Энциклопедия сказочных героев: "Карлик нос". Психоаналитическая интерпретация сказок "Красивая жена", "Карлик нос" и "Медведь – липовая нога" Отношение к произведению карлик нос

23.01.2024

НЕ НОС КРАСИТ ЧЕЛОВЕКА...

Замечательная сказка немецкого писателя Вильгельма Гауфа "Карлик Нос" никого не оставит равнодушными - ни детей, ни взрослых. И потому её очень хорошо читать всей семьёй вслух, а потом поговорить с детьми о многих важных вещах, которые автор хотел донести до своих читателей.

Действие сказки происходит в старой Германии, и главным её героем является двенадцатилетний мальчик Якоб из простой семьи, но такой писаный красавец, что просто загляденье. Чудо, а не мальчик!

Якоб часто помогал маме продавать овощи на базаре, но был он паренёк насмешливый и бойкий и однажды обидел старую женщину, которая неаккуратно выбирала овощи. Он зло и грубо посмеялся над внешностью старухи: над её длинным, уродливым носом, над корявыми пальцами, над толстой шеей. Издевался он от души, ничуть не задумываясь о том, что старому человеку больно и обидно слышать такие слова, что старуха не виновата в своём уродстве и преклонном возрасте. Никто ему не объяснял, видно, прописных истин - о такте, деликатности, уважении к старости, о том, что нельзя глядеть во все глаза на чужие физические недостатки: этим ты обижаешь человека.

Разумеется, по законам сказки старуха оказалась злой колдуньей, и красивому мальчику пришлось горько расплачиваться за свои ошибки. Колдунья заманила Якоба к себе во дворец и там заколдовала его на долгих 7 лет. Такой срок, вычеркнутый из человеческой жизни - лучшие годы отрочества и юности - кажется непомерным наказанием. Но ведь и в реальной жизни за свои грехи порой приходится платить очень дорогую цену.

К счастью, для Якоба эти семь лет не прошли даром: он научился всякому труду по хозяйству, а главное - стал отличным, классным поваром - получил прекрасную профессию на всю оставшуюся жизнь.

Но если бы наказание исчерпывалось только этим! Якоб вернулся в мир не красавцем-мальчиком и не стройным юношей, а безобразным, уродливым карликом с огромным носом, висящим до подбородка, с длинными корявыми руками до самых пяток и совершенно без шеи. "Всё, над чем он тогда смеялся... получил он от старухи за свои насмешки". И отныне Якобу предстояло узнать на личном опыте, каково это - очутиться в шкуре урода, над которым все потешаются, которого все дразнят и норовят унизить!

Разумеется, родители его не узнали, а горожане начали зло насмехаться над ним, избрав мишенью своих недобрых острот и издевательств.

Якобу пришлось очень быстро становиться взрослым: думать, как заработать себе на хлеб, быть ответственным за все свои поступки, постараться не пропасть в этой, такой немилостивой к нему, новой жизни. К чести "карлика Носа", как его прозвали, он не выбрал для себя самый лёгкий путь: стать шутом, демонстрирующим своё уродство на потеху публике. Он предпочёл по-настоящему работать: быть поваром во дворце у герцога. Дворцовый смотритель очень удивлялся его решению и говорил Якобу: "Будь ты придворным карликом, ты мог бы ничего не делать, есть, пить, веселиться и ходить в красивой одежде, а ты хочешь на кухню!" Но Якоба отнюдь не прельщала подобная мечта многих и многих - получать блага, не делая ничего. Просто он был гордым, имел чувство собственного достоинства и не желал быть посмешищем.А работать он умел отлично! И вскоре, по признанию всех окружающих, он стал великим мастером кулинарного искусства. И о чудо: люди, признав его талант и трудолюбие, как будто перестали замечать его уродство. Теперь уже никто не смеялся над карликом. Все низко ему кланялись и почтительно уступали дорогу. Горожане интуитивно поняли, что надо судить о человеке не по его внешности, а по его делам.

Много ещё удивительных приключений пришлось пережить Якобу, прежде чем сказка завершилась счастливым финалом. И, разумеется, юные читатели оценят остроту и занимательность сюжета, волшебные превращения, чудеса и очень мудрые мысли, которые Вильгельм Гауф постарался предельно чётко донести до ребят и до взрослых тоже.

