В современном обществе одной из наиболее важных проблем современной системы образования является ее доступность, в том числе для социальных групп с ограниченными стартовыми условиями.
Особо важное место среди них занимают дети-инвалиды. В общеобразовательной школе на сегодняшний день нередко возникают препятствия для получения ими высококачественного образования. Связаны они прежде всего с социальным неравенством. Проводимые уже в течение почти 50 лет в странах Европы и России масштабные исследования доказывают, что пока что образование больше подчеркивает социальную дискриминацию, чем способствует ее искоренению. Ответственность за уровень образования прежде всего лежит на учителях, в результате они склонны максимальное внимание уделять способным ученикам, а дети с инвалидностью оказываются на нижней ступеньке негласной школьной иерархии.
Исследования социологов выявили факты ущемления прав детей с ограниченными возможностями и вне стен школы. В большинстве учебных заведений создаются условия для сохранения и воспроизведения неравенства. Можно уверенно сказать, что образовательная система отражает и социальные, и классовые различия, которые существуют за ее пределами. Самое сильное влияние на результаты обучения оказывают семейные и социальные обстоятельства, что в дальнейшем определяет также уровень доходов. Результативность образования во многом зависит от социального происхождения ребенка, которое и лежит в основе неравенства. Все эти исследования привели к выводу о необходимости создания системы инклюзивного образования для детей из разных групп и слоев, включая и учеников-инвалидов.
Термином “инклюзивное образование” называют развитие системы общего образования в направлении доступности для всех детей и приспособления к особым нуждам школьников с ограниченными возможностями или особыми потребностями. Данная система развивает методологию, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума со своими потребностями в процессе обучения. Для соответствия требованиям различных категорий учащихся она должна обладать достаточной гибкостью. Инклюзивное образование необходимо внедрять в рамках общеобразовательной школы, что окажет положительное воздействие не только на статус детей-инвалидов, но и на всех остальных учащихся.
Во многих странах уже напротяжении почти 40 лет разрабатываются и внедряются нормативные акты, которые направлены на расширение образовательных возможностей детей с инвалидностью. Работа ведется в основном в следующих направлениях: меры по расширению доступа к образованию, интеграция, инклюзия (включение), мэйнстриминг, который предполагает включение детей-инвалидов в классы общеобразовательной школы и их общение с ровесниками во время праздничных мероприятий, в рамках досуговых программ с целью получения образования и расширения возможностей социальных контактов.
Для достижения интеграции ведется работа в направлении приведения потребностей детей-инвалидов в соответствие с системой общего образования, которая сама не меняется. Дети с ограниченными физическими или психическими возможностями могут посещать обычные школы, однако не обязаны учиться в тех классах, что и все остальные дети.
Что касается инклюзии, то она подразумевает перепланировку и реформирование помещений для приведения в соответствие потребностям, требованиям и нуждам абсолютно всех детей. Инклюзивное образование включает в себя также меры по приведению континуума сервисов (включая образовательную среду) в соответствие с потребностями детей с ограниченными возможностями. Данный принцип означает, что всех без исключения учеников с самого начала необходимо интегрировать в социальную и образовательную жизнь учебного учреждения по месту их жительства.
Одной из основных задач школы инклюзивного типа является построение системы, удовлетворяющей потребностям всех без исключения. В учебных заведениях подобного типа не только дети-инвалиды, но и все остальные получают поддержку, позволяющую им реализовать себя, чувствовать уверенность, собственную значимость. Главной целью такой школы является не образование само по себе, а обеспечение полноценной социальной жизни, активного общения со сверстниками, взаимопомощи. Все это позволяет учащимся развиваться в результате общения, принятия совместных решений касательно управления учебными процессами и остальными областями школьной жизни.
Преподаватели, имеющие определенный опыт работы в общеобразовательных школах инклюзивного типа, предлагают такие меры интеграции:
Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения. В конце 90-х годов прошлого века были опубликованы статьи о задачах самоорганизации семей с детьми-инвалидами, социальной активности инвалидов старшей возрастной группы и защитников их прав. В них указывалось на необходимость давать детям с ограниченными возможностями больше жизненных шансов и выходить за рамки чисто медицинского подхода к реабилитации и социальной защищенности этой группы.
