пересаживать деревья и двигать горы» одним только словом. Причем, все это является лишь минимумом того, на то будет способен человек бессмертный.

Чудо, неимоверное чудо пересаживания дерева в море и перемещения горы одним словом, Иисус сравнивал с горчичным зерном. То есть, Христос говорил, что для таких невероятных чудес человеку нужно будет «веры» всего лишь с горчичное зерно, то есть, самый минимум. А что же сможет человек, у которого вера возрастет до размеров горы? Если с минимумом человек сможет творить такое, то, что же он сделает с максимумом веры, когда придет, как написано, «в меру полного возраста Христова»? Какие перспективы в плане возможностей откроются перед людьми, когда, как написано «Сам Бог будет обитать с ними»?

Человек был задуман Творцом как материальное подобие и образ Его Самого,Бога. Человек был поставлен владыкой над природой. В словах и делах человека должно было отражаться Величие и Слова Бога.

Бог очень любит человека. Любовь Бога к человеку превосходит всякое разумение. Бог спасает человека от смерти.Но, пока человек смертен, Бог предъявляет ему самые минимальные требования. Почти – микроскопические.

Хотя Христоси говорил о вере с горчичное зерно, однако Христос не потребовал, чтобы мы сейчас передвигали горы. И не поставил условие, что для спасения непременно необходима такая вера. Даже веры с горчичное зерно Бог сейчас от нас не ожидает. Размер горчичного зерна был бы для нас слишком великим. По всему видно, что Бог ждет, чтобы мы сейчас проявили веру даже не с горчичное зерно, а, как бы с молекулу, или даже с атом. И этой веры, такой маленькой, такого мини-микро размера для Него будет достаточно, чтобы объявить нас праведниками, чтобы подарить нам вечную жизнь. А там, в жизни вечной, мы достигнем полной веры в совершенстве.

Обращаясь к смертному человеку, Милосердный Господь говорит всего-навсего так: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты, и весь дом твой». Это, по правде, есть вера, по размеру сравнимая разве что с элементарной частицей, с одним атомом. На такие уступки идет Бог, чтобы только спасти человека.

Бог всегда был таким. Вспомним, например, древнюю Ниневию. Ее грехи были так велики, что Господь приговорил ее к уничтожению. Но, стоило только Ниневии попросить у Бога помилования, как Бог сразу отозвался, и отменил Свой приговор.Что сделала Ниневия? Какая была у нее вера? Явно меньше, чем горчичное зерно. Ни деревьев, ни гор Ниневитяне словами не передвигали. Они всего на всего – покаялись. И этого было достаточно, чтобы Господь даровал им спасение. Христос говорил о них, как о спасенных.

И ныне от людей Бог ждет тот же минимум веры. И заключается он в покаянии перед Богом. И – все! И – будешь спасен! «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день,в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых». (Деяния 17 гл).

Учение Христа о вере с горчичное зерно является для нас не укором, не обличением, а мощной поддержкой, укрепляющей нашу надежду на вечную жизнь, которую Он обещал верующим в Него. Сейчас нет никакой необходимости словом пересаживать деревья и передвигать горы. Для этого придет свое время. Как в начале Бог все сотворил Своим Словом, так в Его Царстве, святой, безгрешный человек, достигнув состояния образа и подобия Бога, действовать будет словом. Бог даст человеку такую силу.

Библия многократно показывает, как серьезно Бог относится к словам, которые произносит каждый человек. Христос однажды сказал: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда;ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». (Матф. 12 гл).Согласно Библии, пустословие является одним из дел грешных людей. Слово есть нечто,чрезвычайноважное в глазах Бога. Но это другая тема…

Сейчас нужно покаяться, - кто еще не покаялся,- и жить по заповедям Бога. А все остальное – приложится… там, в Божьем Царстве, где перед бессмертным человеком по воле Создателя откроются такие захватывающие перспективы, каких сегодня не может предположить даже самый смелый фантаст.

«…Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божьей. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего, и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную,которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии…». (1Коринф. 2 гл).