Вильгельм Гауф сказка "Карлик нос"

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Карлик нос" и их характеристика

  1. Якоб, он же Карлик Нос. В начале сказки веселый и бойкий мальчик 12 лет, которого украла злая колдунья. Он превратился в карлика, но остался добрым и честным.
  2. Мими, дочь волшебника Веттерброка. Превращена колдуньей в гусыню. Добрая и отзывчивая.
  3. Колдунья Крейтервейс, злая, уродливая старуха, которая превращала людей в животных
  4. Герцог. Самодовольный любитель хорошо поесть.
  5. Родители Якоба, простой сапожник Фридрих и его жена торговка Ханна.
План пересказа сказки "Карлик нос"
  1. Якоб и его родители
  2. Страшная покупательница
  3. Якоб ругает старуху
  4. Якоб несет капусту
  5. Старуха кормит Якоба супом
  6. Якоб прислуживает старухе семь лет в облике белки
  7. Якоб превращается в карлика
  8. Родители не узнают Якоба
  9. Повар герцога
  10. Гусыня Мими
  11. Князь и пирог королевы
  12. Травка "Чихай на здоровье"
  13. Превращение в юношу
  14. Спасение Мими
  15. Пирожный мир.
Кратчайшее содержание сказки "Карлик нос" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Мальчик Якоб пошел относить покупки злой старухе и был превращен ею в белку.
  2. Якоб семь лет прислуживает старухе и становится отличным поваром
  3. Якоб нюхает травку, превращается в карлика и родители не узнают его.
  4. Якоб нанимается поваром к герцогу и покупает на базаре гусыню Мими
  5. Мими помогает Якобу найти волшебную травку и Якоб превращается обратно в человека
  6. Якоб относит Мими к ее отцу, и возвращается к родителям.
Главная мысль сказки "Карлик нос"
Доброе сердце значит гораздо больше, чем внешняя красота.

Чему учит сказка "Карлик нос"
Эта сказка учит верить в лучшее, не отчаиваться, бороться за свое счастье, уметь приспособиться к любым жизненным обстоятельствам. Учит не грубить покупателям. Также сказка учит помогать другим, быть добрым.

Отзыв на сказку "Карлик нос"
Это очень интересная сказка, которая мне сильно понравилась. На маленького Якоба нежданно обрушились суровые испытания. Он потерял семь лет жизни, стал карликом, его не приняли родители. Но Якоб не отчаялся. Он сумел найти свой путь в жизни, добился почета и уважения. А потом и смог расколдовать себя. Эта сказка увлекает и от нее невозможно оторваться.

Пословицы к сказке "Карлик нос"
Красота до вечера, а доброта навек.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Отвяжись худая жизнь, привяжись хорошая.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Карлик нос"
Давным-давно жил в Германии сапожник Фридрих и его жена Ханна. И был у их сын Якоб, красивый и стройный мальчик. Ханна продавала на рынке овощи со своего огорода, а Якоб помогал покупателям донести корзинки с покупками. За это его часто благодарили.
Однажды к прилавку подошла сгорбленная старуха с огромным носом и стала ворошить разложенную на прилавке зелень. Все ей не нравилось и она сильно ругалась. Маленький Якоб не выдержал, назвал старуху бессовестной и упомянул ее длинный нос.
Старуха пообещала, что у мальчика гос будет еще больше.
Дальше она ворошила капусту, а Якоб продолжал ругаться и упомянул ее тонкую шею.Старуха пообещала, что Якоба вообще не будет шеи. Ту уж заругалась мать Якоба.
Старуха купила шесть кочанов капусты и попросила, чтобы Якоб помог их донести. Якоб боялся старуху, но ему пришлось нести покупку. Они шли целый час и пришли в старый дом на окраине города.
Старуха открыла дверь и Якоб остолбенел от удивления. Внутри было все мраморное и пол очень скользкий. Откуда-то прибежали на задних лапках морские свинки и принесли старухе тапки. Она надела их и перестала хромать.
Старуха провела Якоба в кухню и предложила отдохнуть, ведь носить человеческие головы - работа не легкая. Якоб с ужасом увидел, что вместо кочанов он нес человеческие головы.
Старушка пообещала накормить его супом. Старуха стала крутиться возле печи, а помогали ей морские свинки и белки, все одетые как люди.
Наконец суп был готов и старуха дала его Якобу, пообещав, что когда тот его съест он станет хорошим поваром.
Якоб поел, потом заснул и видел удивительный сон. Будто он превратился в белку, его одели в одежду, и он прислуживал старухе год за годом, ловил пыль из солнечного лучика, собирал росу с цветов и готовил пищу. Якоб стал отличным поваром и прожил у старухи семь лет.
Однажды Якоб полез в шкаф за приправой и открыл дверцу, которую раньше не замечал. Там росли удивительные травы и Якоб почувствовал запах того супа, которым его когда-то накормила старуха. Он чихнул и проснулся.
Он вскочил с дивана и поспешил домой. Он звал с собой белок, но те не хотели уходить.
Якоб прибежал на рынок, но мать не узнавала его и называла карликом. Она сказала, что Якоба украли семь лет назад. Тогда Якоб пошел к отцу, надеясь, что тот узнает его. Но сапожник тоже не узнал Якоба и рассказал, как злая колдунья, которая раз в 50 лет приходит закупать провизию, семь лет назад украла его Якоба.
Сапожник предложил карлику сделать футляр на нос. Якоб ощупал руками нос и понял, что тот просто огромный. Он подошел к лавке цирюльника и попросил зеркало. Он увидел, что стал карликом с огромным носом и почти без шеи. Все над ним смеялись.
Якоб пошел к матери и рассказал все, что с ним случилось. Ханна не знала что и думать и повела Якоба к отцу. Но сапожник рассердился, сказал, что сам только что рассказал карлику про Якоба и ремнем отхлестал Якоба.
Бедный Якоб не знал что делать, но вспомнил, что он стал отличным поваром и решил наняться поваром к герцогу.
Он пришел ко дворцу и попросил, чтобы к нему вызвали начальнику кухонь. Над Якобом все смеялись, но все-таки привели его на кухню и разрешили попробовать приготовить суп с гамбургскими клецками.
Якоб правильно назвал все ингредиенты, и упомянул травку "утешение желудка" про которую не слышал даже повар. Потом он быстро и ловко приготовил клецки. Смотритель и повар были в восторге.
Герцог попробовал суп и он ему очень понравился. Он велел позвать нового повара, потешался над его видом, но решил взять на службу, положив ему жалование в 50 дукатов в год и дав прозвище Карлик Нос.