Благодаря данным работам начались активные споры о правах детей с инвалидностью на получение образования в наиболее благоприятных для их социальной интеграции условиях. Помимо этого, исследуется и аспект эффективности инклюзивного варианта образования на основе изучения финансовых затрат, а также итогов академической успеваемости. В европейских странах и США общеобразовательные школы крайне заинтересованы в инклюзии по возможности большего количества детей с ограниченными возможностями, поскольку получают на них солидное финансирование со стороны государства.
В качестве подведения итогов западного опыта можно с уверенностью сказать, что во многих странах понимание важности интеграции детей-инвалидов уже достигнуто на государственном уровне. Основные принципы инклюзивного образования изложены в монографиях, научных журналах, учебниках, практических пособиях для учителей, социальных работников, врачей, политиков, поскольку решение данной задачи возможно только при всестороннем подходе.
Практика показывает, что изменения организационного и методического характера, которые осуществляются для улучшения положения особой категории детей (в данном случае инвалидов) приводят к изменениям, приводящим к оптимизации образовательной системы в целом. Для России данные проблемы особенно сложны и актуальны с учетом резко возросшего количества детей, которые имеют инвалидность. На фоне реформы всей образовательной системы и под воздействием установившихся рыночных отношений происходит трансформация учебных заведений самых различных уровней, при которых непременно должна учитываться необходимость инклюзивного образования, несмотря на резкое расхождение мнений по этому вопросу в разных слоях общества.
Довольно значима роль совместного (инклюзивного) образования, которая позволяет в большой степени сократить маргинализацию детей-инвалидов. Но перед его применением на практике стоит множество преград: это и проблемы с организацией, и создание безбарьерной среды (одноэтажных зданий для школ, пандусов, наличие сурдопереводчиков, специальное оборудование мест для общего пользования). Необходимо учитывать также преграды социального характера: существующие в обществе стереотипное мышление и предрассудки, готовность преподавательского состава обучать детей с ограниченными возможностями и готовность самих детей и их родителей принимать данную форму образовательной системы.
Были проведены исследования для выяснения отношения преподавателей, родителей и самих школьников к вопросу совместного обучения со школьниками, испытывающими трудности с передвижением, имеющими различные нарушения умственного развития, зрения, речи. На основе полученных данных стало ясно, что обычные учащиеся легче всего устанавливают контакты с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательной системы или страдают задержкой умственного развития. С трудом налаживались связи со школьниками с нарушениями зрения, речи или слуха. Общая картина такова: примерно 70% опрошенных проявили большую или меньшую степень осведомленности о проблеме “Дети-инвалиды в школе”. Всего около 1/3 всех учащихся лично контактировали с ребенком, имеющим отклонения в развитии, и это также является следствием неправильной организации системы образования.
Респонденты – ученики проявили большую готовность учиться в одном классе с больными детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Меньше всего терпимости было проявлено по отношению к детям с проблемами со слухом или зрением. И минимальная степень толерантности была выражена в отношении детей, которые отстают в умственном развитии: более 50% учеников выразило свое нежелание сидеть с ними за одной партой.
Очевиден тот факт, что в данном случае речь идет о проявлении укоренившегося стереотипа, который создает непреодолимый барьер на пути интеграции детей в среду своих сверстников. Несмотря на приведенную статистику, в обществе наблюдается устойчивая тенденция к принятию закона о равных правах детей-инвалидов. Данная точка зрения особенно характерна для тех, кто имел возможность один раз или периодически лично контактировать с ними.
Большинство опрошенных родителей считают, что образовательная интеграция с больными детьми вполне возможна и даже необходима, однако среди учителей такого же мнения придерживаются не более 40%, причем опять-таки наименьшая терпимость была выражена по отношению к тем детям, которые имели нарушения речи, слуха или зрения. Очень низкий процент учителей выразил свою готовность работать с такими школьниками наравне с обычными.
