Билет в космос: зачем S7 купила «Морской старт. S7 Group купила плавучий космодром "Морской старт"

29.09.2019

В конце сентября крупнейший частный российский авиаперевозчик S7 Group выкупил у группы Sea Launch примерно за 160 млн долларов активы плавучего космодрома «Морской старт»: корабль Sea Launch Commander, морскую стартовую платформу Odyssey и наземный комплекс в базовом американском порту Лонг-Бич. Одни поспешили назвать главу и совладельца S7 Владислава Филёва недальновидным бизнесменом (в последнее время «Морской старт» приносил только гигантские убытки), которого обвели вокруг пальца, всучив некондицию, другие тут же окрестили русским Илоном Маском. На самом деле и те и другие далеки от истины. Партнеры и друзья отзываются о Владиславе как о предпринимателе, который дотошно просчитывает все риски. Вот и на встрече с «Популярной механикой» Владислав Филев ни на минуту не выпускал из рук карандаша: рисовал схемы, подсчитывал и выдавал по памяти огромный массив цифр. А говорили мы с ним о плавучих космодромах, ракетах-носителях, будущем космонавтики — в общем, о том, о чем мечтали в детстве.

Владислав Филев имеет к космонавтике самое непосредственное отношение: после окончания Военного инженерного института имени А. Ф. Можайского (сейчас Военно-космическая академия) с 1985 по 1993 годы служил в ракетных войсках стратегического назначения в должности военного инженера. И на вопрос о том, считает ли он хорошей идеей приобретение «Морского старта», не раздумывая, отвечает: «Для нашей страны это идея гениальная. Потому что у нас нет территорий для наземного космодрома на экваторе».

При старте с экватора космическая ракета может поднять на орбиту больше полезной нагрузки, эффективно используя скорость вращения Земли. Запуски «Морского старта» производились из экваториальной зоны в Тихом океане вблизи острова Рождества. Первый коммерческий запуск состоялся в октябре 1999 года, последний (на сегодняшний день) — в мае 2014-го.

Опередивший время

Само появление такого проекта, как «Морской старт», можно назвать чудом. С падением «железного занавеса» наша страна очень хотела выйти на мировой рынок космических запусков. Мы обладали колоссальным опытом вывода грузов на орбиту, но ничего не знали о функционировании этого рынка. Кроме того, на Западе нам не очень доверяли, а при упоминании о военной нагрузке вообще прекращали разговор. С другой стороны, США стремительно проигрывали в коммерческих запусках французской компании Aerospatiale, выводящей спутники при помощи ракет-носителей Ariane из района экватора. У американцев не было ни подходящей ракеты-носителя, ни экваториального космодрома. Когда генеральный директор ракетно-космического концерна «Энергия» Юрий Семенов предложил компании Boeing совместную реализацию проекта «Морской старт», это неожиданно нашло поддержку на всех уровнях. Невероятно, но этот фантастический замысел объединил сразу четыре страны: Россию, США, Норвегию и Украину, которые сейчас просто невозможно усадить за один стол. Причем каждая сторона была незаменима.

Украина поставляла «Зенит-3SL» — морскую модификацию самой совершенной на тот момент ракеты-носителя «Зенит-2». Этот комплекс создавался как оружие последнего дня: в чрезвычайной ситуации, когда из строя выведены все спутники, он мог запускать ракеты через каждые 2−6 часов, быстро восстанавливая орбитальную группировку. «Зенит» единственный в мире был способен в автоматическом режиме выполнять предпусковые операции и непосредственно старт — а это необходимое условие для запуска с морской платформы, ведь там не должно быть людей. Самая современная на тот момент система управления определяла положение ракеты в пространстве и выбирала оптимальную траекторию. Уникальные свойства можно перечислять долго. Так как создавали «Зенит» для военных нужд, главным разработчиком было назначено днепропетровское КБ «Южное», а изготовителем — «Южный машиностроительный завод», специализировавшиеся в СССР как раз на боевых ракетах.


Норвежская компания Kvaerner изготавливала морскую часть — сборочно-командное судно Sea Launch Commander и уникальную самоходную погружаемую стартовую платформу Odyssey. Платформа была перестроена из самоходной нефтедобывающей платформы Ocean Odyssey, которую спустили на воду в Японии в 1982 году. Шестью годами позже она сгорела в Северном море и была отстроена заново.

РКК «Энергия» делала для «Зенит-3SL» разгонный блок ДМ-SL и отвечала за монтаж стартового комплекса на платформу Odyssey на Выборгском судостроительном заводе (за основу был взят наземный стартовый комплекс «Зенита» на Байконуре). Помимо этого Россия поставляла в Днепропетровск около 70% комплектующих, включая лучший в то время ракетный двигатель первой ступени РД-171.