Два года прожил Карлик Нос у герцога и стал уважаемым человеком. Он сам ходил покупать продукты и вот однажды решил купить трех гусей у женщины, которую никогда прежде не видел. Карлик Нос купил гусей и понес их во дворец. При этом он заметил, что одна гусыня сидела грустная, как будто больная. Он решил сразу прирезать ее.
Вдруг гусыня заговорила и попросила не убивать ее. Карлик Нос сразу подумал, что гусыня не всегда была гусыней. И это оказалось правдой.
Гусыня сказала, что ее зовут Мими и она дочь волшебника Веттербока. Гусыня рассказала, что ее заколдовала злая колдунья, а Карлик Нос рассказал свою историю. Мими сказала, что помочь ему может только та волшебная травка.
Однажды к герцогу приехал в гости князь, большой лакомка, и Якоб старался изо всех сил, чтобы угодить ему. На прощанье князь захотел попробовать пирог королевы и Якоб пообещал сделать его.
Но Якоб не знал рецепта этого блюда и горько плакал. Это увидела Мими и спросила, почему тот плачет. Якоб рассказал про пирог королевы, а Мими ответила, что отлично знает, как его приготовить. Якоб приготовил пирог по рецепту Мими, но князь остался недоволен. Он сказал, что в нем не хватает травки "чихай на здоровье".
Герцог пришел в сильную ярость, он пообещал отрубить Якобу голову, если тот к вечеру не сделает пирог как следует.
Якоб поделился горем с гусыней и Мими сказала, что нужная травка растет только под каштанами. Якоб и Мими отправились в дворцовый сад и стали искать под деревьями нужную травку. Но ее нигде не было.
Наконец они перебрались по мосту через озеро и Мими нашла травку "чихай на здоровье". Она сорвала причудливый цветок и принесла его Карлику. Якоб задумчиво повертел цветок, понюхал его и объявил, что это та самая травка, которой его заколдовали. Мими сказала ему собрать все деньги и испробовать действие травки.
Якоб завязал все вещи в узелок, понюхал травку и вдруг стал самым обычным юношей, очень красивым.
Якоб взял Мими на руки и, никем не узнанный, вышел из дворца. Он отправился на остров Готланд к волшебнику Веттерброку. Волшебник расколдовал Мими, дал Якобу много денег и тот вернулся к родителям, которые были счастливы возвращению сына.
А герцог не мог найти Карлика, поссорился с князем и они долго воевали. А потом заключили мир и князь угостил герцога пирогом королевы. Тот мир так и стали называть Пирожным миром.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Карлик нос"

Тема: «В. Гауф «Карлик-Нос»

Цель урока : познакомить ребят с новой сказкой В. Гауфа.

Задачи урока :

Сопоставить сказку Гауфа с волшебной сказкой, которая принадлежит фольклору;

Выявить особенности жанра литературной сказки вообще и данной сказки в частности:

Воспитывать чувство сопереживания

Ход урока:

    Орг. момент

Нет сказки причудливей. чем сама жизнь

Г. Х. Андерсен

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной замечательной сказкой «Карлик-Нос”, автором которой является В. Гауф - величайший немецкий писатель-сказочник.

Давайте послушаем. что это был за человек. Он прожил всего 25 лет, но вошел в историю мировой литературы как величайший писатель-сказочник.

    Выступление подготовленных учащихся :

1)Родился Вильгельм Гауф в немецком городе Штутгарде в начале ХIХ века. В 1802 году семья господина Гауфа, министерского чиновника, была большой и очень дружной. Все особенно любили маленького выдумщика и проказника Вильгельма. Мама читала ему на ночь самые интересные книги, какие только можно было купить в книжных лавках, и мечтала увидеть сына в будущем известным ученым или писателем.