Статистика ясно показывает необходимость дополнительной переподготовки преподавательского состава в случае расширения сферы инклюзивного образования детей с отклонениями. Всего лишь 1/5 часть часть учителей считают, что их уровень квалификации позволит работать с детьми с особыми потребностями. Даже при существующих на сегодняшний день мизерных (пока что) масштабах интеграции необходимость переподготовки преподавательского состава и социальных учителей очевидна. В настоящее время существует много препятствий на пути включения детей с отклонениями в обычную школу. В этом вопросе родители и преподаватели выразили солидарность.
Самым значиным из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается и школьных зданий и классов, и преподавательского состава, и наличия профессионалов с необходимой квалификацией (сурдопереводчиков, логопедов и т.д.).
Для учителей большое значение имеет также отсутствие необходимых образовательных программ, недостаточный уровень собственной подготовленности, а также нехватка финансирования и неразработанность специального нормативного обеспечения. Для создания равных возможностей одной документации, конечно, недостаточно: необходимо создание особой среды образования, наличие персонального наставника, а также специальных лифтов, транспортеров, особых клавиатур для детей с проблемами со зрением, приборов для учеников с нарушениями слуха.
Все эти вопросы должны решаться на государственном уровне путем утверждения стандарта реабилитации детей-инвалидов для создания условий с целью получения ими общего образования.
Индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43). Обучение детей-инвалидов производится в общеобразовательных школах, специальных коррекционных учебных заведениях, на дому: дистанционным методом или путем семейного воспитания. Инвалидам детства также предоставляется право обучаться в музыкальных и художественных школах на бесплатной основе.
Для получения специального образования инвалидам предоставляются льготы при поступлении в профессиональные училища, техникумы, высшие учебные заведения. Единственным, но значительным ограничением для обучения детей-инвалидов является состояние здоровья. Согласно заключению медицинской психиатрической и педагогической экспертизы инвалиды детства определяются в специализированные учебные заведения для обучения детей со следующими нарушениями:
При имеющихся нарушениях интеллектуального развития предусмотрено обучение детей-инвалидов в специальной школе-интернате по особой методике специально подготовленными преподавателями.
Так или иначе, ни один инвалид детства не может остаться без образования, независимо от характера заболевания.
Средние общеобразовательные учебные заведения не имеют права отказывать в приеме детям инвалидам, тем не менее школы не обязаны создавать специальные условия для учеников с ограниченными возможностями. Педагоги не разрабатывают специальных учебных программ, не привлекают к процессу обучения детей-инвалидов в школе специалистов: дефектологов, логопедов, массажистов и пр. Частные школы имеют право принимать инвалидов, но не обязаны это делать.
Дети-инвалиды, не страдающие задержкой умственного развития, как правило, не имеют проблем с усвоением школьного материала. На первый план для таких учеников выступает проблема общения со сверстниками. Детская психология значительно отличается от взрослой, ученики могут «организовать» инвалиду невыносимые условия не только в плане обучения, но и в жизнедеятельности. Тем временем руководство среднего общеобразовательного учебного заведения не имеет возможности создания благоприятных условий для детей с ограниченными физическими возможностями. В штате средней школы не предусмотрена работа психолога, прямой обязанностью которого является создание необходимого микроклимата в коллективе.
Подобные условия созданы в коррекционных школах, в которые ребенок направляется только с согласия родителей.
Обучение на дому детей-инвалидов
В тех случаях, когда родители не желают, чтобы их ребенок учился в коррекционной или общеобразовательной школе, предусмотрена возможность получения среднего образования на дому.
Для обучения на дому детей-инвалидов существует две формы преподавания:
Семейное обучение не предполагает участия в образовательном процессе учителей из общей школы. Образованием ребенка занимаются его родители: самостоятельно либо с привлечением преподавателей. В этом случае семье выплачивается денежная компенсация, включающая затраты на обучение и воспитание. Если же решением комиссии ребенок нуждается в учебе в коррекционной школе, размер компенсации увеличивается согласно существующим нормативам. Между родителями и школой заключается договор, который предусматривает проведение промежуточной аттестации знаний. В случае отрицательных результатов договор расторгается, а компенсация подлежит возврату.