Компания Boeing, решавшая все вопросы маркетинга и поиска зарубежных заказчиков, разработала и изготавливала носовой блок полезного груза с обтекателем. Западные заказчики как огня боялись утечек секретных технологий. Отсек полезного груза собирался в здании берегового комплекса в порту Лонг-Бич без доступа российских специалистов и герметично запечатывался. Только после этого он стыковался с ракетой-носителем, которая морем доставлялась в Лонг-Бич из украинского Николаева.


Мы перечисляем все это настолько подробно, чтобы дать хотя бы поверхностное представление о беспрецедентной сложности международной кооперации в проекте «Морской старт», первоначальные расходы на который превысили 3,5 млрд долларов. Тем не менее компании не удалось обеспечить рентабельность проекта, и в 2009 году она обанкротилась, почти все акции выкупила РКК «Энергия» и после многочисленных попыток реанимации продала проект Владиславу Филеву.

Без альтернативы

Главная проблема нынешнего «Морского старта» не в маркетинге, а в том, что ракета-носитель производится на Украине и заменить ее невозможно: «Зенит-3SL» подходит к стартовому комплексу как ключ к замку. Однако оптимист Филев считает это удачей: если бы Россия с Украиной не поссорились, его бы к этому комплексу и близко не подпустили. Для S7 Group «Морской старт» — входной билет в космический бизнес. Вход в тему за такую небольшую сумму — это удача. «Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, — говорит Владислав, — и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone». Благотворительностью покупку космодрома он не считает, а рассматривает ее как коммерческий проект, перечисляя аргументы. Первое — это наличие готового, очень современного даже по сегодняшним меркам стартового комплекса. Второе — существование серьезного задела. Третье — отсутствие тяжелой ракеты в стране. России все равно нужно выводить грузы на орбиту, особенно гражданские — военные забрасывает сверхдорогая «Ангара». Научные и коммерческие задачи надо будет решать по‑другому.


В отношении «Зенитов» Владислав Филев придерживается осторожного оптимизма. Да, «Морской старт» заточен строго под «Зениты», и производить их могут только в Днепропетровске. Но космическая тематика всегда была в стороне от политики. Например, какими бы натянутыми ни были отношения между СССР и США, сотрудничество по космическим программам не прекращалось никогда. «Космос может оказаться той самой ниточкой, которая будет связывать Россию и Украину, — улыбается Филев, — я надеюсь, что он останется той отраслью, где кооперация еще возможна». Другой довод Филева — семейство ракетных двигателей РД-171, которые производят в Химках на НПО «Энергомаш» по сложнейшим технологиям Rocket Science. Разработанный в конце 70-х, этот двигатель и сейчас вне конкуренции, недаром же американцы ставят созданные на его основе двигатели РД-180 и РД-181 на свои ракеты-носители: США до сих пор не могут разработать аналогов. Собственно, сейчас Штаты и являются единственным заказчиком этого семейства: у России после распада СССР нет своего носителя под передовой ракетный двигатель. Американцы периодически грозят прекратить закупки. И если это произойдет, России надо будет либо закрыть завод, либо договориться с Украиной, считает Филев. Да и у Украины тоже нет альтернативы.

К копированию «Зенита» на российских предприятиях Филев относится скептически. «Зачем повторять ту же самую ракету через сорок лет? — усмехается он. — Все равно потребуется заложить новые элементы и решения, которые позволили бы новой ракете быть лучше, дешевле, эффективней. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Однако нельзя оставить комплекс и ждать, когда сделают новую ракету, по трем причинам. Первое — мы потеряем технологии. Второе — людей. Третье — когда мы наконец сделаем ракету, рынок будет занят. «Зенит» для нас ключевой элемент, который не позволит вытеснить нас с рынка».

Нам нужен ракетный Т-34

Владислав Филев не любит сравнения с Илоном Маском и не разделяет его увлеченность многоразовыми ракетами. Мы уже это проходили: и боковые ускорители «Энергии» изначально проектировались как многоразовые, и тот самый легендарный РД-171 сконструирован на двадцать включений. С точки зрения экономики все это не работает. В двигателе после возвращения многое надо менять — и сопло, и камеру сгорания. Остается только насос высокого давления. И если посчитать, то он не стоит затрат на возвращение. С другой стороны, Филев считает, что одноразовую ракету-носитель можно сделать сильно дешевле. Стоимость изготовления немцами первоклассного редуктора с точностью в 20 мк (в 30 раз тоньше человеческого волоса) мелкосерийным способом сейчас составляет 50 евро за 1 кг. Стоимость современного авиадвигателя, например CFM56, — 4000 долларов за 1 кг. А ракетный двигатель производится по цене около 1000 долларов. Владислав Филев считает, что если их производить не мелкой серией, а на потоке, то стоимость можно опустить до 500 долларов и ниже. «Для этого надо делать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. — Филев тщательно подыскивает слова. — Нам нужен ракетный Т-34. Который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями».