2)В гимназии и университете Вильгельм был лидером в среде своих одноклассников. Все любили его за красноречие и остроумие. Неистощимый выдумщик. он затевает проказы,которые никому не приходят в голову, кроме него.

3)Рано потеряв отца, Вильгельм понял, что в дальнейшей жизни он должен рассчитывать только на себя.

Еще в ранней юности, будучи студентом,он... пишет. Сочиняет стихи, повести, романы и даже мемуары. И в 20 лет он уже признанный писатель.

Закончив семинарию. оп становится домашним учителем в одной дворянской семье. И. обучая детей разным наукам, сочиняет для них сказки. А скоро и взрослые с увлечением слушают волшебные истории Гауфа и советуют выпустить сказки отдельными сборниками, которые и увидели свет в 1825 году.

Истоки сказки Гауф видит в неуемном желании человека «вознестись над повседневностью» ,с одной стороны, а с другой - в стремлении к творчеству и сопереживанию. Ибо только дух творчества дает ощущение свободы, стирает грань между явью и вымыслом.

Именно поэтому сказка в творческом наследии Гауфа была любимейшим жанром.

    Беседа по произведению

- Но ведь не только Гауф с удовольствием избирает именно этот жанр, что же заставляло и других писателей – сказочников создавать свои произведения?

Особенности жанра литературной сказки :

Сказки в большинстве своем хорошо заканчиваются;

Многих писателей радует возможность создания светлой атмосферы, господствующей сказочном мире;

Как и в народной сказке, в сказках литературных всегда добро побеждает зло:

Следить за событиями сказки очень увлекательно, но развлекая, сказка учит.

А чтобы ответить на вопрос, чему же учит нас эта сказка Гауфа, за что наказан герой, какие испытания ему нужно преодолеть, мы должны обратиться к содержанию этой сказки.

4.Рассмотрение иллюстраций

Рассмотрим иллюстрации средневекового города, ведь все действие сказки разворачивается в германском городе, где жили сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Она продавала на рынке плоды и овощи со своего маленького огорода, ей помогал сын Якоб, стройный, красивый мальчик. , довольно высокий для своих двенадцати лет.

Этот мальчик и будет героем нашей сказки.

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

- Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.

Физминутка для глаз

    Выборочное чтение.

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей, теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью. Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила. (найдите отрывок в тексте)

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха,а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки н натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт, друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям. Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, но лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо воз- награждение.

Особое отличие литературных сказок, особенно, если мы говорим о сказках Г.Х.Андерсена, В. Гауфа, Ш. Перро в том, что добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими. Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

- Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок. Интересно, что во многих литературных сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье: у Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» Финист превращается в сокола.

Закрепление

Итак, чудесный помощник - это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы (об искусстве перевода мы поговорим, когда будем изучать баллады Жуковского).

И. наконец, герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более психологичен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

(В начале сказки мы испытываем интерес, в конце- симпатию и большое уважение)

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

(Когда отец побил и выгнал его.)

(Когда кочаны превратились в головы).

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

(Несправедливость родителей. жестокость старухи, обжорство герцога).

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

Вопросы к уроку:

- Как вы хотели бы закончить сказку?

- Обозначьте ключевые сцены.

(Ключевые сцены:

1 Встреча со старухой на рынке.

2.Превращение в доме колдуньи.

3.Возвращение Якоба в город в образе карлика.

4.Изгнание из дома.

5.У герцога на службе.

6.Вызволение Мими.

7.Поиск травки и избавление.)

- Выявите особенности литературной сказки Гауфа.

Домашнее задание

Сказка Вильгельма Гауфа "Карлик Нос" - адресована людям всех возрастов. Разумеется, дети не поймут многих аллегорий сказки без соответствующих пояснений со стороны учителей либо родителей. Да и взрослые разберутся в тонкостях понимания сказочных образов только в том случае, когда у них развита способность читать между строк.

Главный герой сказки - Якоб, двенадцатилетний красивый мальчик, сын сапожника и продавщицы овощей. Мальчик помогает матери на рынке. Встреча со старой колдуньей Травознаей становится для Якоба началом жизненных испытаний. Семь лет парнишка, превращенный в белку, служит злой старухе, изучая при этом поварское искусство.

В философском смысле превращение человека в мелкую зверюшку трактуется как изрядное понижение на социальной лестнице. Найдя случайно волшебную травку в доме чародейки, Якоб снова обретает обличье человека. Однако, проклятье колдуньи не позволяет юноше вернуть свой истинный внешний вид. Из красивого мальчика Якоб превращается в уродливого карлика.

И тут внимательный читатель видит связь с изначальным моментом встречи мальчика с Травознаей. Семь лет назад Якоб, возмущенный придирками чародейки к товарам его матери, произносил слова, которые не должен говорить ни один продавец. Мальчик позволил себе затронуть вслух вопрос уродливой наружности старухи. В отместку старая чародейка сделала Якобу именно те виды уродства, над которыми мальчик насмехался, ругая неприятную покупательницу - Травознаю.