Надомная форма обучения детей-инвалидов предусматривает выплаты на двухразовые горячие обеды, труд прикрепленных учителей школы оплачивает государство. Преподаватели также проводят занятия с ребенком на дому и проводят аттестацию, в ходе которой предусмотрены итоговые экзамены по определенным предметам.
Ребенок, обучаясь дома, получает полное образование, уровень которого не отличается от общего.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Для обучения инвалидов с детства существует несколько моделей дистанционного обучения:
Учебно-методический комплекс дистанционных технологий составляется с учетом плана школы и программ предметов по отдельным дисциплинам. Вся информация находится в открытом доступе как для учеников и родителей, так и для преподавателей. С этой целью разработаны комплекты электронных ресурсов.
Дистанционное обучение детей-инвалидов предусматривает постоянную связь преподавателя с учеником, независимо от расстояния между ними. Использование нескольких средств общения способствует успеваемости. Ребенок-инвалид имеет возможность в любое время задать вопрос учителю и получить на него исчерпывающий ответ.
Важное достижение дистанционного обучения – возможность соединения нескольких детей-инвалидов для проведения уроков в режиме он-лайн. Ребенок с ограниченными возможностями не чувствует себя одиноким и приучается к работе в команде. Аттестации знаний, согласно индивидуальным программам обучения детей-инвалидов, проводятся с использованием электронного контроля знаний, что практически исключает субъективность оценок. Одновременно дети-инвалиды получают навыки работы с персональным компьютером, осваивают новые информационные технологии.
Контрольная работа проводится согласно графику, утвержденному руководителем учебного центра. Режим очного взаимодействия обеспечивается с помощью специальных компьютерных программ. Ученик устанавливает камеру таким образом, чтобы преподаватель мог видеть рабочее место. Подобный режим полностью исключает использование подсказок как в устной, так и в письменной форме.
Обучающиеся с низким темпом работы выполняют контрольную работу в несколько этапов. Учителя не имеют права нагнетать обстановку, преувеличивая значимость прохождения аттестации.
Вступительные экзамены в среднетехнические и высшие учебные заведения для инвалидов проводятся на особых условиях. Абитуриентам предоставляется дополнительное время на подготовку в течение полутора часов независимо от формы сдачи экзамена: письменной или устной. Обучение детей-инвалидов в высших и среднетехнических учебных заведениях также проводится по индивидуальным программам с учетом рекомендаций врачей, психологов и социальных работников.
Инвалидность определяется не состоянием здоровья, а степенью ограничения к трудовой деятельности. Современные технологии позволяют детям инвалидам получить необходимое образование и стать полноценными членами общества.
Ребенок инвалид при достижении определенного возраста имеет возможность ходить в школу. Школа не должна отказывать в приеме ребенка с ограниченными возможностями, но при этом, она не должна создавать особенные условия для него, то есть обучается ребенок так же, как и все дети.
В школе дети-инвалиды имеют некоторые льготы, что проявляется больше в материальных компенсациях и минимальных физических нагрузках. В плане психологической помощи, школа должна предоставлять сеансы психолога, который поможет адаптироваться в коллективе, и проведет беседу с другими детьми класса.
Стоит заметить, что часто дети в школе могут плохо контактировать, в силу того, что ребенок-инвалид не такой, как все. Однако, если в классе хорошая атмосфера и классный руководитель обращает внимание на поведение своих учеников, процесс обучения может проходить довольно результативно.
Ребенок-инвалид имеет право на бесплатное питание в школе, льготные условия сдачи экзаменов, при этом ребенок сам выбирает формат проведения этого экзамена. И также ребенок-инвалид может не посещать уроки физического воспитания, если имеются ограничения на физическую нагрузку.
Вправе выбирать, как именно их ребенок будет получать среднее образование. В случае если ребенок не может посещать школу, выбор становится между двумя вариантами, обучение на дому или в специальном интернате. При обучении на дому, родители должны либо сами проводить занятия с ребенком, либо нанимать учителя, который сможет работать с ребенком в особенных условиях.
При обучении ребенка на дому, родители имеют право на компенсацию затрат в обучении ребенка. Так как по закону каждому ребенку положено бесплатное среднее образование, то государство обязано компенсировать все материальные траты на обучение ребенка, даже если оно происходит в домашних условиях.