Гибридные гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели SABRE будут использовать кислород из воздуха при полете в нижних слоях атмосферы и жидкий — из топливных баков — на высоте. Разработчики из Reaction Engines Ltd. планируют устанавливать их на космопланы Skylon, которые смогут достигать орбиты на одной ступени и в разы дешевле, чем сегодня.


Не самолет и не ракета

Но это все настоящее. Когда мы начинаем говорить о будущем, глаза Филева загораются. После Вернера фон Брауна нового пока ничего не придумано, считает он. Даже революционные МиГ-25 были сделаны в далекие шестидесятые. Сегодня самолеты стали чуть надежней и экономичней, но рывка в характеристиках не произошло. В ракетостроении все даже хуже: ракеты не стали ни экономичнее, ни надежнее, но значительно подорожали. Почти все современные разработки базируются на идеях, выдвинутых еще Вернером фон Брауном. Но есть в мире один эксперимент, который может стать революционным, уничтожить разницу между ракетой и самолетом. Почти четверть века назад три инженера в Rolls-Royce выдвинули идею принципиально нового двигателя Synergistic Air-Breathing Rocket Engine, SABRE, который работает на первом этапе как турбореактивный двигатель, используя в качестве окислителя забортный воздух. На втором этапе полета он действует как прямоточный. И на третьем — как обычный ракетный двигатель, используя внутренний бортовой окислитель. Не получив поддержку в Rolls-Royce, они основали свою компанию Reaction Engines и принялись за разработку. По мере готовности отдельных технологий супердвигателя росли и инвестиции в проект: сначала правительство Великобритании, потом British Aerospace, затем, говорят, Пентагон. Еще недавно основатели Reaction Engines говорили, что первый полет планируется на 2029 год. Сейчас называют уже 2024 год. Этот самолет будет выводить на круговую орбиту 1300 кг. Вот это и есть возможное будущее.

Зачем России нужен проект «Морской старт», и есть ли перспективы у одноразовых ракет?

Владислав Филёв, глава и совладелец компании S7

Я из поколения, которое делало ракеты и огромные космические системы, и мне будет обидно, если после нас потомкам останется только iPhone. Для нашей страны «Морской старт» — это идея гениальная. Потому что у России нет территорий для наземного космодрома на экваторе. Надеюсь, космос останется той отраслью, где возможна международная кооперация. У одноразовых ракет есть будущее, если добиться значительного снижения их стоимости. Я считаю, что наша страна обречена делать ракеты. Надо изготавливать стандартный продукт, производить ракеты, как пирожки. Нам нужен ракетный Т-34, который мы будем массово выпускать и который никто не победит. Нам незачем соревноваться с американцами в возвращаемости, нам нужны пирожки с ракетными двигателями.

Космодром «Морской старт»

Совсем рядом с Островом Рождества, который находится в Тихом океане, располагается довольно необычный космодром. Дело в том, что расположен он не на суше, а на платформе, частично погруженной в воду. Это и есть «Морской старт».


Для чего он предназначен

Как и всякий космодром, «Морской старт» предназначен для запуска космических ракет, а точнее спутников, прикрепленных к ракетам. Но плавучий космодром мобилен, соответственно может оказаться в любом месте, в отличии от наземного. Да и всю оснастку, как и сами ракеты, проще перевозить по воде, чем по суше. Запускают с этой платформы ракетные комплексы «Зенит», которые не имеют на сегодняшний момент аналогов. Благодаря своему оснащению, этот агрегат способен сам определять траекторию своего полета, при этом самостоятельно планируя свое пространственное положение, которое сам же периодически изменяет по необходимости. Ракета имеет связь с компьютером на борту «Морского старта», что позволяет производить очень точную посадку аппарата на выбранной орбите.