Тут заключается важный элемент правил поведения для продавцов: хорошо вышколенный торговец никогда не должен переходить на личности в процессе продажи товаров. Покупатель должен быть обслужен с одинаковым терпением и вежливостью, независимо от его привлекательной или отталкивающей наружности!

Юный Якоб, претерпев горький момент осознания того, что стал безобразен, нашел свое место в жизни, использовав приобретенное у чародейки поварское искусство. Мастерство юного Карлика Носа, как его стали называть во дворце герцога-гурмана, заставило всех придворных с уважением относиться к нему и не акцентировать внимание на уродстве.

Доброта и ум Карлика Носа помогают ему оценить необычность купленной им на рынке гусыни, оказавшейся заколдованной дочерью чародея Мими. Спасая Мими от попадания на вертел, Карлик Нос находит с помощью волшебной гусыни и свое спасение от беды. Волшебная травка, найденная гусыней, возвращает Карлику Носу его природный облик красавца-Якоба. В реальной жизни тот, кто умен, добр, трудолюбив - будет симпатичен окружающим при любой наружности .

Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Карлик Нос»

Разработан учителем начальных классов

Кулешиной Валентиной Ивановной

МБОУ «Школа№2» г. Семенов

Нижегородской области

2016 год

Урок внеклассного чтения по сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

Предмет: литературное чтение

Учебник: «Литературное чтение», автор Э.Э.Кац, УМК «Планета знаний»,часть 1, 2014 год

Тема урока:

Цель: развивать навыки анализа прозаического текста

Задачи:

участвовать в диалоге;

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы:

Методы:

Планируемые результаты УУД:

Предметные

    смысловое чтение;

Личностные

Метапредметные(познавательные, коммуникативные,регулятивные)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Ход урока

1.Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже солнце.

А вы какими мечтаете стать?

Мы мечтаем стать сильными, умными, смелыми, добрыми, отзывчивыми…

А кто вас учит быть такими?

Учителя, родители, герои книг, сказок.

Сейчас мы с вами прослушаем музыкальный фрагмент, и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

О чем же пойдет разговор на нашем уроке?

В сказках и в каждом человеке борются два качества.Какие?

Добро и зло.

Что для вас добро?

-Добро - это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью; бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка младшего братика...

А еще ласковое солнышко.

-Зло - это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на улице; поездка на дачу; дежурство по школе...

И темная туча на небе, закрывшая солнце.

Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла. Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное определение этих слов.

Добро - слово многозначное - означает все положительное, хорошее, полезное.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Назовите свою любимую сказку.

Я предлагаю пройтись сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках.

-Что такое сказка? Дайте определение.

-СКАЗКА- повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

-С какими видами сказок мы знакомились на уроках?

Какую сказку вы дома читали?

Кто назовет тему нашего урока?

(Добро и зло в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»)

Кто является главным героем?

3.Актуализация знаний.

Карлик Нос.

Почему Карлик? (Он был маленьким)

Где еще мы применяем слова в значении « карлик»?

1.Карлик-это маленький человек(90-100 см, вес 10-15 кг)

2.Гном. - Чем гном отличается от карлика? (Гномы живут под землей- «Белоснежка и семь гномов»)

3.Карликовое растение (карликовая береза в тундре 20-80 см)

4.Государства в Европе (Андора, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино, город Ватикан, Мальтийский орден)

5.Планеты-карлики (Церера, Плутон, Эрида, Макемаке, Хаумеа)

Почему главным героем Гауф делает не обычного человека, а карлика?

- Люди всегда замечают тех, кто не похож на них.

Особенно бывают нетерпимы и жестоки к человеческому уродству.

Такому человеку очень тяжело приходится в жизни. Наверное, Гауф как раз и хотел показать, как трудно быть не таким, как все, но ещё хуже, когда тебя за это ненавидят.

Хотел показать и осудить жестокость людей, неприглядность их поведения.

4.Обобщение и систематизация знаний

(доклады детей)

(1, 2 слайды) -Вильгельм Гауф- немецкий сказочник. Послушаем доклады детей.

(3,4 слайды) - Гауф прожил очень короткую жизнь, всего 25 лет (1802 – 1827), но не потерял даром ни часа. Он был стройный, красивый, с тёмно-синими глазами на бледном лице, весёлый, остроумный, общительный, скромный, добрый. Родился он в Германии в семье со средним достатком. Когда ему исполнилось 7 лет, умер отец, и мать с детьми переехала к деду, в доме которого была богатая библиотека. Мальчик отдавал предпочтение запутанным историям и рассказам о старине, которые по вечерам пересказывал сестрёнкам, переиначивая по-своему и добавляя красочные подробности. В 18 лет он поступил на богословский факультет одного из крупнейших в Германии университета. Окончив его в 1824 году, стал домашним учителем в семье барона и баронессы Хюгель. Маленькие воспитанники Гауфа стали первыми слушателями его первых сказок.