Преимуществом такого вида обучения является возможность оградить ребенка от жестоких детей, которые могут причинять моральные травмы ребенку, и возможность получения образования под присмотром родителей.
Так как многие , которые имеют ограниченные возможности, чаще проявляют свои таланты в художественных направлениях, государство дает им возможность бесплатно обучаться в школе искусств.
Такое обучение может проходить как в школе при учебном заведении, так и в тех школах, которые имеют статус самостоятельной художественной школы. Для того чтобы покрыть все расходы на школу искусств, родители просто должны предоставить справку о состоянии здоровья ребенка. Но стоит отметить, что и в таких школах не создаются специальные условия для детей-инвалидов.
Обучение проходит на одних условиях с другими детьми, как в плане требовательности, так и в плане всех удобств.
В школах контрольные работы проводятся на общих основаниях, с ограниченными возможностями пишет ее без каких-либо особых условий. Если же обучение проводится на дому, то ребенок должен связаться с учителем с помощью видеозвонка, и учитель должен видеть все рабочее место ученика.
При этом не разрешается списывать и использовать дополнительные материалы. Если ученик выполняет задания медленно, то контрольная может сдаваться в несколько этапов, при этом учитель не имеет право торопить ребенка.
При поступлении в ВУЗ, ему дается на подготовку к экзамену 90 минут, форма экзамена не может быть разной, устной или письменной.
А после зачисления ребенка на обучение, программа составляется индивидуально для каждого ребенка с ограниченными возможностями, которая согласовывается с психологом и врачами.
Самое главное для родителей , показать, что он такой же, как и все дети, имеет право на образование и дополнительные увлечения в школах искусств. А государство будет способствовать образованию и саморазвитию такого ребенка во всех смыслах.
О выборе школы для ребенка-инвалида на видео:
Напишите свой вопрос в форму ниже Внимание, только СЕГОДНЯ!
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого подхода.
Для каждого нарушения существует своя схема коррекции и развития .
Поэтому школы для таких детей делятся на виды в соответствии с нарушениями в здоровье и его степенью.
Для детей с проблемами здоровья требуются специальные образовательные программы.
К сожалению, в последние годы эта проблема становится актуальнее, так как число и детей с ОВЗ только растет. Закон «Об образовании» предусматривает равные возможности в получении образования для всех несовершеннолетних, независимо от состояния здоровья и нарушений их психофизического состояния. Обеспечить им эту возможность призваны специальные коррекционные учебные заведения.
Особенность таких учреждений состоит в том, что для обучаемых в них создается особая развивающая среда, которая способствует получению образования, соответствующему специальной программе. Кроме того, здесь применяются специфические методики воспитания и развития, созданы все условия для лечения и исправления нарушений развития. Большое значение придается социализации таких деток, их самореализации в профессиональной или социальной деятельности.
Направлять ребенка на обучение в такой школе специальная комиссия может только после психолого-медико-педагогического заключения и с согласия его родителей. Каждая школа самостоятельно разрабатывает учебный план , в рамках которого будет реализовывать программу подготовки учащихся, учитывая особенности их психофизического развития.
Кроме образовательной деятельности в таких школах ученикам обеспечивают полное медицинское и психологическое сопровождение. В штат школы обязательно входят педиатры, врачи-специалисты, психологи. Они помогают педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом нарушений в развитии. Дети при необходимости получают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, для них организуются занятия лечебной физкультурой, массаж и другие коррекционные и терапевтические мероприятия.
Школы для детей с ограниченными возможностями могут быть как государственными, так и частными . По решению комиссии ребенок может быть переведен в обычную общеобразовательную школу, если в ней созданы все условия для работы с такими малышами. В последние годы большое распространение получила форма инклюзивного образования , когда дети с нарушениями в развитии учатся совместно со здоровыми.
Для детей с особенностями развития существуют несколько типов образовательных учреждений.
В зависимости от видов и степени нарушений психофизического здоровья учащегося такие заведения делятся на 8 видов.
