Детям о лекарственных растениях. Лекарственные растения, интересные факты

17.02.2019

Использование человеком растений, в том числе и лекарственных, началось очень давно.
Лекарственные растения - важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей. Лекарственные растения не трудно вырастить из семян, можно размножить черенками или делением луковиц. Уход за зеленой аптекой не сложен, он заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.

Одуванчик лекарственный


является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат (листья предварительно вымачивают в соленой воде).

Крапива двудомная -

это многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапиву. Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.

Ромашка аптечная -

однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей.

Васильки

Принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков.

Календула или ноготки семейства астровых

Однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы - прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.

Мать- и - мачеха
появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы - корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками(видоизмененными листьями).
На ночь и на ненастье цветок мать- и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья.
Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название.
Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.

Земляника лесная

Многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. От корневища отходят тонкие корни и длинные наземные ползучие побеги- усы. Цветет земляника в мае- июне. Ягоды от белого до темно-малинового цвета и имеют неповторимый запах. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С,В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде. В народной медицине листьями земляники лечат ранки, так как они обладают сильными фитонцидными свойствами. Земляника к тому же и лакомство. Особенно

Подорожник большой

Многолетнее травянистое растение семейства подорожниковых. С лечебными целями используют листья и траву. Свежие измельченные листья подорожника
- лучшее средство от укусов пчел, ос и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.

Береза бородавчатая, повислая

Дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной. Ветви повислые, красно - бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавками. С лечебной целью используются почки, молодые листья, березовый сок, а так же березовый деготь и древесный уголь. В научной медицине настой почек березы применяют как желчегонное, дезинфицирующее средство. Березовый деготь в составе мазей и паст используется для лечения кожных заболеваний, для заживления ран, ожогов.

Галина Праслова
«Доктор природа». Беседа о лекарственных растениях со старшими дошкольниками

Цель . Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.

Материал . Иллюстрации на тему «Лекарственные растения», гербарные образцы, карточки с изображением лекарственных растений, отвар лекарственных растений.

Участники: воспитатель, дети.

Ход беседы

Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?

Дети: Мама даёт таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.

Воспитатель : Какие вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «Зелёная Аптека» . Почему? (ответы). Верно! Такие растения помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. В природе есть всё необходимое человеку для здоровья, поэтому её можно назвать «Доктор Природа» . Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями. Начнём с тех, которые помогут на прогулках. Отгадайте сначала загадку.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).

Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это вата из нашей походной аптечки. Мхом- сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали

Воспитатель: А это подорожник !

Почему он так называется? Где растёт?

Дети : его можно встретить вдоль дорог.

Воспитатель: Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение? (стихотворение Вс. Рождественского).

Путника друг – подорожник,

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,

что отыскалось лекарство

тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт. Дети, вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие, неприятные на вкус. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства?

Дети: Ягоды!

Стихотворение Е. Трутнёвой «Черника».

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела.

Синяя такая?

На кусточки под листочки

Кто – то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

Мы чернику собирали

В кузовок, в лукошко.

Только рты с чего – то стали

Чёрные немножко

Узнали? Летом в лесах созревает вкусная ягода черника.

Она окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Употребление черники способствует укреплению нервной системы. Применяют эти ягоды и при болезнях желудка, ревматизме, малокровии. Листья черники добавляют в чай. Она восстанавливает зрение. Ягода это капризная: не хочет расти на грядках. И вообще растёт медленно, поэтому, собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?

Воспитатель: А это что за ягода? Где она растёт? Кто из вас её собирал?

Дети: Это земляника

На прогулке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

На неё садились пчёлы,

Майский жук летел над ней.

У неё сосед весёлый – родничок среди камней.

Солнце грело много дней,

Пышный кустик у камней,

Становилась земляничка

Всё пригожей да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Воспитатель: земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Полезная для здоровья и другая лесная ягода – ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё подарит радость в зимнее время.

А ещё есть душистая и сладкая лесная ягода, которую приятно съёсть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется

Дети: Малина!

Воспитатель : Кто из вас пробовал малину? А где вы лакомились этими ягодами?

Правильно, в лесу или на даче, где растёт садовая малина.

При каких заболеваниях её применяют? При ангине, простуде зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно есть живые ароматные ягоды. Заваривая чай, добавьте веточки и листья малины. Они тоже обладают целебными свойствами. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?

Дети: Медведь, муравьи.

Воспитатель: Клюква, которая растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Её собирают только взрослые, осторожно наступая на кочки болот в знакомом месте. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неё вкус? Верно! Но, несмотря на свой кислый вкус, эта ягода полезна во всех видах. Из неё делают целебные напитки: компоты, морсы, едят живые ягоды с мёдом и сахаром.

Игра»У медведя во бору»

В конце помещения располагается «медведь». Рядом с ним раскладывают карточки с изображением грибов, ягод, лесных фруктов и орехов. Два – три участника игры идут по направлению к медведю, приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру, а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны выбрать только карточки с изученными ягодными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточку и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Немойманные участники показывают свои карточки детям и воспитателю для контроля. Игру можно повторить 2- 3 раза.

Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека.

Стихотворение О. Высотской.

Уронило солнце лучик золотой.

Вырос одуванчик первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет.

Он большого солнца маленький привет.

Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.

Золотой молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу- кА в карманчик

Бывший …одуванчик.

Растёт зелёный кустик,

Дотронешься – укусит,

Не огонь, а жжётся.

дети: Крапива

Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.

Много лекарств изготавливают из шиповника, их применяют при лечении почек, печени, желудка. Сироп из шиповника помогает детям лечится от кашля. В шиповнике содержится витамин С.

А эту ягоду любят и люди и птицы. В ней не только много витаминов, она содержит вещества, обеззараживающие и подсушивающие ранки. Это рябина.

Посмотрите на растение, которое страдает от людей весной из- за своего аромата и красоты. Белые горошки на зелёной ножке. Что это такое, ребята?

Дети: Ландыш

Воспитатель: цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. Поэтому собирать их в букеты не надо, лучше любоваться и фотографировать.

Отгадайте загадку:

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,

Сердечко золотое, а что это такое?

Дети: Ромашка!

Воспитатель: Да, это знакомая нами ромашка. Послушайте стихотворение М. Познанской.

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке,

Белый, с желтеньким глазком.

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!».

Оказывается, всем нам известная ромашка может вылечить от простуды. И если начинается кашель и поднимается температура, достаточно приготовить и выпить слегка горьковатый душистый отвар из цветков ромашки. Болезнь отступит.

Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие мы часто видим на прогулке.

Облепиха. Калина. Мята

Воспитатель: а теперь мы с вами поиграем.

Игра «Знатоки»: поочерёдно показывать картинки с изображением лекарственных растений. Дети должны назвать ту часть растения (корень, стебель, лист, плод, цветок). Например – ромашка – цветок, подорожник – лист. И т. д. и где растёт, от каких болезней?

Воспитатель: люди изучили химический состав многих лекарственных растений. Некоторые из них: мята, женьшень, календула, зверобой – разводят на плантациях. Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?

Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.

Срезать или собирать необходимо только ту часть растения, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.

Сбор следует производить только в определённое время.

Незнакомые растения собирать не следует.

Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть ягод другим людям и животным.

Незрелые ягоды собирать не следует.

Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать и без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягоды.

«Лекарственные растения»

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

Закреплять и расширять знания детей о лекарственных растениях, о пользе, которую они приносят человеку

Развитие познавательной активности и любознательности.

Формировать у детей чувство любви к родной природе, бережное отношение к лекарственным растениям.

Развивать связную речь детей.

Познакомить детей с правилами сбора и сушки

лекарственных растений.

Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, подорожник, мать-и-мачеха.

Оборудование: картинки и фотографии лекарственных растений,

аптечные упаковки с травяными сборами, выставка книг о лекарственных растениях, ММУ, презентация «Лекарственные растения».

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях. Без растений жить нельзя. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Надо только знать и уметь как ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг … .(природа).

Показ презентации.

ДУШИЦА (слайд 2)

Взгляните на это растение. Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. Применяется душица при бронхитах, бессоннице, при заболеваниях кожи.

ПОДОРОЖНИК (слайд 3)

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листочек подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Подорожники обладают кровоостанавливающим, противовоспалительным и ранозаживляющим действием - известно, что листья этого растения (их необходимо предварительно разжевать или растолочь, чтоб пустили сок) прикладывают к ране для скорейшего заживления.

Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей) .

РОМАШКА (слайд 4)

Ну, а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички. (Ромашка)

Ромашка – переводится как «милая простота». Родина её - Америка. Очень давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена рассеялись вдоль железной дороги. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так ромашка попала в Россию.

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей) Она используется как противовоспалительное средство, ещё для полосканий, примочек и ванн. Ромашка поможет больному животику.

ШАЛФЕЙ (слайд 5)

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. Используют шалфей при кашле, бронхите. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко. Помогает он залечивать раны и ушибы.

ЗВЕРОБОЙ (слайд 6)

Следующее растение – зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все, у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

МАТЬ-И-МАЧЕХА (слайд 7)

Отгадайте загадку:

Золотой цветочек,

Листья изумрудные,

С одной стороны нежные,

А с другой чуть грубые.

Что это за растение?

Скажите поскорее! (мать-и-мачеха)

Это растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. На ночь и на ненастье цветок мать- и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От этого, видимо, и произошло название.

Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для того, чтобы лучше был аппетит.

КРАПИВА (слайд 8)

Отгадайте, о каком растении так говорят:

Хоть не огонь, а жжется.

Сама холодна, а людей жжёт.

Какую траву и слепой узнает?

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.

У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок. Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:

Я цветы обходил стороной.

Их считал за ненужное диво,

И искал те места, где крапива

Неприступной стояла стеной.

Обжигаясь зелёным огнём,

Обрезал я колючие ножки,

Необычного цвета лепёшки,

Обжигаясь мы ели потом.