Обучаясь в университете, Гауф был предводителем студенческих компаний, Его любили за красноречие и остроумие. Студенты устраивали весёлые пирушки, пели громко песни и мешали спать горожанам, перевешивали (меняли) вывески на лавках. Ни одно из развлечений не обходилось без Гауфа. Но эти развлечения Гауф как-то резко оборвал. Он как будто чувствовал, что жить ему недолго, и полностью погрузился в мир литературного творчества. Уже в 1826 году выходит 1-ый «Альманах сказок» и два романа, которые принесли ему известность. Успех книг позволил осуществить давнюю мечту: Гауф отправился в путешествие. Исколесил всю Германию, побывал за границей. Но прошёл год – и Гауф, один из самых молодых и прославленных писателей Германии, умирает в 25-летнем возрасте от нервной горячки.

(5,6,7 слайды ) Его литературная деятельность – три года, но написал он не только три «Альманаха сказок» («Караван», «Александрийский шейх», «Харчевня в Шпессарте»). Его перу принадлежат любовные стихотворения, баллады, песни, романы. Он редактировал журнал, писал статьи. Он автор многих рассказов (новелл), даже написал мемуары. Удивительно, сколь много Гауф успел всего за три года творчества. Лучшие сказки его вошли в Золотой фонд мировой литературы. Хотя он писал сказки для детей, многие из них входят в круг взрослого чтения.

Вот мы и подошли к главному вопросу. О чём заставляет задуматься сказка Гауфа «Карлик Нос»?

Эта сказка поднимает вопросы об уважении к человеку. Любого человека нужно уважать, независимо от того, как он выглядит.

Она о жестокости и доброте, вероломстве, зависти и жадности.

Она заставляет людей задуматься о том, какие они на самом деле. Прочитав эту сказку, люди, наверное, захотят быть лучше и добрее.

Ещё она поднимает вопрос о внешней и внутренней красоте человека.

Нужно ценить людей за их духовный мир, а не за то, красивы они или уродливы внешне.

Это сказка и для взрослых: в ней говорится, что мы, взрослые, должны учить вас, детей, разбираться в людях и своим поведением подавать положительный пример.

Действительно, сказка Гауфа намного серьёзнее, чем думается сначала. Она ставит вопросы, которые должны волновать прежде всего взрослого человека, т. к. именно он является воспитателем детей. Это вопросы о внутренней и внешней красоте, об уважении к людям, о терпимости, о защите человеческого достоинства, о благородстве, о желании сделать мир и людей в нём добрее и красивее душой. Сказка поднимает важные нравственные проблемы.

5.Физкульпауза . Встанем, раскроем наши ладошки, глубоко вздохнем и представим, что мы с вами оказались в волшебном мире сказки Гауфа «Карлик Нос».

А начиналось все так…(Учитель зачитывает отрывок)

6.Инсценирование эпизода «На рынке».

Однажды привычное течение жизни этой семьи нарушает одно событие.

Какое?

Появление на рынке старухи-волшебницы.

(8 слайд) - Вот как это было.

(Инсценировка фрагмента сказки.)

Участники: автор, Хана, Якоб, волшебница. Сценка со слов “Однажды Хана, как всегда, торговала на базаре” до слов “Якоб... пошел следом за старухой. Они направились на окраину города, где жила старуха”).

И тут начинаются чудеса и волшебные превращения.

7.Контрольная ситуация и коррекция

Сейчас проверим, как вы внимательно читали сказку.

(9-15 слайды) Литературная викторина по сказке “Карлик Нос”

1. Кем был отец Якоба?

    Садовником

    Поваром

    Сапожником

2. Овощи которые купила колдунья у Ханны, матери Якоба

    Арбузы

    Капуста

    Морковь

3. Зверёк, в которого превратила колдунья Якоба

    Белка

    Кошка

    Хомяк

4. Что было вместо башмачков у морских свинок колдуньи?

    Скорлупки

    Тапочки

    Хрустальные башмачки

5. То, чем колдунья заколдовала Якоба?

    Кольцо

    Иголка

    Травка

6. Одна из профессий, которую освоил Карлик Нос в доме колдуньи

    Водонос

    Охотник

    Плотник

7. Сколько лет провёл Якоб в доме колдуньи?

    5 лет

    3 года

    7 лет

- За что и как наказывает Якоба старуха и как награждает?

За резкость и непочтительность к старухе, за дерзкое и вызывающее обращение Якоб на долгие годы лишается своих родителей.

Теряет свой облик и становится карликом со смешной в даже немного пугающей внешностью.

Но в награду за послушание старуха угощает Якоба супом, который сама приготовила.

Прочитайте отрывок.

- Кушай, сынок, - сказала она.- Поешь этого супу и будешь такой же красивый, как я. И поваром хорошим сделаешься - надо же тебе знать какое-нибудь ремесло.