Из чего состоит «Морской старт»

«Морской старт» представляет собой два морских специализированных судна. Первое судно - это «Одиссей», стартовая платформа, второе - СКС, сборочно-командное судно.
Платформа «Одиссей» была создана еще в промежутке между 1982 и 1984 годами и служила в сфере нефтедобычи, имея на себе буровую вышку. Но в 1988 году «Одиссей» пострадал от крупного пожара и больше не мог быть использован по прямому назначению. В 1992-1997 на платформе был проведен капитальный ремонт, после чего «Одиссей» был полностью переоборудован для проекта «Морской старт». Стартовая платформа является полупогружным судном
Для того, чтобы максимально обезопасить себя, весь персонал удаляется с платформы на сборочно-командное судно в то время, когда происходит запуск ракеты. Данное судно нигде ранее не использовалось, будучи создано специально для нужд проекта шотландской компанией в тысяча девятьсот девяносто седьмом году, в течении следующего года судно было окончательно оснащено на судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге.
СКС имеет полный комплект системного оборудования, с помощью которого на борту можно производить полный комплекс ракетных испытаний и заправку блока для разгонки, а также производить сбор ракеты. При запуске ракеты на орбиту с этого судна ведется управление всем процессом, после чего в системы СКС поступают все данные передаваемые ракетной системой.Ракетный комплекс, запускаемый с платформы, состоит из ракеты «Зенит-2S». Она в качестве топлива использует сжиженный кислород и керосине, не особо загрязняя атмосферу при запуске, имеет три ступени и способна перевозить до шести тонн нагрузки. Далее идут два блока: разгонный и грузовой. Разгонный блок ДМ-SL был разработан в России, ракета - на Украине, а полезной нагрузкой в грузовом отсеке ведают Соединенные Штаты Америки. Такой вот международный консорциум.
Как создавался «Морской старт»


Что же сподвигло к такому интернациональному объединению? Причина довольно простая. В начале девяностых годов прошлого века на мировой арене рынка космических технологий был один бесспорный лидер - фирма из Франции «Аэроспасьяль». Она занималась запуском космических спутников с плавучего космодрома, пришвартованного в районе Новой Гвинеи, аккурат на экваторе. Америке же хотелось перетащить лидерство в этом прибыльном деле на себя. Бизнесмены понимали, что нужно завести свою морскую платформу, но при этом не разрабатывать новые ракетные носители под это дело, а взять уже существующие и попросту их доработать. Это будет гораздо экономичнее, следовательно принесет больше прибыли. И в тысяча девятьсот девяносто третьем году начались поиски возможных партнеров. Найти их нужно было в сжатые сроки, так как давление конкуренции все нарастало. И после тщательного рассмотрения имеющегося ассортимента ракетных носителей был найден подходящий - «Зенит», который обладал наилучшими характеристиками. Так украинские предприятия «Южное»и «Южмаш» вошли в альянс. Позже к ним присоединилась российская корпорация «Энергия», которая предоставила разгонный блок для ракеты.
В итоге, в 1995 году был создан консорциум нескольких стран, получивший название «Sea Launch Company». Большую часть его акций, около сорока процентов, имела при себе американская компания «Боинг» (точнее, ее ответвление), двадцать пять процентов было закреплено за российской корпорацией и пятнадцать процентов за украинскими предприятиями. А уже через четыре года был произведен первый ракетный запуск, завершившийся успешно. После этого «Морской старт» функционировал непрерывно около десяти лет, проведя в районе трех десятков космических запусков. Но в 2009 году консорциум объявил себя банкротом, так как доходы его оказались в разы меньше расходов. Но «Морской старт» продолжил функционировать. В самом альянсе произошла реорганизация, в результате чего практически все акции оказались у России.

class="eliadunit">


Как происходила подготовка к запуску ракет с платформы «Морского старта»

Техническая база для обслуживания судов «Морского старта» изначально располагалась в Америке, в районе Лонг-Бич. Именно там происходила установка ракеты в вертикальное положение на стартовую площадку «Одиссея», после чего проводят окончательную проверку носителя. Ракета при этом уже соединена с блоком для разгонки и запускаемым спутником, сборку проводили в грузовом отсеке. Затем ее отправляют в ангар и стартовая платформа отправляется к точке старта. Через несколько дней в след за ней отправляется сборочно-командное судно. Встреча двух судов в точке старта происходит почти за неделю до начала процесса запуска ракеты на орбиту - после встречи они останавливаются рядом друг с другом и соединяются мостом для перемещения.
Когда ракета оказывается надежно закрепленной на площадке для запуска на платформе, мост убирается обратно и судна разъезжаются подальше друг от друга. Остается только несколько человек, которые заправляют ракетный носитель горючим топливом - их потом забирает вертолет. После отправки ракеты на орбиту, оба судна отправляются обратно в порт Лонг-Бич.


Проводимые с «Морского старта» запуски ракет

Первый запуск, в качестве демонстрации был проведен в конце марта 1999 года, в середине осени этого года был произведен коммерческий пуск ракеты, первый в истории проекта. На момент середины 2014 года было запущено уже тридцать шесть ракет из них только три прошли неудачно.


По каким критериям выбиралась точка старта?