Здесь педагоги и воспитатели, совместно с врачами-специалистами и психологами занимаются воспитанием, обучением, социализацией и профессиональной подготовкой детей с полным отсутствием слуха.
Главное внимание уделяется формированию навыков логического мышления, развитию вербальной речи, расширению речевой практики.
Много работы проводится для развития и максимально возможного сохранения остаточного слуха. Дети занимаются в школе в течение 12 лет в классах, численностью не более 12 человек.
Главная задача специалистов, работающих в таких школах, – это преодоление и коррекция последствий, связанных с нарушениями или потерей слуха.
Педагоги должны стимулировать развитие речи, сформировать навыки чтения с губ. В таких школах дети занимаются на двух отделениях.
В первом – имеющие небольшие проблемы, связанные с нарушением слуха, такие как дисграфия и дислексия, фонетико-фонематические отклонения в речи.
На другом отделении занимаются с учащимися, имеющими большими проблемы в развитии речи из-за серьезных нарушений слуха.
В зависимости от степени развития отклонений дети учатся в такой школе от 10 до 12 лет . При успешной коррекции со временем по решению комиссии ребенок может быть переведен в общеобразовательные учреждения.
Здесь учатся дети с полным отсутствием или минимальным остаточным зрением.
Максимальное сохранение остаточного зрения – это то, что ставят своей главной целью сотрудники школы. Обучение построено на тактильно-кинестетическом и слуховом восприятии.
С учениками постоянно контактируют врач-офтальмолог, педиатр и психоневролог. Очень много внимания уделяется тому, чтобы незрячие обучающиеся имели возможность общаться и сотрудничать со зрячими взрослыми и детьми. Это способствует их лучшему развитию и помогает избежать некоторые отклонения.
Обучающие программы здесь соответствуют обычным образовательным школам, но с учетом специфики и особым подходам к физвоспитанию, производственному обучению, черчению и рисованию.
В отличие от школ III типа главная задача , которую решают специалисты этого учреждения, – компенсация нарушения зрения и его по возможности его восстановления. Для этого создается специальный щадящий режим.
Успех обучения и коррекции нарушений зависят от созданных условий . В работе используются специальные технические средства, в том числе аудиозаписи, рельефный наглядный материал, особые технические и оптические средства.
Важно соблюдение требований к освещению, индивидуальному режиму, дозирование зрительных нагрузок.
Это специальные центры, которые могут быть созданы при поликлиниках, в которых логопеды помогают детям и взрослым устранить нарушения речи .
К этому же типу относятся и специализированные детские сады и школы.
Если у ребенка тяжелое нарушение развития речи, которое не дает ему возможность учиться в обычном общеобразовательном заведении, то специальная комиссия дает ему направление на обучение в таком учреждении.
Здесь занимаются лечением и исправлением нарушений в устной и письменной речи. В конце каждого учебного года комиссия оценивает состояние ребенка, если наблюдается улучшение состояния, он может быть направлен на обучение в обычное общеобразовательное учреждение.
В этих школах проводится не только образовательная, но и терапевтическая деятельность.
Главная задача , помимо обучения, это максимальное восстановление двигательных функций организма, преодоление нарушений, профессиональная подготовка и социальная реабилитация таких ребят.
Здесь проводится учебно-воспитательная работа с детьми, отстающими в интеллектуальном и психическом развитии.
Кроме того, проводятся лечебно-воспитательные мероприятия, способствующие устранению причин неуспеваемости в школе.
По итогам каждого года принимается решение о дальнейшем обучении ребенка, его возможности вернуться в общеобразовательную школу или направление в специализированное учебное заведение другого типа.
Главная задача специалистов этой школы – подготовка учащихся к обучению в специальной коррекционной школе.
Кроме воспитательной работы проводятся и терапевтические мероприятия. Много внимания уделяется не только освоению школьной программы, но и получению трудовой специальности, подготовке к профессиональной деятельности, самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Помимо основных школ 8 типов, есть и специализированные школы-интернаты для слепо-глухо-немых детей, центры для учащихся с аутизмом и синдромом Дауна.