Но Якоб на это смотрел иначе. У него прямо сердце разрывалось с досады. Семь лет жизни у него украла старуха, а что он за это получил?

Он не только научился готовить разные кушанья, чистить кокосовые скорлупки,натирать стеклянные полы, он приобрел богатый жизненный опыт.

Он приобрел друга в лице Мими и способность чутко и внимательно относиться к окружающим его людям.

Якоб сожалел не о том, что он лишился своей привлекательной внешности, а о том, что родители прогнали его прочь, как собаку.

-А что же помогло Якобу уйти от старой волшебницы?

Он обнаружил в кладовке диковинные травы, какие ему еще никогда не попадались.

Прочитайте об этом.

Стебли у них были зеленоватые, а на каждом стебельке - ярко-красный цветочек с желтым ободком. Якоб поднес один цветок к носу... несколько раз чихнул и проснулся.

- Ну и сон же это был! Прямо будто наяву! - подумал Якоб. - То-то матушка посмеется, но и попадет же мне.

Для Якоба время остановилось. Остановившееся время освобождает от проблем, лишает возможности испытать истинную радость и узнать жизнь во всей ее полноте. Но не только травка помогла ему вспомнить все, что с ним произошло. А что именно?

Любовь к родителям и ответственность перед ними заставляет Якоба как можно быстрее покинуть дом старой волшебницы, несмотря па жалобный писк морских свинок и белок.

Таков закон любой сказки, герой обязательно должен пройти через испытания, преодолеть препятствия и обязательно получить какое-либо вознаграждение.

Где идет борьба добра и зла?

Добро и зло борются не во внешнем мире, а в душе человека и победа добра или победа над злыми чарами может состояться, если герой сможет совершить необычайное усилие, обрести в самом себе силы, способные противостоять злу.

Став карликом, Якоб испытал унижения, гонения, насмешки, но приобрел способность чуткого и внимательного отношения к окружающим. За это он снискал уважение подданных герцога и дружбу Мими.

Ведь и от колдовских чар Якоб избавился только с помощью Мими. Благодаря состраданию, доброте и участию к судьбе Мими, которые, безусловно, жили в его сердце.

(16 слайд) - Гусыня Мими - тоже очень важный персонаж сказки. Что вы можете о ней сказать?

Это чудесный помощник - традиционный персонаж всех волшебных сказок.

В каких еще сказках действуют персонажи, принявшие птичье обличье?

У Жуковского в «Сказке о царе Берендее» - уточка (Василиса Прекрасная), у Андерсена в сказке «Дикие лебеди» братья Элизы были заколдованы в прекрасных диких птиц, в «Финисте -ясном соколе» .Финист превращается в сокола.

Итак, чудесный помощник-это традиционный элемент как народной, так и литературной сказки.

-А теперь давайте поговорим об отличиях этой сказки от сказки народной:

Нет традиционного зачина и концовки;

Нет в конце свадебного пира;

Нет магического числа “три”:

Нет традиционных эпитетов

Один вариант, но разные переводы

Герой в народной сказке обладает достаточно традиционными чертами: он должен быть бесстрашным. находчивым. сильным - это все входит в понятие “добрый молодец”. Герои же литературной сказки, как и любого другого литературного произведения, обладает своими индивидуальными чертами.

Понятие о литературном герое . Он обладает своими индивидуальными чертами. Характер его раскрывается в его облике, поступках, словах и даже жестах, то есть он более конкретен, чем герой народной сказки.

-Меняется ли ваше отношение к Якобу в начале сказки и в конце?

В начале сказки мы испытываем интерес, в конце - симпатию и большое уважение.

- В какой момент вы особенно сильно сочувствуете Якобу? Почему?

Когда отец побил и выгнал его.

Когда кочаны превратились в головы.

- Что вызвало ваше негодование и возмущение?

Несправедливость родителей, жестокость старухи, обжорство герцога.

Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы все добрые и отзывчивые дети, думаю, что этому в значительной степени способствовало чтение сказок как народных, так и литературных. И я надеюсь, что вы снова и снова будете брать в руки книги сказок, знакомиться с новыми героями и их чудесными приключениями, потому что, говоря словами Гауфа,

сказка творит добро, радует сердце, веселит взоры; она старается доставить веселый часок, но развлекая, учит..., представляя жизнь как чудо”.

8. Аналитическая работа с философскими понятиями.

-Давайте обратимся к теме нашего урока и поразмышляем над понятиями добра и зла.

- Мы с вами путешествовали по сказке, просматривая яркие эпизоды, проигрывая самое интересное, и повторяли важные фрагменты, а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила нам эта встреча .

- Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять жизнь.

- Я предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя, что есть зло и добро в сказке «Карлик Нос». И мы сейчас вместе обсудим, что же больше совершил Якоб- добра или зла.

(17 слайд) Работа в парах (зачитать отрывки)

Зло (минус)

Добро (плюс)

1. Служба у ведьмы

минус : жил без родителей 7 лет в изгнании.