«Морской старт» расположен аккурат на экваторе. Точка старта имеет координаты (округленно) ноль градусов северной широты и сто пятьдесят четыре градуса западной долготы. Именно в данных условиях ракета запускается с максимальной эффективностью, так как в полной мере использует вращение планеты. Район Тихого океана у острова Рождества удален от судоходных маршрутов, а значит запуск ракет не принесет никому вреда и нет необходимости ориентироваться на расписание движения судов. Погодные условия в этой местности ровные, без резких перепадов, за редким исключением. Были все-таки случаи, примерно пару раз, когда запуск приходилось переносить из-за погоды. В целом же, погодные условия соответствуют идеальным для проведения подобного рода операций.


«Морской старт» сейчас

Космодром работал вплоть до событий, разразившихся на Украине. В 2014 году было решено приостановить функционирование объекта до середины 2015 года. В том же 2014 году было принято решение отказаться от использования ракет «Зенит», заменив их на ракетные носители «Ангара». Аналог «Зенита» был определен в начале 2015 года. Ожидается, что в нынешнем, 2016 году, космодром вновь начнет работать в полную силу.
Ходят слухи о продаже части акций «Морского старта». И последние новости их подтверждают. «Роскосмос» объявил о том, что нашел покупателя на свою долю акций. Правда, подробности сделки руководство компании не разглашает, так же, как и то, кто является покупателем. Ожидалось, что к окончанию апреля станет известно больше информации, но так ничего не прояснилось пока что. Еще одна версия дальнейшего развития космодрома основывается на предположении, что техническую базу для обслуживания судов перенесут к побережью Бразилии. Но эти данные пока не имеют под собой какого-либо подтверждения.

class="eliadunit">

Главная причина, приведшая к созданию плавучего плацдарма - это безусловная выгода при выводе космических объектов на так называемую геостационарную орбиту. На ней, расположенной в плоскости экватора на расстоянии около 36000 километров от поверхности Земли, размещают обычно спутники связи.

Запуск с экватора позволяет не только обойтись без сверхэнергоемких маневров для поворота плоскости орбиты спутника, но и использовать при пуске ракеты-носителя дополнительный прирост скорости за счет вращения Земли. Таким образом, при той же мощности можно вывести гораздо больший полезный груз.

Но нет ни одной страны, расположенной на экваторе, где можно было бы обеспечить столь необходимую для космических запусков стабильность сейсмическую, климатическую и политическую. Отсюда возникла идея создания плавающего, то есть передвижного, космодрома.

Интересно, что проект морского старта дважды обсуждался еще в СССР. Что неудивительно Байконур слишком далеко от экватора, в результате чего тот же «Протон» выводит на геостационарную орбиту только 1800 килограммов, тогда как на траекторию к Марсу около пяти тонн! Однако в итоге проект отвергли как фантастический.

Снова РКК «Энергия» заинтересовалась им, когда ученые начали обдумывать способ выброса в дальний космос радиоактивных отходов. Для этого стала прорабатываться концепция переделки супертанкера в стартовую площадку. В итоге концепция превратилась в одно из самых дерзких инженерных свершений конца XX столетия.

Для осуществления замысла «Морского старта» был создан международный консорциум в составе США, России, Норвегии и Украины. Координация работ была возложена на американскую аэрокосмическую компанию «Боинг». Она же оборудовала всем необходимым порт основного базирования плавучего космодрома в Лонг-Биче. Кроме того, она произвела обтекатели для запускаемых аппаратов. Также «Боинг» обеспечил их сопряжение в единую космическую головную часть, которая, в свою очередь, затем была состыкована с ракетой-носителем.

Главный представитель России в проекте «Морской старт» - ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. СП. Королёва. На нее возложили задачу производства верхней (в данном случае - третьей) ступени носителя, непосредственно выводящую спутник на требуемую орбиту. Этот разгонный блок хорошо себя зарекомендовал в качестве четвертой ступени ракеты «Протон» для запуска межпланетных станций и тех же спутников связи. Для «Морского старта» его, конечно, пришлось доработать. Впрочем, доработке подверглись и прочие составляющие этого международного комплекса.

Корпорация «Энергия» также разработала автоматизированные системы управления подготовкой, пуском и полетом ракеты и измерительный комплекс. Корпорация же координирует создание и монтаж ракетного оборудования в целом.

Кроме «Энергии» в проекте «Морской старт» участвуют КБ транспортного машиностроения, НПО автоматики и приборостроения, НПО «Криогенмаш», КБ транспортно-химического машиностроения, завод «Атоммаш», завод «Арсенал» и другие.

Всем, что связано непосредственно с морской частью проекта, занимается крупнейшая в мире норвежская морская корпорация «Квернер». На принадлежащей ей в шотландском городе Глазго верфи «Квернер-Говен» построено СКС — сборочно-командное судно «Си Лонч Коммандер». Его длина - 203 метра, ширина - 33 метра, водоизмещение - около 30000 тонн. На СКС расположен цех-ангар для сборки ракеты, комплекс автоматизированных систем управления подготовкой и пуском, командный пункт управления полетом и другими системами.