А сейчас я любитель цветов,

Улыбаюсь любому счастливо,

На задворках стоит крапива,

Словно память тех грозных годов. (В. Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. «Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Крапива очень полезна для организма. Она обладает большим набором целебных и лечебных свойств. Известную ещё с давних пор, крапиву используют при открытых ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления и роста волос, при кашле.

Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков.

Когда ты входишь в лес,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей) .

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей) .

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А теперь давайте поиграем в игру «Аптека». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями. (Дети играют)

Сегодня мы с вами не только вспомнили некоторые лекарственные растения, но и узнали новые. Я думаю, вы будете беречь все растения, не только лекарственные!

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: материал будет полезен широкому кругу читателей, как взрослым, так и детям разного возраста. Его можно использовать для бесед, классных часов и внеклассных мероприятий.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа:
- Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии.
- Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.


Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.


Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,

Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.


Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.


Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.


Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.


Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.


Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.


Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка про лекарственные растения».


.
Берегите природу и здоровье.

Оказывается, что после чьего-нибудь прикосновения листья этого растения складываются, а потом заново распрямляются!

Происходит это из-за того, что при внешнем раздражении выделяются химические вещества, в том числе и ионы калия, которые воздействуют на клетки листьев, в следствие чего происходит отток воды. Падает внутреннее давление в клетках и черешок с лепестками на листьях сворачиваются.

  • 2) От какого слова произошло название «капуста»?

  • В переводе с древнеримского слова «капут» означает: «голова». Еще древние египтяне подавали капусту в конце обеда в качестве сладкого блюда.
  • Известно, что капустный сок влияет на улучшение пищеварения. В этом растении содержится много противоцинготного витамина С.
  • 3) Один гектар леса дает более 6 тонн дерева каждый год.
  • 4) Название «агава» произошло от слова agauos, что в переводе значит «удивительный».

  • Мексика была названа именем этого растения. В переводе это означает «место агавы» (от слова древних ацтеков, населявших Мексику, «metl» - «агава»).

  • Оказывается, кактусы съедобны и имеют очень нежную, приятную на вкус мякоть. Единственным недостатком этого лакомства являются колючки, которые очень трудно удалять.

Однако Лютер Бербанк умудрился вывести кактус, который не имеет колючек, да к тому же быстро растет. Это опунция. Плоды этого кактуса гладкие и ароматные, по вкусу составляющие неплохую конкуренцию апельсинам.

  • Мякоть кактуса-опунции служит для изготовления пастилы, так называемой «сыр из туны», а сок идет на приготовление вина, сиропа и патоки.
  • Незрелые плоды опунции варят с мясом, а зрелые сушат и потом готовят из них вкусные кексы с медовым ароматом.
  • Разные кактусы имеют разный вкус и цвет мякоти. По вкусу кактус может напоминать малину и грушу, дыню и землянику, крыжовник и апельсин, а цвет мякоти имеет различные оттенки желтого и оранжевого, зеленого и розового, пурпурного и даже черного цвета.
  • Один стебель кактуса удерживает на себе до пятидесяти плодов, а с одного гектара собирают около двадцати тонн ценного урожая.

  • Сердцевина молодой финиковой пальмы является изысканным, но дорогим лакомством, потому что его добывание ведет к гибели дерева.
  • На месте среза соцветия или стебля финиковой пальмы выделяется до трех литров сока в день. А если срез обновлять, то сок можно будет собирать не меньше трех месяцев, что составит в среднем 270 литров. Когда-то из сока делали сахар или вино «лакби».
  • Сок свежих фиников идет на приготовление финикового меда или вина.
  • Косточки фиников вполне заменяют кофе, если их поджарить и смолоть.
  • Арабы кормят финиками своих животных, и даже собак.
  • Урожай фиников с одной пальмы составляет от 100 до 250 килограммов.
  • Собранный урожай фиников раскладывают на земле для сушки, а потом зарывают их в песок для хранения. В пеке финики могут пролежать два года.
  • Прессованные финики называют хлебом пустыни» — «аджуэ», и берут с собой в дорогу.
  • Орех кокоса чем-то похож на мордочку обезьяны, а мартышка по-португальски – «коко».
  • Картофель разводили раньше в качестве цветка и возделывали его на клумбах перед дворцами.
  • Морковь известна в качестве съедобного корнеплода в течение четырех тысяч лет.
  • В Китае и Японии возделывают морковь длиной до метра.
  • В древнем мире петрушка означала печаль, и ее вплетали в венки, как символ горя.
  • Лук становится румяным при поджаривании благодаря содержащемуся в его соке сахару.
  • Если пожевать в течение трех минут кусочек лука, он убьет все бактерии, находящиеся во рту.
  • Молодые соцветия подсолнечника когда-то кушали в Англии с растительным маслом и уксусом.
  • Раздвоенные усики на ветвях винограда делают вращательные движения, совершая полный оборот за два часа. А сама верхушка молодой ветки винограда, по наблюдениям Чарльза Дарвина, делает оборот за четыре часа.