плюс: научился натирать полы, печь солнечный хлеб, замечательно готовить.

2. Превращение в карлика

минус: страдал от насмешек и оскорблений окружающих; потерял привлекательную внешность, которой хвастала перед торговками мать.

плюс : сохранил душу, спас гусыню, стал терпимее.

3. Встреча с разгневанными родителями

минус: получил сильный удар от самых близких и дорогих ему людей, которые не признали в нем собственного сына.

плюс : понял и осознал причину своего превращения, но не обиделся на родителей, а стал мудрее и терпимее.

4. Служба у герцога

минус: опасения за свою жизнь.

плюс : знакомство с гусыней, проверка поварских умений.

5. Избавление от чародейства

минус и плюс : знакомство и прощание со сказочным миром.

плюс: стал милым и привлекательным юношей, получил "уроки жизни" и запомнил их, стал ценить жизнь как таковую, научился быть благодарным за многие испытания, которые подарила судьба.

6. Вывод

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Якоб справился с теми испытаниями, которые выпали на его долю.

Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым, стойким и благородным юношей.

(18 слайд) -Внешнюю красоту потерять не страшно, главное - остаться Человеком.

(19 слайд) 9.Рефлексия деятельности(работа в группах)

- Я приготовила для вас волшебный сундучок с заданием. Работаем в группах.

Соберите пазлы и подберите отрывок к иллюстрации и зачитайте этот отрывок.

Распределите картинки по порядку сказки.

В волшебном сундучке для вас есть письмо. Хотите узнать что в нем? Это письмо Якоба, он разрешил нам его прочитать.

А как вы думаете, кому он может писать? Давайте послушаем.

"Здравствуй, милая бабушка!- пишет тебе Якоб. - Я все понял, что со мной произошло, и почему ты меня превратила в карлика. Раньше я не задумывался о том, что рядом со мной живут всякие уродливые и больные люди. Они портили своей отвратительной внешностью мой мир, в котором им нет места. Хотелось, по меньшей мере, крикнуть на них или закрыть глаза руками, но теперь я понимаю, что кто-то виноват в том, что они такие... А мы проходим мимо, не хотим видеть и слышать их. Нам так удобно и спокойно. Я понял, как страшно остаться одному в этом мире, так хочется громко крикнуть: « Люди, опомнитесь! Не дайте злу существовать и увеличиваться. Не надо отвечать на зло - злом, и тогда будет светить солнце на небе и в душе! Если быбыло можно заново пережить тот кусочек жизни, я бы захотел, наверное, все исправить и стать вновь милым и послушным. Но очень многое не узнал и не понял бы, продолжая торговать вместе с матушкой на рынке. Не встретил бы на своем пути тебя, первую учительницу, не поверил бы в сказку, не стал бы таким, как сейчас... Спасибо за твои уроки и прости, если сможешь…»

- Чему учит автор данной сказки?

10.Самооценка.

У вас на партах лежат капельки- желтые, солнечные и темные, дожливые. Если вам урок очень понравился, добавим желтые капельки к нашему символу- солнышку, а если возникли какие-то вопросы, что-то непонятно, то синие к темной тучке.

Оценки детей за работу.

11.Домашнее задание .

Сравнить две сказки и найти сходство в сказке Гауфа «Карлик Нос» и «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.

12.Итог урока.

Ребята, а вы любите получать подарки? А дарить? Давайте вместе с литературными героями подарим нашим гостям песню «Дорогою добра», а я желаю вам и в жизни идти по пути добра и дарить людям только радость.

Самоанализ урока внеклассного чтения

Тема урока: Понятие добра и зла в сказке Вильгельма Гауфа «Карлик Нос»

Цель: развивать навыки анализа прозаического текста, обобщить и углубить знания обучающихся о сказке

Задачи урока:

учиться определять основные качества героев;

участвовать в диалоге;

пользоваться разными источниками информации;

воспитывать интерес к литературным произведениям;

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: частично- поисковый, сравнение, беседа

Планируемые результаты УУД:

Предметные

    обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Гауфа «Карлик Нос», постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

    смысловое чтение;

Личностные

    духовно-нравственное воспитание учащихся;

    осознание нравственной глубины данного произведения;

    нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;

    совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

    развитие творческих способностей;

Метапредметные(познавательные,коммуникативные,регулятивные)

познавательные

приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

    развитие воображения; совершенствование навыка чтения;

    развитие литературных способностей;

коммуникативные

    умение работать в группах, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнера;

регулятивные

    планировать свое действие в соответствии с поставленной целью;

Данный урок пятый из раздела «Авторские сказки»

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Решение задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 4-го класса УМК "Планета знаний."

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Методы: частично- поисковый, сравнение, беседа

С моей стороны соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения "ученик-учитель", "ученик-ученик".

Надеюсь, что дети осознали глубокий нравственный смысл этого произведения, кто-то на уроке, кто-то позже...