От Украины участие в проекте приняли известное конструкторское бюро «Южное» и днепропетровский завод «Южмаш». Там еще в начале 1980-х годов была создана ступенчатая ракета-носитель «Зенит». Главные ее достоинства помимо хороших энергетических характеристик это высокая экологичность. А экологии уделяется большое внимание в этом проекте. В случае загрязнения океана само осуществление его ставилось под сомнение. В «Зените» используют экологически безвредные компоненты топлива: керосин и жидкий кислород.

Платформу - плавучую стартовую площадку - из Глазго по морю транспортировали в Выборг. Здесь на местном судостроительном заводе смонтировали стартовое оборудование. Для этого использовали гигантский катамаран «Одиссей», построенный несколько лет назад для разработки нефтяных месторождений в море. Водоизмещение этой платформы на ходу - 27,5 тысяч тонн, а в полузатопленном состоянии (перед
стартом) - 46 тысяч тонн.

«На сборочно-командном судне нам надо было смонтировать и испытать свыше 1000 тонн механического, заправочного, электротехнического и другого оборудования, необходимого для сборки ракет "Зенит", их автоматизированной подготовки к старту и управления полетом, - вспоминает заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» и руководитель ее научно-технического центра Валерий Алиев. - На саму же платформу предстояло смонтировать три тысячи тонн сложного стартового оборудования. Порой приходилось работать по 14-15 часов в сутки, корабелы сумели очень многое сделать уже у достроечной стенки. Пришлось кое-что даже доделывать в пути.

На верхней палубе платформы расположен ангар для размещения ракеты, ниже находится оборудование для заправки керосином и жидким кислородом. При старте ракеты огненная струя из сопел двигателей попадает прямо в воду, для чего стартовый стол вывешен за кормой.

После того как сборочно-командное судно и стартовая платформа были полностью оснащены и прошли предварительные испытания на Балтике, их отправили своим ходом в Тихий океан - к западному побережью США. Руководство консорциума отказалось от первоначального плана вести ее вокруг мыса Горн или мыса Доброй Надежды. «Одиссей» отправился через Гибралтар, Суэцкий канал, Сингапур. На борт СКС в Петербурге погрузили два комплекта ракет «Зенит» и два разгонных блока РКК "Энергия", необходимых для вывода спутников на геостационарную орбиту.

Лоцманы были непреклонны: только полное безветрие и штиль. В любую другую погоду они не гарантировали, что гигантский стальной остров, а его высота 58, длина 133, ширина 67 метров, впишется в узкие габариты канала, проходящего по шхерам Выборгского залива.

В итоге платформа благополучно прибыла в калифорнийский город Лонг-Бич, где неподалеку расположены фирмы-производители спутников. Здесь разместилась основная база "Морского старта". Там плавсредства должны заправляться топливом, туда же станут прибывать в разобранном виде ракеты-носители. В дальнейшем их собирают на борту командного судна, а затем перегружают в ангар платформы. В нем, при постоянном контроле условий хранения, ракета находиться в рейсе до места старта.

Для пусков выбрали место примерно на 152-м градусе западной долготы, к югу от Гавайских островов. Согласно статистическим данным, за полтора века этот участок Тихого океана считается специалистами наиболее спокойным.

По прибытии к месту старта платформу при помощи балласта заглубили на 21 метр, чтобы придать дополнительную устойчивость. Теперь на нее не действуют никакие мыслимые волны. Точность положения комплекса поддерживается системой динамического позиционирования. После стабилизации платформы из ее ангара вывозится и устанавливается вертикально ракета-носитель с укрепленным на ней спутником. Выполняет эту операцию автоматизированный транспортер-подъемник, управление которым, как и всеми последующими действиями, ведется с командного судна. Туда же заранее переходит и экипаж платформы, дополнив собою его собственную команду из 230 человек».

«Эта гигантская платформа на больших понтонах на волны совершенно не реагирует, - рассказал руководитель ракетно-космической корпорации «Энергия» имени СП. Королёва Юрий Семенов. - Кроме того, возможность дистанционной подготовки к пуску повышает его безопасность. А старт из пустынной части океана позволяет не беспокоиться, что кому-нибудь на дом упадут отработавшие свое первые ступени ракеты-носителя... Получилось так, что один из самых сложных космических проектов конца XX века - чисто коммерческий, он не использует государственных средств. Финансирование осуществляется из средств самих партнеров, а также за счет кредитов банков.