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда », и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Тогда приступльше ученицы Его на едине, спросили Его: почто мы не возмогохом изгнати беса ? Мне кажется, они боялись, не потеряли ли благодати, сообщенной им; они получили власть над духами нечистыми: потому и спрашивают Христа, пришедши к Нему тайно, не потому, что стыдились (раз дело уже совершилось, и они были обличены, то не для чего им было стыдиться словесного признания), а потому, что они намерены были вопрошать Его о предмете важном и тайном. Что же Христос? За неверствие , говорит, ваше; аще бо имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди, и прейдет, и ничтоже невозможно будет вам (Мф. XVII, 20) . Скажешь: где они сдвинули с места гору? Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресивши тысячи мертвых. Поистине, не столько потребно силы передвинуть гору, сколько выгнать из тела смерть. Говорят, впрочем, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Отсюда очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но так как тогда не было нужды, то не следует и обвинять их. Да и Господь не сказал: передвинете непременно, но: можете передвинуть . А если они не переставляли гор, то не потому, что не могли (иначе как же могли они совершать более важные чудеса), но потому, что не хотели; а не хотели потому, что не было нужды; а может быть, это и случалось, но нигде не упоминается, так как не все чудеса описаны. К тому же они тогда еще были не столько совершенны. Почему? Ужели не имели такой веры? Не имели; они не всегда были одинаково совершенны. Так Петр то называется блаженным, то укоряется; так и прочие получают от Христа упрек в неведении, когда не разумели слова о квасе. Может быть и в настоящем случае апостолы обнаружили слабость веры, так как прежде креста они были не совсем совершенны. Говоря здесь о вере, Христос разумеет веру чудодействующую, и желая показать неизреченную силу ее, указывает на горчицу, которая хотя по виду весьма не велика, но имеет весьма великую силу. Итак в доказательство того, что и самая малая искренняя вера имеет великую силу, указывает на горчицу; не останавливаясь на этом, упоминает затем еще и о горах и, восходя далее, прибавляет: ничтоже невозможно будет вам .

Подивись же и здесь их любомудрию и силе духа: любомудрию, потому что не скрыли своей слабости; силе Духа, потому что тех, которые не имели веры и с зерно горчичное, Он в короткое время так возвысил, что протекли в них реки и источники веры.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19-20 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам

Это то же, что Он говорит и в другом месте: О чем вы ни будете просить во имя Мое с верою, то получите (Ин. 15:7) . Итак, когда только мы не достигли прошения, причиной этого бывает не бессилие Того, к Кому обращена просьба, а виновность просящих.

если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас

Некоторые полагают, что вера, сравниваемая с зерном горчичным, называется малой, когда [Господь] сравнивает Царство Небесное с зерном горчицы; но в то же время апостол говорит: Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять (1 Кор. 13:2) . Следовательно, вера, сравниваемая с зерном горчицы, велика. Перемещение горы указывается не в отношении той горы, которую мы видим плотскими очами, но той, которая была перемещена Господом из лунатика, потому что, когда Он говорит: Скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет , Он имеет в виду демона. Поэтому те, которые стремятся доказать, что апостолы и все верующие в действительности имели не малую веру, должны быть изобличены в неразумии, потому что никто из них не переместил этой горы. В самом деле, ведь имеет значение не столько передвижение горы с одного места на другое и тщетное искание на показ чудесных знамений, сколько перемещение на пользу всех той горы, которая, по словам пророка, губит всю землю (Зах. 4:7) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-21 Тогда ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Апостолы убоялись, не утратили ли они дарованной им силы над демонами? Поэтому наедине, волнуясь, спросили. Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: «по неверию вашему »; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое. Где апостолы переставляли горы, об этом ничего не написано. Но вероятно, что они переставляли, хотя и не написано, так как не все записано. Иначе: обстоятельства не требовали, поэтому апостолы и не переставляли, но делали гораздо большее. Обрати внимание, что сказал Господь: «скажете горе сей: перейди отсюда », то есть когда скажете, тогда и перейдет. Но апостолы не говорили этого, потому что время не требовало и не было нужды, и поэтому горы не переходили. Скажи, они и перешли бы. «Сей же род », то есть род демонов, «изгоняется только молитвою и постом ». Ибо должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них. Молитва же бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом. Обрати внимание и на то, что каждая вера есть зерно горчичное. Оно считается ничтожным, по причине буйства проповеди, но если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе: перейди, то есть демону. Ибо Господь показал демона исходящего.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 19-20 Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его? Иисус же рече им: за неверствие ваше: аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и ничтоже невозможно будет вам