В зависимости от типа школы все они разрабатывают свои индивидуальные планы и программы, позволяющие реализовать возможность детей получить доступное образование и медицинскую поддержку.
Однако все они базируются на основных принципах :
На этом строится работа коррекционных школ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большую роль здесь играет индивидуальный подход к каждому ребенку, создание психологического комфорта. В своей работе специалисты таких учебных заведений применяют специальные методы для активации познавательной деятельности, развития устной, письменной речи, формирования учебных навыков.
Большое внимание уделяется восстановлению и укреплению психического здоровья: проводятся занятия и упражнения по снятию напряжения, развития эмоций.
Сегодня в нашей стране успешно функционируют несколько форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Это применение так называемого инклюзивного метода обучения, дистанционные школы, позволяющие детям, находящимся на надомном обучении, интегрироваться в общество. Кроме того, существуют и традиционные учебные заведения для обучающихся с ОВЗ. В крупных городах, помимо государственных, работают частные школы.
В Москве функционируют не менее 10 крупных государственных школ и центров для работы с особыми детьми, созданы корректирующие классы в некоторых общеобразовательных школах, активно применяется и внедряется система инклюзивного образования. Около 10 частных учебных заведений и детских садов также предлагают свои образовательные и коррекционные услуги учащимся с нарушением здоровья.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области подобных заведений, как частных так и государственных, насчитывается около 90. В них принимаются дети с различной степенью нарушений дошкольного и школьного возраста.
Созданы подобные образовательные учреждения во всех регионах страны: в Краснодаре, Казани, в Сибири и т.д.
Пример работы одного из таких учебных заведений представлен в следующем видеосюжете:
Специализированные учреждения представляют собой учебно-воспитательные организации, работа которых направлена на создание образовательного процесса для детей и подростков с отклонениями в психофизическом здоровье. Если говорить проще, в коррекционной школе формируется среда, соответствующая особенностям учащихся.
Спецшколы предназначены для несовершеннолетних с утратой слуха, зрения, задержкой умственного развития, физическими отклонениями и другими особенностями.
Статья 79 закона «Об образовании в РФ» регламентирует создание отдельных развивающих и обучающих программ для детей с ограниченными возможностями либо инвалидностью. Сам же образовательный процесс происходит в специализированных учреждениях либо классах.
Финансирование школ может осуществляться:
Не воспрещается создание школ частными лицами.
В зависимости от типа и степени патологий психофизического здоровья воспитанников выделяют следующие виды коррекционных школ:
Что касается типа спецучрждения, это может быть интернат, реабилитационный центр, специальный детский сад, группы, классы коррекции и другие.
Основные принципы работы специализированных образовательных учреждений:
В обязательном порядке обучение сопровождается медицинской поддержкой со стороны соответствующих специалистов. Предусматриваются физиотерапевтические и спортивные мероприятия, медикаментозное лечение, занятия по укреплению психического здоровья, массаж и прочие процедуры. Родителям особенных детях рекомендуем прочитать статьи о .
Целью коррекционных учреждений выступает формирование социально адаптированной личности при помощи единого развивающего пространства.
Задачами деятельности педагогов выступают:
Выпускник специализированного учреждения должен быть максимально подготовлен к жизни и профессиональной деятельности на уровне специфики собственных возможностей.
Помимо стандартных коррекционных учреждений, набирает популярность совмещенный или инклюзивный способ обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых , а также активно реализуется проект «доступная среда». Также функционируют дистанционные программы. Все больше открывается частных заведений.
Если говорить о крупных городах, например, о Москве, здесь работает около 10 государственных спецучрждений и столько же частных школ. Активно открываются коррекционные классы и группы при обычных образовательных учреждениях. А вот в Санкт-Петербурге реабилитационных организаций около 90. К тому же уровню стремятся Краснодар, Казань и другие города.
Тот факт, что особенные дети не могут обучаться в обычном классе и лучшим вариантом является подбор места в коррекционном учреждении, неоспорим. Лишь так несовершеннолетний гражданин может получить шанс на нормальную жизнь, поскольку методики обучения в школах коррекции направлены на всестороннее развитие личности и ее максимальную социальную адаптацию.