Экваториальное расположение "Морского старта" позволяет «Зениту» выводить спутники значительно более тяжелые, нежели при старте с Байконура, что существенно удешевляет запуски. Поэтому "Си Лонч" продекларировала цены за запуск на 30-40 миллионов долларов ниже по сравнению с использованием европейской ракеты "Ариан-4", что сразу привлекло внимание заказчиков. Довольно быстро у фирмы "Боинг", которая в "Морском старте" занимается маркетингом, сформировался портфель заказов на тридцать запусков. Это ускорит окупаемость проекта.

Россия уже получила реальную выгоду. Ведь четыре года около тридцати тысяч человек работали для "Морского старта", причем зарплату получали сотрудники предприятий самых бедствующих наших отраслей. Рабочие места даст и продолжение поставок ракет. РКК «Энергия» подготовила четыреста человек для обслуживания "Морского старта" — двойной экипаж с запасом.

В марте 1999 года состоялся первый испытательный пуск ракетно-космической системы "Морской старт". Запуском демонстрационного макета была доказана практическая возможность вывода коммерческих спутников с экватора».

У президента РКК «Энергия» Юрия Семенова есть мечта - создать сугубо российский «Морской старт». Все наши судостроительные верфи наперебой предлагают свои услуги и готовы заменить норвежцев. И технически такой проект вполне выполним в России. Вот только бы деньги нашлись...

Стартовая платформа «Odyssey» и сборочно-командное судно «Sea Launch Commander» в порту

Sea Launch ) - плавучий для запуска модификации «Зенит-3SL» семейства международным консорциумом по эксплуатации космодрома «Морской старт». Точка старта располагается в акватории Тихого океана в точке с координатами 0°00′ с. ш. 154°00′ з. д., вблизи Острова Рождества.

История

Идея морского космодрома состоит в том, чтобы доставлять ракету-носитель по морю на экватор, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения ). Данный способ был использован в 1964-1988 годах в морском космодроме «Сан-Марко», представлявшем собой неподвижную заякоренную платформу вблизи экватора в кенийских территориальных водах.

Компания «Морской старт» была создана для реализации одноименного проекта в 1995 году. Её учредителями стали Boeing , российская РКК «Энергия» , норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш». Летом 2009 года компания «Морской старт» объявила о своем банкротстве, а после реорганизации ведущую роль в проекте получила РКК «Энергия».

Создание консорциума

В 1993 году, после того как стало ясно, что не будет создана более мощная ракета-носитель, чем Scout-2 для космодрома «Сан-Марко» (полезная нагрузка при запусках с «Сан-Марко» не превышала 200 кг), Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившем название «Морской старт».

Международный консорциум Sea Launch Company (SLC) создан в 1995 году. В него входят американская фирма Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), обеспечивающая общее руководство и финансирование (40 % капитала), российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 %) и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kværner (20 %). Штаб-квартира консорциума находится в калифорнийском городе Лонг-Бич. В качестве исполнителей по контрактам привлечены российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин».

Начальная стоимость проекта составляла $3,5 млрд.

Банкротство и реорганизация

22 июня 2009 года компания объявила о своём банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с главой 11 Кодекса США о банкротстве. Согласно данным, указанным в заявлении компании, её активы составляют от 100 до 500 млн долларов, а долги - от 500 млн до 1 млрд долл. По данным издания «Коммерсант», к убыткам привело то, что не удалось обеспечить планируемую интенсивность запусков: первоначально планировалось осуществлять по 2-3 последовательных запуска за один выход на стартовую позицию.

«Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления „Морской старт“ намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития», - сообщила компания.

1 апреля 2010 года совет директоров международного консорциума Sea Launch Company (SLC) принял решение отдать Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» «главную роль» в проекте «Морской старт». В конце июля 2010, по решению суда, Energia Overseas Limited (EOL), являющаяся дочерней компанией корпорации «Энергия», получила 95 % акций консорциума «Морской старт», Boeing - 3 % и Aker Solutions - 2 %.

Прорабатывается проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток.

22 августа 2014 года на фоне боевых действий на востоке Украины было объявлено, что «Морской старт» приостанавливает деятельность до середины 2015 года. В конце декабря 2014 года вице-премьер РФ Д. Рогозин заявил, что скорее всего ракеты «Зенит» больше не будут использоваться в этом проекте, а место США займут страны БРИКС.

По имеющимся сведениям, в январе 2015 года, по результатам заседания совета директоров РКК Энергия, в проекте «Морской старт» предполагается дальнейшее использование тяжёлой ракеты-носителя .

В 2014-2015 гг. российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта 2016 Роскосмосом было сообщено о скором закрытии сделки по продаже проекта. При этом имя покупателя не называется. По сведениям газеты «Коммерсант», новым инвестором Sea Launch может стать совладелец группы S7 Владислав Филёв.