Тогда приступльше ученицы ко Иисусу на едине, реша: почто мы не возмогохом изгнати его; Иисус же рече им: за неверствие ваше

Марк (9:28) сказал, что они спросили, когда Христос вошел в дом. Спросили из опасения, не потеряли ли они полученной ими власти над нечистыми духами. Пред народом Христос осудил неверие приведшего, а наедине порицает неверие учеников. Усомнившись прежде попытки в том, что они могут исцелить страждущего, хотя прежде исцеляли многих других, они после попытки не могли уже исцелить. Итак, мудро пред многими порицает неверие многих, а наедине – неверие Своих; и не следовало пред толпою срамить учителей вселенной.

Аминь бо глаголю вам: аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет

Говорит не о вере в то, что Он Сам – Бог, а в то, что Он творил чудеса. Говорит: Если вы будете иметь такую деятельную, сильную и горячую веру, как горчичное зерно (а оно обладает такими качествами), веруя без всякого колебания тому, что будете творить чудеса, то будете иметь столь великую силу, что будете переставлять даже горы, если пожелаете. Иметь столь великую веру представляется делом легким, но оно также и весьма высоко. Оно рождается из дерзновения к Богу, – а такое дерзновение, в свою очередь, – из богоугодности. Но необходима сильная борьба для того, чтобы приобрести чрез богоугодность такое дерзновение к Богу, чтобы твердо веровать, что Он подаст все просимое. Просите, – сказано, – и дастся вам (Мф. 7:7). Не удивляйся, если апостолы не двигали с места гор. Это было не потому, что они не могли. А потому что не желали, – так как не было нужды в этом. После них некоторые святые, которые стояли гораздо ниже их, по встретившейся необходимости, переставляли горы, согласно с ответом Господа. Горой можно назвать и диавола за высоту его самомнения, которого святые легко отдаляют от себя, когда желают.

и ничтоже невозможно будет вам

Вы не только будете переставлять горы, но и ничего другого не будет для вас невозможного.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его

В Мк. 9:28 говорится, что это было, когда Спаситель вошел в дом. Где находился этот дом, неизвестно.

Толковая Библия.

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас»(Мф. 17, 20).

Это правда. Это не фигуральное выражение. И не образное сравнение.

Приведу немножко примеров (как позитивных, так и не очень):