В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже «Морского старта».

В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания Boeing разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Также часть долга планируется списать. Конкретная сумма не называется. Было подписано предварительное соглашение с Boeing об урегулировании спора по «Морскому старту», в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности. Однако для окончательного принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос».

S7

В сентябре 2016 года стало известно, что дочерняя компания «S7 Group» - «С7 космические транспортные системы» станет покупателем и оператором международного проекта «Морской старт».



После того как стало ясно, что не будет создана более мощная ракета-носитель, чем Scout-2 для космодрома «Сан-Марко» (полезная нагрузка при запусках с «Сан-Марко» не превышала 200 кг), Россия и США приступили к консультациям по вопросу о создании проекта, впоследствии получившем название «Морской старт».

«Мы хотим заверить наших заказчиков, поставщиков и партнеров, что после подачи заявления „Морской старт“ намерен продолжить свою деятельность. Реорганизация, согласно главе 11, дает нам возможность продолжить свою деятельность и сконцентрировать усилия на разработке планов нашего дальнейшего развития», - сообщила компания.

Прорабатывается проект перенесения порта базирования и наземной инфраструктуры обслуживания из Лос-Анджелеса в Совгавань или Владивосток .

По имеющимся сведениям, в январе 2015 года, по результатам заседания совета директоров РКК Энергия, в проекте «Морской старт» предполагается дальнейшее использование тяжёлой ракеты-носителя Ангара .

В 2014-2015 гг. российской стороной проводились переговоры с США, Китаем, Бразилией, ОАЭ и Австралией, о продаже проекта. 30 марта Роскосмосом было сообщено о скором закрытии сделки по продаже проекта. При этом имя покупателя не называется. По сведениям газеты «Коммерсант», новым инвестором Sea Launch может стать совладелец группы Владислав Филёв .

В июне 2016 года Роскосмос снова провёл переговоры с Австралией о продаже «Морского старта» .

В августе 2016 года российская ракетно-космическая корпорация «Энергия» и американская компания Boeing разрешили спор по проекту «Морской старт». По условиям предварительного соглашения, российская сторона погасит задолженность, оцениваемую в 330 миллионов долларов, предоставлением услуг и участием в совместных проектах. Также часть долга планируется списать. Конкретная сумма не называется. Было подписано предварительное соглашение с Boeing об урегулировании спора по "Морскому старту", в связи с этим суд в США приостановил все действия по взысканию задолженности. Однако, для окончательного принятия соглашения об урегулировании необходимо, чтобы его утвердил совет директоров «Энергии» и одобрил «Роскосмос» .

В сентябре 2016 года стало известно, что дочерняя компания «S7 Group » - «С7 космические транспортные системы » станет покупателем и оператором международного проекта «Морской старт» .

27 сентября 2016 года был подписан контракт между S7 Group и группой копаний Sea Launch на приобретение корабля и платформы Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземного оборудования в базовом порту (США) и товарного знака Sea Launch. По словам Генерального директора «S7 Group» Владислава Филёва , после окончательного закрытия сделки, которое ожидается завершить через 6 месяцев, инвестиции группы компаний S7 могут составить до $160 млн . . Также, в этот же день 27 сентября было подписано соглашение о сотрудничестве между РКК «Энергия» и S7 Group . Планируется, что проект станет полностью российским. В этом случае управление проектом "Морской старт" будет перенесено из Швейцарии в Москву .

Космические старты

Демонстрационный спутник был запущен 28 марта 1999 года .

В октябре того же года был успешно произведен первый коммерческий запуск.

Ракета-носитель «Сункар» для Морского старта

По состоянию на конец сентября 2016 года, для запусков со стартовой платформы Odyssey рассматриваются разные варианты. Как сообщила пресс-секретарь «S7 Group» Анна Бажина - компания готова сотрудничать по этому вопросу с украинскими коллегами и осуществлять старты на базе ракеты «Зенит». Одновременно с этим прорабатываются другие варианты, в том числе создание новой ракеты. По словам президента РКК «Энергия» Владимира Солнцева - РКК «Энергия» готова ускорить разработку новой ракеты-носителя «Сункар» для запусков с плавучего космодрома «Морской старт». При условии поддержки финансирования создания этой ракеты компанией «S7 Group», новая ракета-носитель «Сункар» может быть создана в течение пяти лет .

Другие РН

См. также

  • Ракета «Sea Dragon »
  • Ракетный подводный крейсер стратегического назначения

Напишите отзыв о статье "Морской старт"

Примечания

  • // 28 сентября 2016
  • д/ф «Суперсооружения: Морской космодром» (National Geographic)
  • на YouTube , Человек и закон , эфир 08.02.2013