  • Ленин. Общемировое влияние. Начинал он с того, что проводил беседы о коммунизме. Встречался с рабочими после работы и рассказывал им о справедливом общественном строе. После каждой встречи передевался. Лично вёл 5 бесед в неделю. Результаты мы знаем. После того как произошла Октябрьская революция в западных государствах резко поднялись зарплаты у рабочих. Капиталлисты увидели (к сожалению на примере нашей страны) реки крови и испугались за свои шкуры. В России он стал иконой при жизни.
  • Махатма Ганди. Ненасильственным образом освободил Индию от владычества Англии. Начинал с того, что ставил раскладушку около посольства Англии с плакатиком против оккупации. О нём писали в газетах в разделах фельетоны и приколы. Потом англичане жестоко боролись с протестами. Дошло до того, что расстреляли около несколько тысяч людей (я знаю только об одном эпизоде, но в реальности их было намного больше). Махатма убеждал свой народ не делать революции. И это несмотря на жестокость англичан и многочисленные жертвы своего народа. Он говорил, что после того как англичане уйдут должны остаться дружеские отношения с ними. Индусы отказывались работать на англичан, а их избивали и убивали за это. Так длилось достаточно долго. До тех пор пока англичане не почувствовали себя полными козлами. И весь мир стал их считать мерзкими козлами. И они ушли. Сейчас в Англии и США индусов в сотни раз больше, чем русских. Они вовсю пользуются налаженной янки мировой инфраструктурой. Индия – лидер оффшорного программирования. Английский у них до сих пор второй государственный язык.
  • Сергей Королёв. Мечтал делать ракеты. При Сталине попал в лагерь, на Магадан. Два года изнуряющих работ на золотом прииске, где чуть не умер и подорвал здоровье. Потом всю жизнь ненавидел золото и называл его “золотишко”. Потом работа в тюремной шарашке – 4 года. Еле-еле смогла его мать пробить освобождение с приисков используя поручительства некоторых знавших его депутатов Верховного Совета. В послевоенной разрухе Королёв смог найти и убедить людей, котрые были согласны работать примерно на таких условиях: “Ты начальник цеха. – А где цех? – Вот цех (показывает на чистое поле).”. И ему и его помощникам приходилось организовывать всё с нуля. Королёв дважды встречался лично со Сталиным. Были подписаны приказы о создании ракетного вооружения. Королёв мечтал на Марс, но он это скрывал. Он “продавал” военные проекты, которые правительство покупало, а потом чуть ли не в нагрузку, заодно запустил спутник, человека в космос. При этом всю жизнь он был настолько засекречен, что его даже на публичный банкет, где был Гагарин его не пустили. Сказали, что это только для людей имеющих непостредственное отношение. В итоге своими успешными действиями заслужил необыкновенный авторитет у правительства. “Открывал двери ногой” в кабинеты министрам. У СССР не было космической программы. Был Сергей Павлович Королёв. Лишь неожиданная его смерть помешала СССР навсегда отнять космический приоритет у американцев. Они смогли полететь на Луну, а Королёв разрабатывал марсианский проект, в котором Луна – это была тренировочная стадия! После его смерти подведомственные Королёву предприятия стали конкурировать друг с другом вместо того, как было при нём, чтобы работать сообща. И лунная программа провалилась. Печально. Фраза, которая характеризует этого великого человека: «Ракета под водой - это абсурд . Но именно поэтому я возьмусь сделать это». Мы изучаем менеджмент по Ли Якокке, который поднял Крайслер и тому подобным гуру менеджмента. А у нас есть такие гиганты менеджмента, организующие небывалых масштабов и интеллектуальной высоты предприятия, которым западные хитрюги и в подмётки не годятся! Полуразрушенный СССР опередил самую богатую страну мира – Америку в космической программе. Да так опередил, что в Америке были организованы срочные правительственные заседания по проблемах образования в стране, чтобы понять и предотвратить причины американского отставания. 0
    Программа шатлов – закрыта. Это была большая и очень дорогая ошибка Америки. “Союзы” и межконтинентальные ракеты, созданные Королёвым летают до сих пор (модифицированные, конечно). И американцы летают на МКС на “Союзах”. Когда одного американского космического туриста спросили “Вы не боитесь лететь в космос?” Он ответил: “Космические корабли Союз о-о-о-чень надёжные “. 0
    Это правда.
Спрашивает Николай
Отвечает Александра Ланц, 14.04.2011


Вопрос : Что есть вера с горчичное зерно? И как понять,что в душе она есть? Когда наступает этот момент?И правда ли что если имеешь веру с горчичное зерно, то ничего невозможно не бывает?

Мир вам, Николай!

Вы спрашиваете о тексте, который является камнем преткновения для многих людей, считающих себя верующими. Это текст – один из любимых у проповедников Евангелия благоденствия и, конечно, у тех, кто хотя и не признаёт Библию Стандартом для своей жизни, но всё равно частенько дёргает из неё что-нибудь для доказательства собственных теорий.

Получается, что текст о горчичном семени совершенно точно не о процветании верующих, которые, мол, своею верою могут комфортно устроиться в это жизни.

Возможно, эти тексты о том, что человек, имеющий веру, способен повелевать силам природы, творению? И тут мы должны остановиться очень и очень подробно, потому что в основе своей тексты как раз об этом, но только бы нам правильно понять эту основу. А для этого мы обязаны присмотреться к слову «вера», потому что если мы понимаем его не по-библейски, то мы никогда не сможем правильно понять суть слов Иисуса о горчичном зерне.

"если вы будете иметь веру с горчичное зерно"


Какую веру?

Веру в существование Бога? Ученики имели её.

Веру в свои силы? У учеников, судя по тому, что и как они говорили и делали, этой веры было хоть отбавляй.

Веру в Мессию. И она у них была, весь Израиль того времени ожидал Мессию.

Веру в то, что Иисус – Мессия? Пожалуй, и это в них уже было, по крайней мере, начатки этой веры, а иначе они не ходили бы за Иисусом целых три с половиной года ().

О какой же тогда вере говорит Иисус?

Ответить на этот вопрос нам помогут несколько историй. Я надеюсь, что вы очень внимательно прочитаете их прежде, чем перейдёте к чтению последующей части моего ответа.

Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.

Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову , которое сказал ему Иисус, и пошел.

Так вот Иисус говорил о вере в то, что Его уста произносят Живое Слово Бога, Которое правит вселенной и которое способно исполнить то, ради чего оно было произнесено . Только тот, кто верит Слову Бога может получить исполнение этого СЛОВА в его(её) жизни.

Например, если бы Мария не поверила Ангелу, который принёс ей СЛОВО о то, что она зачнёт и родит Сына Божьего, то СЛОВО не исполнилось бы в ней, поэтому Елисавета воскликнула: "Блаженна Уверовавшая". Мария верою приняла СЛОВО Бога, и поэтому ОНО исполнило в ней то, о чём говорило.

Иисус обратил наше особое внимание на веру сотника, который положился только на СЛОВО Иисуса, которое Спаситель мог произнести для него: «но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Сотник ещё не осознавал, что перед ним стоит Спаситель мира, Тот, Кто даровал дыхание самому сотнику, но он уже понимал, что СЛОВО этого Человека всесильно.

Во время бури, когда ученики поддались панике, Иисус успокоил бурю только СЛОВОМ , но при этом пристыдил учеников за то, что они боялись. Почему они боялись, почему они обратились к Нему с упрёками о том, что Он просто спит и вроде как ничего не делает, чтобы спасти их? Потому что они не знали, как работает СЛОВО Бога. А оно тотчас исполняет себя. Иисусу не надо было распределять людей по палубе, привязывать их верёвками, давать им инструкции, Ему достаточно было просто сказать СЛОВО . Но ученики пока в это не верили.

В тех текстах, о которых вы спрашиваете Иисус как раз сравнивает веру в СЛОВО Бога с одним из самых маленьких семян, которое способно вырасти в одно из самых больших деревьев. Внутри семени уже живёт это огромное дерево, просто всё совершенство, мощь и красота дерева свёрнута в совсем маленький объем, но ведь это всё равно уже предполагаемое дерево. Дерево огромной веры в СЛОВО Бога.

Помните ли вы события, которые привели Иисуса к тому, чтобы произнести заинтересовавшие вас слова о горчичном семени?

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. ()


Во что должны были верить ученики, чтобы изгнать беса, мучившего того молодого человека? В слова Иисуса, которыми Он учил их! Они должны были не просто знать Его слова, но и верить в то, что это слова Бога, которые, если им подчиниться, если дать им возможность править их жизнями, мыслями, чувствами, -- могут творить невероятное. Ученики пытались изгнать беса своими словами, своими действиями, своей гордостью, ради своего имени... а это невозможно, потому что всякое по-настоящему доброе даяние (добрый дар) исходит от Отца (), а не от человека.

Так вот если человек имеет веру в живое и действующее СЛОВО Бога и позволяет СЛОВУ Бога жить и действовать в его(её) сердце, тогда нет ничего невозможного для человека..."ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" ().

И кстати, в этом случае человек не совершит ни одного неправильного поступка, ведь СЛОВО Бога совершает только волю Бога. Например, если вы вдруг самостоятельно решите, что надо бы вам передвинуть вон ту гору вон на то место, но на это нет воли Бога (т.е. в данный момент нет на то СЛОВА Бога), то у вас ничего не получится.

Вы спрашиваете о том, как возможно понять, что у вас есть то самое горчичное зерно веры. Это достаточно просто.

Во-вторых, вы будете постоянно сверять свою жизнь с тем, что говорит Библия и искать пути жить именно так, как она говорит, т.е. жить по СЛОВУ Бога.

В-третьих, Иисус станет для вас смыслом вашей жизни, потому что Он и есть Живое Слово Бога, и вы сами станете свидетелем Иисуса во всём, что вы делаете, думаете, желаете.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":